Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Индустрианская основная школа»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ».
3 класс (9 лет)
Подготовила:
Зима Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
2019-2020
п. Индустрия
Цели урока:
Образовательные: познакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.
Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы; развивать коммуникативные способности, внимание , речь, любознательность, мышление.
Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, интерес к предмету, культуру поведения в общении;
Тип урока: комбинированный
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, словесные.
Педагогические технологии: игровая технология, здоровьесберегающая, информационно - коммуникативная.
Межпредметные связи: музыка, литературное чтение, история.
Оборудование: фонограмма песни о зарядке, презентация, карточки, тесты, микроскоп, кроссворд, индивидуальная повязка.
Планируемые результаты:
Личностные:
- учащиеся узнают, что значит быть закаленным;
- научатся закаливать свой организм, предупреждать болезни;
- познакомятся с правилами закаливания;
- узнают, какие болезни называются инфекционными, что такое аллергия.
Предметные:
- научатся применять знания о том, как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии;
- сумеют оценить, что полезно, а что является вредным для здоровья человека;
- сформируют ответственное отношение к своему здоровью, стремление пропагандировать здоровый образ жизни.
Метапредметные:
- научаться находить в тексте учебника нужную информацию;
- получат необходимые навыки работы в парах и группах;
- сумеют осуществлять самопроверку и взаимопроверку и оценивать свои достижения на уроке, анализировать, самостоятельно формулировать выводы.
Ход урока
І. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок –
Нам пора начать урок.
Стали, дети, повернулись,
И гостям всем улыбнулись.
ІІ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальное задание.
- Ответить на вопросы теста.
- Используя схему дыхательной системы, определи в какой последовательности воздух при входе проходит по органам дыхания. Пронумеруй красным карандашом. А как он движется при выходе? Пронумеруй синим карандашом. (Рис. 1)
Трахея Легкие
Носовая
полость Бронхи
Рис. 1
Взаимопроверка.
Слайд № 2
2. Фронтальный опрос. Игра «Закончи предложение».
- Кровь приносит ко всем органам тела человека питательные вещества.
- Кровь движется по особым трубочкам кровеносным сосудам.
- Большие сосуды - это артерии и вены.
- Маленькие - капилляры.
- Приводит кровь в движение сердце.
- Сердце и кровеносные сосуды – органы кровообращения.
- Они образуют кровеносную систему.
- Движение крови в организме называют круговоротом.
- Помогает проверить частоту сердечных ударов – пульс.
ІІІ. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки
1. Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это… (солнце.)
Слайд № 3
2. Есть невидимка:
в дом не просится,
а прежде людей
бежит, торопится.
Чего в комнате не видишь ? (Воздух.)
Слайд № 4
3. Я бегу струей из крана,
Бью ключем из – под земли.
Я качаю в океанах
Великаны корабли. (Вода.)
Слайд № 5
- Вспомните поговорку с этими словами.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Слайд № 6
- Подумайте, почему воздух, вода и солнце – лучшие друзья нашего здоровья. (Целебные силы природы: солнце, воздух и вода - помогают закаливать и укреплять наш организм).
- А что вредит нашему здоровью?
- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? Какой будет тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?
Сегодня на уроке мы будем говорить о закаливании, узнаем об инфекционных болезнях и их предупреждении. Познакомимся с новым медицинским термином « аллергия» и как убереться от ее проявлений.
Слайд № 7
IV. Работа по теме урока
1.Беседа
Быть здоровым – это классно!
Чувствовать себя прекрасно
Каждый день и каждый час
Может каждый ведь из нас.
Ты - часть природы. Поэтому ощущаешь ее влияние, каждый раз приспосабливаешься к изменениям в окружающей среде. Чтобы легче и быстрее переносить изменения погоды, следует закаляться.
Закаленный человек без вреда для здоровья может переносить и ветер, и дождь, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями. Закаливание проводится с помощью воздуха, воды, солнца.
- Закончи предложение.
Система оздоровительных процедур при помощи воздуха, воды и солнца - закаливание.
- Расшифруй предложение , и ты узнаешь, какое значение для организма человека имеет закаливание.
Зклвн пвшт спртвлмсть ргнзм прстднм зблвнм, крплт нрвн сстм, пвшт нстрн. (Приложение № 1).
- Закаливание повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям, повышает настроение.
Слушание фонограммы «Песенки о зарядке» муз. М Старокадомского, сл. М. Львовского
- О чём эта песенка? Что значит быть здоровым?
Закаливание может быть успешным только при соблюдении определенных правил.
2.Работа с учебником (с. 147). Работа в парах.
- Изучите правила закаливания воздухом, водой, солнцем и сделайте сообщения.
Первая пара – закаливание воздухом.
Вторая пара – закаливание водой.
