УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «ПУСТЫНИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Оценка 4.9

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «ПУСТЫНИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Оценка 4.9
Видеоуроки +2
docx
окружающий мир
3 кл—4 кл
03.04.2020
УРОК  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «ПУСТЫНИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: окружающий мир Класс: 4-й Тема урока: «Пустыни» Тип урока: комбинированный Форма: урок - путешествие. Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный. Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная Программа: «Школа России» Раздел учебника: «Природные зоны России» Оборудование: «Школа России», учебник «Окружающий мир» для 4 класса в 2 ч. Ч.1, авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран; карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы; задания для выполнения на уроке. Цель урока: Образовательная: познакомить учащихся с понятием «пустыня», с ее природными условиями, растительным и животным миром, показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне и их взаимосвязи; показать влияние климата на органический мир, людей; формирование умения пользоваться картами и применять полученные знания. Воспитательная: воспитание любви к природе, к животному миру и растениям; воспитание экологической культуры у младших школьников; Развивающая: поменять развивать экологическую культуру детей, речь; умение общаться во время дискуссии, работать в группах, познакомить с одним из видов изобразительного искусства- песочной графикой. Задачи: Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: познакомить учащихся с природными условиями пустыни, её растительным и животным миром; показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи; познакомить с одним из видов изобразительного искусства- песочной графикой. Ход урока: I. Организационный момент. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы будем путешествовать. И я предлагаю вам поработать в группах. Первую группу назовем ботаники, вторую –зоологи, а третью-экологи. Но для начала я хочу узнать у вас , знаете ли вы что изучают такие науки, как ботаника, зоология и экология.? Психологический настрой. Перед тем, как отправиться в путешествие, давайте вспомним правила работы в группе. ( слайд 1) 1.Все члены группы равны 2.Группы не соревнуются 3.В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело 4.Ответственность за результат несёт каждый. 5.Каждый уверен в себе и не боится ошибиться. II. Повторение пройденного материала. -А прежде чем отправиться в путешествие, я хочу узнать, как хорошо вы усвоили пройденный материал. Проведем небольшой блиц-опрос. (слайд 2) 1. группа. Назовите природные зоны, в которых растут эти растения: Ковыль (степи), ель(тайга),береза(лесная зона), лишайники(аркт.пустыня), полярная ива(тундра). 2.группа.назовите природную зону, где обитают эти животные: (слайд 3) Суслик (степи), соболь(тайга), белый медведь(аркт.пустыня), песец(тундра), дрофа(степи), белка-летяга(тайга). 3. А третьей группе нужно было ответить на вопросы: (слайд 4) 1. Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость? (листопад) 2. Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (тундра) 3. Отличительная особенность зоны степей? (безлесье) 4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (степь) 5. Главная беда лесной зоны? (пожары) 6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (лишайники) Молодцы,ребята! Я вижу,что вы хорошо усвоили пройденный материал. III. Сообщение темы и задач урока. - Скажите, вы любите путешествовать? -Слушайте меня внимательно и вы узнаете, куда нам предстоит отправиться в путешествие. Мы с вами отправимся туда, Где много солнца, не видна вода. Юго-запад России раскроет нам тайны, Узнаем, что за звери там обитают, Какие растения растут, Почему так природную зону зовут. -Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня с вами путешествовать? (в пустыню) (слайд 5) - А без кого нельзя обойтись в путешествии.