Культура и религия
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
· Устный опрос.
ü Как вы понимаете слово «религия»?
ü Какие религии называются национальными?
ü Какие религии называются мировыми?
ü Какие религии считаются традиционными для России?
ü Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем поселке?
· Игра «Собери пазлы».
Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Ритуал– участие людей в религиозных действиях.
Национальные религии– это иудаизм, индуизм.
Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.
3. Новый материал.
· О чем мы будем говорить на уроке? Посмотрите в учебнике на стр. 8
· Выступление учителя «Что такое культура?»
В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
· Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».
К – красота
У – уникальность
Л – личность
Ь
Т – традиции
У – устои, уважение
Р – развитие
А – архитектура
В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуремы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
· Задание детям:рассмотрите фотографии на слайдах и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?
(на слайдах:Кижи, кантеле, национальная карельская одежда, предметы быта карел)
· Игра.
Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.
1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.
· Беседа с учащимися:
- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?
· Работа с рассказом.
- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)
- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
- Говорят «спасибо», что же ещё?
- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
- Что нового вы узнали о слове спасибо?
Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
- Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
- Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
- Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?
-Зачем люди строили храмы?
Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?
6.Выступление учителя «Влияние религии на культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду.Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Карелии много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)
- Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
- А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?
В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9 учебника)
Живописцывсех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
(прослушивание:Рахманинов «Всенощное бдение»).
ВЫВОД:
Связаны ли культура и религия между собой?
7. Закрепление основных понятий урока(работа с тренажером вэлектронном пособии к учебнику «Основы мировых религиозных культур»)
8. Домашнее задание:
ü Перескажи родителям или другим взрослым материал
урока 3 «Культура и религия».
ü Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.
ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.