Урок по окружающему миру "Вода и её свойства"

  • doc
  • 15.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока по окружающему миру Вода и её свойства.doc

Технологическая карта урока 

Учитель

Джеранова Марина Харитоновна

Место работы

МБОУ СОШ№4 г. Беслан

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Вода и ее свойства

Класс

2

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель

Познакомиться со свойствами воды.

Доказать их на практике.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор

Материал

Лабораторное оборудование.

Соль, сахар, цветные полоски, линейки, фломастеры, цветные карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

 

 Осуществляемые действия

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

 

Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

 

- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

-  Давайте подарим  друг другу улыбку и начнем урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проверяют готовность и самоготовность к уроку.

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели  урока.

 

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

 

- Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

- В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять.

- Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!

 

- Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

-Молодцы!

(Слайд №2)

- Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель.

- Сделайте отметку в листе самооценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вода.

 

 

 

-Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке -  это ВОДА.

 

 

 

 

-  Проводят самооценку в индивидуальном листе (Приложение 1)

 

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели  урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.

 

 

 

 

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Давайте посмотрим на глобус. (Слайд №3)

 Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный:

Как вы думаете почему?

 

 

-Что изображено голубым цветом на глобусе?

 

-Молодцы!

 

 -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока.

 

-Ребята, а  мы с вами знакомы со свойствами воды?

 

-Так значит, какая цель нашего урока?

 

-Верно! – Молодцы!

-Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия.

(Слайд №4)

- А  знакомиться с  этими свойствами мы будем  с помощью опытов.

 

-Да.

 

 

 

– Голубой

- Потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой.

 

-Изображены моря, океаны нашей планеты.

 

 

 

 

Доклад ученика, подготовленный заранее. (Приложение 2)

 

-нет.

 

-познакомиться со свойствами  воды.

 

 

- Тема занятия: «Вода и ее свойства»

Цель занятия «Изучить свойства воды».

Познавательные: логический – анализ объектов с целью

выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из доклада одноклассника.

 

 

5. Физминутка 

6. Практическое  применение знаний.

 

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

 

 

 

 

- Организую работу в группах.

ОПЫТ 1. (Форма воды.)

(Слайд №5)

- У каждой команды есть стаканчики с водой, перелейте воду в контейнер. Какую форму приобретает вода?

ОПЫТ 2. (Цвет воды.  Прозрачность воды). (Слайд №6)

- Приготовьте полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной?   Какого же цвета вода? 

- Изучите теперь прозрачность воды. Для этого опусти в стакан с водой линейку. Что можно сказать о прозрачности воды? 

 

ОПЫТ 3. (Вкус воды )

(Слайд №7)

-Каков вкус соли, сахара, лимона, лука?  Вы все пробовали воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? 

Опыт 4.(Запах воды)

(Слайд №8)

- Когда ваша бабушка печет пирожки, аппетитный его запах вы почувствуете уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.

ОПЫТ 5. (Вода – растворитель.) (Слайд №9)

- Поставь перед собой два стакана с  водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром?

 

- Работают в группах.

 

 

 

- Вода приобретает форму посуды.

 

 

 

 

 

 

 

- Вода цвета не имеет.

 

 

 

- Вода прозрачна и через нее можно увидеть предметы.

 

 

 

 

- Вода вкуса не имеет.

 

 

 

 

 

- Вода запаха не имеет.

 

 

 

 

 

- Соль и сахар растворились в воде.

 

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

  

 

7. Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

- О каких свойствах воды вы узнали.

 (Слайд №10)

 

 

 

 

 

- Ответы детей.

 

 

 

 

 

- заполняют соответствующую графу в листе самооценки.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка.

- Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. (Слайд №11)

1.Задание – из Толкового словаря выписать определение «Вода – это…»

2. Задание – записать пословицы и поговорки о воде.

 

- учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

9.Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

- С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали?

- А мы часто используем  воды в быту?

-А вот о том, как правильно и рационально использовать воду в быту и как правильно применять ее свойства  мы поговорим с вами на след уроке.

- Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали! 

-Выполните в листе самооценке последние отметки.

-А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды, нарисуйте в виде  улыбки на ней, свое настроение от урока,  тем цветом, который присутствует на   наших индикаторах, соответственно.

 

 

- А теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала).

- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!

 - Мы работали на уроке с водой, изучали ее свойства.

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

-Заполняют последнюю графу.

 

Дети рисуют улыбку – зеленным цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно.

(цвет улыбки, соответствует также и цвету в листах самооценки).

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

Лист самооценки

Фамилия  Имя 

 

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Вода и ее свойства

 

Зеленый

 

Желтый

 

Красный

1.                  Определение темы и цели урока.

 

 

 

2.                  Выполнение обязанностей в группе.

 

 

 

3.                  Все ли было понятно?

 

 

 

 

4.                  Понравился ли урок.

 

 

 

 

5.                  Как ты оцениваешь свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



 

 

Приложение 2

Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе находится много воды, пара, облаков, туч.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. 

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери. 

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами.