Урок окружающего мира в 4 классе ГУ ЛНР « ЛУВОСОШ № 47- МУПК».
Дата проведения: 10.12.2019 г.
Учитель: Проценко Екатерина Георгиевна
Тема: Земля-кормилица.
Цели урока:
Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом. Узнать, какие почвы существуют. Дать знания учащимся о причинах разрушения почв и их охране.
Задачи урока:
Обучающие:
· изучить разные виды почв и их состав;
· изучить виды разрушения почв и методы борьбы;
· объяснить правила охраны почв.
Развивающие:
развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.
Воспитательные:
способствовать развитию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
продолжать формировать интеллектуальные умения: строить рассуждение, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
Метапредметные:
· умение ставить цель и определять задачи деятельности на уроке;
· получать необходимую информацию из различных источников;
· взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;
· формулировать выводы из изученного материала;
· осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Предметные:
· знать и уметь называть основные виды почв;
· различать основные виды почв;
· объяснять, почему происходит смена почв .
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока : урок- исследование.
Методы: диалогический и частично – поисковый.
Приемы: беседа, рассказ, лабораторная работа в группах, индивидуальная работа.
Оборудование:
· проектор, материал для опыта: салфетка, почва, стаканы с водой на парту, одноразовые ложечки.
Ход урока :
1. Организационный момент
Учитель :
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся ними.
Учитель:
Вам
тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Значит, начался урок?
Хотите учиться?
Тогда можно
садиться?
Прочитайте, что написано на доске. (Здравствуйте) А сейчас на каждую букву этого слова произнесём пожелания всем
З –здоровья
Д – добра
Р – радости
А – активности
В – внимания
С - старания Т - творчества В – везения
У – уважения
Й – идей
Т – труда
Е - единства
- Ребята, вы готовы к уроку?
- Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!
2. Проверка домашнего задания.
- Вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке. («Наши подземные богатства»).
Что такое полезные ископаемые? (…..)
- Словарный диктант
Учитель читает определения, а учащиеся записывают ответы:
· - Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф)
· Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда)
· - Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь).
· - Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит)
· - Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк)
· - Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть).
· - Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок).
- Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.
(Глина)
- Проверим, какие полезные ископаемые вы записали? (Взаимопроверка и выставление
оценок учащимися)
(Ответы на слайде презентации , учитель
зачитывает, ученики проверяют).
3.Формулирование темы и целей урока.
Учитель : Где добывают полезные ископаемые? ( в земле)
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).
Землю часто называют кормилицей. Почему?
«Земля-кормилица»
Как вы понимаете это выражение?
«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»
- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей.
Какая тема нашего урока?
4.Открытие новых знаний.
- Давайте мы составим план дальнейшей работы.
План работы на уроке
- Вспомните, как называется верхний слой земли.
Учащиеся: Верхний слой земли называется почвой.
Учитель:
- Прежде всего, надо дать научное определение почвы. Каким будет первый пункт плана?
Учащиеся: Что такое почва?
Учитель
- Что ещё хотели бы узнать о почве?
- Какой состав имеет почва?
- Каким будет второй пункт плана?
Учащиеся: Состав почвы.
Учитель:
- Как вы думаете, везде ли почвы одинаковые?
Учащиеся: Почвы разные.
Учитель
- С чем же познакомимся?
Учащиеся: С видами почв. И третий пункт плана будет. Виды почв.
Учитель:
- Знаете ли вы, зачем человеку почва и как он её использует?
- Зачем человеку нужны знания о почве? Нужно ли охранять почву?
- Предлагаю четвертый пункт плана. Охрана почвы.
Сегодня на уроке мы получим ответы на эти вопросы.
- Прочитаем составленный нами план.
А сейчас проведем опыты и сами посмотрим из чего же состоит почва
1-й опыт: Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
- О чем это говорит? (В почве есть воздух)
Вывод: в состав почвы входит воздух.
2-й опыт: - Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).
Вывод: в почве есть вода.
3-й опыт: - сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (Вода стала мутной). Что вы видите на дне стакана? (Ответы детей).
Вывод: в составе почвы есть песок и глина. (Вывешивается табличка со словами песок, глина в схему).
А следующие опыты мы с вами пронаблюдаем.
Значит добавляем в схему гумус и соли.
Посмотрим на схему и прочитаем, из чего же состоит почва?(Ответ учащихся). Какая же часть почвы придает ей плодородие, т.е. условия для жизни растений? (Гумус).
Какого он цвета? (Чёрный)
Вывод: ПОЧВА – это верхний рыхлый, плодородный слой земли, в состав котороговходят ВОЗДУХ, ВОДА, СОЛИ, ГУМУС.