(без гида) - Сегодня на уроке вашим гидом буду я. - Для любого путешествия, чтобы не заблудиться, нужна карта. Составим карту путешествия. (Слайд 6 карта путешествия с картинками) 1.Географическое положение 2.Климат 3.Животный и растительный мир 4.Деятельность человека. IV. Изучение нового материала. -А кто из вас знает, от какого слова произошло слово «Пустыня»? (от слова пусто) - В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует сомкнутого покрова». -У каждой из групп на столах есть таблицы, в которую вы будете заносить все, что нового мы узнаем об этой природной зоне. Пустыня Географическое положение Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири.. Глинистые и песчаные. Тарык и барханы. Климат Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами. Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней Растительный мир Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Некоторые появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, колосняк, джузгун, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Животный мир Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, черепахи, змеи, тарантулы, песчанки, скорпионы, сайгаки, ящерицы, вараны, ежи, , лисичка-корсак Деятельность человека Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие. -- Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Зона пу¬сты¬ни за¬ни¬ма¬ет неболь¬шую пло¬щадь на тер¬ри¬то¬рии Рос¬сии: по бе¬ре¬гам Кас¬пий¬ско¬го моря до ни¬зо¬вья Волги (рис. 1). Для пу¬сты¬ни ха¬рак¬тер¬но дол¬гое и очень жар¬кое лето (рис. 2). Рис. 2. Лето в пу¬стыне Пе¬ре¬пад днев¬ной и ноч¬ной тем¬пе¬ра¬тур очень велик (до 60⁰), ведь даже в тени тем-пе¬ра¬ту¬ра днем под¬ни¬ма¬ет¬ся до 40⁰. Это чрез¬вы¬чай¬но за¬суш¬ли¬вые тер¬ри¬то¬рии (в те¬че¬ние лета может не быть ни од¬но¬го дождя). Пе¬ре¬ход вре¬мен года также очень рез¬кий: после жар¬ко¬го лета до¬ста¬точ¬но быст¬ро на¬сту¬па¬ет су¬ро¬вая зима с силь¬ны-ми вет¬ра¬ми (рис. 3). Рис. 3. Зима в пу¬стыне Весна ко¬рот¬кая, но цве¬ту¬щая (рис. 4). Рис. 4. Весна в пу¬стыне. Таким об¬ра¬зом, можно ска¬зать, что для зоны пу¬стынь ха¬рак¬тер¬но толь¬ко два вре¬ме¬ни года: лето и зима. Пу¬сты¬ни раз¬де¬ля¬ют на 2 ос¬нов¬ных вида: гли¬ни¬стые (почва часто по¬трес¬ка¬на- тарык) и пес¬ча¬ные (пес¬ча¬ные на¬но¬сы, бар¬ха¬ны) (рис. 5, 6). Рис. 5. Пес¬ча¬ная пу¬сты¬ня Рис. 6. Гли¬ни¬стая пу¬сты¬ня Вывод: ( делают дети) Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками. V. Физминутка. (1 мин) - Чтобы путешествовать через пустыню, надо быть сильным и выносливым. Наверное, зной и жара утомили вас. - И чтобы продолжить наше путешествие нам нужно немного отдохнуть. (зарядка под песню «Учкудук) VI. Продолжение работы по теме. -Продолжим наше путешествие. Какой следующий пункт на нашей карте? Растительный мир пустыни. В пу¬сты¬нях про¬из¬рас¬та¬ет необыч¬ное де¬ре¬во сак¬са¬ул, его лист¬ву за¬ме¬ня¬ют зе¬ле-ные ве¬точ¬ки (рис. 7). Рис. 7. Сак¬са¬ул Вер¬блю¬жья ко¬люч¬ка про¬рас¬та¬ет кор¬ня¬ми на глу¬би¬ну до 20 м, питая себя под¬зем-ны¬ми во¬да¬ми, по¬это¬му даже в самое за¬суш¬ли¬вое время и силь¬ный зной она ярко-зе¬ле¬ная (рис. 8). Рис. 8. Вер¬блю¬жья ко¬люч¬ка Рас¬те¬ния с та¬ки¬ми кор¬ня¬ми на¬зы¬ва¬ют на¬со¬са¬ми. Джуз¬гун – еще одно необыч¬ное рас¬те¬ние зоны пу¬стынь, рас¬ки¬ды¬ва¬ет корни в сто-ро¬ны до 20 м, за¬креп¬ляя песок и не давая ему сдви¬гать¬ся (рис. 9). Рис. 9. Джуз¬гун Джуз¬гун – ку¬стар¬ник, ко¬то¬рый на¬кап¬ли¬ва¬ет воду в стеб¬лях. Корни злака селина за¬хва¬ты¬ва¬ют тер¬ри¬то¬рию до 100 м² (рис. 10). Рис. 10. Селин Это рас¬те¬ние очень хо¬ро¬шо при¬спо¬со¬би¬лось к вы¬жи¬ва¬нию в усло¬ви¬ях пу¬сты¬ни: если ветер вы¬ду¬ет из-под него песок, его корни будут за¬щи¬щать спе¬ци¬аль¬ные че-холь¬чи¬ки, и, даже если песок пол¬но¬стью за¬сып¬лет селин, его по¬бе¬ги за¬но¬во про-рас¬тут. По¬это¬му люди вы¬са¬жи¬ва¬ют селин, чтобы укре¬пить дви¬жу¬щи¬е¬ся пески. Пес¬ко¬укре¬пи¬те¬ля¬ми яв¬ля¬ют¬ся и дру¬гие рас¬те¬ния, на¬при¬мер джун¬гар¬ская по-лынь (рис. 11). Рис. 11. Джун¬гар¬ская по¬лынь Пу¬сты¬ни – крайне за¬суш¬ли¬вые тер¬ри¬то¬рии, по¬это¬му рас¬те¬ния вы¬нуж¬де¬ны мак¬си-маль¬но со¬хра¬нять влагу. Чтобы умень¬шить ис¬па¬ре¬ния, ли¬стья этих рас¬те¬ний транс¬фор¬ми¬ро¬ва¬лись в ко¬люч¬ки, игол¬ки и че¬шуй¬ки. Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну. Животный мир пустыни. В пу¬стыне оби¬та¬ет вер¬блюд – уни¬каль¬ное жи¬вот¬ное, ко¬то¬рое может не пить до 45 дней под¬ряд и пи¬та¬ет¬ся ко¬люч¬ка¬ми (рис. 12). В день вер¬блюд может прой¬ти до 40 км, неся на спине груз, рав¬ный по¬ло¬вине соб¬ствен¬но¬го веса (рис. 13). Рис. 13. Ка¬ра¬ван на¬вью¬чен¬ных вер¬блю¬дов Уче¬ные вы¬яс¬ни¬ли при¬чи¬ны таких уни¬каль¬ных уме¬ний вер¬блю¬да: он от¬лич¬но при-спо¬со¬бил¬ся к жизни в пу¬стыне, ведь его небо и ро¬то¬вая по¬лость не чув¬стви¬тель¬ны к уко¬лам ко¬лю¬чек, может по¬дол¬гу об¬хо¬дить¬ся без воды и пищи, по¬то¬му что в его гор¬бах есть на¬коп¬лен¬ный жир, ко¬то¬рый рас¬хо¬ду¬ет¬ся по мере на¬доб¬но¬сти, а гу-стая шерсть и тол¬стые мо¬зо¬ли на ногах предо¬хра¬ня¬ют жи¬вот¬ное от пе¬ре¬гре¬ва и ожо¬гов. А вообще, где-либо в России нынче занимаются верблюдоводством? Да, занимаются. И даже в нескольких местах. В Калмыкии насчитывается около десяти тысяч верблюдов. В Астраханской области их гораздо меньше. Но область знаменита тем, что с 2006 года в ней ежегодно проводятся бега на белых верблюдах. В Волгоградской области в районах Заволжья верблюды тоже не редкость. Их тут содержат в агрофирмах и в частных хозяйствах как тягловый скот, прекрасно приспособленный к засушливому климату и выдерживающий сильные морозы. Памятник верблюдам Мишке и Машке О выносливости этих животных красноречиво говорит такой малоизвестный факт. В Сталинграде уже после боев возникла сложная проблема с комплектованием вспомогательных частей лошадьми. Вспомнили про верблюдов в заволжских степях. Вспомогательный полк получил их как тягловой транспорт. В архивах есть фото, где запряженные в телегу верблюды сняты на фоне разрушенного Сталинграда. Этот «верблюжий полк» дошел до Берлина! Кстати, в Ахтубинске (Астраханская область) есть именной памятник верблюдам Мишке и Машке. Они тянули тяжелое артиллерийское орудие, из которого сержант Григорий Нестеров сделал один из первых залпов в Берлине по Рейхстагу. Смог¬ли при¬спо¬со¬бить¬ся к усло¬ви¬ям жизни в пу¬стыне и дру¬гие жи¬вот¬ные: днем они пря¬чут¬ся в норы или за¬ры¬ва¬ют¬ся в песок, а ночью вы¬хо¬дят на по¬ис¬ки пищи. В пу¬сты¬нях и по¬лу¬пу¬сты¬нях живут раз¬ные виды яще¬риц (варан – самая круп¬ная яще¬ри¬ца Рос¬сии) и змеи (сред¬не¬ази¬ат¬ская кобра), туш¬кан¬чик, ли¬си¬чка- кор-сак, уша¬стый еж, жук-ска¬ра¬бей, гиена, джей¬ран, кулан. Кулан Джейран Гиена Ушастый еж Скарабей Тушканчик Варан Кобра Корсак Каждое животное в пустыне по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчик. Лапки у него – кенгуру, тельце-мыши, уши-зайца, а хвост – льва. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. Пе¬ре¬ме¬ща¬ет¬ся прыж¬ка¬ми (до 3 мет¬ров в длину), удер¬жи¬вая рав¬но¬ве¬сие при по¬мо¬щи длин¬но¬го хво¬ста. Варан – огромная ящерица. Взрослые вараны бывают до 1,5м длиной. Недаром их называют еще пустынными крокодилами. Если варан разозлится, становится красным, может проглотить ящерицу и черепашку, скорпиона и жука, гусеницу и бабочку. Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле. Деятельность человека. Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать. Неумеренное орошение вызывает засоление почвы, в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти. Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля и постройки. А причина этого-перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески. Что по вашему можно сделать? Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, например колосняк и джузгун. Природа зоны пустынь нуждается в охране. Под угрозой и животный мир. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров. Для сохранения природы создаются заповедники. Но об этом мы поговорим чуть позже. 