Урок по производственному обучению "Рубка и резка металла"
Оценка 4.9

Урок по производственному обучению "Рубка и резка металла"

Оценка 4.9
doc
09.03.2022
Урок по производственному обучению "Рубка и резка металла"
Рубка и резка металлов.doc

Урок по теме «Рубка и резка металла»

 Цель занятия: формирование и развитие умений и навыков при рубке и резке металла.

Задачи: изучение приемов закрепления деталей, нанесения ударов, правильного рабочего положения при рубке, а также приемов рубки, подрубания зубилом и крейцмейселем, резки металлов ручными и рычажными ножницами.

образовательная: закрепить знания устройства, порядка разборки трансмиссии.

развивающая: развивать умения самостоятельно анализировать задание и организовывать трудовую деятельность.

воспитывающая: Воспитать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу, нравственные, поведенческие и другие качества личности.

Методическая цель урока: активация мыслительной деятельности учащихся с использованием наглядных средств обучения.

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.

Вид урока: урок упражнений, урок инструктирования.

Метод ведения урока: наглядный, практический, самостоятельная работа.

Пед.технология: дифференцированная с элементами групповой

Межпредметная связь: слесарное дело, материаловедение, устройство автомобиля.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы: плиты для рубки (наковальни), параллельные тиски с защитной сеткой или экраном, слесарные молотки массой 500...600 г, зубила слесарные, линейки измерительные металлические, чертилки, кернеры, шаблоны, ножницы ручные, ножницы рычажные, полосы, прутки, мел, масло машинное, брезентовые рукавицЬ1, защитные очки.

 

Ход урока:

1.       Организационная часть урока – 5 мин.

·        Явка учащихся.

·        Проверка готовности группы к уроку.

·        Отметить отсутствующих (причина отсутствия)

 

2.       Вводный инструктаж – 60 мин.

 

2.1.     Проверка знаний учащихся – 10 мин.

Контроль знаний по теме «Рубка и резка металла» с помощью тестирования:

Тест

 

2.2.Техника безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ 10 мин.

Ознакомление учащихся с требованиями техники безопасности и охраны труда на рабочем месте.

Инструкция по ТБ и охране труда

 

2.3.Формирование новых знаний, умений и навыков учащихся 40 мин.

 

Просмотр и объяснение приемов работы слесарными инструментами.

 

Демонстрация приемов разметки заготовки на стенде (при показе приемов акцентировать внимание учащихся на соблюдение требований ОТ и ТБ).

 

3.       Текущий инструктаж – 270 мин.

 

3.1.          Инструктаж по технике безопасности

 

3.2.          Выдача учащимся заданий и распределение учащихся по рабочим местам, сообщение нормы времени.

 

Упражнение 1. Рубка полосового металла в тисках.( 1 и 2 уровень)

Прежде всего необходимо установить высоту тисков по росту работающего. При работе на параллельных тисках согнутую в локте левую руку поставить на губку тисков таким образом, чтобы концы выпрямленных пальцев этой руки касались подбородка.

Закрепить заготовку в тисках, при этом риска разметки должна находиться точно на уровне губок тисков, а часть заготовки, уходящая в стружку, должна располагаться выше их уровня.

Рабочий должен принять правильное положение: встать устойчиво вполоборота к тискам. Левую ногу выставить на полшага вперед, а правую, которая служит опорой, слегка отставить назад, раздвинув ступни под углом примерно 35°. Взять молоток в правую руку, а зубило в левую и установить его под углом 30° по отношению к срубаемой плоскости (рис. 1.12).

 

Рис. 1.12. Рубка полосового металла в тисках

 

Зубило следует держать за среднюю часть, т.е. на расстоянии 20...25 мм от конца ударной части.

Рубку выполнять локтевыми ударами, соблюдая при этом следующие правила:

■ зубило держать свободно, слегка расслабив пальцы;

■ рубку осуществлять серединой лезвия зубила;

■ выдерживать правильное положение зубила относительно заготовки;

■ после каждого удара передвигать зубило справа налево;

■ заканчивать рубку кистевыми ударами.

Обрубленная кромка может получиться криволинейной вследствие слабого зажатия детали в тисках. Причиной «рваной» кромки детали может быть выполнение рубки слишком сильными ударами или тупым зубилом.

