Урок по математике в 6 классе
«Задачи на нахождение дроби от числа».
Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.
2. Научить анализировать, наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений, и их применения к практическим заданиям стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
3. Содействовать рациональной организации труда; воспитывать социальное отношение к учебному труду; развивать творческие способности, самостоятельность, организованность; вырабатывать умение отстаивать свою позицию при выступлении.
Содержание темы: Данная тема программы 6 класса по математике учебников под редакцией Виленкина В.Я., 2007-2014.
Тип урока: Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты и добра.
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого - зло.
II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Начнем мы сегодня наш урок с разгадывания ребуса. СЛАЙД №1
Ученики: Дробь.
Учитель: Правильно, ребята, это слово дробь. Дроби применяются при решении различных типов задач. Я прочитаю вам стихотворение. А вы догадайтесь, какой тип задач, с использованием дроби, мы сегодня будем решать.
Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
- Что это за задачи?
Ученики: Задачи на нахождение дроби от числа. СЛАЙД №2
Учитель: Правильно. Откроем тетради, запишем число, классная работа, тема урока «Задачи на нахождение дроби от числа».
Сегодня на уроке вы ребята будете выполнять различные виды работ. Каждый из вас будет оценивать себя и выставлять оценку в лист самооценки, который лежит у вас на парте.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
-Ребята, какое мировое событие произойдет у нас в 2014 году?
Ученики: Зимние олимпийские игры в Сочи. СЛАЙД №3
Учитель: Сейчас в нашей стране идёт огромная подготовка к этому грандиозному событию, готовятся все – и спортсмены, тренируясь и оттачивая своё мастерство и строители, завершая возведение спортивных объектов, и много разных людей, которые будут задействованы в проведении этих соревнований. Своё мастерство спортсмены покажут на олимпиаде, а вот вы свое мастерство в знании теоретического материала по дробям покажете сейчас.
Я предлагаю сыграть в игру «ЛОТО». Перед вами листы-табло и конверт с карточками. СЛАЙД №4
Задание: разверните табло – это начало высказывания, а вам нужно продолжить высказывания, подставив нужную карточку во второй столбик листа-табло.
Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, нужно:
1) умножить его целую часть на знаменатель дробной части;
2) к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
3) записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо:
1) разделить с остатком числитель на знаменатель;
2) неполное частное будет целой частью
3) остаток (если он есть) дает числитель, а делитель — знаменатель дробной части.
Чтобы сократить дробь, надо
разделить числитель и знаменатель на их общий делитель, отличный от единицы
Чтобы умножить дробь на дробь, надо:
1) найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей;
2) первое произведение записать числителем, а второе — знаменателем.
Для того чтобы выполнить умножение смешанных чисел, надо
их записать в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей.
Чтобы найти дробь от числа, нужно
умножить число на эту дробь.
При умножении дроби на натуральное число нужно
числитель умножить на это число, а знаменатель останется без изменений
Учитель: Проверим, ребята по слайду правильность ответов и проговорим эти правила.
(Ученики читают правила, сверяют ответы).
Оцените свою работу, поставьте себе оценку в лист самооценки в графу «Игра «Лото»
Учитель: А теперь переверните свои карточки, оставив их в своей ячейке. Прочитайте полученное слово.
Ученики: АЙСБЕРГ.
Учитель: Ребята, так называется Дворец Зимнего Спорта в Сочи. Сегодня мы побываем на экскурсии в этом городе и познакомимся с некоторыми олимпийскими объектами.
Итак, Дворец Зимнего Спорта «Айсберг» СЛАЙД №5
Во время зимних Олимпийских игр 2014 здесь будут проходить соревнования по фигурному катанию и соревнования по шорт-треку. Название вызывает ассоциации с архитектурной формой объекта.
Центральный олимпийский стадион «Фишт». СЛАЙД №6
На стадионе будут проведены церемонии открытия и закрытия зимних Олимпийских игр. Фишт назван в честь одной из российских гор. В переводе с адыгейского это означает «белая голова», «белая изморозь» или «седоглавый». А сама гора получила такое название из-за ледника, сияющего на ее вершине.
СЛАЙД №7 «Роза Хутор» – уникальный горнолыжный курорт, расположенный в районе Красной
Поляны. Данный комплекс представляет собой единый объект для проведения соревнований по всем горнолыжным дисциплинам.
СЛАЙД №8
IV. УСТНЫЙ СЧЕТ
Учитель: Название этого спортивного объекта, ребята, придется разгадать вам, решив устно примеры.