2. VII. Закрепление изученного материала. Работа в группах. Исследовательская деятельность. - Все вы поделены на группы. Первая группа- ботаники, вторая -зоологи и в третьей экологи. Вам предстоит провести свою научную исследовательскую работу. - У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями. Материалы для ботаников: рисунки с изображением растений, учебник. Карточка – «помогайка»: 1. Общая особенность растений. 2. Индивидуальное приспособление к природным условиям. Саксаул, верблюжья колючка, джузгун, джунгарская полынь, селин Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни, материал учебника. Карточка – «помогайка»: Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются. - ящерица – круглоголовка; - лисичка – корсак - ушастый еж; Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник. Карточка – «помогайка»: 1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения. 2. Охрана редких растений и животных. 3. заповедники. - Итак, я вижу, многие исследователи готовы. - А сейчас предоставим слово нашим ботаникам. Рассказ зоологов. Рассказ экологов (Рассказы учеников у доски ) - Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? (строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники). –Как сказали экологи, нужно создавать заповедники. В пустыне создано несколько заповедников. Там находят защиту животные, попавшие в Красную книгу: джейран, варан, кобра. - Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу. Пора отправляться домой. -А какой заповедник есть у нас в Дагестане? (Бархан Сарыкум) Бархан Сарыкум является уникальным памятником природы Дагестана. Геологами он признан вторым в мире по величине. Крупнее него – бархан под названием «Большой эрг» в пустыне Сахара. А в Европе и Азии нет равного по величине нашему Сарыкуму. Его длина 12 км, максимальная ширина – 4 км, высота 252 м, но по данным ученых в результате нарушения экологического равновесия его высота стала меньше. Он сложен прекрасным мелкозернистым песком. Помимо того, что на бархане произрастают растения и водятся животные, некоторые из которых характерны для Средней Азии, он вызывает удивление тем, что огромная гигантская масса песков находится не в пустыне, не на берегу моря, а на глинистой степи, то есть основание, платформа для этих песков – глинистая степь. Фильм о бархане. Откуда эти пески? Как здесь появились они и когда. Много различных версий, гипотез выдвигают ученые, местные жители сложили множество легенд. Некоторые гипотезы порой из разряда фантастических, одна из них такая: «Мощный ураган, циклон в древности перенес из среднеазиатских пустынь сюда пески», а доктор геологических наук, профессор ДНЦ Бунин, занимающийся исследованием земли аэрофотокосмическими рисунками считает, что бархан – вулканического происхождения. Но многие ученые объективно полагают, что он образовался действием ветров, дующих в долине озера Ак-Коль и эти ветры, проходя через Капчугайское ущелье, , выдувают песок со скал на протяжении миллионов лет, выносят в эту местность и откладывает его на левом и в меньшей степени на правом берегу реки Шура-Озень. - Я предлагаю вам посмотреть две легенды о происхождении бархана Сарыкум. - Ребята, а вы любите играть? Игра «Узнай меня» собрать пазлы 1. Сколько важности в походке! По пустыне-сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.) 2. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.) 3. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно за¬роюсь в песок. (Ящерица.) - Молодцы! И с этим заданием вы справились! - А если вы хотите больше узнать о пустыни, то читайте эти книги. VIII. Подведение итогов работы. Рефлексия. -Понравился ли вам урок? - И чтобы на память о пустыне у вас осталась частичка, мы с вами сейчас сделаем рисунок из песка. А создавать мы будем радугу из разноцветного песка. IX. Домашнее задание. Конкурс творческих проектов «Один день в пустыне».
ОТКРЫТЫЙ УРОК по Окруж.миру.docx

УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ

«ПУСТЫНИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Предмет: окружающий мир

Класс: 4-й

Тема урока: «Пустыни»

Тип урока: комбинированный

Форма: урок - путешествие.

Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Программа: «Школа России»

Раздел учебника: «Природные зоны России»

Оборудование: «Школа России», учебник «Окружающий мир»  для 4 класса в 2 ч. Ч.1, авторы  А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова,  презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран; карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы; задания для выполнения на уроке.

Цель урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с понятием «пустыня», с ее природными условиями,  растительным и животным миром, показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне и их взаимосвязи;

показать влияние климата на органический мир, людей;

формирование умения  пользоваться картами и применять полученные знания.

Воспитательная:

воспитание любви к природе, к животному миру и растениям;

воспитание экологической культуры у младших школьников;

Развивающая: поменять

развивать экологическую культуру детей, речь;

умение общаться во время дискуссии, работать в группах, познакомить с одним из видов изобразительного искусства- песочной графикой.

Задачи:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

познакомить учащихся с природными условиями пустыни, её растительным и животным миром;

показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи;

познакомить с одним из  видов изобразительного искусства- песочной графикой.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок.  Сегодня мы будем путешествовать. И я предлагаю вам поработать в группах. Первую группу назовем  ботаники, вторую –зоологи, а третью-экологи.

Но для начала я хочу узнать у вас , знаете ли вы что изучают такие науки, как ботаника, зоология и экология.?

Психологический настрой.

Перед тем, как отправиться в путешествие, давайте вспомним правила работы в группе. ( слайд 1)

1.Все члены группы равны

2.Группы не соревнуются

3.В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело

4.Ответственность за результат несёт каждый.

5.Каждый уверен в себе и не боится ошибиться.

II. Повторение пройденного материала.

-А прежде чем отправиться в путешествие, я хочу узнать, как хорошо вы усвоили пройденный материал. Проведем небольшой блиц-опрос. (слайд 2)

1. группа. Назовите природные зоны, в которых растут эти растения:

Ковыль (степи), ель(тайга),береза(лесная зона), лишайники(аркт.пустыня), полярная ива(тундра).

2.группа.назовите природную зону, где обитают эти животные: (слайд 3)

Суслик (степи), соболь(тайга), белый медведь(аркт.пустыня), песец(тундра), дрофа(степи), белка-летяга(тайга).

3. А третьей группе нужно было ответить на вопросы: (слайд 4)

1. Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость? (листопад)

2. Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (тундра)

3. Отличительная особенность зоны степей? (безлесье)

4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (степь)

5. Главная беда лесной зоны? (пожары)

6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (лишайники)

Молодцы,ребята! Я вижу,что вы хорошо усвоили пройденный материал.

III. Сообщение темы и задач урока.

- Скажите, вы любите путешествовать?

-Слушайте меня внимательно и вы узнаете,  куда нам предстоит отправиться в путешествие.

Мы с вами отправимся туда,

Где много солнца, не видна вода.

Юго-запад России раскроет нам тайны,

Узнаем, что за звери там обитают,

Какие растения растут,

Почему так природную зону зовут.

-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня с вами путешествовать? (в  пустыню) (слайд 5)

- А  без кого нельзя обойтись в путешествии.(без гида)

- Сегодня на уроке вашим гидом буду я.

- Для любого путешествия, чтобы не заблудиться, нужна карта. Составим карту путешествия.  (Слайд 6 карта путешествия с картинками)

1.Географическое положение

2.Климат

3.Животный и растительный мир

4.Деятельность человека.

IV. Изучение нового материала.

-А кто из вас знает, от какого слова произошло слово «Пустыня»? (от слова пусто)

-  В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует сомкнутого покрова».

-У каждой из групп на столах есть таблицы, в которую вы будете заносить все, что нового мы узнаем об этой природной зоне.

Пустыня

Географическое положение

Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири.. Глинистые и песчаные. Тарык и барханы.

Климат

Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами.

Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней

Растительный мир

Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Некоторые появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, колосняк, джузгун, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики.

Животный мир

Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, черепахи, змеи, тарантулы, песчанки, скорпионы, сайгаки, ящерицы, вараны, ежи, , лисичка-корсак

Деятельность человека

Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие.

 

-- Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.

Зона пу­сты­ни за­ни­ма­ет неболь­шую пло­щадь на тер­ри­то­рии Рос­сии: по бе­ре­гам Кас­пий­ско­го моря до ни­зо­вья Волги (рис. 1).

Карта природных зон России

 

 

 

 

 

 

 

Для пу­сты­ни ха­рак­тер­но дол­гое и очень жар­кое лето (рис. 2).

Глинистая пустыня

 

 

 

 

Рис. 2. Лето в пу­стыне 

Пе­ре­пад днев­ной и ноч­ной тем­пе­ра­тур очень велик (до 60), ведь даже в тени тем­пе­ра­ту­ра днем под­ни­ма­ет­ся до 40. Это чрез­вы­чай­но за­суш­ли­вые тер­ри­то­рии (в те­че­ние лета может не быть ни од­но­го дождя). Пе­ре­ход вре­мен года также очень рез­кий: после жар­ко­го лета до­ста­точ­но быст­ро на­сту­па­ет су­ро­вая зима с силь­ны­ми вет­ра­ми (рис. 3).

Зима в пустыне

 

 

 

 

 

Рис. 3. Зима в пу­стыне 

Весна ко­рот­кая, но цве­ту­щая (рис. 4).

Весна в пустыне

 

 

 

 

Рис. 4. Весна в пу­стыне.