 

Упражнение 2. Рубка полосового (листового) металла на плите. ( 1 уровень)

При рубке полосового металла на плите (наковальне) необходимо учитывать следующие требования:

■ разрубание листового материала по прямой линии производить от дальней кромки листа к передней, при этом зубило должно располагаться точно по разметочной линии;

 ■ при рубке передвигать лист таким образом, чтобы место удара находилось приблизительно посередине плиты;

■ при вырубании из листового материала заготовки с криволинейным профилем оставлять припуск 1,0...1,5 мм для последующей обработки его опиливанием (рис. 1.13).

 

Упражнение 3. Срубание слоя металла на широкой плоской поверхности. ( 2 уровень)

Закрепить заготовку в тисках прочно без перекоса таким образом, чтобы она на 5... 10 мм располагалась выше тисков. Разметить и закернить канавки. Срубить зубилом фаски (скосы) на переднем и заднем ребрах заготовки. Крейцмейселем прорубить канавки глубиной 1,5...2,0 мм на всю длину заготовки, регулируя толщину стружки его наклоном (рис. 1.14).

 Рубку выполнять локтевыми ударами и только остро заточенным крейцмейселем. Заканчивать прорубание канавок с обратной стороны заготовки кистевыми ударами. Срубить зубилом выступы на поверхности заготовки.

 Рубку выполнять плечевыми ударами «елочкой». Заканчивать срубание выступа t обратной стороны заготовки локтевыми ударами, чтобы избежать откалывания ее ребра.

После срубания всех выступов заготовки проверить плоскостность поверхности и устранить оставшиеся неровности.

Упражнение считается выполненным, если на обработанной поверхности заготовки отсутствуют грубые завалы и зарубы, образующиеся вследствие неправильной установки зубила в процессе рубки, использование тупого зубила, неравномерной силы ударов молотком по зубилу, а также сколы на кромке, являющиеся следствием наличия необрубленных фасок на заготовке.

Упражнение 4. Резание металла ножовкой. (1 и 2 уровень)

Выбрать ножовочное полотно, соответствующее разрезаемому материалу. Отвернуть натяжной винт 6 цельного ножовочного станка (рис. 1.15) так, чтобы средняя часть подвижной головки 5 вышла из втулки (хомутика) на 12... 15 мм. Вставить ножовочное полотно 4 в прорезь задней неподвижной головки 3 таким образом, чтобы его зубья были направлены пт рукоятки 2, и зафиксировать штифтом. Продвинуть передний край ножовочного полотна в прорезь i юдвижной головки 5 и вставить фиксирующий штифт. Натянуть полотно вращением натяжного винта 6.

Степень натяжения проверить легким нажатием пальца на полотно сбоку: натяжение достаточное, если полотно при этом не прогибается. Установить высоту тисков по росту, правая рука с ножовкой, установленная на губки тисков (в исходное положение), должна быть согнута в локте под прямым углом (рис. 1.16).

 

Рис 1.15. Использование для резки металла цельного ножовочного станка: 1 - станок; 2 - рукоятка; 3 - неподвижная головка; 4 - ножовочное полотно; 5 - подвижная головка; 6 - натяжной винт

 

Принять следующую рабочую позу:

 ■ встать перед тисками свободно и устойчиво, вполоборота по отношению к губкам тисков или к оси разрезаемого предмета;

 ■ развернуть корпус влево под углом 45° к тискам;

■ левую ногу несколько выставить вперед (примерно по линии разрезаемого предмета), сделав на нее упор;

■ правая нога должна быть повернута по отношению к левой ноге на угол 60…70°, при этом расстояние между пятками должно быть 200...300 мм. Положение рук (хватка) работающего ножовкой следующее:

 ■ рукоятку ножовки захватить пальцами правой руки (большой палец лежит на рукоятке, а остальные пальцы поддерживают ее снизу), а конец ручки упереть в ладонь (рис. 1.17, а).

При этом не следует вытягивать указательный палец вдоль ручки и глубоко захватывать рукоятку, так как тогда конец ее будет выходить из кисти, что может привести при работе к травме руки;

■ рамку ножовки держать левой рукой, охватывая четырьмя пальцами и барашек, и натяжной болт, а не только рамку (рис. 1.17, б). В противном случае будет тяжело устранить покачивание ножовки во время работы. Отметить мелом место резания со всех сторон заготовки. Закрепить заготовку в тисках таким образом, чтобы линия отреза находилась слева в 5...20 мм от губок тисков. Резание производить, соблюдая следующие правила:

■ в начале резания ножовку немного отклонять от себя; * во время работы ножовочное полотно должно находиться в горизонтальном положении; * в работе должно участвовать не менее 3/4 длины ножовочного полотна;

■ делать 40... 50 рабочих движений в минуту; * нажимать на ножовку легко и только при движении вперед;

■ заканчивая резание, ослабить нажатие на ножовку и поддержать отрезаемую часть рукой. При резании металла ножовкой возможны следующие дефекты:

■ перекос места реза из-за слабого натяжения полотна; * выкрашивание зубьев вследствие неправильного подбора или дефекта полотна; поломка полотна вследствие сильного нажатия на ножовку или неравномерного движения ее при резании, а также из-за слабого натяжения или перетянутости полотна.

