Пояснительная записка
Урок представлен по естественно - научному направлению.
Тема урока « Умножение дробей »
Место урока в теме: урок №1 темы «Умножение дробей»
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного их закрепления.
Урок математики в 5-б классе, количество учащихся – 26.
Программа общего образования по математике на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования ( второго поколения) на основе авторской программы Г.В.Дорофеева, И. О. Шарыгина ,С.Б.Суворовой, Е.А. Буминович ,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева, Л.А. Рослова«Математика,5» рассчитана на 5 часов в неделю,т.е.170 часов в год.
Задачи урока :1) образовательные: создать организационные и содержательные условия по обобщению и систематизации знаний о дроби; повторить действия сложения и вычитания дробей и смешанных чисел,сокращение дробей.
Ввести правило умножения обыкновенных дробей, закрепить правило при выполнении заданий. Добиться от учащихся самостоятельного решения поставленных задач с использованием полученных знаний.
2) развивающие: способствовать развитиюмотивации изучения предмета, развивать грамотную математическую речь,активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе решения задач; развивать коммуникативные компетенции.
3) воспитательные: воспитывать настойчивость и целеустремленность, умение оценивать; воспитывать культуру общения; способствовать формированию математической компетенции учащихся.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах), устная, письменная.
Технологии: технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, карточки урока, мел, доска.
Планируемые результаты:
1) Предметные: знать правило умножения дробей, применять полученные знания при решении примеров. Уметь оценивать свою деятельность по заданным критериям.
2) Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний, воспитание культуры личности; развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.
3) Метапредметные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; способствовать приобретению учащимися навыков общения при совместной работе, умения придерживаться в рамках правил; делать выводы на основе обобщения знаний.
Структура урока «открытия» нового знания:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Открытие новых знаний.
5) Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия. Подведение итогов.
Ход урока
1).Организационный этап. Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.
2).Постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности.
Учитель:
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости.
Во-вторых, сегодня мы будем работать под девизом: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух»
А.С.Пушкин
Слайд № 1 (Эпиграф )
Значит, чему будет посвящен наш урок?
Дети: Открытию нового знания
А как вы понимаете, что такое открытие? Были ли открытия в вашей жизни?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель обобщает:
Итак, если человек своим упорством и трудолюбием добивается чего-либо это и есть открытие.
Сегодня на уроке мы тоже попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие.
3).Актуализация опорных знаний.
Ребята, начнем мы нашу работу, как обычно, с устного счета.
Слайд№2 , №3 (Устный счет)
Давайте вспомним:
1).Что значит
«сократить дробь»?
2). Сократите дробь:
;.Ответы:
;
;
;
3).Какую
дробь называют несократимой? Приведите пример.
4).Какая дробь называется неправильной?
5). Выделите целую часть из неправильной дроби:
;. Ответы:2 ; 6; 4 или 4
6). Представьте в виде неправильной дроби число:
3;5; 7.Ответы:; ;
7). Вычислите:
2; 51;
3; 6; 4
Ответы:2 , 9,,2, 2
4).Формулировка темы урока детьми, постановка целей урока.
Учитель:
Итак, немного времени мы потратили на устную работу по изученным темам, но главная часть урока у нас впереди – сегодня мы изучаем новую тему.
Какие же темы мы изучали на предыдущих уроках?
Ответы детей:
Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел.
Учитель:
Что же мы будем изучать сегодня?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Учащиеся:
Умножение дробей.
Учитель:
Запишите дату и тему урока в тетради.
Слайд №4 (Тема урока)
Учитель:
А какие цели мы поставим перед собой?
Ответы детей: Изучить правило умножения дробей;
учиться применять данное правило при нахождении значений выражений, решении задач, уравнений;
уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Учитель:
Итак, ребята, вы назвали и близкие цели- на урок, и далекие – на последующие уроки.
Слайд №5 (Цели урока)
5).Изучение нового материала.
Рассмотреть вводные примеры,поставить проблемную задачу.
