Урок по окружающему миру 4 класс " Почва"
Оценка 4.7

Урок по окружающему миру 4 класс " Почва"

Оценка 4.7
docx
19.01.2022
Урок по окружающему миру 4 класс " Почва"
Урок окружающего мира в 4 классе.docx

Урок окружающего мира в 4 классе ГУ ЛНР « ЛУВОСОШ № 47- МУПК».

Дата проведения: 10.12.2019 г.

Учитель: Проценко Екатерина Георгиевна

Тема: Земля-кормилица.

Цели урока:

Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом. Узнать, какие почвы существуют. Дать знания учащимся о причинах разрушения почв и их охране.

Задачи урока:

Обучающие:

·         изучить разные виды почв и их состав;

·         изучить виды разрушения почв и методы борьбы;

·         объяснить правила охраны почв.

Развивающие:

развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.

Воспитательные:

способствовать развитию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

продолжать формировать интеллектуальные умения: строить рассуждение, доказывать свою точку зрения, делать выводы.

Метапредметные:

·         умение ставить цель и определять задачи деятельности на уроке;

·         получать необходимую информацию из различных источников;

·         взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;

·         формулировать выводы из изученного материала;

·         осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Предметные:

·         знать и уметь называть основные виды почв;

·         различать основные виды почв;

·         объяснять, почему происходит смена почв .

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : урок- исследование.

Методы: диалогический и частично – поисковый.

Приемы: беседа, рассказ, лабораторная работа в группах, индивидуальная работа.

Оборудование:

·         проектор, материал для опыта: салфетка, почва, стаканы с водой на парту, одноразовые ложечки.

Ход урока :

1. Организационный момент

Учитель :

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся  ними.

Учитель:                                                                                                                                                    Вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Значит,  начался урок?
 Хотите учиться?
Тогда можно садиться?                                                                                                                              

Прочитайте, что написано на доске. (Здравствуйте)                                                                                 А сейчас на каждую букву этого слова произнесём пожелания всем

З –здоровья

Д – добра

Р – радости

А – активности

В – внимания    

С -  старания                                                                                                                                          Т -  творчества                                                                                                                                            В – везения

У – уважения

Й – идей

Т – труда

Е - единства

- Ребята, вы готовы к уроку?

- Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!

2. Проверка домашнего задания.

- Вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке. («Наши подземные богатства»).

Что такое полезные ископаемые? (…..)

- Словарный диктант

Учитель читает определения, а учащиеся записывают ответы:

·         - Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф)

·         Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда)

·         - Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь).

·         - Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит)

·         - Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк)

·         - Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть).

·         - Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок).

- Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)

- Проверим, какие полезные ископаемые вы записали? (Взаимопроверка и выставление оценок учащимися)
(Ответы на слайде презентации , учитель зачитывает, ученики проверяют).

3.Формулирование темы и целей урока.

Учитель : Где добывают полезные ископаемые? ( в земле)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).

Землю часто называют кормилицей. Почему?

«Земля-кормилица»

Как вы понимаете это выражение?

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»

   - Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей.
Какая тема нашего урока?

4.Открытие новых знаний.

- Давайте  мы составим план дальнейшей работы.

План работы на уроке

- Вспомните, как называется верхний слой земли.

Учащиеся:  Верхний слой земли называется почвой.

Учитель:

- Прежде всего, надо дать научное определение почвы. Каким будет первый пункт плана?

Учащиеся:  Что такое почва?

Учитель

- Что ещё хотели бы узнать о почве?

- Какой состав имеет почва?

- Каким будет второй пункт плана?

Учащиеся:  Состав почвы.

Учитель:

- Как вы думаете, везде ли почвы одинаковые?

Учащиеся:  Почвы разные.

Учитель

- С чем же познакомимся?

Учащиеся:  С видами почв. И третий пункт плана будет. Виды почв.

Учитель:

- Знаете ли вы, зачем человеку почва и как он её использует?

- Зачем человеку нужны знания о почве? Нужно ли охранять почву?

- Предлагаю четвертый пункт плана. Охрана почвы.

Сегодня на уроке мы получим ответы на эти вопросы.

- Прочитаем составленный нами план.

А сейчас проведем опыты и сами посмотрим из чего же состоит почва

1-й опыт: Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).

- О чем это говорит? (В почве есть воздух)

Вывод: в состав почвы входит воздух. 

2-й опыт: - Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

Вывод: в почве есть вода.

3-й опыт: - сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (Вода стала мутной). Что вы видите на дне стакана? (Ответы детей).

Вывод: в составе почвы есть песок и глина. (Вывешивается табличка со словами песок, глина в схему).

А следующие опыты мы с вами пронаблюдаем.

Значит добавляем в схему гумус и соли.

 

Посмотрим на схему и прочитаем, из чего же состоит почва?(Ответ учащихся). Какая же часть почвы придает ей плодородие, т.е. условия для жизни растений? (Гумус).

Какого он цвета?  (Чёрный)

Вывод: ПОЧВА – это верхний рыхлый, плодородный слой земли, в состав котороговходят ВОЗДУХ,  ВОДА,  СОЛИ, ГУМУС.

- В почве имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой; а самое главное, что в почве есть перегной.

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Учащиеся: От количества перегноя.

5. Физминутка

                          Потрудились- отдохнём,

                          Встанем, глубоко вздохнём.

