Урок по ОРКС 4 класс
Оценка 4.6

Урок по ОРКС 4 класс

Оценка 4.6
doc
29.12.2019
Урок по ОРКС 4 класс
уметь понять и простить.doc

 Открытый урок по ОРКСЭ на тему «Уметь понять и простить…»

Учитель: Алёхина Е.Ю.

 

Актуальность: Очень часто в жизни всем нам не хватает человеческого внимания, понимания, сердечности. Мы не умеем просить прощения и не умеем прощать. На мой взгляд, говорить с детьми, о самых простых, но важных, для людей качествах, просто необходимо.   

 

.

Цель - формирование понимания индивидуальных особенностей других людей и их поведения, развитие умения строить конструктивные отношения с соседями по общежитию, развитие умения толерантно относиться к соседям по комнате, по общежитию. расширение представления о разных культурах, национальных особенностях.

Задачи:

1. Подвести к осознанию необходимости прощения обид в жизненных ситуациях.

2. Способствовать воспитанию нравственных чувств.

3. Способствовать развитию положительных эмоций, эмпатии, стремления делать добро себе и другим людям.

4. Дать первоначальное представление о семейных конфликтах и о способах выхода из них.

5. Способствовать воспитанию культуры взаимоотношений между студентами общежития.

6. Способствовать развитию умения вести диалог в конфликтной ситуации.

 

 

 

                           Ход занятия.

Этапы

Действия педагога

Деятельность детей

Что воспитывается

1 Завязка. Выход на проблему.

Чтение стихотворения  Слайд 1

 -          Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

 

  -          Говорить мы сегодня с вами будем об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, о прощении.

 

-      Тема сегодняшнего классного часа «Уметь понять и простить…»

(слайд 2)

- Прочитайте эпиграф к занятию.

(слайд 3)

 

- Объясните его смысл.

- Подумайте и закончите предложение:

 «Когда я обижен (а) я чувствую...». 

 (слайд 4)

 

Упражнение «Угадай-ка» (слайд 5)

На картинках изображены смайлики, выражающие разные эмоциональные состояния.   Определите лица, 

выражающие обиду.

 

 Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь,  не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?  Давайте сегодня задумаемся, как человек может преодолевать свои обиды.

 

 

О доброте,   прощении обид.

 

 

 

 

 

 

 

Чтение эпиграфа

Досада и обида-это узелки в жизни человека,

прощение-это развязывания этих узелков.

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование проблемы.

 

 

 

 

Анализ объекта с целью определения признаков.

2.Процесс активного совместного логического размышления над проблемой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Кульминационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с пословицами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Нравственный выбор.

 

Чтение и анализ притчи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развязка.

 

 

 

 

 

6. Финал.    Рефлексия.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-     А что означает слово «прощение» ?

-Что означает «простить»? (ответы детей) 

 

   (слайд 6)

Простить человека – это значит освободить его и себя от обид и взглянуть на другого человека с добротой и любовью!

 

Театрализованные ситуации

- Страшны и неприятны любые ситуации, при которых вас обидели или вы кого-нибудь обидели. Но особенно плохо, если вы обидели самых близких вам людей – членов вашей семьи. Сейчас мы попробуем инсценировать приготовленные мной жизненные ситуации, а для этого мне нужны артисты, чтобы показать сценку.

(3 чел на первую сценку)

 Вживаться в роль особенно некогда, но всё же, постарайтесь сыграть её как можно убедительнее! (Дети показывают сценку)

После небольшой театрализованной постановки  мы попробуем разобраться в создавшейся ситуации и проанализировать её по плану:

 

1. Между кем произошла ссора?

2. Кто прав, кто виноват?

3. Какой вы видите выход?

4. Часто ли встречаются такие ситуации?

(слайд 7 )

Аналогично 2 и 3 сценка

Ситуации в приложении 3.

 

- Ребята, а вас обижали когда-нибудь?

-   Как вы поступали в такой ситуации?

