Урок по ОПК "Культура и религия",4 класс

Урок по ОПК "Культура и религия",4 класс

docx
12.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Культура и религия.docx

Культура и религия

 

Ход урока.

1.                 Организационный момент.

2.                 Актуализация ранее полученных знаний.

·        Устный опрос.

ü    Как вы понимаете слово «религия»?

ü    Какие религии называются национальными?

ü    Какие религии называются мировыми?

ü    Какие религии считаются традиционными для России?

ü    Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем поселке?

·        Игра «Собери пазлы».

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Ритуал– участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии– это иудаизм, индуизм.

Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

3.                 Новый материал.

·                   О чем мы будем говорить на уроке? Посмотрите в учебнике на стр. 8

·                   Выступление учителя «Что такое культура?»

В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

·                   Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».

 

К – красота

У – уникальность

Л – личность

Ь

Т – традиции

У – устои, уважение

Р – развитие

А – архитектура

         В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

         Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуремы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда  мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

·                   Задание детям:рассмотрите фотографии на слайдах и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?

(на слайдах:Кижи, кантеле, национальная карельская одежда, предметы быта карел)

·                   Игра.

Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.

1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.

·               Беседа с учащимися:

- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?

·                   Работа с рассказом.

- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

-  Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

- Говорят «спасибо», что же ещё?

- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

- Что нового вы узнали о слове спасибо?

Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

-     Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

-  Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

- Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

-Зачем люди строили храмы?

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

6.Выступление учителя «Влияние религии на культуру».

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

         В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям.  (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду.Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются,  мы узнаем на следующих уроках.

         В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Карелии много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)

- Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

- А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?

В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9 учебника)

Живописцывсех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах  (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

(прослушивание:Рахманинов «Всенощное бдение»).

ВЫВОД:

Связаны ли культура и религия между собой?

7.                 Закрепление основных понятий урока(работа с тренажером вэлектронном пособии к учебнику «Основы мировых религиозных культур»)

8.                 Домашнее задание:

ü    Перескажи родителям  или другим взрослым материал

урока  3 «Культура и религия».

ü    Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.


 

ü   

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)