Таким об­ра­зом, можно ска­зать, что для зоны пу­стынь ха­рак­тер­но толь­ко два вре­ме­ни года: лето и зима.

Пу­сты­ни раз­де­ля­ют на 2 ос­нов­ных вида: гли­ни­стые (почва часто по­трес­ка­на- тарык) и пес­ча­ные (пес­ча­ные на­но­сы, бар­ха­ны) (рис. 5, 6).

Глинистая пустыняПесчаная пустыня

 

 

 

 

Рис. 5. Пес­ча­ная пу­сты­ня                                   Рис. 6. Гли­ни­стая пу­сты­ня 

Вывод: ( делают дети)

Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.

V. Физминутка. (1 мин)

- Чтобы путешествовать через пустыню, надо быть сильным и выносливым. Наверное, зной и жара утомили вас.

- И чтобы  продолжить наше путешествие нам нужно немного отдохнуть.

 (зарядка под песню «Учкудук)

 VI. Продолжение работы по теме.

-Продолжим наше путешествие.  Какой следующий пункт на нашей карте?

Растительный мир пустыни.

В пу­сты­нях про­из­рас­та­ет необыч­ное де­ре­во сак­са­ул, его лист­ву за­ме­ня­ют зе­ле­ные ве­точ­ки (рис. 7).

Саксаул

 

Рис. 7. Сак­са­ул 

 

 

 

 

Вер­блю­жья ко­люч­ка про­рас­та­ет кор­ня­ми на глу­би­ну до 20 м, питая себя под­зем­ны­ми во­да­ми, по­это­му даже в самое за­суш­ли­вое время и силь­ный зной она ярко-зе­ле­ная (рис. 8).

Верблюжья колючка

 

 

 

 

Рис. 8. Вер­блю­жья ко­люч­ка 

Рас­те­ния с та­ки­ми кор­ня­ми на­зы­ва­ют на­со­са­ми.

Джуз­гун – еще одно необыч­ное рас­те­ние зоны пу­стынь, рас­ки­ды­ва­ет корни в сто­ро­ны до 20 м, за­креп­ляя песок и не давая ему сдви­гать­ся (рис. 9).

Джузгун

 

 

 

 

 Рис. 9. Джуз­гун 

Джуз­гун – ку­стар­ник, ко­то­рый на­кап­ли­ва­ет воду в стеб­лях.

Корни злака селина за­хва­ты­ва­ют тер­ри­то­рию до 100 м² (рис. 10).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/249853/cb734e30_136d_0133_d9a3_12313c0dade2.jpg

 

 

 

Рис. 10. Селин 

Это рас­те­ние очень хо­ро­шо при­спо­со­би­лось к вы­жи­ва­нию в усло­ви­ях пу­сты­ни: если ветер вы­ду­ет из-под него песок, его корни будут за­щи­щать спе­ци­аль­ные че­холь­чи­ки, и, даже если песок пол­но­стью за­сып­лет селин, его по­бе­ги за­но­во про­рас­тут. По­это­му люди вы­са­жи­ва­ют селин, чтобы укре­пить дви­жу­щи­е­ся пески.

Пес­ко­укре­пи­те­ля­ми яв­ля­ют­ся и дру­гие рас­те­ния, на­при­мер джун­гар­ская по­лынь (рис. 11).

Джунгарская полынь

 

 

 

Рис. 11. Джун­гар­ская по­лынь 

Пу­сты­ни – крайне за­суш­ли­вые тер­ри­то­рии, по­это­му рас­те­ния вы­нуж­де­ны мак­си­маль­но со­хра­нять влагу. Чтобы умень­шить ис­па­ре­ния, ли­стья этих рас­те­ний транс­фор­ми­ро­ва­лись в ко­люч­ки, игол­ки и че­шуй­ки.

Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну.

Животный мир пустыни.

В пу­стыне оби­та­ет вер­блюд – уни­каль­ное жи­вот­ное, ко­то­рое может не пить до 45 дней под­ряд и пи­та­ет­ся ко­люч­ка­ми (рис. 12).

Верблюд

 

 

 

 

 

В день вер­блюд может прой­ти до 40 км, неся на спине груз, рав­ный по­ло­вине соб­ствен­но­го веса (рис. 13).

Караван навьюченных верблюдов

 

 

 

 

 

Рис. 13. Ка­ра­ван на­вью­чен­ных вер­блю­дов 

 

Уче­ные вы­яс­ни­ли при­чи­ны таких уни­каль­ных уме­ний вер­блю­да: он от­лич­но при­спо­со­бил­ся к жизни в пу­стыне, ведь его небо и ро­то­вая по­лость не чув­стви­тель­ны к уко­лам ко­лю­чек, может по­дол­гу об­хо­дить­ся без воды и пищи, по­то­му что в его гор­бах есть на­коп­лен­ный жир, ко­то­рый рас­хо­ду­ет­ся по мере на­доб­но­сти, а гу­стая шерсть и тол­стые мо­зо­ли на ногах предо­хра­ня­ют жи­вот­ное от пе­ре­гре­ва и ожо­гов.