Третья пара – закаливание солнцем.
- Как же можно закалить свой организм? С помощью чего проводится закаливание? (С помощью воздуха, воды и солнца.).
Сообщение учеников.
1.Воздушные ванны – это самый простой способ закаливания. Воздух закалит организм, если делать зарядку при открытой форточке, спать в теплое время года при открытом окне, чаще бывать на свежем воздухе, в зимнее время кататься на лыжах и коньках. Но нужно знать правила принятия воздушных ванн.
ü проводить через один – два часа после еды;
ü подбирать одежду по сезону;
ü продолжительность зависит от температуры воздуха.
2.Вода также хорошо закаляет наш организм. Начинать закаливание нужно с прохладного душа, температуру воды снижать каждые 3-4 дня на 1 градус. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом можно купаться в чистом водоеме. Температура воды должна быть не ниже 20 градусов, а воздуха - не меньше 20 градусов - 25 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и под присмотром взрослых.
3.Солнце помогает загореть и окрепнуть. Некоторые дети, чтобы быстрее загореть могут целый день находиться на солнце, а это очень вредно для нашего здоровья. Необходимо помнить о правилах приема солнечных ванн.
ü утром и после дневного отдыха;
ü в головном уборе;
ü принимая солнечные ванны, желательно двигаться;
ü первый раз загорайте 5 минут, постепенно увеличивайте время до 30-40 минут;
ü пользуйтесь защитным кремом, он предупреждает от солнечных ожогов.
3.Составление памятки. Соедини стрелочками рисунки основных видов закаливания с их названиями. Работа в парах. (Приложение № 1)
умывание
холодной водой;
хождение
босиком;
купание в
водоемах;
обтирание
мокрым полотенцем;
контрастный
душ;
обливание
холодной водой.
Какой сделаем вывод по закаливанию организма. С помощью чего можно закалить организм? Определи сам, закален ты или нет? (Рис.2)
Рис.2
Слайд № 9
Хождение босиком относится к местным закаливающим процедурам. Ходить босиком необходимо в любое время года. Это своеобразный массаж физиологически активных точек нашего организма: трава, пол, камешки, комья земли при ходьбе босиком очень благоприятно воздействуют на все расположенные на стопах точки.
С наступлением лета как можно больше ходите босиком, особенно по утренней росе, а также по влажному и сухому песку различной температуры.
После хождения босиком рекомендуется проводить ножные ванны, особенно контрастные.
Закалять свой организм нужно постепенно, систематично, настойчиво.
Слайд № 9
V. Физкультминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И, опять же, улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали, не торопясь,
В школу, к знаниям стремясь.
VІ. Продолжение работы по теме урока.
1.Задание опережающего характера. Сообщения учеников.
1. Использование закаливающих процедур было известно человеку еще в древние времена. Им в укреплении здоровья отводил больщую роль древнегреческий врач Гиппократ. Особую роль он отводил холодным закаливающим процедурам. По совету Гиппократа можно выделить 5 основных правил закаливания : постепенность, регулярность, контроль за состоянием здоровья, многофакторность, перерывы во время занятий.
2. Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов в детстве был хилым и болезненным ребенком. Но благодаря закаливанию он сумел стать выносливым человеком, которому не были страшны ни мороз, ни простуда. На протяжении многих лет он обливался холодной водой, бегал босиком по снегу, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. Закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов в этом деле.
3. Закалял себя и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он регулярно ходил в баню, после которой сразу же бежал в речку, пруд или пробивал лед в бочке и окунался туда. По утрам Пушкин очень любил принимать ванны со льдом, предпочитая закаливание дорогим лекарствам и консультациям лекарей.
4. Русский художник Иван Ефимович Репин для укрепления своего здоровья и закаливания применял другой способ. Он круглый год, даже в самые лютые морозы, спал в комнате, где вместо стёкол стояла обычная решётка. Зимой пользовался спальным мешком. Также он ежедневно занимался гимнастикой. Каждое утро работал в саду, а перед сном обязательно совершал долгие прогулки. Репин дожил до старости, не зная простудных заболеваний и сохраняя в течение многих лет высокую работоспособность и отличное самочувствие.
Слайд № 10
2.Сообщение учителя. Инфекционные болезни и аллергия.
Инфекция в переводе с греческого означает «заражать». Инфекционными называются болезни, вызываемые вредными болезнетворными микробами и вирусами, которые не увидишь простым глазом. Их название происходит от греческого слова «микро» - малый. И увидеть их можно при помощи прибора, который называется микроскоп.
К микробам относят бактерии, крошечные грибы (но не те, которые мы видим в лесу) и некоторые другие организмы.
Когда они попадают в организм, человек заболевает: у него повышается температура, болит голова или живот, может начаться кашель, тошнота, рвота.
Бактерии бывают разной формы: шарики, палочки, запятые, спирали.
Слайд № 12
В кишечнике человека живут бактерии, которые помогают переваривать и усваивать пищу. Если они погибнут, человек заболеет. С помощью бактерий получают кефир, ряженку, йогурт, простоквашу, уксус, а также квасят овощи и фрукты.
Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги.
С помощью бактерий делают антибиотики, витамины, вакцины и другие медикаменты.
Слайд № 13
Кроме полезных, есть множество болезнетворных бактерий. Они селятся на растениях, в организме животных и человека. Эти бактерии вызывают гниение растений, болезни у животных и множество заболеваний у людей.
Болезнетворные бактерии живут повсюду - в воздухе, почве, воде. Некоторые микробы постоянно живут у нас в организме. Микробы, живущие во рту, очень любят сладкое и не любят зубную пасту. Еще меньше микробы любят мыло и воду. Случайно забыв про грязные руки, ты можешь помочь микробам попасть внутрь твоего тела.
Больше всего их там, где грязно, мало свежего воздуха, например, в непроветренной, неубранной классной комнате. Подсчитано, что на теле человека может находиться более миллиарда микробов. Среди них немало болезнетворных.
Возбудители гриппа, ангины, кори передаются от больного человека здоровому с капельками слюны, когда больной говорит, кашляет. При чихании и кашле твой организм избавляется от микробов. Эти микробы могут попасть на другого человека, если он не будет защищаться. Чтобы не заразить другого человека, прикрывай рот и нос только своим носовым платком или носи марлевую повязку. Возбудители кишечных заболеваний (например дизентирии) проникают в организм человека с пищей, водой, с грязных рук.
Слайд № 14
Больному человеку нельзя посещать школу до полного выздоровления, так как можно заразить множество людей и тогда наступит эпидемия (от греч. «повальная болезнь).
Если ты заболел, надо срочно обратиться к врачу и строго выполнять его предписания. Иначе болезнь затянется и может вызвать осложнения. Для того, чтобы не заразиться инфекционным заболеванием, закаляйся, ешь мытые фрукты, чеснок и витамины, не играй с заболевшими детьми.
От опасных болезней нас защищают прививки. Привичка – это введение в организм специального медицинского препарата – вакцины.
Слайд № 15
Иногда у детей и взрослых бывает аллергия – особая чувствительность к некоторым веществам, продуктам, лекарствам, растениям. Человек чувствует недомогание, насморк, отеки и т. п. При аллергической реакции организм реагирует на безвредное вещество так, как будто это инфекция. Таким людям нужно постоянно следить за своим здоровьем и не употреблять то, что запретил врач. Помощь людям страдающим аллергией также оказывает врач.
Слайд № 16
3. Работа с учеником (с.148)
Беседа
- Какую работу выполняют полезные бактерии?
- Какие болезни называются инфекционными?
- Приведи примеры инфекционных болезней.
- Как передаются возбудители гриппа, ангины?
- Как уберечься от этих болезней?
- Как проникают в организм возбудители кишечных заболеваний?
- Как уберечься от кишечных заболеваний?
- Что такое аллергия? Какие признаки аллергии?
- Что делать, если ты все-таки заболел?
VІІ. Закрепление изученного материала.
1. Работа по карточкам. Тесты. (Приложение № 2)
2. Игра «Кто самый внимательный». Я буду называть признаки инфекционных заболеваний. Выбери из них признаки гриппа. Если правильный ответ говорите слово «да», а неправильный ответ, говорите слово «нет».
- температура;
- слабость;
- боль в животе;
- кашель;
- насморк;
- сыпь по телу;
- боль в горле;
- головная боль.
3. Творческая работа (Приложение № 3).
Для того, чтобы быть здоровым, надо знать и соблюдать некоторые правила. Их немного: следует следить за чистотой тела и одежды, чистить зубы два раза в день, правильно питаться, закаляться и больше двигаться, особенно на свежем воздухе. Выполняй эти несложные правила, и всегда будешь здоров.
«Дополни фразы»
В кране нам журчит водица:
«Мойте чаще ваши ...(лица) ».
Разгрызешь стальные трубы,
Если чисто чистишь...(зубы).
Превратятся скоро в когти
Неподстриженные ...(ногти).
В бане целый день потела -
Легким, чистым стало...(тело).
4. Игра «Наряди дерево». Работа с пословицами и поговорками. На дереве висят яблочки, на которых написано начало пословицы или поговорки. Учащимся необходимо найти листочек, где написан конец высказывания и повесить на дерево.
• Смех
– половина здоровья.
• Чистота – залог здоровья.
• Чистая вода для хвори беда.
• Здоров будешь - всего добудешь.
• Чисто жить – здоровым быть.
