УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ
«ПУСТЫНИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: окружающий мир
Класс: 4-й
Тема урока: «Пустыни»
Тип урока: комбинированный
Форма: урок - путешествие.
Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Программа: «Школа России»
Раздел учебника: «Природные зоны России»
Оборудование: «Школа России», учебник «Окружающий мир» для 4 класса в 2 ч. Ч.1, авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран; карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы; задания для выполнения на уроке.
Цель урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с понятием «пустыня», с ее природными условиями, растительным и животным миром, показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыне и их взаимосвязи;
показать влияние климата на органический мир, людей;
формирование умения пользоваться картами и применять полученные знания.
Воспитательная:
воспитание любви к природе, к животному миру и растениям;
воспитание экологической культуры у младших школьников;
Развивающая: поменять
развивать экологическую культуру детей, речь;
умение общаться во время дискуссии, работать в группах, познакомить с одним из видов изобразительного искусства- песочной графикой.
Задачи:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
познакомить учащихся с природными условиями пустыни, её растительным и животным миром;
показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи;
познакомить с одним из видов изобразительного искусства- песочной графикой.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы будем путешествовать. И я предлагаю вам поработать в группах. Первую группу назовем ботаники, вторую –зоологи, а третью-экологи.
Но для начала я хочу узнать у вас , знаете ли вы что изучают такие науки, как ботаника, зоология и экология.?
Психологический настрой.
Перед тем, как отправиться в путешествие, давайте вспомним правила работы в группе. ( слайд 1)
1.Все члены группы равны
2.Группы не соревнуются
3.В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело
4.Ответственность за результат несёт каждый.
5.Каждый уверен в себе и не боится ошибиться.
II. Повторение пройденного материала.
-А прежде чем отправиться в путешествие, я хочу узнать, как хорошо вы усвоили пройденный материал. Проведем небольшой блиц-опрос. (слайд 2)
1. группа. Назовите природные зоны, в которых растут эти растения:
Ковыль (степи), ель(тайга),береза(лесная зона), лишайники(аркт.пустыня), полярная ива(тундра).
2.группа.назовите природную зону, где обитают эти животные: (слайд 3)
Суслик (степи), соболь(тайга), белый медведь(аркт.пустыня), песец(тундра), дрофа(степи), белка-летяга(тайга).
3. А третьей группе нужно было ответить на вопросы: (слайд 4)
1. Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость? (листопад)
2. Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (тундра)
3. Отличительная особенность зоны степей? (безлесье)
4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (степь)
5. Главная беда лесной зоны? (пожары)
6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (лишайники)
Молодцы,ребята! Я вижу,что вы хорошо усвоили пройденный материал.
III. Сообщение темы и задач урока.
- Скажите, вы любите путешествовать?
-Слушайте меня внимательно и вы узнаете, куда нам предстоит отправиться в путешествие.
Мы с вами отправимся туда,
Где много солнца, не видна вода.
Юго-запад России раскроет нам тайны,
Узнаем, что за звери там обитают,
Какие растения растут,
Почему так природную зону зовут.
-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня с вами путешествовать? (в пустыню) (слайд 5)
- А без кого нельзя обойтись в путешествии.(без гида)
- Сегодня на уроке вашим гидом буду я.
- Для любого путешествия, чтобы не заблудиться, нужна карта. Составим карту путешествия. (Слайд 6 карта путешествия с картинками)
1.Географическое положение
2.Климат
3.Животный и растительный мир
4.Деятельность человека.
IV. Изучение нового материала.
-А кто из вас знает, от какого слова произошло слово «Пустыня»? (от слова пусто)
- В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует сомкнутого покрова».
-У каждой из групп на столах есть таблицы, в которую вы будете заносить все, что нового мы узнаем об этой природной зоне.
Пустыня |
||
Географическое положение |
Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири.. Глинистые и песчаные. Тарык и барханы. |
|
Климат |
Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами. |
Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней |
Растительный мир |
Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Некоторые появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, колосняк, джузгун, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. |
|
Животный мир |
Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, черепахи, змеи, тарантулы, песчанки, скорпионы, сайгаки, ящерицы, вараны, ежи, , лисичка-корсак |
|
Деятельность человека |
Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие. |
-- Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.
Зона пустыни занимает небольшую площадь на территории России: по берегам Каспийского моря до низовья Волги (рис. 1).
Для пустыни характерно долгое и очень жаркое лето (рис. 2).
Рис. 2. Лето в пустыне
Перепад дневной и ночной температур очень велик (до 60⁰), ведь даже в тени температура днем поднимается до 40⁰. Это чрезвычайно засушливые территории (в течение лета может не быть ни одного дождя). Переход времен года также очень резкий: после жаркого лета достаточно быстро наступает суровая зима с сильными ветрами (рис. 3).
