Тема: Составление таблицы умножения и деления на 9
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о табличном умножении и делении чисел на 9 в процессе решения математических задач.
Актуальная цель: сформировать представление у обучающихся о таблице умножения и деления на 9 в процессе решения математических задач.
Задачи:
Обучающая - моделировать ситуации, раскрывающие смысл умножения и деления на 9, составить таблицу умножения и деления на 9, научить пользоваться ею.
Развивающая - развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.
Воспитательная - воспитывать ответственность.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): уметь составлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею; решать задачи изученных видов.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Регулятивные: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям (определять место цифры в записи двузначного числа).
Личностные (соответствуют поставленным задачам): способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска, сигнальные карточки (смайлики).
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 Указ №286.
Учебник. Математика. Моро М.И., Бантова М.А и др.
Конструкт урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
|
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, пенал. -Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток. -Какие таблицы умножения и деления вы уже знаете и умеете составлять? -Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке. |
Здороваются с учителем. Готовятся к уроку.
Поднимают руку.
-Таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. |
Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя. Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика. Регулятивные: способность к саморегуляции. |
|
-Начнем работать с небольшого математического диктанта. -Открываем тетради и записываем дату. Что для этого нужно сделать? Сколько клеток мы отступаем? -В какой клетке пишем? -Какое сегодня число? -Число 24 однозначное или двузначное? -Значит, как нужно записать это число? -Рядом с числом записываем ноября. Ставим точку. -Отступаем клеточку вниз и пишем «Классная работа». В конце не забываем ставить точку. -Отступаем две клеточки вниз и одну клеточку слева, ставим точку. -Я буду диктовать выражения, а вам необходимо в тетрадь записывать только ответ. Записывайте ответы в строчку, через клеточку. Если затрудняетесь ответить, поставьте прочерк. -Первое выражение: пять увеличили в восемь раз. (5*8=40) -Следующее выражение: первый множитель 6, второй множитель 7, найдите значение произведения (6*7=42) -Далее: восемь умножить на шесть (8*6=48) -Следующее: Найдите значение частного чисел двадцати четырех и восьми (24/8=3) -Делимое равно 28, делитель равен 7, найдите значение частного (28/7=4) -Давайте проверим, что вы написали. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки карандаш. Посмотрите на доску. На доске написаны ответы. Если ответ совпадает, то ставьте под числом плюс, если не совпадает – ставьте минус. Если стоит пропуск, возьмите красный карандаш и запишите вместо пропуска правильный ответ. -Итак, проверили. Теперь, если все ответы правильные, то на полях поставьте улыбающийся смайлик, если стоит 1-2 минуса, ставьте смайлик с сжатыми губками, если больше минусов – то ставьте печальный смайлик. -Поменяйтесь обратно тетрадями. Поднимите руку те, у кого улыбающийся смайлик. -Молодцы, погладьте себя по голове. -Давайте теперь попробуем решить такое выражение: восемь умножить на восемь (9*9). -Можете решить данный пример? -Что возникло у нас? -Где возникло затруднение? -Почему возникло затруднение? |
Записывают в тетрадь дату и классную работу. -Четыре клетки отступаем
- В пятой -Сегодня 24 ноября. -Двузначное
-В двух клеточках
Записывают ответы в тетрадь
-40
-42
-48
-3
-4
Меняются тетрадями и проверяют ответы соседа.
Меняются обратно тетрадями.
Поднимают руки.
