Технологическая карта урока
1. Учитель: Червонцева Ирина Анатольевна МБОУ «Школа №72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов»
2. Класс: 4 «Г»
3. УМК «Перспектива»
4. Предмет: математика
5. Тема урока: Задачи на движение по реке
6. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
7. Цель урока: формирование умения решать задачи на движение по реке.
8. Задачи урока:
Формировать предметное умение: научить детей моделировать и решать задачи на движение по течению реки и против течения
Развивать предметные умения:
научить детей сравнивать движение по течению реки и против течения
Формировать УУД
(Регулятивные УУД) принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия при выполнении практического задания при решении задач, осуществлять самоконтроль; давать самооценку.
(Познавательные УУД): моделировать задачи на движение по реке, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; проводить рефлексию содержанию учебного материала.
(Коммуникативные УУД): уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге.
(Личностные УУД): понимание значения материала в повседневной жизни, мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.
7. Образовательное пространство урока:
- дидактические средства: учебник, тетради
- интерактивная доска, презентация к уроку, приложение на электронном носителе (CD) к учебнику для 4 класса по программе “Перспектива» (авторы ; Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука), карточки с заданиями.
8. Тип урока: урок усвоения новых знаний
9. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Этап урока |
Шаг |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты (предметные) |
Планируемые результаты (метапредметные) |
||||||||||
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
Психологический настрой
|
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь - Наши глаза внимательно смотрят и … видят - Уши внимательно слушают и … слышат - Голова хорошо … думает - Начнём наш урок. |
Дети хором договаривают слова |
|
Мотивировать свои действия(КУУД) |
||||||||||
II. Актуализация знаний |
1.2.Мотивация к учебной деятельности |
-Чтоб работать быстро, ловко Нам нужна ума тренировка!
Арифметический диктант с проверкой по эталону 1. Пассажирский поезд за 6 часов проехал 480 км. Узнай скорость пассажирского поезда? 2. Скорость велосипедиста 16 км/ч. За какое время велосипедист проедет 48 км? 3. Автомобиль ехал 3 ч со скоростью 100 км/ч. Какое расстояние проехал автомобиль? 4. Мышка бежала со скоростью 2 м/с, 18 с. Какое расстояние пробежала мышка? 5. Путь между двумя деревнями мальчик проходит за 5 ч со скоростью 4 км/ч. Найди расстояние между деревнями? Эталон - самопроверка 1. 480 : 6= 80км/ч 2. 48 : 16 = 3ч 3. 100 х 3= 300 км 4. 2 х 18 = 36 м 5. 4 х 5 = 20 км - Оцените себя |
Учащиеся выполняют задание.
Проверка по эталону
Оценивают себя |
Развивать вычислительные навыки
|
Осуществлять самоконтроль (РУУД)
Давать самооценку (РУУД) |
||||||||||
III Самоопределение к деятельности. |
1. Самостоятельное формулирование темы урока, учебной задачи
2.Постановка цели и задач урока
|
– Если урок начат с такого вида задания, какая тема урока? – Чему будем учиться на этом уроке? - Разве мы не умеем? -Раньше решали задачи на движение? - Продолжим? -Послушайте загадку: Вьётся словно лента, В дымке голубой, Может быть спокойной, Может быть волной Тёмной и глубокой, Что не видно дна. Мелкой и прозрачной Может быть она, А в жару купает Нас в своей волне. Что это такое Подскажите мне? (Река) -Какая же связь может быть между рекой и видом движения? - Какое сейчас время года? - Сейчас у нас на улице весна. Появились лужицы и побежали ручьи. Если мы сделаем два бумажных кораблика и пустим один из них в лужу, а второй - в ручей. - Посмотрите на картинки и сделайте вывод. - В луже кораблик будет стоять на месте, а в ручейке - поплывет, так как вода в нем "бежит" к более низкому месту и несет его с собой. - А ещё? - А если мы возьмём не кораблик, не ручей с лужей, а предположим что-то масштабнее? Например? (Катер лодка, корабль….Река, озеро, море...) - Как называется вид транспорта который ходит по воде? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Запишите в тетрадь.
- Какие цели перед собой поставим, как вы думаете?
- Как построим работу?
|
Решении задач на движение
(Умеем)
Ответы учащихся
Кораблик поплывет по луже только в том случае, если мы его подтолкнем или если подует ветер.
Водный
Решении задач на движение по воде (реке).
-Познакомимся с задачами на движение по реке и научимся решать их; -научимся объяснять и обосновывать действия, выбранные для решения задач; -понимать значение математики в повседневной жизни.
