Урок по русскому языку " для чего служит мягкий знак "

  • docx
  • 18.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык.docx

5 декабря 2022 г.

Русский язык. 2-а класс. Учитель Бакулина Л.Н.

Студент Гудкова В.С.

Группа ПНК 33

Технологическая карта.

Тема

Для чего служит мягкий знак

Тип урока

Открытия нового знания

Цель

Создать условия для формирования умения обозначать мягкость согласного звука на письме

Задачи

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Планируемые результаты (предметные)

Знать: обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументировано отвечать, доказывать свое

Уметь: объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком

Личностные результаты

развитие навыков сотрудничества с учителем; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осознание социальной роли обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Межпредметные связи

Литературное чтение, - окружающий мир

Организация пространства

Фронтальная работа; индивидуальная

 

 

 

 

 

Сценарий урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

1.      Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка и проведу у вас я, зовут меня Вероника Сергеевна.

 

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично»  напишу!

 

-Давайте проверим ваше рабочие место, все ли лежит на столах: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

 

 

Здравствуйте!

 

 

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

2.      Актуализация и пробное учебное действие

-Ребята, откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах

Гусеница, крыльцо, цифра.

 

Цц  Ццц Цццц

 

-На второй строчке запишите  слоги  «ца, цм, тц, це, цу, цн»

 

Словарная работа.

- На следующей строке запишите «Словарь».

 

-Сейчас  я буду читать загадки, ваша задача внимательно слушать, а отгадки будем записывать в тетрадь.

-Итак, слушаем.

 

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
«Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Месяц кончится и вот -
Мы встречаем Новый Год». (Декабрь)

 

-Что вы знаете об этом месяце?

-Записали после : первое слово декабрь.

 

-Слушаем вторую загадку.

 

Месяц отгадай скорей:

Он длиною в тридцать дней,

Часто эти дни с дождём,

А идёт за октябрём. (Ноябрь)

 

-Записываем второе слово.

-Слушаем дальше.

 

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?.. (Мороз)

 

-Записываем третье слово.

-И последняя загадка.

 

Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.  (Снегирь)


-Записываем последнее слово.

 

-Давайте проверять.

Декабрь, ноябрь, мороз, снегирь.

-А сейчас берем простые карандаши и ставим в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.

Декабрь, ноябрь, мороз, снегирь.

 

-  Найдите среди этих слов лишнее и объясните, почему?

- Что объединяет эти слова?

- Какой мягкий знак? Где он стоит?

- Какой ещё бывает мягкий знак?

- Для чего служит мягкий знак?

- Сформулируйте тему урока.

-Верно. Тема сегодняшнего урока «Для чего служит мягкий знак».

 

Открывают рабочие тетради. Записывают число, классная работа.

 

 

 

Прописывают.

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мороз. Неь ь знака.

Объединяет ь знак.

На конце слова и в середине слова.

Затруднение.

 

«Для чего нужен ь знак».

3.      Выявление места и причины затруднения

-Ребята, откройте учебник на стр. 124. Давайте выполним упр. 202

 

- Прочитайте.

 

- Попробуйте объясните смысл пословиц.

Скромность – всякому к лицу.

 

-Ребята, скромный человек никогда не скажет – я скромный.  Люди вокруг сами всё видят и понимают.

-  Как люди это определяют?

 

Бережливость – не скупость.

 

 

- Что такое скупость?

 

Совесть – верный советчик.

 

 

-Есть такие выражения: совесть грызёт, совесть замучила. Значит человеку стыдно за какой-то поступок.

- Какие хорошие, положительные качества вы хотели бы развить в себе?

- В каких словах есть буква ь? Почему её надо написать?

- Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других?

Запомните. Повторите.

-Закройте учебники и запишите пословицу по памяти.

 

Откройте снова учебник. Проверьте себя сами, исправьте допущенные ошибки.

- Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки.

- У кого 1-2 ошибки? У кого три ошибки?

- Есть те ребята, кто допустил 4 ошибки и более?

- Подчеркните букву, которая не обозначает звука.

Скромность всякому к лицу.
Бережливость – не скупость.
Совесть – верный советчик.

 

-Что вы знаете о букве «мягкий знак»?



-Я предлагаю проверить ваши знания и прочитать сведения о языке в желтой рамке.

 

Открывают учебник.

 

 

 

Скромность украшает человека.

 

 

 

По поступкам и поведению человека.

 

Нужно не тратить зря, то что имеешь. Но при этом и жадничать нельзя.

 

Скупость – чрезмерная бережливость.