• Болен - лечись, а здоров - берегись.
• Сон - лучшее лекарство.
• В здоровом теле - здоровый дух.
• Без здоровья нет счастья.
4. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, какое растение уничтожает микробы. Работа в группах. (Приложение № 4)
Цветки и листья черемухи оказывают неплохой лечебный эффект. Она способствует нормализации деятельности пищеварительного тракта, помогает при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей, компрессы из свежих листьев способствуют скорейшему заживлению ран.
Каждое растение, будь - то цветок или дерево, дарят нам радость. А еще,
предназначение растений - дарить здоровье людям, так
как все они имеют целебные свойства. Их называют «Зеленой аптекой».
VIІI.
Рефлексия.
На партах у вас смайлики трех цветов: зеленый, желтый, красный. Проведем игру «Зажги светофор здоровья».
Назови:
Зеленый - то, что помогает человеку вести здоровый образ жизни;
Желтый - то, к чему нужно относиться осторожно;
Красный - то, что вредит здоровью.
Оцени свою работу на уроке.
Слайд № 17
IX. Итог урока.
Здоровые дети - в здоровой семье.
Здоровые семьи - в здоровой стране.
Здоровые страны - планета здорова.
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!
Список использованной литературы
1. Абрамова Т. Вообрази себя здоровым//Будь здоров.-1997. - № 2.- С.40 - 44.
2.Азбука первоклассника: Учебное пособие / сост. Е. В.Чорная; Поб общ. ред. О. А. Колесниковой. Луганск: Пресс – экспресс, 2019. – 64 с.: ил.
3. Журнал «Биология в школе», 1990 – 2009. Раздел «Воспитательная работа».
4. Иванченко В. Гимнастика фараонов//Будь здоров.-1996.- М.- С.68 – 70.
5. Классные часы. 1 класс /Авт.- сост. Т.Н. Максимова.- 2-е изд. -М.: ВАКО, 2018.- 272 с.- (Учебный год).
6. Лаптев А.П. Закаляйтесь на здоровье. – М.: Медицина, 2015.
7. Мудрость здоровой жизни: Афоризмы, пословицы, поговорки о здоровье.- М.: Медицина, 1986.- 110 с.
8. Огиенко Т.М. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс: Рабочая тетрадь с теоретическими сведениями. - Х.: Издательство группа «Академия»,2001. - 80 с.: ил.
9. Плешаков А.А.
10. Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. – Волгоград, 2017. – 74 с.
11. Чумаков Б.Н. Режим дня. – М., 2014. – 34с.
Приложение № 1
Приложение № 2
1.Выбери и отметь правильное утверждение.
Закаливание - это:
o способность человека приспосабливаться к изменениям погодных условий
o оздоровительные процедуры с помощью воздуха, солнца и воды
o отдых на природе
o прогулки на свежем воздухе
2. В приведенном ниже перечне процедур отметь те, которые относятся к закаливанию.
o хождение босиком
o солнечные ванны
o прогулки под дождем
o воздушные ванны
o обливания прохладной водой
Приложение № 3
Найди в таблице названия предметов, которые помогают соблюдать правила гигиены (Рис.3). Выпиши их в две группы (Рис.4). Слова читай по горизонтали.
З |
Д |
С |
Т |
А |
К |
А |
Н |
З |
Х |
П |
А |
С |
Т |
А |
Ш |
Ж |
С |
Б |
П |
Щ |
Е |
Т |
К |
А |
Д |
Т |
М |
Ы |
Л |
О |
К |
Х |
С |
З |
М |
П |
О |
Л |
О |
Т |
Е |
Н |
Ц |
Е |
М |
Л |
В |
О |
Д |
А |
Т |
К |
П |
Рис.3
Для чистки зубов |
|
Для мытья рук |
П ⃝ ⃝ ⃝ а М ⃝ ⃝ о
Щ ⃝ ⃝ ⃝ а П ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ е
С ⃝ ⃝ ⃝ ⃝ н В ⃝ ⃝ а
Рис.4
Приложение № 4
7.
1. 8.
2.
|
|
|
|
|
|
Ч |
И |
С |
Т |
О |
Т |
Е |
6. |
|
|||||
|
|
|
|
|
З |
Е |
М |
Л |
Я |
Н |
И |
К |
А |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Р |
О |
М |
А |
Ш |
К |
А |
|
|
|||||
|
|
|
|
К |
Л |
Е |
В |
Е |
Р |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
М |
А |
Л |
И |
Н |
А |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
О |
Д |
У |
В |
А |
Н |
Ч |
И |
К |
|
|
|||||
О |
Б |
Л |
Е |
П |
И |
Х |
А |
4. |
|
|
|
5. |
|||||||
|
Л |
И |
П |
А |
|
||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
3. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.