Урок-экскурсия
Тема: «Виртуальная экскурсия по городу Рязань»
Цель: Расширить и уточнить представления детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, о символике Рязани.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу, уважение к его символике, истории, жителям города, чувство гордости, что мы – рязанцы;
- учить использовать числовой ряд в порядковом счете предметов и при сравнении предметов по высоте;
- закреплять умение считать предметы и соотносить количество с цифрой в пределах 5, умение пользоваться геометрическими фигурами, выкладывать изображение дома из геометрических фигур, сравнивать предметы по длине, высоте, ориентироваться в пространстве;
- развивать логическое мышление, способность пользоваться математической терминологией;
- воспитывать интерес к математике, стремление выполнять логико-математические задания, добиваясь конечного результата;
Демонстрационный материал:
презентация «Экскурсия по городу Рязани».
Раздаточный материал:
- фрагменты герба Рязани;
- полоски разной длины для задания «Сложи лестницу»;
- атрибуты к дидактической игре «Гаражи» (машины и карточки с геометрическими фигурами);
- геометрический фигуры к дидактической игре «Сложи кораблик»;
- карточки к дидактической игре «Посчитай и найди цифру» (на карточке - изображения памятника, флагов, корабликов, машин, деревьев и цветов в количестве от одного до пяти и соответствующие цифры).
Ход занятия:
На столах конверты с цифрами 1, 2, 3, 5.
Дети занимают свои места по 2-3 ребенка за каждый стол.
(Слайд № 2)
На экране – фотографии детей на прогулке.
- Ребята, что вы видите на экране? (Дети гуляют). Правильно. А вы хотите куда-нибудь отправиться на экскурсию, побывать в тех местах, где вы еще не были, узнать много интересного? (Да). Но транспорта сейчас у нас нет, вы пока еще сами не можете путешествовать. Что же нам делать?.. Нам поможет в этом волшебный экран.
- У каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Наша малая Родина – город, в котором мы живем! Как называется наш город? (Рязань).
- Где расположена Рязань? (В России)
(Слайд № 3)
- Посмотрите, какой красивый и большой наш город!
- Я предлагаю вам сегодня отправиться на экскурсию по нашему городу. Согласны?
- Как называется город, в котором много парков, скверов, бульваров, много зеленых насаждений, т. е., деревьев, кустарников, цветов? (Зеленый)
- Как называют город, в котором много красивых домов, памятников, фонтанов, театров? (Красивый)
- А как называют город, который очень любят его жители? (Любимый)
В- се это можно сказать и о нашей Рязани – зеленая, красивая, любимая.
Пальчиковая гимнастика:
Рязань – любимый город,
Рязань – зеленый сад,
В любое время года
Я с нею встрече рад.(поочередно соединять пальцы с большим)
Город наш красивый, (правая рука вверх-вправо-вниз)
Город наш зеленый, (левая рука вверх-влево-вниз)
На реке Ока стоит (все пальцы выпрямить, развести)
Солнцем озарённый. (ладони скрестить)
- Мы с вами любим наш город.
(Слайд № 4)
- Возникновение укрепленного поселения на далекой юго-восточной окраине Древнерусского государства вполне закономерно: это и обращенный в сторону степей военный форпост, и крепость, призванная обезопасить окско-волжский путь, который вел в сказочно богатые страны Востока, это и «погост»— место стоянки «гостей»— именитых купцов, ведущих торговлю с чужими странами, и вместе с тем стан для князей и сборщиков дани. Рязань сравнительно небольшой город, созданный в ходе освоения новых плодородных земель. На юге простирались тучные нивы, в пойме Оки — обширные пастбища с озерными водоемами. На этих просторах возникали безопасные островки — окруженные стенами города и крепости с тяготеющими к ним поселениями.
(Слайд № 5)
- Так выглядела Рязань много лет назад.
- С тех пор она росла и строилась и превратилась в большой и красивый город.
- В этом году нашему городу исполнился 924 года.
(Слайд № 6)
(звучит отрывок из песни)
- Ребята, вы много раз бывали на улицах нашего города. Какие интересные места, какие достопримечательности Рязани вы видели? (высказывания детей)
(Слайды № 7, 8, 9, 10, 11)
Показ иллюстраций достопримечательностей города Рязани на экране, краткий рассказ о них с участием детей.
- Давайте вспомним.
- Памятник Георгию Победоносцу. Памятник Георгию Победоносцу установлен в городе в 2005 году. Открытие его было приурочено ко Дню святого великомученика, которому, собственно говоря, и посвящена стела. Монумент представляет из себя постамент, высота которого чуть больше 20 метров. На вершине гранитной стелы виднеется фигура Георгия Победоносца, восседающего на коне. Над головой святого можно разглядеть нимб, а в руках копье, которым он колет змея.
- Театр драмы расположен в старинном красивом здании. Здесь проходят спектакли для взрослых и детей, артисты театра выезжают на гастроли в другие города и страны, принимают участие и побеждают во многих конкурсах и фестивалях.
- Рязанский Кремль. Жемчужина Рязани — Рязанский кремль — историческое, древнейшее ядро города. За свою историю Кремль неоднократно перестаивался и с течением времени здесь сложился целый комплекс замечательных памятников древнерусской архитектуры.
- Площадь Победы. Площадь Победы является одной из центральных площадей Рязани. На площади расположен Памятник победы и вечный огонь. Площадь Победы является излюбленным местом отдыха рязанцев, в праздничные дни здесь традиционно проходят общегородские мероприятия и концерты.
- Много красивых, интересных мест в Рязани.
- У каждой страны, у каждого города есть свои собственные символы – флаг и герб. С давних времен под флагом объединялись воины для защиты родной земли, если в битве флаг удавалось захватить, войско считалось побежденным.