Кто-то может ответить, что это 81. Многие затрудняются ответить. Происходит затруднение. -Нет -Затруднение. -В вычислении. -Мы не изучали еще такое. |
Предметные: знают таблицы умножения и деления на 6, 7, 8. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: обобщение знаний. Личностные: умение оценить свое задание. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль, способность к саморегуляции |
|
-Давайте, используя слова «Я не смог это сделать, потому что…» ответим на данный вопрос. Например, Я не смогла это сделать, потому что я не знаю. -А что нужно сделать, чтобы решить данную ситуацию? -Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? |
Ответы учеников
-Нам нужно изучить сегодняшнюю тему. -Мы будем составлять таблицу умножения и деления на 9. |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: осуществлять анализ объектов, делать выводы, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: способность к самоопределению. |
Физкультминутка |
Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. |
Выполняют за учителем движения. |
|
|
Ребята, откроем учебник на странице 65 и прочитаем в начале страницы, что мы будем делать сегодня на уроке. -Поставим пальчик на фишки. Сколько точек на каждой фишке? -Давайте вспомним, как называются числа при умножении? -Ребята, понаблюдайте за числами, что с ними происходит? В качестве первого множителя мы какие числа берем? -Что вы заметили, ребята? -Первый множитель будет все время увеличиваться, а второй множитель? -Давайте посмотрим. Если мы одну фишку возьмем. Девять взять один раз. Какой у нас получится результат? Да, получается значение произведения девять. -Ребята, если мы две таких фишки возьмем, значит сколько у нас получится? Значит, 2 умножить на 9, получится 18. -Если мы возьмем три фишки, то сколько у нас получится? Как мы получили это число -Возьмем четыре фишки, сколько у нас получится? Как мы получили это число? (учитель спрашивает по одному ученику далее эти вопросы) -Возьмем 5 фишек, сколько у нас получится? Как мы получили это число? -Возьмем 6 фишек, сколько у нас получится? Как мы получили это число? -Возьмем 7 фишек, сколько у нас получится? Как мы получили это число? -Возьмем 8 фишек, сколько у нас получится? Как мы получили это число? -Возьмем 5 фишек, сколько у нас получится? Как мы получили это число? -Ребята, поставьте пальчик на рамочку. Почему в этой рамочке меньше примеров, мы ведь с вами перечислили больше? -Рассмотрим внимательно: 9 умножить на 9, получается 81, а случай деления соответствующий: 81 разделить на 9, получается 9. Почему?
-Ребята, хотите я вам расскажу секрет, как легко и быстро умножить число на 9. Для этого возьмем наши ручки. Например, 2 умножим на 9. Начинаем считать с большого пальца левой руки. Считаем: один, два. Досчитали до двух и загнули этот пальчик. До загнутого пальца – это десятки, после – единицы. -Давайте попробуем посчитать. 5 умножить на 9. С какого пальца начинаем считать?
-Что у нас получилось? -Давайте, сейчас попробуем применить полученные знания. |
Открывают учебник на с. 65. Читают еще раз цель урока.
Ставят пальчик на фишки. -На каждой фишке по девять точек. -Первый множитель, второй множитель
-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
-Числа идут по порядку. -А второй множитель – это фишка с числом 9 -9
-Восемь плюс восемь, получится 18.
-27 -Мы 3 умножили на 9
-36 -Мы 4 умножили на 9
-45 -Мы умножили 5 на 9
-54 Мы умножили 6 на 9
-63 Мы 7 умножили на 9
-72 -Мы умножили 8 на 9
-81 Мы 9 умножили на 9
Ставят пальчик на рамочку. -Мы знаем свойство: От перестановки мест множителей, значение произведения не меняется.
-Потому что, 8 умножить на 8 равно 64. Если разделить произведение на первый множитель, получится второй множитель.
-Считаем с большого пальца левой руки. Считаем: один, два, три, четыре, пять. Пятый палец загибаем. Слева десятки, справа – единицы. -45 |
Личностные: проявлять интерес к изучению темы; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность. Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. Предметные: знают таблицу умножения и деления на 9.
|
|
-Поставьте пальчик на №1. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? -Ставим пальчик на первое выражение в первом столбике. 64 разделить на 8, сколько получается? (учитель записывает на доске примеры) -Ставим пальчик на первое выражение во втором столбике. 7 умножить на 7. Сколько получится? -Ставим пальчик на первое выражение в третьем столбике. Давайте его прочитаем. Разность чисел 36 и 28 увеличили в 5 раз. Что мы должны найти первым делом? -Сколько получится? -Следующее какое действие? -Сколько получится? -Ставим пальчик на первое выражение в четвертом столбике. К 36 прибавить частное чисел 24 и 6. Что мы должны найти первым делом? -Сколько получится? -Следующее какое действие? -Сколько получится? -Давайте вместе еще решим выражения во второй строке в каждом столбике. -Ставим пальчик на второе выражение в первом столбике. 72 разделить на 9, сколько получается? -Ставим пальчик на второе выражение во втором столбике. 8 умножить на 8. Сколько получится? -Ставим пальчик на второе выражение в третьем столбике. Давайте его прочитаем. 4 умножить на разность чисел 23 и 16. Что мы должны найти первым делом? -Сколько получится? -Следующее какое действие? -Сколько получится? -Ставим пальчик на второе выражение в четвертом столбике. 45 разделить на 5 и умножить на 9. Что мы должны найти первым делом? -Сколько получится? -Следующее какое действие? -Сколько получится?
