‘Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
Ақмола облысының білім басқармасы
Атбасар ауданының білім бөлімі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Акмолинское областное управление образования
ГУ «Отдел образования Атбасарского района»
Подготовила учитель начальных классов:
Майорова Татьяна Николаевна
СШ № 1 им. И. Есенберлина
г. Атбасар
2011 – 2012 учебный год
Майорова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов средней школы – лицея № 1
имени Ильяса Есенберлина, г. Атбасара, Акмолинской области
Дата рождения: 6 июня 1970 года
Образование – высшее, Кокшетауский университет, 2004год,
факультет ПМНО, специальность – учитель начальных классов.
Стаж работы по специальности – 20 лет
Стаж работы в данной должности – 20 лет
Стаж работы в данной организации образования - 13 лет
Категория: первая категория
Класс: 1 «В»
Методическая тема, над которой работает учитель: «Формирование вычислительных навыков у учащихся – важный аспект эффективного обучения младших школьников».
Курсы повышения квалификации:
1. «Содержание и методика во 2 классе 12- летней школы» г. Кокшетау, октябрь 2011г.
2. «Научно – теоретические и методическое обеспечение преподавания предмета «Самопознания»» г. Кокшетау, август 2010г.
3. Курсы по технологии УДЕ г. Атбасар 2012г.
Тема: +2, -2. Приемы вычислений.
Цели: 1. Формировать у учащихся вычислительные навыки сложения и
вычитания числа 2 на основе соответствующих действий с
предметами и опорой на числовой ряд.
2. Развивать мышление, внимание и математическую речь.
3. Воспитывать у учащихся умение прийти на помощь другу.
Оборудование: слайды, числовой ряд, карточки с заданиями, цифровые
веера, схема задачи, фонограмма для физминутки,
раздаточный материал.
Ход урока:
1.Оргмомент.
- Салеметсіңдер ме, балалар! Қайырлы күн, құрметті қонақтар!
- Здравствуйте, дети и уважаемые гости!
- Ребята, сегодня у нас присутствует много гостей.
Поприветствуйте гостей,
Улыбнитесь им дружней.
- Повернулись ко мне.
Чтобы солнце улыбалось,
Улыбнись и ты скорей.
Чтобы время не тянулось,
Позови своих друзей.
На уроке, чтоб не спать,
Надо думать и решать!
- Тихо, красиво сели. Спинки выпрямили.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы его посвятим 20-летию Независимости Республики Казахстан. Своими знаниями, умениями принесем пользу нашей Родине. Мы с вами отправляемся в мультпоход. Что возьмем с собой? (рюкзак, продукты, улыбку, друзей). А что еще необходимо нам расскажут Яша и Настя, когда выполнят свое задание.
- Поход у нас необычный – мультпоход. Поэтому к нам придут гости из известного мультфильма. Вы их узнаете, разгадав числа. Предлагаю игру «Назови число»:
1) Назови число, которое предшествует числу 7? (6)
2) Последующее число числа 8? (9)
3) Назови число, которое стоит между чисел 3 и 5? (4)
4) Какое число на 1 больше, чем 6? (7)
5) Самая лучшая отметка? (5)
6) Назови число, которое больше, чем 1, но меньше, чем 3? (2)
7) Увеличь на 2 число 6? (8)
8) Уменьши число3 на 2? (1)
9) Назови число, которое есть в названии сказки о веселых поросятах? (3)
6, 9, 4, 7, 5, 2, 8, 1, 3.
- Молодцы, вы разгадали все числа. Расставьте их по порядку, и вы прочтете название героев мультфильма.
- Считаем все вместе: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Не открывается слово. Посчитаем обратно: 9, 8 , 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Снова не открывается. Давайте на казахском языке посчитаем от 1 до 9. ( Бір, екі, үш, торт, бес, алты, жеті, сегіз, тоғыз)
- Может какого – то числа не хватает? (да, числа 10)
- Как на казахском будет 10? (он). (Появляется надпись: СМЕШАРИКИ)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
с |
м |
е |
ш |
а |
р |
и |
к |
и |
- Мы отправляемся в мультпоход со Смешариками.
- Молодцы! Яша и Настя тоже выполнили свои задания. Они подсказали нам, что нужно взять с собой в мультпоход знания и умения. А что еще нам пригодится? (смекалка, дружба, находчивость)
3. Устный счет.