Рис. 3. Зима в пустыне
Весна короткая, но цветущая (рис. 4).
Рис. 4. Весна в пустыне.
Таким образом, можно сказать, что для зоны пустынь характерно только два времени года: лето и зима.
Пустыни разделяют на 2 основных вида: глинистые (почва часто потрескана- тарык) и песчаные (песчаные наносы, барханы) (рис. 5, 6).
Рис. 5. Песчаная пустыня Рис. 6. Глинистая пустыня
Вывод: ( делают дети)
Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.
V. Физминутка. (1 мин)
- Чтобы путешествовать через пустыню, надо быть сильным и выносливым. Наверное, зной и жара утомили вас.
- И чтобы продолжить наше путешествие нам нужно немного отдохнуть.
(зарядка под песню «Учкудук)
VI. Продолжение работы по теме.
-Продолжим наше путешествие. Какой следующий пункт на нашей карте?
Растительный мир пустыни.
В пустынях произрастает необычное дерево саксаул, его листву заменяют зеленые веточки (рис. 7).
Рис. 7. Саксаул
Верблюжья колючка прорастает корнями на глубину до 20 м, питая себя подземными водами, поэтому даже в самое засушливое время и сильный зной она ярко-зеленая (рис. 8).
Рис. 8. Верблюжья колючка
Растения с такими корнями называют насосами.
Джузгун – еще одно необычное растение зоны пустынь, раскидывает корни в стороны до 20 м, закрепляя песок и не давая ему сдвигаться (рис. 9).
Рис. 9. Джузгун
Джузгун – кустарник, который накапливает воду в стеблях.
Корни злака селина захватывают территорию до 100 м² (рис. 10).
Рис. 10. Селин
Это растение очень хорошо приспособилось к выживанию в условиях пустыни: если ветер выдует из-под него песок, его корни будут защищать специальные чехольчики, и, даже если песок полностью засыплет селин, его побеги заново прорастут. Поэтому люди высаживают селин, чтобы укрепить движущиеся пески.
Пескоукрепителями являются и другие растения, например джунгарская полынь (рис. 11).
Рис. 11. Джунгарская полынь
Пустыни – крайне засушливые территории, поэтому растения вынуждены максимально сохранять влагу. Чтобы уменьшить испарения, листья этих растений трансформировались в колючки, иголки и чешуйки.
Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну.
Животный мир пустыни.
В пустыне обитает верблюд – уникальное животное, которое может не пить до 45 дней подряд и питается колючками (рис. 12).
В день верблюд может пройти до 40 км, неся на спине груз, равный половине собственного веса (рис. 13).
Рис. 13. Караван навьюченных верблюдов
Ученые выяснили причины таких уникальных умений верблюда: он отлично приспособился к жизни в пустыне, ведь его небо и ротовая полость не чувствительны к уколам колючек, может подолгу обходиться без воды и пищи, потому что в его горбах есть накопленный жир, который расходуется по мере надобности, а густая шерсть и толстые мозоли на ногах предохраняют животное от перегрева и ожогов.
А вообще, где-либо в России нынче занимаются верблюдоводством?
Да, занимаются. И даже в нескольких местах.
В Калмыкии насчитывается около десяти тысяч
верблюдов. В Астраханской области их гораздо меньше. Но область знаменита тем,
что с 2006 года в ней ежегодно проводятся бега на белых верблюдах. В Волгоградской
области в районах Заволжья верблюды тоже не редкость. Их тут содержат в
агрофирмах и в частных хозяйствах как тягловый скот, прекрасно приспособленный
к засушливому климату и выдерживающий сильные морозы.
Памятник верблюдам Мишке и Машке
О выносливости этих животных красноречиво
говорит такой малоизвестный факт. В Сталинграде уже после боев возникла сложная
проблема с комплектованием вспомогательных частей лошадьми. Вспомнили про
верблюдов в заволжских степях. Вспомогательный полк получил их как тягловой
транспорт. В архивах есть фото, где запряженные в телегу верблюды сняты на фоне
разрушенного Сталинграда. Этот «верблюжий полк» дошел до Берлина! Кстати, в
Ахтубинске (Астраханская область) есть именной памятник верблюдам Мишке и
Машке. Они тянули тяжелое артиллерийское орудие, из которого сержант Григорий
Нестеров сделал один из первых залпов в Берлине по Рейхстагу.
Смогли приспособиться к условиям жизни в пустыне и другие животные: днем они прячутся в норы или зарываются в песок, а ночью выходят на поиски пищи.
В пустынях и полупустынях живут разные виды ящериц (варан – самая крупная ящерица России) и змеи (среднеазиатская кобра), тушканчик, лисичка- корсак, ушастый еж, жук-скарабей, гиена, джейран, кулан.