 

Когда человек что-то делает, он должен подумать обязательно, плохой или хороший поступок он совершает.

 

 

Ответы учащихся.

 

Скромность, бережливость, скупость, совесть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мягкий знак (ь) звука не обозначает. Он указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Читают правило.

4.      Построение проекта выхода из затруднения

 Читаем задание в упр. 203.

 

-Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

брат (родственник) – брать (действие)
мел (известняк) – мель (мелкое место)
пенки (птицы; плёнка на молоке) – пеньки (нижняя часть срубленных деревьев)
галка (птица) – галька (мелкие камни)

 

-Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки. Одинаково ли количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?

 

брат [т] 4 б., 4 зв. – брать [т' ] 4 б., 4 зв.
мел [л] 3 б., 3 зв. – мель [л' ] 4 б., 3 зв.
пенки [н] 5 б., 5 зв. – пеньки [н' ] 6 б., 5 зв.
галка [л] 5 б., 5 зв. – галька [л' ] 6 б., 5 зв.

Брат – брать, мел – мель, пенки – пеньки, галка – галька

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разное количество звуков и букв, потому что мягкий знак (ь) звука не обозначает.

 

 

 

На мягкость предшествующих согласных звуков в данных словах указывают буквы ь, е, и.

5.      Реализация построенного проекта

-А сейчас я раздам каждому из вас карточку. Приложение 1.

- Прочитайте задание. Что нужно выполнить?

Мел – в мелкое место мель

Угол – в топливо уголь

Шест – в число шесть

-Какую работу может выполнять Ь?

Как спрятать в середину слова ь в словах день, пень, окунь?

- В данных словах между какими буквами стоит мягкий знак?

Какую работу выполняет ь знак, если стоит в середине слова? 

-Ребята, запомните!!! Буква «мягкий знак (ь) в словах - это орфограмма».

-Давайте прочитаем сведения о языке на стр. 125.

 

 

Превратите слова.

 

 

 

Изменять лексическое значение слов.

Между согласными.

Указывает на мягкость предыдущего согласного.

 

Физкультминутка

-Ребята, давайте с вами немного разомнемся. Встаньте и повторяйте движения по ходу стихотворения.

 

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились.

Повторяют движения, слушая стихотворение.

6.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-А сейчас мы выполним упр. 205.

Прочитайте.

Какие буквы в словах пропущены? А какие звуки обозначены этими буквами?

 

Реченька «эн» и ь – [н']
Маленькая «эн» и ь – [н']
Меньше «эн» и ь – [н']
Поплыть «тэ» и ь – [т']
Нырнуть «тэ» и ь – [т']
Только «эль» и ь – [л']
Окунуть «тэ» и ь – [т']
Чуть «тэ» и ь – [т']

 

-Списываем красиво,  вставляя пропущенные буквы.

 

 

 

7.      Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

-А сейчас я раздам каждому карточку для самостоятельной работы. Приложение 2.

 

 

8.      Включение в систему знаний

Итак, ребята, давайте подведём итог урока.

-Какой секрет русского языка вы теперь знаете?

-Какой звук обозначает буква «мягкий знак»?

-На что указывает «мягкий знак»?

 

-Буква «мягкий знак» в словах-это …?

 

Когда и зачем пишется мягкий знак.

Буква «мягкий знак» не обозначает звука.

Указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Это орфограмма.

9.      Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, а сейчас откройте дневник, запишите домашнее задание.

Учебник стр. 124, правило, стр. 125, упр. 204, правило.

 

Наш урок подошел к концу, и вам пора оценить свою деятельность на уроке.

 

Если вы поняли весь материал, у вас не было затруднений или возникли небольшие трудности, то поднимите леденец зеленого цвета,  а кто вообще не справился с заданием – поднимите красный леденец.

 

Урок окончен, до свидания!

 

Внимательно слушают, записывают в дневники.

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

До свидания!

 

Методист ____________ Кузнецова В.А.

Учитель _____________ Бакулина Л.Н.

Оценка _____________

 

 

Приложение 1

Превратить слова:

Мел – в мелкое место ____________

Угол – в топливо ____________

Шест – в число ____________

 

Превратить слова:

Мел – в мелкое место ____________

Угол – в топливо ____________

Шест – в число ____________

 

 

Приложение 2

1.     Вставь в слова, где нужно, мягкий знак.

 

Сем…я, пл…ёнка,  бол…шой,   лис…и,  пл…яска,  руж…ё.

 

1.      Вставь в слова, где это нужно Ь.

 

Коз…е (молоко), свеч..ка, л…юстра , мел...ница, пал..то, кол…цо.