Найти S прямоугольника со сторонами 3 м и 4 м Ответы детей: S =3*4=12(м2)
|
Слайд №6
Найти Sпрямоугольника со сторонами м и м
Слайд №7
Учитель: Как это можно сделать?
Слайд №8
Дети с помощью рисунка пытаются объяснить, чему равна площадь, как можно ее найти.
Делают вывод: чтобы найти площадь прямоугольника в этом случае ,надо так же длину умножить на ширину, и она равна , но = .
Итак, получаем:*= =
Учитель:
Теперь, глядя на полученную запись, попробуйте сформулировать правило умножения.
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
Давайте проверим с помощью учебника, верно ли мы думаем? Откройте учебник на стр.207, п. 9.4.
Один учащийся зачитывает правило вслух.
Учитель:
Подведем итог этого этапа урока: с каким правилом вы познакомились?
Кто может записать правило в буквенном виде?
Один учащийся записывает правило на доске, остальные в тетради.
Слайд №9 (Правило, словесная запись и буквенная)
7).Закрепление изученного материала, фронтальная работа учащихся.
Учитель:
Ребята, что нужно делать, чтобы знание перешло в умение?
Ответы детей: Выполнить достаточное количество заданий, используя правило.
Учитель: Верно ,но сначала сделаем небольшую паузу, дадим отдохнуть нашим глазам. Проводится физкультминутка- зарядка для глаз.
Слайд №10 (Пройти 5 раз глазами по знаку бесконечности).
Учитель: А теперь приступим к делу: фронтальное решение упражнений из учебника, страница 208:
№823,. №824
Перед выполнением, обратите внимание: чтобы вычисления были проще, числители и знаменатели дробей нужно перемножать не сразу, а после сокращения на общие множители ( если это возможно)
Слайд №11 (Сокращение при умножении)
Учитель: Итак, ребята, выполняя задания, вы можете пользоваться следующим алгоритмом умножения:
Слайд №12 (Алгоритм умножения )
Дети выполняют задания в тетрадях и у доски, сверяются ответы.
№823(устно), №824-на доске.
Ответы: №823 а) ,б), в), г), д)
№824
а), б) 1, в), г), ,
8). Первичная проверка понимания.
Учитель:
А теперь, ребята, мы поработаем в парах. О чем вы должны помнить, работая в парах?
Выслушивать друг друга , не перебивая;
Рассуждать спокойно,не мешая другим;
Помнить пословицу: «умеешь сам - научи другого ».
Учащиеся работают с карточками, заранее подготовленными учителем.
Время работы ограничено-3 минуты.
Карточки с примерами:
1вариант
1).Вычислите устно и запишите результат:
а) *; б) *; в)*
2) Восстановите записи:
а) *=; б) *=
2 вариант
1).Вычислите устно и запишите результат:
а)*; б); в)*
2).Восстановите записи:
а)*; б)*=
Затем взаимопроверка с помощью ответов.
Слайд№13 (Ответы для взаимопроверки).
9).Итог данного этапа урока, домашнее задание.
Учитель: Ребята, поднимите руки те, кто справился без ошибок? Кто допустил 1-2ошибки? Те ребята, у кого больше 2 ошибок , дома очень внимательно прочитайте текст учебника, рассмотрите примеры. Всем выучить правило умножения из пункта 9.4, выполнить № 292, 294 в рабочей тетради.
10).Рефлексия учебной деятельности.
А теперь, ребята, давайте вспомним цели, которые мы поставили в начале урока.
Можно вернуться к слайду №4.
Слайд№4 (Цели урока)
Поднимите руки те, кто считает, что достиг поставленных целей?
У кого были затруднения? Удалось ли вам их преодолеть? А все ли случаи умножения нами рассмотрены?
Учащиеся замечают, что не рассмотрено умножение на натуральное число, умножение смешанных чисел.
Учитель: Верно, это и будут наши цели на следующие уроки, новые открытия ждут нас!
Слайд№14 (Окончание урока)
А сегодня всем спасибо за работу на уроке, поставьте себе самооценку в дневник.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.