-Молодцы ребята, теперь давайте попробуем сами решить другие выражения. Первый вариант – решает третью строку примеров в каждом столбике, а второй вариант – четвертую строку, ваши выражения последние в каждом столбике. -Отступите от последней записи клетку вниз, во второй клетке напишите №1 по середине. После отступите две клетки вниз и одну слева, поставьте точку. Записывайте примеры в столбик, при решении выражения, в котором несколько действий, поставьте над ними порядок решения выражения. Давайте повторим, что мы выполняем в первую очередь? -Если у нас нет скобок в выражении, что выполняем в первую очередь? А после этого? У вас будет три минуты на решение данных выражений.
-Давайте проверим. Возьмите в руки карандаш. Проверяем ответы. Посмотрите на доску. Если ответ правильный – то ставьте плюс рядом с примером, если неправильный – ставьте минус рядом с примером числом. Ответы: 1 вариант: 9, 81, 30, 24. 2 вариант: 7, 36, 20, 64. -У кого все правильно – поднимите руку. -Молодцы. -Поставьте пальчик на №2. Что здесь необходимо сделать? Внимательно прочитайте задание.
-Итак, ребята, что нам нужно сделать? -Поставим пальчик на первое выражение. Прочитайте его. -Как вы считаете, что означает данное выражение?
-Что мы с вами получим, решив данное выражение? -Сколько у нас получится? -Давайте поставим пальчик на второе выражение. Прочитайте его. -Как вы считаете, что означает данное выражение?
-Что мы с вами получим, решив данное выражение? -Сколько у нас получится? -Прочитайте третье выражение. -Что мы с вами найдем данным действием? Сколько получится? -Прочитайте последнее выражение. -Что мы с вами найдем данным действием? -Сколько у нас получится? |
Ставят пальчик. -Нужно решить выражения.
-8
-49
-Нужно из 36 вычесть 28
-8 -Нужно 8 умножить на 5. -40
-Нужно 24 разделить на 6.
-4 -Нужно к 36 прибавить 4 -40
-8
-64
-Нужно из 23 вычесть 16.
-7 -Нужно 4 умножить на 7. -28
-45 разделить на 5
-9 -9 умножить на 9. -81
-В первую очередь выполняем действия в скобках. -Умножение и деление.
-Сложение и вычитание. Выполняют задание. 1 вариант: 2 вариант: 81:9=9 56:8=7 9*9=81 6*6=36 (32-27)*6=30 5*(64-60)=20 18+54:9=24 32:4*8=64
Читают задание. -Девочка принесла для кроликов 27 морковок, а мальчик – 18 морковок. Все морковки они разложили кроликам в клетки, по 9 морковок в каждую. Объясни, что означают выражения: 27:9 18:9 27+18 (27+18):9 Нужно объяснить, что означают выражения. -27 разделить на 9
-Мы количество морковок (27), которые принесла девочка, разделили на количество морковок (9), в одной клетке. -Во сколько клеток девочка положила морковки. -3
-18 разделить на 8 -Мы количество морковок (18), которые принес мальчик, разделили на количество морковок (9), в одной клетке. -Во сколько клеток мальчик положил морковки. -2 -27+18 -Сколько всего морковок принесли мальчик и девочка. -45 -Сумму чисел 27 и 18 разделили на 9. -Найдем, во сколько клеток мальчик с девочкой вместе положили морковки. -5. |
Предметные: решать примеры на умножение и деление на 9, решать задачи в два действия, решать примеры по действиям. Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|
-Ребята. Поставьте пальчик на №6. Что здесь нужно сделать? Прочитайте задание.