Кулан Джейран Гиена
Ушастый еж Скарабей Тушканчик
Варан Кобра Корсак
Каждое животное в пустыне по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчик. Лапки у него – кенгуру, тельце-мыши, уши-зайца, а хвост – льва. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. Перемещается прыжками (до 3 метров в длину), удерживая равновесие при помощи длинного хвоста.
Варан – огромная ящерица. Взрослые вараны бывают до 1,5м длиной. Недаром их называют еще пустынными крокодилами. Если варан разозлится, становится красным, может проглотить ящерицу и черепашку, скорпиона и жука, гусеницу и бабочку.
Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле.
Деятельность человека.
Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать.
Неумеренное орошение вызывает засоление почвы, в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.
Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля и постройки. А причина этого-перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески.
Что по вашему можно сделать?
Приходится проводить большую работу, чтобы снова вырастить на голых песках растения, например колосняк и джузгун. Природа зоны пустынь нуждается в охране. Под угрозой и животный мир. Особую тревогу вызывает судьба сайгаков, которые страдают от рук браконьеров.
Для сохранения природы создаются заповедники. Но об этом мы поговорим чуть позже.
2. VII. Закрепление изученного материала.
Работа в группах. Исследовательская деятельность.
- Все вы поделены на группы. Первая группа- ботаники, вторая -зоологи и в третьей экологи. Вам предстоит провести свою научную исследовательскую работу.
- У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями.
Материалы для ботаников: рисунки с изображением растений, учебник.
Карточка – «помогайка»:
1. Общая особенность растений.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям.
Саксаул, верблюжья колючка, джузгун, джунгарская полынь, селин
Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни, материал учебника.
Карточка – «помогайка»:
Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
- ящерица – круглоголовка;
- лисичка – корсак
- ушастый еж;
Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник.
Карточка – «помогайка»:
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных.
3. заповедники.
- Итак, я вижу, многие исследователи готовы.
- А сейчас предоставим слово нашим ботаникам.
Рассказ зоологов.
Рассказ экологов (Рассказы учеников у доски )
- Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? (строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники).
–Как сказали экологи, нужно создавать заповедники. В пустыне создано несколько заповедников. Там находят защиту животные, попавшие в Красную книгу: джейран, варан, кобра.
- Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу. Пора отправляться домой.
-А
какой заповедник есть у нас в Дагестане? (Бархан Сарыкум)
Бархан Сарыкум является уникальным памятником природы Дагестана. Геологами он
признан вторым в мире по величине. Крупнее него – бархан под названием «Большой
эрг» в пустыне Сахара. А в Европе и Азии нет равного по величине нашему Сарыкуму.
Его длина 12 км, максимальная ширина – 4 км, высота 252 м, но по данным ученых
в результате нарушения экологического равновесия его высота стала меньше. Он
сложен прекрасным мелкозернистым песком. Помимо того, что на бархане
произрастают растения и водятся животные, некоторые из которых характерны для
Средней Азии, он вызывает удивление тем, что огромная гигантская масса песков
находится не в пустыне, не на берегу моря, а на глинистой степи, то есть
основание, платформа для этих песков – глинистая степь.
Фильм о бархане.
Откуда
эти пески? Как здесь появились они и когда. Много различных версий, гипотез
выдвигают ученые, местные жители сложили множество легенд. Некоторые гипотезы
порой из разряда фантастических, одна из них такая: «Мощный ураган, циклон в
древности перенес из среднеазиатских пустынь сюда пески», а доктор
геологических наук, профессор ДНЦ Бунин, занимающийся исследованием земли
аэрофотокосмическими рисунками считает, что бархан – вулканического
происхождения.
Но многие ученые объективно полагают, что он образовался действием ветров,
дующих в долине озера Ак-Коль и эти ветры, проходя через Капчугайское ущелье, ,
выдувают песок со скал на протяжении миллионов лет, выносят в эту местность и
откладывает его на левом и в меньшей степени на правом берегу реки Шура-Озень.
- Я предлагаю вам посмотреть две легенды о происхождении бархана Сарыкум.
- Ребята, а вы любите играть?
Игра «Узнай меня» собрать пазлы
1. Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)
2. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)
3. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)
- Молодцы! И с этим заданием вы справились!
- А если вы хотите больше узнать о пустыни, то читайте эти книги.
VIII. Подведение итогов работы.
Рефлексия.
-Понравился ли вам урок?
- И чтобы на память о пустыне у вас осталась частичка, мы с вами сейчас сделаем рисунок из песка. А создавать мы будем радугу из разноцветного песка.
IX. Домашнее задание.
Конкурс творческих проектов «Один день в пустыне».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.