Урок по РСВ "Играем и говорим" (Начальная школа, обучаюшиеся с нарушениями слуха и У/О - интеллектуальная недостаточность)

  • doc
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Домашние Животные.doc

Областное государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

План-конспект урока

 по развитию слухового восприятия у обучающихся  с нарушениями слуха

и УО (интеллектуальными нарушениями)

«Домашние животные»

 

 

 

 

 

 

Разработала: учитель –дефектолог дошкольного отделения

высшей квалификационной категории

Коврова Ирина Геннадьевна

kowrova@jandex.ru

 

 

 

г. Томск

 

 


Пояснительная записка

Занятие по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Ф.И.О. педагога

Коврова Ирина Геннадьевна

Должность

учитель-дефектолог

Место работы

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».

 

Тема урока

«Домашние животные». Занятие по развитию слухового восприятия у обучающихся с нарушениями слуха и УО (интеллектуальными нарушениями)

Цели и задачи

Цель урока: различение на слух животных,  осмысление понятия «домашние животные».

Задачи.

Образовательная: закрепить  названия животных, подвести их к обобщению «домашние».

Развивающая: способствовать развитию умения переключать внимание с одного вида деятельности на другое

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них

Коррекционная: развивать слуховое внимание, логическое мышление и корректировать произносительные навыки (чёткость и слитность произношения слов) у обучающихся с ОВЗ по слуху и УО

Актуальность урока

Нарушения слуха сказываются на социальной адаптации детей  в обществе.  Различные приёмы и формы работы помогут  обучающимся в расширении знаний о животных, развитии  слухового восприятия,  концентрации внимания и умению ориентироваться в понятиях.

Оборудование

 

 

 

 

 

 

Вспомогательные технические средства

- Компьютер (слайды с изображениями домашних животных + звуковой модуль (голоса животных))

- Фигурки домашних животных + домик из кубиков

 - Картинки + таблички

- Панно «Двор. Во дворе- домашние животные»

- Куклы: собака, кошка, коза, корова (из набора «кукольный театр»)

- корзинка с гостинцами (конфеты (другое: печенье, яблоки и т.д.))

Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «СУВАК», речевые процессоры (у кохлеарно-имплантированных детей),

Возраст обучающихся

9 лет (дети-инвалиды по слуху и УО (интеллектуальными нарушениями)

Программа, используемая в работе

Адаптированная программа начального общего образования по коррекционному курсу

«Формирование речевого  слуха и произносительной стороны устной речи» для  слабослышащих обучающихся  и  УО (вариант  2.3)

 

Технологии и методики

На занятии использованы игровые технологии (игра-театрализация с куклами; пальчиковые игры); технология проблемного обучения (почему их называют домашними?); технология сотрудничества (совместная работа: педагог +  дети, с привлечением педагогов, молодых специалистов) 

Методики: Фонетическая ритмика Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, М. «Учебная литература», 1997 г.. Методическое пособие по развитию связной речи «Учимся говорить правильно», ТОУНБ им Пушкина, г. Томск. Развитие слухового восприятия у глухих обучающихся, Е.П.Кузьмичева, И.Ф.Федосеева М. «Просвещение»,1996 г.;

 Интернет-ресурс: изображение домашних животных + звуковой модуль (голоса животных).

Анализ результатов урока

Специфика образовательного процесса в  4 классе школы-интерната, где обучаются дети, имеющие диагноз УО (интеллектуальные нарушения),  состоит в том, что необходим особый подход к обучению,  подбору и подаче учебного материала, т.к. уровень словаря и объём знаний об окружающим мире очень низкий, тип мышления тугоподвижный.  Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом, их всестороннее развитие проходит в тесной связи с формированием речи, как средства общения и мышления, на слуховой и слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения образовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Занятие по РСВ (развитию слухового восприятия) «Домашние животные» поможет обучающимся с ОВЗ по слуху и УО в закреплении слов и умении находить животных ( развитие слухового внимания); слышать их голоса и подбирать фигурки домашних животных, что способствует  развитию ассоциативной памяти, возможности ориентироваться в бытовой ситуации, развитию логического мышления (процессы обобщения и классификации). Знания детей необходимы для использования их в социуме и проявления  доброго отношения к животном, окружающему миру.

 

Краткая характеристика воспитанников дошкольного отделения,

имеющих нарушения слуха

 

Количественная  В четвертом классе - 6 обучающихся с диагнозом F 70.09 (легкая умственная отсталость).

Социальная. Все шесть обучающихся  дети-инвалиды по слуху (из них 1 девочка и 5 мальчиков); 1 обучающийся из семьи, где родители инвалиды по слуху (выпускники школы-интерната); 5 детей проживают в г. Томске, 1 ребёнок – из Кемеровской области.

Психологическая. В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томска поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. 

 Особенности развития   детей, имеющих нарушения слуха:

- несформированность  языковых средств;

- низкий уровень слухового восприятия;

-отсутствие словарного запаса,

- снижен объём запоминания материала,

- низкая концентрация внимания,

- трудности при переключении с одного вида деятельности на другой;

-развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня;

-психо-эмоциональное состояние воспитанников требует коррекции;

- характерны частые соматические заболевания.

Кроме того,  в классе с основным дефектом: тугоухостью различной степени и кохлеарной имплантацией, есть дети со сложными (комплексными) нарушениями развития:  нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями  опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия, поэтому дети с ОВЗ по слуху нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержании, формах и методах,  которые должны быть адекватны их возможностям.

Для обучающихся с нарушениями слуха имеет важное значение его нахождение в социуме, поэтому раннее начало развивающей и коррекционной работы поможет предупредить особенности в развитии, обеспечить полноценное познавательное, социальное и личностное развитие.