 

 

А вообще, где-либо в России нынче занимаются верблюдоводством? Да, занимаются. И даже в нескольких местах.

В Калмыкии насчитывается около десяти тысяч верблюдов. В Астраханской области их гораздо меньше. Но область знаменита тем, что с 2006 года в ней ежегодно проводятся бега на белых верблюдах. В Волгоградской области в районах Заволжья верблюды тоже не редкость. Их тут содержат в агрофирмах и в частных хозяйствах как тягловый скот, прекрасно приспособленный к засушливому климату и выдерживающий сильные морозы.



 

 

 

 

 

 

http://pics.livejournal.com/byzantine_way/pic/002xcarf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник верблюдам Мишке и Машке


О выносливости этих животных красноречиво говорит такой малоизвестный факт. В Сталинграде уже после боев возникла сложная проблема с комплектованием вспомогательных частей лошадьми. Вспомнили про верблюдов в заволжских степях. Вспомогательный полк получил их как тягловой транспорт. В архивах есть фото, где запряженные в телегу верблюды сняты на фоне разрушенного Сталинграда. Этот «верблюжий полк» дошел до Берлина! Кстати, в Ахтубинске (Астраханская область) есть именной памятник верблюдам Мишке и Машке. Они тянули тяжелое артиллерийское орудие, из которого сержант Григорий Нестеров сделал один из первых залпов в Берлине по Рейхстагу.

   Смог­ли при­спо­со­бить­ся к усло­ви­ям жизни в пу­стыне и дру­гие жи­вот­ные: днем они пря­чут­ся в норы или за­ры­ва­ют­ся в песок, а ночью вы­хо­дят на по­ис­ки пищи.

  В пу­сты­нях и по­лу­пу­сты­нях живут раз­ные виды яще­риц (варан – самая круп­ная яще­ри­ца Рос­сии) и змеи (сред­не­ази­ат­ская кобра), туш­кан­чик, ли­си­чка- кор­сак, уша­стый еж, жук-ска­ра­бей, гиена, джей­ран, кулан.

КуланДжейранГиена

 

 

 

 

 

Скарабей Ушастый еж   Кулан                                                         Джейран                                              Гиена

Тушканчик

 

 

 

 

  Ушастый еж                                                 Скарабей                                                           Тушканчик

Среднеазиатская кобраКорсакВаран

 

 

 

 

   Варан                                                      Кобра                                                       Корсак

 

Каждое животное в пустыне по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчик. Лапки у него – кенгуру, тельце-мыши, уши-зайца, а хвост – льва. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. Пе­ре­ме­ща­ет­ся прыж­ка­ми (до 3 мет­ров в длину), удер­жи­вая рав­но­ве­сие при по­мо­щи длин­но­го хво­ста.

Варан – огромная ящерица. Взрослые вараны бывают до 1,5м длиной. Недаром их называют еще пустынными крокодилами. Если варан разозлится, становится красным, может проглотить ящерицу и черепашку, скорпиона и жука, гусеницу и бабочку.

Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле.

Деятельность человека.

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать.

Неумеренное орошение вызывает засоление почвы, в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.

Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля и постройки. А причина этого-перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески.

Что по вашему можно сделать?

Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, например колосняк и джузгун. Природа зоны пустынь  нуждается в охране. Под угрозой и животный мир. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров.

Для сохранения природы создаются заповедники. Но об этом мы поговорим чуть позже.

2. VII. Закрепление изученного материала.

Работа в группах. Исследовательская деятельность.

- Все вы поделены на группы.  Первая группа- ботаники, вторая -зоологи и в третьей экологи. Вам предстоит провести свою научную  исследовательскую работу.

- У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями.

Материалы для ботаников: рисунки с изображением растений, учебник.

Карточка – «помогайка»:

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям.

Саксаул, верблюжья колючка,  джузгун, джунгарская полынь, селин

Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни, материал учебника.

Карточка – «помогайка»:

Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

- ящерица – круглоголовка;

- лисичка – корсак  

- ушастый еж;

Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник.

Карточка – «помогайка»:

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2.  Охрана редких растений и животных.

3. заповедники.

- Итак, я вижу, многие исследователи готовы.                                                  

- А сейчас предоставим слово нашим ботаникам.

Рассказ зоологов.

