Тема урока:
«Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»
2 класс Школа России
• Цель:формировать навык правописания слов с сочетаниями жи, ши; же,ше; ча, ща; чу, щу; совершенствовать навык правильного произношения шипящих согласных в различных позиционных условиях; учить каллиграфически правильно писать буквущв словах и предложениях; пополнять словарный запас детей с данными сочетаниями
•
Ход урока
1. Организационный момент:
Есть волшебные слова:
Сразу скажешь- тишина,
повнимательней ,дружок,
начинается урок.
2. Самоопределение к деятельности.
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная
На ладошку села –
От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)
3. Минутка чистописания
Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)
- Назовите согласные буквы и дайте характеристику звуку, который они обозначают.
[Ж] – согл., зв. парн.,тв.
[Ш] – согл., глух. парн.,тв.
[Щ’] – согл., глух. непарн.,мягк.
[Ч’] – согл., глух. непарн.,мягк.
- Странно мы их уже знаем, изучали, зачем же они сюда попали?
Запишем буквосочетания : ЖШЧЩИ так, СНЕЖЫНКА
Что такое? Почему не так?
Какое правило я забыла?
Что мы должны помнить? (ответ детей)
А как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке русского языка и чему будем учиться?- Кто догадался какой будет тема урока?
- Чему же мы будем учиться? (Будем закреплять умение писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
- Да, верно, сегодня мы будем закреплять умение правильно писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, находить и исправлять ошибки.
Сказка
Жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы,Ю,Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Давайте составим эти сочетания. Выходят к доске только те ребята, у которых есть на партах зелёные карточки. Соедините буквы в «пару дружбы», взявшись руками.
4. Фонетическая зарядка
Сейчас я предлагаю вам поработать стоя, Итак,чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?
- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.
- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.
- Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.
(Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в столбики по орфограммам.
Ш_повник, ч_лки, ч_йник, ч_мазый, снеж_нки, туч_, ж_раф, щ_ка, рощ_.)
- Прочитайте.
- Что нужно сделать?
- Как будем выполнять?
- Выполняйте.
- Проверяем, какие столбики у вас получились? (на доске проверка)
- Какие орфограммы мы встретили? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
- Проверьте и оцените свою работу на полях тетради. (+, +, -) (На доске + - выполнил правильно, хорошо усвоил материал; + - допускаю ошибки, не всегда могу применить изученные правила; - - необходима помощь, не могу справиться сам)
III. Работа по теме урока.
- Посмотрите какие из данных слов отвечают на вопрос кто? А на вопрос что?
- Подберите синоним к слову чумазый. (грязный, неумытый)
- Молодцы!
- Выполнять будем все вместе, но необходимо работать по очереди, не мешать друг другу.
Берёзовая …, колючий …., фарфоровый …, красивые …, пушистые …, зубастая …, грозовая …, высокий …, … котёнок.
- Мы хорошо потрудились можно и отдохнуть. (Физминутка)
- Ой! Смотрите, пока мы физминутку делали Бяка-Закаляка свой порядок навела. Нужно спасать слова, а то они совсем потеряются. Для этого нужно вставить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу так, чтобы конец и начало слов совпали. Кто догадался, какие слова написаны?
(Учащиеся вписывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали. Читают получившиеся слова.)
|
|
лу… …знь |
све… …сы |
ута… …ка |
ку… …й |
малы… …ло |
ро… …вель |
зада… …сто |
лы… …лет |
ер… …пы |
сту… …гун |
- Молодцы! Понравилась вам игра?
- Бяке-Закаляке понравилось как вы работаете. Она тоже решила поучиться. Смотрите, какой текст она написала, постаралась.
У машы кошка мурка. У мурки родился чюдный катёнок. Он рыжый и пушыстый. Катёнок пьёт молоко из чяшки.
- Хорошо у неё получилось? (Нет)
- А что не так? (Она допустила ошибки)
- Поможем Бяке-Закаляке исправить ошибки, она ведь так старалась? Посмотрите, как она расстроилась.
- У вас на столе карточки с текстом, исправьте на них ошибки.
- Работать будем в парах.
- Как мы работаем в парах? (дружно, вместе, помогаем друг другу, объясняем если что-то не понятно) (работа в парах по карточкам)
(Ребята исправляют ошибки в карточках, Полина на доске)
- На какие орфограммы были допущены ошибки?
- Называем орфограмму и ошибки из текста.
- Ребята проверьте, все ли ошибки вы исправили. Оцените свою работу.
IV. Рефлексия.
- Кто считает, что правила жи-ши, ча-ща, чу-щу он усвоил на отлично?
- А кто ещё допускает ошибки в словах на эти правила?
- Откройте учебники с. 13 Упр. 20. Прочитайте задание. Выполняем устно. Читаем цепочкой.
V. Итог урока:
Прозвенит сейчас звонок
И закончится урок.
Только интересно мне,
Что осталось в вашей голове.
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.
- А какие ещё орфограммы мы повторили на уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.