(звук сотового телефона, когда приходит смс)
- Ребята, мне пришла смс-ка.
Помогите! Помогите!
Нас Смешариков спасите!
Злой колдун похитил нас,
Помогите нам сейчас!
- Поможем, ребята? Поможем!
Злой волшебник выпустит Смешариков, если вы выполните все его задания, но с условием: за одно задание – одного Смешарика.
- Вы готовы? (Да)
1 задание:
1) 5 ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело
Сколько птиц всех прилетело? (5+2=7)
2) Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились? (4-2=2)
- Правильно, и первым отпустил злой волшебник Ежика. Ежик благодарит вас за спасение. Он предлагает вам порадоваться первой победе - похлопаем себе. (ритмичный счет - 1,3,5,7,9 – ударяем ладошками по столу и говорим число вслух, 2, 4, 6, 8, 10 – хлопают, но число говорят шепотом).
4. Минутка чистописания.
За успехи мы получаем отличные отметки. Какое у нас сегодня число? 5 декабря. Оно у вас записано. Число «5» – самая лучшая отметка у школьников. А месяц декабрь - юбилейный месяц для нашего государства. И наша с вами задача - хорошо учиться. А злой волшебник строит козни дальше. Он превратил одного героя в птицу, которую вы сейчас увидите. Помочь расколдовать поможет ваша внимательность и смекалка. Посмотрите на картину и отгадайте цифру из загадки:
Она на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнет –
Прямо лебедем плывет.
- Это цифра 2. Колдун выпустил Кроша. Давайте покажем Крошу, как правильно писать эту цифру. Начинаем писать чуть ниже середины верхней линии клетки, пишем полуовал в верхнем правом углу, затем пишем наклонную прямую до середины нижней линии клетки и прописываем волнистую линию до нижнего правого угла. Прописали в воздухе вместе со мной.
- А теперь открыли тетради, наклонили их. Пишем цифру 2 через клетку. (2 - это 1 и еще 1) Красиво пишем, следим за осанкой. Крош любит тех, кто старается.
5.
Злой волшебник заколдовал окна снежными узорами, и они закрыли числа в наших примерах.
- Теперь мы не знаем, как правильно их записать и решить.
- Дети, давайте восстановим выражения и сможем спасти Нюшу:
5+1+1= 4-1-1=
- 2=1 + 2=9
Проверка:
- Покажите, сколько получилось в 1 выражении? (7)
- Какое число во 2 выражении? (2)
- Какие ответы у вас получились в 3 примере? (2,3,4)
- А в четвертом примере? (5,6,7)
- Почему в первых двух примерах одинаковые числа, а во вторых ответы разные? (Мы не знаем, как решать, не умеем прибавлять и отнимать число 2)
- Что мы можете рассказать о числе 2? (2- это 1 да еще 1)
- Где стоит число 2 в числовом ряду? (После 1, перед 3, между числами 1 и 3, если к 1 прибавить 1 получится 2)
- Какие вы у меня умники и умницы! Колдун выпустил на свободу Нюшу.
Она очень рада своему освобождению. Нюша предлагает свою помощь.
6. Постановка темы и целей урока:
- Посмотрите, что мы делали в этих примерах? (Мы прибавляли и вычитали).
-Сколько прибавляли? (прибавляли 2)
- А сколько отнимали? (отнимали 2)
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Прибавить 2 и отнять 2)
- Правильно. Тема нашего урока: «Сложение и вычитание числа 2. Приемы вычислений».
- Чему мы должны будем научиться? Какие цели поставим перед собой?
1. Научиться прибавлять и вычитать число 2.
2. Будем думать и решать.
7. Изучение нового материала.
А) Нюша гуляла на поляне и увидела 6 бабочек, потом еще 2 прилетело . Сразу 2 бабочки прилетело или по одной? Сначала одна бабочка, потом еще одна: 6+1 получится 7. 7+1=8. ( Показ на числовом ряду) Значит 6+2=8. На ветке сидело 6 птичек, 2 улетело. Сколько птиц осталось? (6-1=5 и 5-1=4) Значит 6-2=4
Б) Практическая работа: (Работа в парах)
- Нюша принесла яблоки в корзинке. Посчитайте сколько красных яблок? (3)
- Положите 3 красных яблока.