- Сначала поймём, что не знаем, а потом постараемся сами найти решение. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Целеполагание (РУУД)
Уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге (КУУД)
|
||||||||||
IV Первичное усвоение новых знаний.
|
1. Пробное действие
|
- Решите задачу: Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч? ВОПРОС???? - возникла проблема - Почему возникло затруднение, есть что-то новенькое? |
Учащиеся объясняют
- 24:10 =??
|
|
Формулирование проблемы (ПУУД)
|
||||||||||
|
2.Постановка проблемы и фиксации затруднения в пробном учебном действии
3. Построение проекта выхода из затруднений.
|
ФИЗМИНУТКА - Давайте разбираться. Какие знания вы применяли для решения проблемы? - Вспомним кораблик, лужу и ручеёк. - А что произойдёт с плотом или лодкой, только конечно не в луже и ручейке. Возьмём водоём по больше. Озеро и река. - В озере они будут стоять на месте. Вода в них не движется и называется как? - Как назовём такое движение? называют движением в стоячей воде. - А лодка может двигаться в озере? (Собственная скорость транспорта) - А в реке – лодка будет плыть. Почему? - Итак, вода в реке движется, а значит имеет свою скорость. И называют ее скоростью течения реки. - Кто из вас плавал в речке? - Кто плавал в реке, помнит, что по течению плыть гораздо легче, чем против течения. Почему? - Потому, что в одну сторону река "помогает" плыть, а в другую - "мешает". Так вот я уточню тему урока: «Решение задач по реке» - Вспомним бумажный кораблик в ручье. Он плыл, потому что вода в нем движется. Такое движение называют движением по течению. А в обратную сторону – движением против течения. -А транспорт двигается за счёт чего? - Сравните: движение по течению – движение против течения. Задание №1 с.90 движение по течению - транспорт будет быстрее идти потому, что… движение против течения - транспорт будет медленнее идти потому, что… - Есть скорость катера и скорость течения реки, значит… Vпо теч. -? Vпр.теч. -? Делаем вывод - формула: Vпо теч. Vпр.теч.Vсоб.Vтеч.
Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч. Vпр.теч. = Vсоб. – Vтеч.
-Итак, что помогает понять транспорт идёт по течению, или против течения? - Значит, вы сейчас ответите быстро. Работа в паре. Задание №2 стр.90
-Делаем вывод. Если решаем задачу на движение по реке, нужно обращать внимание…… - Где мы можем это проверить, подтвердить правильно ли мы думаем? Чтение правила с.90 - Значит, ещё раз, что нужно учитывать при решении задач на движение по реке? Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч. Vпр.теч. = Vсоб. – Vтеч. - А если бумажный кораблик плывёт по ручейку, собственной скорости нет, то, что будем учитывать? - При стоячей воде нужно это делать? |
Формулу движения
В луже кораблик стоял на месте, а в ручейке - плыл, так как вода в нем "бежит"
Стоячая вода.
движением в стоячей воде.
при помощи весел или если она оснащена мотором - то есть за счет своей скорости. Движение реки
- за счет своей скорости. Собственной скорости
Время, затраченное на поездку По течению или против
В учебнике
- Только скорость течения ручейка
- Нет |
Моделировать задачи на движение по реке, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; |
Принимать и сохранять учебную задачу. (РУУД)
Планировать действия при выполнении практического задания при решении задач (РУУД)
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи (ПУУД)
Понимать значение материала в повседневной жизни, мотивировать свои действия (ЛУУД)
применять правила делового сотрудничества(КУУД)
|
||||||||||
V Первичная проверка понимания
|
1. Первичное закрепление во внешней речи.
|
Работа на интерактивной доске Работа с проговариванием- работа в парах, одна пара у доски - Каждую задачу соедини линией с подходящим ответом:
- Вернёмся к нашей задаче, что теперь, кто сможет решить задачу? Что для решения будем использовать? |
- Новое знание |
Уметь сравнивать движение по течению реки и против течения
|
Определить план выполнения заданий. Контроль, коррекция и оценка выполненных действий (РУУД)
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи (ПУУД) |
||||||||||
VI.Первичное закрепление
|
1. Работа с электронным приложением
2.Включение в систему знаний и повторение
|
Учитель показывает материал из электронного приложения к учебнику
Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч? - Кто решил задачу? (Объяснение - Проговаривание) |
Микроитог После просмотра учащиеся ещё раз проговаривают, что такое собственная скорость и скорость течения реки.
Ответы учащихся 1) 24: (10+2)=2ч 2) 24: (10-2)= 3ч 3) 2+3= 5 часов |
Проблемное обучение
Уметь решать задачи на движение по течению реки и против течения |
ПУУД: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи РУУД: определить план выполнения заданий. Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой само регуляции.
С помощью учителя проводить рефлексию содержанию учебного материала Осуществлять самоконтроль (РУУД) |
||||||||||
|
3.Работа по учебнику. |
2. РЕЗЕРВ Решение задачи № 5 с.90- по вариантам |
Учащиеся самостоятельно по вариантам решают задачу. Взаимопроверка-работа в парах.
|
Технология уровневой дифференциации
|
РУУД:Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи. |
||||||||||
VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
|
Печатная тетрадь стр.60 №1,№2,№4 |
|
|
|
||||||||||
III. Рефлексия учебной деятельности |
1. Подведение итогов занятия
|
Выводы: - Как найтиVпо теч. -?- Как найтиVпр.теч.-?- Оцените свою работу на уроке….
|
Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч. Vпр.теч. = Vсоб. – Vтеч.
|
|
Осознанно строить речевое высказывание (ПУУД) Давать самооценку (РУУД) |
Список литературы:
1.
Г.В.Дорофеев,
Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука Математика: учебник для 4 кл.
общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019 г.
2. А.В.Шевкин. Обучение решению текстовых задач в 4 классах. – М.: «Русское слово», 2001г.
3. Т.Н. Ситникова Поурочные разработки по математике к УМК «Перспектива» - М:ВАКО, 2018г.
4. https://nsportal.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.