-   Всегда ли легко бывает простить человека, который чем-то обидел нас?

Очень важным для нас оказывается умение прощать, не отвечать злом на чужое зло, или шалость, или просто неосторожность, оплошность. Человек, причинивший нам зло, просит прощения, то есть он раскаивается в том, что он совершил, пытается исправить то зло, которое он сделал. Прощая людей, которые обидели нас, мы даем им возможность исправиться и вернуться к добру. Надо научится прощать друг друга. Не ждите, когда к вам подойдут просить прощения, -делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды :они ранят душу. Старайтесь скорее помириться.

-   Вспомните, что вы чувствуете, когда обижены? А когда помиритесь?

 

После примирения на душе становиться спокойно и радостно. Вот почему надо научиться

прощать друг друга, причем прощать от всего сердца. Нужно, чтобы сердце внутри загорелось любовью; чтобы внутри, в глубине души нашей, не осталось никакой озлобленности и обиды.

 Физминутка

 «Не стоит обижаться – лучше рассмеяться»

Учитель просит детей встать   и показать пантомимой, какие мы бываем, когда обижаемся. Плечи наклонены вперед, губы ладони – сжаты, живот напряжен, голова опущена, лицо хмурое.

– А теперь, расправьте  плечи,  губы улыбаются,  ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать! 

 

 

 

-  Задумайтесь, а  вы кого-нибудь обижали? Каждый человек в жизни когда-нибудь, кого-нибудь обижал. Очень важно также уметь просить прощения у человека, которого мы обидели нечаянно или сознательно.   Знаете ли вы, почему мы говорим слово «Прощай» при расставании друг с другом?(ответы)

По христианскому обычаю русские люди всегда просили друг у друга прощения, даже если немного общались между собой. Ведь при общении, при разговоре, при общем деле можно ненароком обидеть или огорчить друг друга.  А русские люди всегда любили и умели хранить мир. Поэтому при расставании они и просили друг у друга прощения.

 

 Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах. Попробуйте соединить начало пословицы из левой части  с её продолжением из правой и объяснить её  (слайд 8) (дети работают парами на карточках и представляют результаты)

Обсуждение пословиц.

 

Ребята, как можно попросить у человека прощения?

 

 

 

 

 

 

 

 

-   Вот, что труднее: прощать или просить прощения? На мой взгляд, для каждого человека по-разному: для кого-то труднее прощать обиды, а кому-то труднее просить прощения

-   В каких случаях вам хочется попросить прощение?

 

 

 

 

 

 

-      А что нам мешает просить прощения? (гордыня, себялюбие, жестокосердие, черствость, равнодушие).

Игра «Два сердца». 

На листе бумаги нарисовать чёрное и красное сердце (не закрашивать)

 - Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (  слайд 9 ) Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их в черное сердце (досада, агрессия, раздражение, обида, зависть, ненависть). Вот, ребята, посмотрите это сердце человека, несущего в себе обиду…

-   А теперь напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Давайте их запишем в другое сердечко (Добро в сердце, уважение, сердечность , взаимопонимание

Любовь )

Видите, это сердце расцвело от любви и понимания, оно духовно здорово.

 

 

 

 

А сейчас послушайте притчу (  слайд10-12 )

 

 

 

-Что вы поняли из этой притчи?

 

- Послушайте еще одно стихотворение.

 

 Чтение стихотворения .(слайд13)

 

Научитесь прощать… 
Это может не каждый. 
Не таите обид… 
Этот грех не для вас. 

Отпустите, простите 
И увидите скоро, 
Мир прекрасен и нежен, 
Как и каждый из нас. 

Лучше в сердце любовь, 
Чем проклятье и злоба… 
Ведь однажды простив, 
Станешь в сто крат добрей. 

Это в жизни так важно, 
Это в жизни поможет, 
Не терять — ни любимых, 
Ни добрых друзей…


 -Ребята, в завершении нашего занятия, давайте составим  памятку на тему «прощения»

- Посмотрите, что получилось у меня (показ слайд 14)

 

 

Как научиться уходить от обиды?