- Посчитайте сколько желтых яблок? (2)
- Положите 2 желтых яблока.
- Как будем прибавлять? Сначала одно яблоко, потом еще одно. 3+1+1=5.
- Сколько всего прибавили? (2) Значит 3+2=5
- Сколько всего яблок в корзинке? (5)
- Нюша проголодалась и съела 2 яблока.
- Как будем отнимать? Отнимем 1 потом еще 1.
- Из 5 отнять один получится 4 и еще отнять 1, получится 3.
- Сколько отняли? (2)
- Значит, от 5 вычесть 2 получится 3.
Вывод: Чтобы к числу прибавить 2, надо к 2 раза прибавить по одному.
Если из числа вычитаем 2, то надо отнять 1, потом еще 1.
- Такое трудное задание выполнили и волшебник выпустил – Кар –карыча.
7. Физминутка.
- Очень мы устали с вами. К нам в гости пришел Барсик.
Барс - символ независимости, а Барсик символ зимней спортивной олимпиады, которая проходила в прошлом году. Он очень дружелюбный.
- Какой праздник приближается? (День Независимости Казахстана)
- Сколько лет Независимости РК? (20 лет)
-За эти 20 лет страна достигла больших результатов среди других стран мира.
Я думаю, мы тоже внесем посильный вклад в дело процветания нашей Родины.
- Барсик предложил нам потренироваться на лесной полянке.
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку
Утром делают зарядку.
Скачут белочки и зайки
1-2-3, 1-2-3.
Скачут, скачут на лужайке
Посмотри, посмотри.
Приподняли плечики
Прыгают кузнечики.
Встали – сели, встали – сели,
Вправо – влево посмотрели.
И за парты тихо сели.
Вместе с Барсиком мы отдохнули. Он помог вызволить из плена Лосяшу и побежал к другим ребятам. А мы с вами продолжаем спасательную операцию.
8. Закрепление изученного материала.
1) Открыли учебники на странице 82.
Вместе с Лосяшей совершим лесную прогулку выполним задание № 2. На нашем пути встретилось бревно.
Используя числовой ряд, реши примеры и расчисти лесную тропинку.
3+2 10-2
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
(Коллективная работа). Мы убрали бревно. А там спрятался Пин. Мы помогли ему выбраться.
9. Самостоятельная работа.
Пин предлагает поиграть в дротики.
Самый меткий и быстрый стрелок получает звездочку.
2) Выполняем задание №1
1 ряд 2ряд 3 ряд
8-2= 6 9-2= 7 4+2= 6
8-1-1=6 9-1-1= 7 4+1+1=6
Проверка:
6 7 6
6 7 6
- Все оказались такими меткими, каждый зарабатывает звездочку.
Мы помогли освободить Совунью. Молодцы!
10. Решение задачи.
Совунья предложила нам помочь решить задачу. А злой волшебник сделал так, что ее подсказки стали неслышимыми. Прийдется такое задание выполнять самим. Слушайте задачу:
Диясхан сделал 3 кормушки для птиц, а Маша сделала 2 кормушки. Сколько всего кормушек сделали дети?
– О чем говорится в задаче? (В задаче говорится, что дети построили кормушки)
- Для чего делают кормушки? А кто уже сделал из вас домик для птиц? Вы тоже можете сделать кормушку для птиц вместе с родителями.
- Что известно в задаче? ( Диясхан - 3 кормушки, Маша - 2 кормушки).
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего сделали кормушек?)
- Рисую и объясняю: 3 круга да еще 2 круга объединяю, значит 3 и 2 надо сложить.
- Называю решение: 3+2=5
- Называю ответ: 5 кормушек.
- Мы с вами спасли Бараша.
- Молодцы!
- Сколько друзей мы с вами спасли? (8)
-Вы настоящие спасатели и настоящие друзья. На вас можно положиться в трудную минуту.
11. Подведение итогов урока.
Рефлексия:
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось в уроке?
- Сегодня вы хорошо поработали. Вы у меня просто МОЛОДЦЫ!
- Нарисуйте на смайликах свое настроение. Подарите нашим гостям.
– Урок закончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.