Областное государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
План-конспект урока
по развитию слухового восприятия у обучающихся с нарушениями слуха
и УО (интеллектуальными нарушениями)
«Домашние животные»
Разработала: учитель –дефектолог дошкольного отделения
высшей квалификационной категории
Коврова Ирина Геннадьевна
kowrova@jandex.ru
г. Томск
Пояснительная записка
|
Занятие по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха |
|
|
Ф.И.О. педагога |
Коврова Ирина Геннадьевна |
|
Должность |
учитель-дефектолог |
|
Место работы |
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». |
|
Тема урока |
«Домашние животные». Занятие по развитию слухового восприятия у обучающихся с нарушениями слуха и УО (интеллектуальными нарушениями) |
|
Цели и задачи |
Цель урока: различение на слух животных, осмысление понятия «домашние животные». Задачи. Образовательная: закрепить названия животных, подвести их к обобщению «домашние». Развивающая: способствовать развитию умения переключать внимание с одного вида деятельности на другое Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них Коррекционная: развивать слуховое внимание, логическое мышление и корректировать произносительные навыки (чёткость и слитность произношения слов) у обучающихся с ОВЗ по слуху и УО |
|
Актуальность урока |
Нарушения слуха сказываются на социальной адаптации детей в обществе. Различные приёмы и формы работы помогут обучающимся в расширении знаний о животных, развитии слухового восприятия, концентрации внимания и умению ориентироваться в понятиях. |
|
Оборудование
Вспомогательные технические средства |
- Компьютер (слайды с изображениями домашних животных + звуковой модуль (голоса животных)) - Фигурки домашних животных + домик из кубиков - Картинки + таблички - Панно «Двор. Во дворе- домашние животные» - Куклы: собака, кошка, коза, корова (из набора «кукольный театр») - корзинка с гостинцами (конфеты (другое: печенье, яблоки и т.д.)) Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «СУВАК», речевые процессоры (у кохлеарно-имплантированных детей), |
|
Возраст обучающихся |
9 лет (дети-инвалиды по слуху и УО (интеллектуальными нарушениями) |
|
Программа, используемая в работе |
Адаптированная программа начального общего образования по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» для слабослышащих обучающихся и УО (вариант 2.3)
|
|
Технологии и методики |
На занятии использованы игровые технологии (игра-театрализация с куклами; пальчиковые игры); технология проблемного обучения (почему их называют домашними?); технология сотрудничества (совместная работа: педагог + дети, с привлечением педагогов, молодых специалистов) Методики: Фонетическая ритмика Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, М. «Учебная литература», 1997 г.. Методическое пособие по развитию связной речи «Учимся говорить правильно», ТОУНБ им Пушкина, г. Томск. Развитие слухового восприятия у глухих обучающихся, Е.П.Кузьмичева, И.Ф.Федосеева М. «Просвещение»,1996 г.; Интернет-ресурс: изображение домашних животных + звуковой модуль (голоса животных). |
|
Анализ результатов урока |
Специфика образовательного процесса в 4 классе школы-интерната, где обучаются дети, имеющие диагноз УО (интеллектуальные нарушения), состоит в том, что необходим особый подход к обучению, подбору и подаче учебного материала, т.к. уровень словаря и объём знаний об окружающим мире очень низкий, тип мышления тугоподвижный. Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом, их всестороннее развитие проходит в тесной связи с формированием речи, как средства общения и мышления, на слуховой и слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения образовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Занятие по РСВ (развитию слухового восприятия) «Домашние животные» поможет обучающимся с ОВЗ по слуху и УО в закреплении слов и умении находить животных ( развитие слухового внимания); слышать их голоса и подбирать фигурки домашних животных, что способствует развитию ассоциативной памяти, возможности ориентироваться в бытовой ситуации, развитию логического мышления (процессы обобщения и классификации). Знания детей необходимы для использования их в социуме и проявления доброго отношения к животном, окружающему миру. |
Краткая характеристика воспитанников дошкольного отделения,
имеющих нарушения слуха
|
Количественная В четвертом классе - 6 обучающихся с диагнозом F 70.09 (легкая умственная отсталость). Социальная. Все шесть обучающихся дети-инвалиды по слуху (из них 1 девочка и 5 мальчиков); 1 обучающийся из семьи, где родители инвалиды по слуху (выпускники школы-интерната); 5 детей проживают в г. Томске, 1 ребёнок – из Кемеровской области. Психологическая. В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томска поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха: - несформированность языковых средств; - низкий уровень слухового восприятия; -отсутствие словарного запаса, - снижен объём запоминания материала, - низкая концентрация внимания, - трудности при переключении с одного вида деятельности на другой; -развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня; -психо-эмоциональное состояние воспитанников требует коррекции; - характерны частые соматические заболевания. Кроме того, в классе с основным дефектом: тугоухостью различной степени и кохлеарной имплантацией, есть дети со сложными (комплексными) нарушениями развития: нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия, поэтому дети с ОВЗ по слуху нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержании, формах и методах, которые должны быть адекватны их возможностям. Для обучающихся с нарушениями слуха имеет важное значение его нахождение в социуме, поэтому раннее начало развивающей и коррекционной работы поможет предупредить особенности в развитии, обеспечить полноценное познавательное, социальное и личностное развитие.
