5 декабря 2022 г.
Русский язык. 2-а класс. Учитель Бакулина Л.Н.
Студент Гудкова В.С.
Группа ПНК 33
Технологическая карта.
Тема |
Для чего служит мягкий знак |
Тип урока |
Открытия нового знания |
Цель |
Создать условия для формирования умения обозначать мягкость согласного звука на письме |
Задачи |
Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать. Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности. |
Планируемые результаты (предметные) |
Знать: обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументировано отвечать, доказывать свое Уметь: объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком |
Личностные результаты |
развитие навыков сотрудничества с учителем; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осознание социальной роли обучающегося |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные: потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, - окружающий мир |
Организация пространства |
Фронтальная работа; индивидуальная |
Сценарий урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учителя |
1. Мотивация к учебной деятельности |
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка и проведу у вас я, зовут меня Вероника Сергеевна.
Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На «отлично» напишу!
-Давайте проверим ваше рабочие место, все ли лежит на столах: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал. |
Здравствуйте!
Проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
-Ребята, откройте свои тетради, запишите число и классная работа. - Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах Гусеница, крыльцо, цифра.
Цц Ццц Цццц
-На второй строчке запишите слоги «ца, цм, тц, це, цу, цн»
Словарная работа. - На следующей строке запишите «Словарь».
-Сейчас я буду читать загадки, ваша задача внимательно слушать, а отгадки будем записывать в тетрадь. -Итак, слушаем.
Назовите-ка, ребятки,
-Что вы знаете об этом месяце? -Записали после : первое слово декабрь.
-Слушаем вторую загадку.
Месяц отгадай скорей: Он длиною в тридцать дней, Часто эти дни с дождём, А идёт за октябрём. (Ноябрь)
-Записываем второе слово. -Слушаем дальше.
Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы, И заросли роз?.. (Мороз)
-Записываем третье слово. -И последняя загадка.
Каждый год я к вам лечу,
-Давайте
проверять. Декабрь,
ноябрь, мороз, снегирь. -А сейчас берем простые карандаши и ставим в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить. Декабрь, ноябрь, мороз, снегирь.
- Найдите среди этих слов лишнее и объясните, почему? - Что объединяет эти слова? - Какой мягкий знак? Где он стоит? - Какой ещё бывает мягкий знак? - Для чего служит мягкий знак? - Сформулируйте тему урока. -Верно. Тема сегодняшнего урока «Для чего служит мягкий знак». |
Открывают рабочие тетради. Записывают число, классная работа.
Прописывают.
Слушают.
Ответы учащихся.
Мороз. Неь ь знака. Объединяет ь знак. На конце слова и в середине слова. Затруднение.
«Для чего нужен ь знак». |
3. Выявление места и причины затруднения |
-Ребята, откройте учебник на стр. 124. Давайте выполним упр. 202
- Прочитайте.
- Попробуйте объясните смысл пословиц. Скромность – всякому к лицу.
-Ребята, скромный человек никогда не скажет – я скромный. Люди вокруг сами всё видят и понимают. - Как люди это определяют?
Бережливость – не скупость.
- Что такое скупость?
Совесть – верный советчик.
-Есть такие выражения: совесть грызёт, совесть замучила. Значит человеку стыдно за какой-то поступок. - Какие хорошие, положительные качества вы хотели бы развить в себе? - В каких словах есть буква ь? Почему её надо написать? - Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других? Запомните. Повторите. -Закройте учебники и запишите пословицу по памяти.
Откройте снова учебник. Проверьте себя сами, исправьте допущенные ошибки. - Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки. - У кого 1-2 ошибки? У кого три ошибки? - Есть те ребята, кто допустил 4 ошибки и более? - Подчеркните букву, которая не обозначает звука. Скромность всякому
к лицу.
-Что вы знаете о букве «мягкий знак»?
|
Открывают учебник.
Скромность украшает человека.