 

 

Этапы урока

 

Вид деятельности педагога

Вид деятельности воспитанника

Содержание

1. Предварительный

Проведение урока по РСВ

Работа с карточками методического пособия  

Рассмотрение картинок с изображением домашних животных, устно-дактильное проговаривание слов по табличкам

Ознакомление с панно    «Двор. Во дворе домашние животные»

Рассматривание. Подкладывание табличек

Рассмотрение панно, устно- дактильное  чтение  табличек, приближённое проговаривание слов.

Конструирование из кубиков домиков для животных

Работа со строительным материалом.

Ощупывание фигурок домашних животных, сопряжённое проговаривание слов,  выполнение действий.

2. Ознакомительный

Предъявление звукоподражаний «кто как кричит»

Слухозрительное восприятие, воспроизведение звукоподражаний.

Совместное проговаривание слов (животных), соотнесение звукоподражаний с животными, нахождение фигурок домашних животных по звукоподражанию.

Информирование: домашние животные приносят людям пользу.

Зрительное, слуховое восприятие, осмысление.

Просмотр слайдов на компьютере.

3. Деятельностный

Выполнение пальчиковых проб и моторно- двигательных реакций

Складывание пальцев и выполнение движений по звукоподражанию

  Пальчиковые игры и звукоподражания: собака лает ав-ав; кот – мяу-мяу; коза – ме-е-е;  баран – бе-е-е; корова – му-у

«Примеривание» кукол (корова, коза, собака, кошка)

Учатся одевать куклу на пальцы

Привлечение студентов к работе с кукольным театром.

Беседа «Забота о животных»

Слухо-зрительное восприятие, понимание и осмысление, выполнение действий

Рассказывание с помощью устной и жестовой речи.

Создание ситуации «накорми животных»

4. Итого - завершающий

Проведение урока по развитию слухового восприятия (РСВ) «Домашние животные»

Различение домашних животных по словесному предъявлению и звуковому модулю

Компьютер (слайды с изображением домашних животных + звуковой модуль (голоса животных))

 

Ход урока

 

Коррекционное направление

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

 

Развитие слухового внимания и умения выполнять инструкции

1.Организационный момент.

Предъявление обращений и инструкций.

- Здравствуйте!

-  Наденьте наушники

 - Слышите хорошо?

- Садитесь

 

 

 

Выполнение действий.

- Да, я слышу хорошо.

 

Развитие зрительного восприятия

2. Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на панно. Тут домашние животные. Почему их так называют?

 

 

Не могут ответить.

 

 

 

 

Развитие познавательного интереса, речевых возможностей и  остаточного слуха

3. Работа по теме урока.

 Сегодня на занятии мы будем слушать и различать  голоса домашних  животных

 

3.1. ИКТ: слайды с изображением животного  (корова, кошка, собака, коза, лошадь, баран)

-Кто это?

Коррекция произношения слов детьми

 

- Послушайте голос (как кричит). (включение звукового модуля на каждого животного)

 

 

 

 

 

 

Находят табличку с названием животного, проговаривают приближённо

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

Формирование логического мышления, навыка чтения и закрепление полученных знаний

3.2 Обобщение.

- Все эти животные живут дома.

- Вот дом (показ дома из кубиков, дом на панно) – складывание пальцев рук «крыша дома»

 

- Тут животные, это «домашние животные» (название темы на доске -табличка)

 

- Животные приносят пользу человеку (корова, коза, лошадь дают молоко,  собака охраняет дом, кошка всегда рядом, успокаивает). Животных надо любить, кормить их, ухаживать за ними

 

 

Складывают пальцы рук, проговаривают «дом»

Читают с помощью дактиля, проговаривают приближённо

 

Слушают. осмысливают

 

 

Развитие слухо-зрительного восприятия и восприятия на слух (за экраном)

3.3. Различение слов.

- Слушайте.

- Корова (собака…., берёт фигурку животного, проговаривает, раздаёт каждому воспитаннику).

 

- Слушайте. У кого корова? (собака…, проговаривает слова за экраном)

 

Слушают.

Принимают фигурку животного.

 

Слушают, отвечают: « У меня корова (собака…)»

Развитие мелкой моторики и ассоциативной памяти

4. Физ.минутка.  Пальчиковые игры и звукоподражания: собака лает ав-ав; кот – мяу-мяу; коза – ме-е-е;  баран – бе-е-е; корова – му-у

 

Выполняют действия

 

 

 

Развитие слухового внимания, остаточного слуха и произносительных навыков

 

 

 

Развитие слухового восприятия и ассоциативной памяти

5. Закрепление материала.       Каждому ребёнку  на парту кладёт  картинку с домашними животными (на одном листе  все животные).

5.1.Предъявление вопросов  по теме.     -  Слушайте.                                               - Как назвать этих животных одним словом?                                                       - Почему эти животные называются домашними?

- Как надо относиться к животным?

 

Коррекция произношения слов и фраз

 

5.2 Прослушивание звуковых модулей (голос животного) –ИКТ.

- Слушай.  Кто это?

Показ слайда (животного) по ответу  ребёнка

 

 

 

 

Отвечают, читая табличку на доске «домашние»          

 

 

Отвечают: живут дома (рядом с домом)

Отвечают жестами «любить», гладить», «кормить», «ухаживать»

 

Слушают, показывают на картинке, проговаривают устно-дактильно

 

Воспитание позитивного отношения к занятию. «Выплёскивание» эмоций

6. Итог урока. Сюрпризный момент.

 - Молодцы!  Вы сегодня занималась хорошо.

- Посмотрите, кто пришёл к вам в гости..

(заходит педагог с куклами одетыми на две руки: кошка, собака (кукольный театр) и заносят  корзинку с  гостинцам

 

 

 

Выражают радость

 


Скачано с www.znanio.ru