- В почве имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой; а самое главное, что в почве есть перегной.
- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?
Учащиеся: От количества перегноя.
5. Физминутка
Потрудились- отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Работа по теме урока (Продолжение)
Следующий пункт нашего плана.
Виды почв.
Учитель:
- В природе существует большое число типов почв.От чего это зависит?
Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.
- Науку о почвах – почвоведение, создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что каждой природной зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.
- В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв с.160
• Почему так по-разному выглядят эти образцы почв?
• От чего это зависит? .
• Какая почва самая плодородная ? (чернозём) Почему?
Тундровые — маломощные, содержат мало гумуса, переувлажнены, содержат мало кислорода. Распространены на севере.
Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмы. Но люди научились получать хорошие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесению необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.
Серые лесные почвыформируются под лиственными лесами и достаточно плодородны. Большой растительный спад и менее интенсивное промывание в этой природной зоне способствует накоплению гумуса.
Чернозём – одно из богатств нашей республики. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная в ней достаточно влаги и воздуха. На чернозёмных почвах выращивают высокие урожаи. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, т.к. там почва не такая плодородная.
Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно формируется в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.
Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного увлажнения. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дёрна, который образован корнями.
Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.
Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.
Торфяная- подтип болотных почв. Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Торфяные почвы - верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.
- В нашей Республике природная зона – степь, значит какие почвы преобладают? ( чернозем)
-Ребята, как вы считаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?
- Что разрушает почву? Чем это грозит окружающей среде? Как предотвратить разрушение почв? Ответ на эти вопросы вы найдёте в учебнике на стр. 162.(Самостоятельное чтение).
- Так что же вредно почве, а что полезно. Нам предстоит это узнать.
- Я предлагаю провести учёный совет. Перед вами стоит проблема «Что разрушает почву и как её защитить
– Что разрушает почву?
(Ядохимикаты, излишки удобрений, слишком обильные поливы. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие, рытьё котлованов, от гусениц тракторов, от свалок, от кислотных дождей. Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами происходит в основном за счет промышленных выбросов и бессистемного захоронения в почву токсичных отходов. Пестициды – это вещества, которые используют для борьбы с насекомыми, сорными растениями Разрушение почвы дождями и ветром называется эрозия. После сильного дождя по земле текут мутные ручьи. Муть - не что иное, как частички почвы смытые водой. Глубокие раны наносит она земле: за несколько лет промывает огромные овраги. Везде, где есть уклон, вода смывает с него почти всю почву. Происходит водная эрозия.
–К чему может привести разрушение почвы?
(Ухудшиться плодородие почвы, негде будет сажать, это грозит голодом. Влияет на здоровье людей. С мусором в почву попадают бактерии и другие вредные вещества, которые вызывают тяжёлые болезни и даже смерть. Растения поглощают и накапливают токсичные вещества (при избыточном внесении удобрений). Нитраты могут вызвать отравления. Может заболеть скот, а от него и люди. Изменится экологическое равновесие, т.к. в почве живут многие животные и организмы(дождевые черви)
– Как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, не вдоль склонов, а поперёк. Сажать деревья и кустарники вдоль берегов водоёмов, рек и каналов. Закреплять склоны оврагов. Правильно вести сельскохозяйственные работы.)
– Что нужно делать, чтобы сохранить почву?
(Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты, не бросать мусор, свалки мусора должны быть в строго отведённом месте, заводам и фабрикам не сливать в почву отходы).
- Потерять плодородие легко, а воссоздать трудно. Образование почвы идёт очень медленно. А чтобы вы поняли насколько, я предлагаю вам решить несложную задачу.
Задача. - Слой почвы толщиной в 1 см образуется в среднем за 250 - 300 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)? (2 – 3 мм)
- А теперь только представьте, что произойдёт с нашей планетой, если мы не будем бережно относиться к почве. Какой бедой для всего человечества это может обернуться.
- А может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
- Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира), Всемирный фонд дикой природы, МСОП – Международный союз охраны природы.
Кроме этого создана Красная книга почв России. Она содержит необходимые сведения о конкретных почвенных объектах, представленных к особой охране.
- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сажать деревья, не засорять почву, беречь растения, бороться с оврагами.)
7.Закрепление новых знаний.
-Давайте закрепим полученные знания.
- Какие бывают почвы?
- Почему надо бережно относиться к почвам?
- Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
8. Рефлексия.
- Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили?
- Что узнали нового?
- Что больше всего понравилось и запомнилось?
- Удалось нам достичь цели урока?
- Как вы думаете, те знания, которые вы сегодня получили, пригодятся вам в жизни?
- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хотелось бы отметить работу…… (Оценки за урок.)
9. Домашнее задание: с.160-163
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.