Упражнение « мусорное ведро» .Раздать листочки , на которых они пишут обиды и выбросить.

Итог урока:

 Наедине с собой. 

Учитель просит детей удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда они обижались на кого-то.

– А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.

Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело.

 

Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать  добрее, лучше, порядочнее.

- Если у кого-то появилось желание попросить прощения или простить кого-то, обязательно это сделайте…В любом случае, мы сегодня задумались, что означает для человека умение прощать…

 

(Дети просят у друг друга прощение.)

 

 

 

 

 

Забывать обиды,

не злиться

 

Освободиться от груза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет, не всегда

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда обижены- угнетение, расстроены, дискомфорт, обида, злость. А когда помиритесь – счастье, облегчение, радость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подойти и просто попросить прощения, принести цветы или подарок в качестве компенсации

 

Просить прощения.

 

 

 

Подсказывает внутренний голос, тяжело на душе, становится совестно.

 

 

 

 

 

Гордыня, себялюбие, жестокосердие, черствость, равнодушие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надо уметь прощать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети просят у друг друга прощение.

Анализ объекта с целью определения признаков. Подведение под понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение логической цепи рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

Разрешение конфликтов- выявление, идентификация,   поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов.

Ребенок переходит от общего размышления над проблемой на себя, у него возникает необходимость принятия решения, варианта поступка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравственный выбор, оценка себя, оценка ситуации «на себя» (может не высказываться педагогу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоосмысление,

 которое и ведет к нравственному развитию детей

 

Ожидаемые результаты.

Хочется верить, что дети после этого мероприятия задумаются о себе, станут немного добрее, терпимее, научатся прощать и просить прощения, будут более внимательны к своим родным людям и ко всем окружающим.

 

 

Приложение 2.

 

 

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

 

 

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

 

 

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

 

 

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

 

 

Есть слёзы –

Упавшего не считай

Кайся, да опять

Тому тяжело,

Злой человек, как уголь:

за пропавшего

кто помнит зло.

если не жжёт, то чернит.

есть и совесть

за старое не принимайся.

 

           

                                                                                                      

 

Приложение 3.

 

1.

От автора: Марина так ждала свой день рождения. Она пыталась отгадать, что ей подарит мама. Наверное, новую шапочку, которая ей была так нужна к  куртке, что подарили бабушка с дедушкой.

Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок! Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).

Дочка: Мама, а что, шапочка вязанная? Ты её сама, что ли, вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная!

Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так старалась! Она так идеально подходит к твоей новой куртке!

Дочка: Если тебе нравится, вот и носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила шапочку.

 

 

2.

 

1 дочка: Папа, ты не забыл, что обещал нам с сестрой сегодня пойти на каток?

Папа: Да, я помню, девчонки. Но, к сожалению, своё обещание сдержать сегодня не смогу. Вызывают на работу.

2 дочка: Опять работа!

1 дочка: Всегда работа!

2 дочка: Зачем ты тогда купил нам коньки, если на каток сходить с нами не хочешь!

1 дочка: Мы научились кататься, а ты даже посмотреть не хочешь, как у нас получается!

Папа: Я очень хочу, но нет времени попасть с вами на каток. Надеюсь, в следующий выходной получится!

2 дочка: А в следующий  мы не пойдём, у нас дела будут! Пока, папочка!

1 дочка: Пока!

 

3.

Брат: Лена, помоги мне решить задачу по математике!

Лена: Хорошо, давай разберёмся вместе.

Брат: Мне не надо вместе. Реши сама - и всё, а я в это время другие уроки делать буду!

Лена: А почему, Дима, я за тебя твои уроки делать должна? У меня своих достаточно!

Брат: Так, значит, не хочешь помогать! Мама, а мне Лена помочь не хочет, реши ты!

Мама: Дима, сынок, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе её делать нужно!

Брат: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты!

 

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс

Урок по ОРКС 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2019