Рассказ экологов   (Рассказы  учеников  у доски )                                                                               

- Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? (строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники).

–Как сказали экологи, нужно создавать заповедники. В пустыне создано несколько заповедников. Там находят защиту животные, попавшие в Красную книгу: джейран, варан, кобра.

- Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу. Пора отправляться домой.

-А какой заповедник есть у нас в Дагестане? (Бархан Сарыкум)
Бархан Сарыкум является уникальным памятником природы Дагестана. Геологами он признан вторым в мире по величине. Крупнее него – бархан под названием «Большой эрг» в пустыне Сахара. А в Европе и Азии нет равного по величине нашему Сарыкуму. Его длина 12 км, максимальная ширина – 4 км, высота 252 м, но по данным ученых в результате нарушения экологического равновесия его высота стала меньше. Он сложен прекрасным мелкозернистым песком. Помимо того, что на бархане произрастают растения и водятся животные, некоторые из которых характерны для Средней Азии, он вызывает удивление тем, что огромная гигантская масса песков находится не в пустыне, не на берегу моря, а на глинистой степи, то есть основание, платформа для этих песков – глинистая степь.

Фильм о бархане.

Откуда эти пески? Как здесь появились они и когда. Много различных версий, гипотез выдвигают ученые, местные жители сложили множество легенд. Некоторые гипотезы порой из разряда фантастических, одна из них такая: «Мощный ураган, циклон в древности перенес из среднеазиатских пустынь сюда пески», а доктор геологических наук, профессор ДНЦ Бунин, занимающийся исследованием земли аэрофотокосмическими рисунками считает, что бархан – вулканического происхождения.
Но многие ученые объективно полагают, что он образовался действием ветров, дующих в долине озера Ак-Коль и эти ветры, проходя через Капчугайское ущелье, , выдувают песок со скал на протяжении миллионов лет, выносят в эту местность и откладывает его на левом и в меньшей степени на правом берегу реки Шура-Озень.

- Я предлагаю вам посмотреть две легенды о происхождении бархана Сарыкум.

- Ребята, а вы любите играть?

 Игра «Узнай меня» собрать пазлы

1. Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

2.  Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

3.  Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно за­роюсь в песок. (Ящерица.)

 

 

 - Молодцы! И с этим заданием вы справились!

- А если вы хотите больше узнать о пустыни, то читайте эти книги.

 

VIII. Подведение итогов работы.

 

Рефлексия.

-Понравился ли вам урок?

- И чтобы на память о пустыне у вас осталась частичка, мы с вами сейчас сделаем рисунок из песка. А создавать мы будем радугу из разноцветного песка.

 

IX. Домашнее задание.

Конкурс творческих проектов «Один день в пустыне».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4

Ход урока: I. Организационный момент

Ход урока: I. Организационный момент

III. Сообщение темы и задач урока

III. Сообщение темы и задач урока

Растительный мир Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки

Растительный мир Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки

Пе­ре­ход вре­мен года также очень рез­кий: после жар­ко­го лета до­ста­точ­но быст­ро на­сту­па­ет су­ро­вая зима с силь­ны­ми вет­ра­ми (рис

Пе­ре­ход вре­мен года также очень рез­кий: после жар­ко­го лета до­ста­точ­но быст­ро на­сту­па­ет су­ро­вая зима с силь­ны­ми вет­ра­ми (рис

Рис. 7. Сак­са­ул Вер­блю­жья ко­люч­ка про­рас­та­ет кор­ня­ми на глу­би­ну до 20 м, питая себя под­зем­ны­ми во­да­ми, по­это­му даже в самое за­суш­ли­вое время и силь­ный зной…

Рис. 7. Сак­са­ул Вер­блю­жья ко­люч­ка про­рас­та­ет кор­ня­ми на глу­би­ну до 20 м, питая себя под­зем­ны­ми во­да­ми, по­это­му даже в самое за­суш­ли­вое время и силь­ный зной…

Рис. 11. Джун­гар­ская по­лынь

Рис. 11. Джун­гар­ская по­лынь

Памятник верблюдам Мишке и Машке

Памятник верблюдам Мишке и Машке

Каждое животное в пустыне по-своему интересно

Каждое животное в пустыне по-своему интересно

Материалы для ботаников: рисунки с изображением растений, учебник

Материалы для ботаников: рисунки с изображением растений, учебник

Средней Азии, он вызывает удивление тем, что огромная гигантская масса песков находится не в пустыне, не на берегу моря, а на глинистой степи, то есть…

Средней Азии, он вызывает удивление тем, что огромная гигантская масса песков находится не в пустыне, не на берегу моря, а на глинистой степи, то есть…

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «ПУСТЫНИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

УРОК  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ «ПУСТЫНИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020