-Ребята, что нам нужно сделать?
-Отступаем от последней записи две клетки и записываем №5.
-Ставим цифру 1. Найдем сначала периметр квадрата со стороной 7 см, а потом его площадь.
-Что такое периметр прямоугольника? -Почему в задании написана лишь одна сторона 7 см? -Как найти периметр квадрата рациональным способом? -Как это можно записать? -Давайте запишем. -Сколько у нас получилось? -Какую единицу измерения мы здесь напишем? -Что мы с вами нашли?
- Как найти площадь квадрата?
-Как мы найдем площадь квадрата? -Чему равна площадь квадрата? -Какая здесь единица измерения? -Запишите решение в тетрадь.
-Ставим цифру 2. -Какая теперь сторона у квадрата? -Как найти периметр квадрата рациональным способом? -Как это можно записать? -Давайте запишем. -Сколько у нас получилось? -Какую единицу измерения мы здесь напишем? -Что мы с вами нашли?
- Как найти площадь квадрата?
-Как мы найдем площадь квадрата? -Чему равна площадь квадрата? -Какая здесь единица измерения? -Запишите решение в тетрадь.
-Ставим цифру 3. -Какая теперь сторона у квадрата? -Как найти периметр квадрата рациональным способом? -Как это можно записать? -Давайте запишем. -Сколько у нас получилось? -Какую единицу измерения мы здесь напишем? -Что мы с вами нашли?
- Как найти площадь квадрата?
-Как мы найдем площадь квадрата? -Чему равна площадь квадрата? -Какая здесь единица измерения? -Запишите решение в тетрадь. -Мы нашли периметр и площадь квадратов? Молодцы, ребята. |
Ставят пальчик на №6. -Найди площадь и периметр квадрата, длина стороны которого 7 см; 4 см; 9см. -Найти его площадь и периметр.
-Сумма всех длин сторон квадрата.
-Т.к. в квадрате все стороны равны.
-Умножить длину стороны на количество сторон. - 7*4
-28 -см
-Периметр квадрата.
-Нужно одну сторону квадрата умножить на вторую сторону. -Нужно 7 умножить на 7 -49 -см2 Записывают решение в тетрадь.
Ставят цифру 2 -4 см -Умножить длину стороны на количество сторон. - 4*4
-16 -см
-Периметр квадрата.
-Нужно одну сторону квадрата умножить на вторую сторону. -Нужно 4 умножить на 4 -16 -см2 Записывают решение в тетрадь.
Ставят цифру 3. -9 см -Умножить длину стороны на количество сторон. - 9*4
-36 -см
-Периметр квадрата.
-Нужно одну сторону квадрата умножить на вторую сторону. -Нужно 9 умножить на 9 -81 -см2 Записывают решение в тетрадь. -Да |
Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.
|
|
-Ребята, я вам сейчас выдам листочек, на котором записаны примеры. Вам нужно решить данные примеры. Не забываем подписывать листочек. Листочек подписать с задней стороны. Когда вы решите примеры, вы сдаете листочек мне. За эту работу вы получите отметки. Если у вас будут все ответы правильные – отметка будет 5; если 1-5 ошибки – отметка 4; 5-10 ошибок – это три; больше 10 ошибок – это 2.
(1 столбик – 1 вариант, 2 столбик – 2 вариант) |
Слушают объяснения учителя.
Выполняют самостоятельную работу. Сдают листочки учителю. |
|
|
-Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? -Что вам было трудно сделать на уроке? -Что интересного было на уроке? -Достигли ли мы своей цели? -На столе у вас лежат смайлики разных цветов. Зеленый смайлик – это у вас все получилось, было все понятно. Желтый смайлик – у вас что-то не получилось, были затруднения. И красный смайлик – это у вас ничего не получилось или было слишком сложно. Поднимите вверх тот смайлик, которое соответствует вашему настроению к концу нашего урока. |
-Составляли таблицу умножения и деления на 9, решали выражения. Ответы учеников
Ответы учеников -Да Поднимают смайлик |
Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. |
|
-Ребята, дома вы должны будете выполнить № 3 и задание с вопросом, которое находится под красной чертой в учебнике на странице 65. |
Слушают учителя. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.