(Слайд № 12)
- Флаг Рязани представляет собой прямоугольное полотнище золотисто-жёлтого цвета, в центре которого изображена фигура князя. В верхнем углу полотнища, у древка, помещено изображение шапки Мономаха. Жёлтый цвет (золото) символизирует богатство, справедливость, великодушие.
- Кроме флага, у каждого города есть свой герб. Герб - это эмблема города, на нем изображается самое важное из жизни города.
(Слайд № 13)
- В золотом поле стоящий Князь в червлёной (красной) епанче, скреплённой на груди золотой застёжкой, в зелёной шапке, платье, сапогах и серебряных штанах, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой — серебряные ножны при таком же поясе; шапка и епанча оторочены чёрными соболями. Герб увенчан Шапкой Мономаха. Щитодержатели — серебряный с золотыми гривой и хвостом, чёрными копытами и червлёным языком конь и золотой с червлёным языком грифон, обременённый червлёными огнями на золотом узорном подножии. Щит окружён золотой церемониальной цепью — должностным знаком главы муниципального образования — город Рязань. Девиз: «Славная история — достойное будущее» — начертан чёрными литерами на золотой ленте.
Продолжаем нашу экскурсию.
(Слайд № 14)
Вместе с показом слайда слышен звуковой сигнал.
- Что это? Мы не можем продолжать экскурсию? Как вы думаете, что мы должны сделать? Наверное выполнить какое-то задание. Посмотрите на свои столы.
Дети обращают внимание, что у них на столах тоже есть конверт с цифрой 1, достают из конверта фрагменты герба города Рязани.
Дидактическая игра «Сложи герб Рязани из фрагментов» (коллективная работа). При затруднении дети сверяются с изображением герба (слайд № 15).
- С заданием все справились, можно продолжать экскурсию. Что вы видите на экране?
(Слайды № 16, 17, 18, 19)
Показ иллюстраций памятников города Рязани на экране, краткий рассказ о них.
- Евпатий Коловрат — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания, времён нашествия Батыя. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».
- Памятник Олегу Рязанскому. Великий князь рязанский. Во время его правления Рязанское княжество достигает наивысшего развития.
- Сергей Есенин. Памятник великому русскому поэту Сергею Есенину был открыт ко дню 80-летия со дня рождения талантливого поэта. Памятник расположен на набережной на высоком берегу реки Трубеж, напротив старинного Рязанского кремля. Отсюда замечательно видны задушевно воспетые поэтом окские просторы.
-Памятник Герою Советского Союза генерал-лейтенанту авиации Александру Васильевичу Белякову. В качестве штурмана совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд протяжённостью 9374 км.
-Отправляемся дальше.
(Слайд № 20)
Вместе с показом слайда слышен звуковой сигнал.
- Ребята, опять для нас приготовлено какое-то задание.
Дети находят на столах конверты с цифрой 2, достают из них полоски разной длины.
(Слайд № 21)
- Посмотрите, как высоко стоит памятник, к нему ведет лестница. Попробуем построить лестницу из полосок.
Дети выполняют задание, затем поясняют, как его выполнили, используя термины «длинная», «короткая», «длиннее», «короче».
- И с этим заданием мы справились, можем отправляться дальше.
(слайд № 22)
- Что вы видите на экране? (река Ока)
-В Рязани протекает река Ока, по ней ходят и лодки, и яхты, и баржи, и катера.
(слайд № 23)
Вместе с показом слайда слышен звуковой сигнал.
- И снова нас ждет какое-то задание.
Дети находят на столах конверты с цифрой 3, достают из него геометрические фигуры, называют их.
Дидактическая игра «Выложи кораблик из геометрических фигур».
(слайд № 24)
- Задание выполнили, значит можно продолжать экскурсию.
- На улицах Рязани много транспорта. Какие виды наземного транспорта вы знаете?(высказывания детей)
(слайд № 25)
- Давайте покатаемся на машинах.
Дидактическая игра «Гаражи». Дети берут в руки машины с геометрическими фигурами на них. По периметру группы размещены карточки с такими же фигурами. По команде дети двигаются в разных направлениях, с командой «в гаражи» должны найти свой «гараж» (карточку с соответствующей фигурой) и остановиться.
(слайд № 26)
- Мы уже говорили сегодня, что Рязань - зеленый город, в нем много скверов и парков, на улицах Рязани можно увидеть много деревьев и кустарников.
(слайд № 27)
Раздается звуковой сигнал.
- Новое задание предлагает нам экран. Давайте сравним деревья по высоте.
Воспитатель предлагает детям поочередно сравнить деревья по высоте. Примеры ответов детей: «Первое дерево самое низкое», «Третье дерево выше второго, но ниже четвертого»
(слайд № 28)
- Посмотрите, какие красивые клумбы можно увидеть летом на улицах Рязани.
(слайд № 29)
Раздается звуковой сигнал.
- Посмотрите, и на нашем экране сегодня необычная клумба, и у нас новое задание. Знаете ли вы цветы, которые растут на ней? (Дети называют цветы)
- Давайте попробуем по парам задавать вопрос и отвечать на него. Вопрос должен начинаться со слов «На котором месте?»
Дети поочередно задают вопрос друг другу, например «На котором месте растет ромашка» и отвечают на него.
- Молодцы, справились с заданием!
- Что вам запомнилось на нашей экскурсии? Где бы вы еще хотели побывать? (высказывания детей)
- Вот и закончилась наша экскурсия. Давайте скажем «спасибо» волшебному экрану за интересный рассказ о нашем любимом городе. И похвалим друг друга за то, что справились с трудными заданиями. Мы молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.