|
Этапы урока
|
Вид деятельности педагога |
Вид деятельности воспитанника |
Содержание |
|
1. Предварительный |
||
|
Проведение урока по РСВ |
Работа с карточками методического пособия |
Рассмотрение картинок с изображением домашних животных, устно-дактильное проговаривание слов по табличкам |
|
Ознакомление с панно «Двор. Во дворе домашние животные» |
Рассматривание. Подкладывание табличек |
Рассмотрение панно, устно- дактильное чтение табличек, приближённое проговаривание слов. |
|
Конструирование из кубиков домиков для животных |
Работа со строительным материалом. |
Ощупывание фигурок домашних животных, сопряжённое проговаривание слов, выполнение действий. |
|
2. Ознакомительный |
||
|
Предъявление звукоподражаний «кто как кричит» |
Слухозрительное восприятие, воспроизведение звукоподражаний. |
Совместное проговаривание слов (животных), соотнесение звукоподражаний с животными, нахождение фигурок домашних животных по звукоподражанию. |
|
Информирование: домашние животные приносят людям пользу. |
Зрительное, слуховое восприятие, осмысление. |
Просмотр слайдов на компьютере. |
|
3. Деятельностный |
||
|
Выполнение пальчиковых проб и моторно- двигательных реакций |
Складывание пальцев и выполнение движений по звукоподражанию |
Пальчиковые игры и звукоподражания: собака лает ав-ав; кот – мяу-мяу; коза – ме-е-е; баран – бе-е-е; корова – му-у |
|
«Примеривание» кукол (корова, коза, собака, кошка) |
Учатся одевать куклу на пальцы |
Привлечение студентов к работе с кукольным театром. |
|
Беседа «Забота о животных» |
Слухо-зрительное восприятие, понимание и осмысление, выполнение действий |
Рассказывание с помощью устной и жестовой речи. Создание ситуации «накорми животных» |
|
4. Итого - завершающий |
||
|
Проведение урока по развитию слухового восприятия (РСВ) «Домашние животные» |
Различение домашних животных по словесному предъявлению и звуковому модулю |
Компьютер (слайды с изображением домашних животных + звуковой модуль (голоса животных)) |
Ход урока
|
Коррекционное направление |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанника |
|
Развитие слухового внимания и умения выполнять инструкции |
1.Организационный момент. Предъявление обращений и инструкций. - Здравствуйте! - Наденьте наушники - Слышите хорошо? - Садитесь |
Выполнение действий. - Да, я слышу хорошо.
|
|
Развитие зрительного восприятия |
2. Создание проблемной ситуации. - Посмотрите на панно. Тут домашние животные. Почему их так называют? |
Не могут ответить. |
|
Развитие познавательного интереса, речевых возможностей и остаточного слуха |
3. Работа по теме урока. Сегодня на занятии мы будем слушать и различать голоса домашних животных
3.1. ИКТ: слайды с изображением животного (корова, кошка, собака, коза, лошадь, баран) -Кто это? Коррекция произношения слов детьми
- Послушайте голос (как кричит). (включение звукового модуля на каждого животного) |
Находят табличку с названием животного, проговаривают приближённо
Слушают.
|
|
Формирование логического мышления, навыка чтения и закрепление полученных знаний |
3.2 Обобщение. - Все эти животные живут дома. - Вот дом (показ дома из кубиков, дом на панно) – складывание пальцев рук «крыша дома»
- Тут животные, это «домашние животные» (название темы на доске -табличка)
- Животные приносят пользу человеку (корова, коза, лошадь дают молоко, собака охраняет дом, кошка всегда рядом, успокаивает). Животных надо любить, кормить их, ухаживать за ними |
Складывают пальцы рук, проговаривают «дом» Читают с помощью дактиля, проговаривают приближённо
Слушают. осмысливают |
|
Развитие слухо-зрительного восприятия и восприятия на слух (за экраном) |
3.3. Различение слов. - Слушайте. - Корова (собака…., берёт фигурку животного, проговаривает, раздаёт каждому воспитаннику).
- Слушайте. У кого корова? (собака…, проговаривает слова за экраном) |
Слушают. Принимают фигурку животного.
Слушают, отвечают: « У меня корова (собака…)» |
|
Развитие мелкой моторики и ассоциативной памяти |
4. Физ.минутка. Пальчиковые игры и звукоподражания: собака лает ав-ав; кот – мяу-мяу; коза – ме-е-е; баран – бе-е-е; корова – му-у |
Выполняют действия |
|
Развитие слухового внимания, остаточного слуха и произносительных навыков
Развитие слухового восприятия и ассоциативной памяти |
5. Закрепление материала. Каждому ребёнку на парту кладёт картинку с домашними животными (на одном листе все животные). 5.1.Предъявление вопросов по теме. - Слушайте. - Как назвать этих животных одним словом? - Почему эти животные называются домашними? - Как надо относиться к животным?
Коррекция произношения слов и фраз
5.2 Прослушивание звуковых модулей (голос животного) –ИКТ. - Слушай. Кто это? Показ слайда (животного) по ответу ребёнка |
Отвечают, читая табличку на доске «домашние»
Отвечают: живут дома (рядом с домом) Отвечают жестами «любить», гладить», «кормить», «ухаживать»
Слушают, показывают на картинке, проговаривают устно-дактильно |
|
Воспитание позитивного отношения к занятию. «Выплёскивание» эмоций |
6. Итог урока. Сюрпризный момент. - Молодцы! Вы сегодня занималась хорошо. - Посмотрите, кто пришёл к вам в гости.. (заходит педагог с куклами одетыми на две руки: кошка, собака (кукольный театр) и заносят корзинку с гостинцам |
Выражают радость |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.