СЛАЙД №9
Н Е
Р 0,6*50 А
1* А
Учитель: Какое слово получилось у вас?
Ученики: АРЕНА. СЛАЙД №10
Учитель: Это большая ледовая арена. Данный стадион будет использоваться исключительно для хоккейных баталий. В дизайн объекта заложен образ замерзшей капли. Ночью купол здания будет просвечиваться, а днем - отражать солнечный свет.
Оцените свою работу во время устного счета. Оценку поставьте в графу «Устный счет»
V. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Учитель: Ребята, кто знает, какие виды спорта будут представлены на зимней олимпиаде? СЛАЙД №11
Ученики: лыжные гонки, конькобежный спорт, фигурное катание, хоккей и др.
Учитель: Тема нашего урока «Задачи на нахождение дроби от числа» и я приготовила для вас задачи о зимних видах спорта.
- Как вы думаете задача на какой вид спорта скрывается под первой картинкой?
Ученики: биатлон.
Биатлон – это зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки СЛАЙД №12
ЗАДАЧА№1. Вся дистанция биатлониста составляет 6 км. Спортсмен за промах при стрельбе прошел штрафной круг, который составляет длины дистанции. Чему равен штрафной круг?
- О чем идет речь в задаче?
- Что надо найти в задаче?
- Что говорится о длине штрафного круга?
- А чему равна дистанция?
- К какому типу относится данная задача?
- Каким правилом надо воспользоваться, чтобы ответить на вопрос?
6*
Ответ: км длина штрафного круга.
Учитель: Следующий вид спорта – скелетон. Это зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме. Из-за того, что спортсмен лежит на скелетоне лицом вниз, головой вперед и с вытянутыми вдоль тела руками, скелетон очень напоминает катание на салазках - зимнюю забаву, в которой вы, вероятно, когда-то участвовали и сами. Только скелетон требует намного большего - ведь это около 130 километров в час! СЛАЙД №13
ЗАДАЧА №2. На соревнованиях по скелетону сани должны быть индивидуально подогнаны под физические данные каждого спортсмена. У мужчин максимальный вес саней и спортсмена — 115 кг. Вес саней составляет общего веса. Какой максимальный вес может быть у спортсмена ?
(1 ученик решает задачу у доски)
- О чем идет речь в задаче?
- Что известно по условию задачи?
- Как найти эту массу саней?
- Зная массу саней, как найти массу спортсмена?
1) 115 ● = 45 (кг) вес саней.
2) 115 – 45 = 70 (кг) максимальный вес спортсмена.
Ответ: 70 кг.
Оцените свою работу на этом этапе. Оценку поставьте в графу «Решение задач»
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД №14
1. А теперь проведём физкультминутку, которая поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но заодно вспомнить признаки делимости, нужные при работе с дробями. (Вспомним признаки делимости на "2"; "3"; "5")
Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель показывает числа.
Если число делится на «2», то учащиеся поднимают руки вверх.
Если на "3" - руки разводят в стороны.
Ели на "5" - руки на пояс.
Учитель называет числа: 14; 111; 125; 27; 305; 108.
2. Гимнастика для глаз. Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран поочередно любым цветом: например, желтым, потом зеленым, а теперь любимым цветом. Откройте глаза.
Оцените работу во время физкультминутки.
VII. Работа в парах.
Задание.
Разгадайте молодой вид спорта, включенный в олимпийские дисциплины. СЛАЙД №15
Каждая пара получает задание, решает его и находит ответ на лучике солнышка. Ответу соответствует буква. После того, как все ребята решат свои задачи, найдут букву, мы с вами прочитаем слово.
Слайд №16
Слово Фристайл слайд №17
Фристайл - молодой вид спорта. Фристайл включает: могул, лыжную акробатику и лыжный балет. Могул - спуск на горных лыжах по бугристому склону с обязательным исполнением двух прыжков.
Лыжная акробатика - это два прыжка со специального трамплина с выполнением акробатических элементов.
Поставьте себе оценку за работу в парах.
VIII. Итоги урока
слайд №18
Сегодня на уроке мы показали свое мастерство при работе с дробями
· Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке?
· Чему научились, что вспомнили, повторили?
Выставьте, ребята, себе общую оценку за урок.
Остаётся только ждать наступления заветного 2014 года, ждать и верить, верить в лучшее, а так же в профессионализм и высококлассное мастерство наших спортсменов!
IX. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
СЛАЙД №19
Придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу по теме: «Нахождение дроби от числа». Решение задачи записать в тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.