По поступкам и поведению человека.
Нужно не тратить зря, то что имеешь. Но при этом и жадничать нельзя.
Скупость – чрезмерная бережливость.
Когда человек что-то делает, он должен подумать обязательно, плохой или хороший поступок он совершает.
Ответы учащихся.
Скромность, бережливость, скупость, совесть.
Мягкий знак (ь) звука не обозначает. Он указывает на мягкость предшествующего согласного звука. Читают правило. |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Читаем задание в упр. 203.
-Прочитайте. Что обозначает каждое слово? брат (родственник) – брать (действие)
-Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки. Одинаково ли количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?
брат [т] 4 б., 4 зв. – брать [т' ] 4 б., 4 зв. |
Разное количество звуков и букв, потому что мягкий знак (ь) звука не обозначает.
На мягкость предшествующих согласных звуков в данных словах указывают буквы ь, е, и. |
5. Реализация построенного проекта |
-А сейчас я раздам каждому из вас карточку. Приложение 1. - Прочитайте задание. Что нужно выполнить? Мел – в мелкое место мель Угол – в топливо уголь Шест – в число шесть -Какую работу может выполнять Ь? - Как спрятать в середину слова ь в словах день, пень, окунь? - В данных словах между какими буквами стоит мягкий знак? - Какую работу выполняет ь знак, если стоит в середине слова? -Ребята, запомните!!! Буква «мягкий знак (ь) в словах - это орфограмма». -Давайте прочитаем сведения о языке на стр. 125. |
Превратите слова.
Изменять лексическое значение слов. Между согласными. Указывает на мягкость предыдущего согласного.
|
Физкультминутка |
-Ребята, давайте с вами немного разомнемся. Встаньте и повторяйте движения по ходу стихотворения.
Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно, веселее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились Ниже опустились Завертелись, завертелись И остановились. |
Повторяют движения, слушая стихотворение. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
-А сейчас мы выполним упр. 205. Прочитайте. Какие буквы в словах пропущены? А какие звуки обозначены этими буквами?
Реченька «эн» и ь – [н']
-Списываем красиво, вставляя пропущенные буквы. |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону |
-А сейчас я раздам каждому карточку для самостоятельной работы. Приложение 2. |
|
8. Включение в систему знаний |
Итак, ребята, давайте подведём итог урока. -Какой секрет русского языка вы теперь знаете? -Какой звук обозначает буква «мягкий знак»? -На что указывает «мягкий знак»?
-Буква «мягкий знак» в словах-это …? |
Когда и зачем пишется мягкий знак. Буква «мягкий знак» не обозначает звука. Указывает на мягкость предшествующего согласного звука. Это орфограмма. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Ребята, а сейчас откройте дневник, запишите домашнее задание. Учебник стр. 124, правило, стр. 125, упр. 204, правило.
Наш урок подошел к концу, и вам пора оценить свою деятельность на уроке.
Если вы поняли весь материал, у вас не было затруднений или возникли небольшие трудности, то поднимите леденец зеленого цвета, а кто вообще не справился с заданием – поднимите красный леденец.
Урок окончен, до свидания! |
Внимательно слушают, записывают в дневники.
Оценивают свою деятельность на уроке.
До свидания! |
Методист ____________ Кузнецова В.А. |
Учитель _____________ Бакулина Л.Н. |
Оценка _____________ |
Приложение 1
Превратить слова: Мел – в мелкое место ____________ Угол – в топливо ____________ Шест – в число ____________
|
Превратить слова: Мел – в мелкое место ____________ Угол – в топливо ____________ Шест – в число ____________
|
Приложение 2
1. Вставь в слова, где нужно, мягкий знак.
Сем…я, пл…ёнка, бол…шой, лис…и, пл…яска, руж…ё.
|
1. Вставь в слова, где это нужно Ь.
Коз…е (молоко), свеч..ка, л…юстра , мел...ница, пал..то, кол…цо. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.