                          Руки в стороны, вперёд,

                          Влево, вправо поворот.

                          Три наклона, прямо встать.

                          Руки вниз и вверх поднять.

                          Руки плавно опустили,

                          Всем улыбки подарили.

6.Работа по теме урока (Продолжение)

Следующий пункт нашего плана.

Виды почв.

Учитель:

- В природе существует большое число типов почв.От чего это зависит?

 Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.

- Науку о почвах – почвоведение,  создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что  каждой природной зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

- В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв с.160

•          Почему так по-разному выглядят эти образцы почв?

•          От чего это зависит? .

•          Какая почва самая плодородная ? (чернозём) Почему?

 

Тундровые — маломощные, содержат мало гумуса, переувлажнены, содержат мало кислорода. Распространены на севере.

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмы. Но люди научились получать хорошие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесению необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Серые лесные почвыформируются под лиственными лесами и достаточно плодородны. Большой растительный спад и менее интенсивное промывание в этой природной зоне способствует накоплению гумуса.

 Чернозём – одно из богатств нашей республики. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная в ней достаточно влаги и воздуха. На чернозёмных почвах выращивают высокие урожаи. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, т.к. там почва не такая плодородная.

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно формируется в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного увлажнения. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дёрна, который образован корнями.         

Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

 Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.

Торфяная- подтип болотных почв. Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Торфяные почвы - верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

- В нашей Республике природная зона – степь, значит какие почвы преобладают? ( чернозем)

-Ребята, как вы считаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?

- Что разрушает почву? Чем это грозит окружающей среде? Как предотвратить разрушение почв?  Ответ на эти вопросы вы найдёте в учебнике на стр. 162.(Самостоятельное чтение).  

- Так что же вредно почве, а что полезно. Нам предстоит это узнать.

- Я предлагаю провести учёный совет.  Перед вами стоит проблема «Что разрушает почву и как её защитить

– Что разрушает почву?

 

(Ядохимикаты, излишки удобрений, слишком обильные поливы. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие, рытьё котлованов, от гусениц тракторов, от свалок, от кислотных дождей. Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами происходит в основном за счет промышленных выбросов и бессистемного захоронения в почву токсичных отходов. Пестициды – это вещества, которые используют для борьбы с насекомыми, сорными растениями  Разрушение почвы дождями и ветром называется эрозия. После сильного дождя по земле текут мутные ручьи. Муть - не что иное, как частички почвы смытые водой. Глубокие раны наносит она земле: за несколько лет промывает огромные овраги. Везде, где есть уклон, вода смывает с него почти всю почву. Происходит водная эрозия.

–К чему может привести разрушение почвы?

(Ухудшиться плодородие почвы, негде будет сажать, это грозит голодом. Влияет на здоровье людей. С мусором в почву попадают бактерии и другие вредные вещества, которые вызывают тяжёлые болезни и даже смерть. Растения поглощают и накапливают токсичные вещества (при избыточном внесении удобрений). Нитраты могут вызвать отравления. Может заболеть скот, а от него и люди. Изменится экологическое равновесие, т.к. в почве живут многие животные и организмы(дождевые черви)

 – Как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, не вдоль склонов, а поперёк. Сажать деревья и кустарники вдоль берегов водоёмов, рек и каналов. Закреплять склоны оврагов. Правильно вести сельскохозяйственные работы.)

– Что нужно делать, чтобы сохранить почву?

(Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты, не бросать мусор, свалки мусора должны быть в строго отведённом месте, заводам и фабрикам не сливать в почву отходы).

- Потерять плодородие легко, а воссоздать трудно. Образование почвы идёт очень медленно. А чтобы вы поняли насколько, я предлагаю вам решить несложную задачу.

Задача. - Слой почвы толщиной в 1 см образуется в среднем за 250 - 300 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)? (2 – 3 мм)

- А теперь только представьте, что произойдёт с нашей планетой, если мы не будем бережно относиться к почве. Какой бедой для всего человечества это может обернуться.

- А может ли один человек решить экологические проблемы почвы?  (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

- Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.

Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира), Всемирный фонд дикой природы, МСОП – Международный союз охраны природы.

Кроме этого создана Красная книга почв России. Она содержит необходимые сведения о конкретных почвенных объектах, представленных к особой охране.

- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сажать деревья, не засорять почву, беречь растения, бороться с оврагами.)

7.Закрепление новых знаний.

-Давайте закрепим полученные знания.

- Какие бывают почвы?

- Почему надо бережно относиться к почвам?

- Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

8. Рефлексия.

- Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили?  

- Что узнали нового?

- Что больше всего понравилось и запомнилось?

- Удалось нам достичь цели урока?

-  Как вы думаете, те знания, которые вы сегодня получили, пригодятся вам в жизни?

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хотелось бы отметить работу…… (Оценки за урок.)

9. Домашнее задание: с.160-163


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок окружающего мира в 4 классе

Урок окружающего мира в 4 классе

Прозвенел уже звонок? Значит, начался урок?

Прозвенел уже звонок? Значит, начался урок?

Землю часто называют кормилицей

Землю часто называют кормилицей

Какая стала вода? (Вода стала мутной)

Какая стала вода? (Вода стала мутной)

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью

Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты, не бросать мусор, свалки мусора должны быть в строго отведённом…

Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты, не бросать мусор, свалки мусора должны быть в строго отведённом…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022