Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 26 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Технологическая карта урока
Окружающий мир
3 класс
2020 г.
Тема: Природные богатства и труд людей – основа экономики
Дата: 13.02.2020 г.
Тип урока: открытие нового знания
Цель: узнать, что такое природные богатства, для чего они нужны и на какие виды подразделяются
Задачи урока: дать понятия: природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физический труд;
познакомить: с классификацией природных богатств, с планом изучения природных богатств, со значением природных богатств, с трудом людей;
формировать навыки: различий природных богатств, различий труда
установить взаимосвязь между природными богатствами и трудом людей;
познакомить с естественнонаучными методами: наблюдение за значением природных богатств, моделирование классификации природных богатств;
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;
- развитие самостоятельности, инициативности в выборе решения.
Предметные:
-повторить, что такое экономика и узнать, как это связано с природными богатствами
-научиться различать природные богатства
-узнать, что дают человеку природные богатства
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах, практическая работа, самостоятельная работа.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь на печатной основе УМК «Школа России» 3 класс 2 часть
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Самоопределение к деятельности |
Здравствуйте, ребята, смотрю, готовы ли в к уроку, есть ли учебник на парте. Садитесь. |
Приветствуют учителя |
Л: воспринимать речь, обращенную к учащимся |
Проверка домашнего задания |
Начнем наш урок с проверки домашнего задания, 4 человека сдают мне свои тетради на печатной основе. Теперь приступим к устному опросу. Ребята, напомните мне. Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? Верно, тема была посвящена экономике нашей страны. Итак, что же такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей) Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей) Что такое потребность? (Потребность-надобность, нужда в чем-то, требующая удовлетворения.). Приведите примеры человеческих потребностей, которые удовлетворяет природа, а теперь те, которые удовлетворяет экономика. Что такое товар? (Товар - продукт труда, изготовленный для обмена, продажи) Что такое услуга? (Услуга- действие, приносящее пользу, помощь, бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь) приведите мне пример профессий, которые предоставляют товар (которые предоставляют услугу).
|
Вспоминают, о чем говорили на прошлом занятии
Отвечают на вопросы учителя
Проверяют домашнее задание |
Р: принимать и сохранять уч. задачу
|
Постановка учебной задачи |
Откройте свои учебники и рассмотрите иллюстрации, что на них изображено? (Ветреная мельница-воздух, вода, почва, полезные ископаемые) А как вы думаете, как это можно назвать одним словом? (Природные богатства) Отлично, тогда вам не составит труда сформулировать тему нашего урока (Природные богатства) Тема нашего урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики». Какие цели мы попытаемся достичь сегодня на уроке? -Что такое природные богатства; -Какие бывают природные богатства; -Значение природных богатств -Что такое труд людей и его значение в современном мире |
Определят тему и цели урока |
Р: Постановка и формулирование темы урока
Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
Открытие нового знания |
Сейчас вы поработаете в 5 подгруппах. Каждая подгруппа должна нам объяснить, для чего экономике нужны природные богатства. Первая подгруппа расскажет нам о необходимости воздуха, вторая про водные ресурсы, третья про полезные ископаемые, четвертая про почву и землю, и пятая про растения и животных. Приступайте. Итак, я слушаю ваши ответы, начинает первая подгруппа. Конечно, природные богатства используются абсолютно нерационально. Люди не думают о судьбе природы и каждый раз выкачивают из нее последние силы, не давая восполнить свои потери. Будущее человечества находится под угрозой, если мы не прекратим так варварски относиться к природным богатствам. Представим, что мы не находимся под угрозой исчезновения природных богатств. Сможем ли мы не обрабатывая деревья или не приручив скот, получить необходимые вещи и продукты? Нет. Поэтому важную роль в экономике помимо природных богатств играет труд людей. Именно мы обрабатывая под нас самих то, что дала нам природа, получаем новые вещи и продукты питания. Вся эта работа, совершаемая человеком, называется «труд». Труд делится на два вида: физический и умственный. Приведите примеры людей, совершающих физический труд. Молодцы, а как насчет умственного труда? Приведите примеры. Молодцы. Все больше в нашей жизни нужны люди умственного труда. Инженеры, архитекторы, банковские служащие, ученые, учителя – всем этим людям предъявляются высокие требования. Большинство работодателей предпочитают, чтобы служащий умел работать с компьютером, знал иностранный язык, умел просчитывать наперед различные ситуации. |
Работают в подгруппах
Читают информацию в учебнике
Отвечают на вопросы учителя
|
П: Запоминание необходимой информации
К: Участвовать в диалоге
П: Свободно ориентироваться в текущей учебной книге
|
Динамическая пауза |
Вижу, вы немного устали, поднимайтесь из-за парт, давайте разомнемся.
|
Повторяют движения за учителем |
Р:Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
Включение в систему знаний |
Мы с вами обсудили, что такое природные богатства и какое значение они имеют для современного человека. Но не будем забывать о том, что без тяжелого человеческого труда, без ежедневной работы десятков тысяч людей на заводах и фабриках, всего этого у нас бы не было. Что же такое труд? Кто может дать определение этому слову? Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Какие виды человеческого труда вы знаете? Я вам подскажу. Труд бывает: Умственный и физический. Умственный труд или интеллектуальный - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Физический труд или ручной – работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые – физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые - умственный труд. Посмотрите на экран, внимательно изучите иллюстрации и скажите, какие профессии относятся умственному труду, а какие к физическому. Вернемся к иллюстрациям с растениями и животными, еще раз изучите те продукты, которые мы получаем благодаря им и расскажите, какой вид труда при этом использует человек? Очень хорошо.
Откройте рабочую тетрадь на печатной основе на стр. 27. Задание под № 1 и 2. Как только вы подпишите картинки под №1, можете сразу приступать к заданию №2, там вам нужно будет заполнить таблицу о природных богатствах, можете воспользоваться учебником. Выполняем задание под №4, здесь вам нужно написать профессии тех людей, кто производит товары и тех, кто оказывает услуги. Затем можете приступать сразу к №5, перед вами перечень профессий и ваша задача подчеркнуть те профессии, где преобладает физический труд синим карандашом, а где умственный труд – красным. Также вам надо дополнить этот список, написав по одной профессии и того и другого вида. |
Знакомятся с разновидностями человеческого труда
Отвечают на вопросы после параграфа
Выполняют задания в рабочей тетради |
П: Свободно ориентироваться в полученной информации
П: Запоминание необходимой информации
|
Информация о домашнем задании |
Вашим домашним заданием будет сделать в рабочей тетради на странице 27 задания под номером 3. |
Записывают домашнее задание |
П.:Структурирование полученных знании; |
Рефлексия деятельности |
Итак, ребята, какие цели мы ставили на сегодняшний урок? Достигли ли мы их? Что нового вы узнали сегодня? Отлично. Спасибо за урок, готовимся к следующему. |
Оценивают свою деятельность на уроке |
Л:Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.