Рис. 1.13. вырубание из листового металла заготовки с криволинейным профилем

 

Рис. 1.14. срубание слоя металла на широкой плоской поверхности

 

 

Рис. 1.16. Рабочая поза при резании металла ножовкой

 

 

 

 

Рис. 1.17. Положение рук рабочего при резании ножовкой:  а - положение правой руки; б - положение левой руки  

 

Упражнение 5. Резание металла ручными ножницами.  Разметить заготовку.(2 уровень)

 Выбрать ножницы (правые или левые) с учетом того, что при резании ножницы не должны закрывать линию реза (т.е. разметочная линия должна быть видна). Взять ножницы в правую руку, положив большой палец на иерхнюю ручку. Левой рукой (в рукавице) поддерживать лист и направлять его при передвижении по линии реза во избежание образования заусенцев. Во время работы следить за тем, чтобы лезвия не сходились полностью, так как это приводит к разрыву металла при сжатии ручек ножниц.

При резании металла ручными ножницами возможны следующие дефекты:

■ смятие листового материала вследствие ослабления шарнира ножниц или их затупления;

■ надрывы листового материала вследствие несоблюдения правил резания (полное схождение лезвий ножниц во время работы).

 

3.3.          Обход рабочих  мест с целью выявления соблюдения правил техники безопасности.

 

3.4.          Обход учащихся с целью проверки выполнения практических упражнений.

 

4.     Заключительный инструктаж – 15 мин.

 

4.1.          Обобщение темы урока.

4.2.          Разобрать наиболее типичные ошибки.

4.3.          Провести анализ работы каждого учащегося.

4.4.          Сообщить оценку качества работы каждого учащегося.

 

5.     Домашнее задание – 5 мин.

Ответить на вопросы

1. Какие дефекты возникают при слабом закреплении заготовки в тисках?

2. В каком положении должны находиться руки во избежание травм в процессе работы с ножовкой?

3. В каких случаях и для чего перед началом рубки на кромках деталей выполняются фаски?

4. Как правильно установить высоту тисков при резке металла?

 5. Каковы причины смятия листового металла при резке его ручными ножницами?

6.     Уборка рабочих мест – 5 мин.

 

Мастер производственного обучения                            /Кузнецов С.Н./                                           


Скачано с www.znanio.ru

Урок по теме « Рубка и резка металла»

Урок по теме « Рубка и резка металла»

Проверка знаний учащихся – 10 мин

Проверка знаний учащихся – 10 мин

Рис. 1.12. Рубка полосового металла в тисках

Рис. 1.12. Рубка полосового металла в тисках

Упражнение 3 . Срубание слоя металла на широкой плоской поверхности

Упражнение 3 . Срубание слоя металла на широкой плоской поверхности

Рис 1.15. Использование для резки металла цельного ножовочного станка: 1 - станок; 2 - рукоятка; 3 - неподвижная головка; 4 - ножовочное полотно; 5 -…

Рис 1.15. Использование для резки металла цельного ножовочного станка: 1 - станок; 2 - рукоятка; 3 - неподвижная головка; 4 - ножовочное полотно; 5 -…

При резании металла ножовкой возможны следующие дефекты: ■ перекос места реза из-за слабого натяжения полотна; * выкрашивание зубьев вследствие неправильного подбора или дефекта полотна; поломка…

При резании металла ножовкой возможны следующие дефекты: ■ перекос места реза из-за слабого натяжения полотна; * выкрашивание зубьев вследствие неправильного подбора или дефекта полотна; поломка…

Рис. 1.16. Рабочая поза при резании металла ножовкой

Рис. 1.16. Рабочая поза при резании металла ножовкой

При резании металла ручными ножницами возможны следующие дефекты: ■ смятие листового материала вследствие ослабления шарнира ножниц или их затупления; ■ надрывы листового материала вследствие несоблюдения…

При резании металла ручными ножницами возможны следующие дефекты: ■ смятие листового материала вследствие ослабления шарнира ножниц или их затупления; ■ надрывы листового материала вследствие несоблюдения…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022