Урок по русскому языку. Способы передачи чужой речи, 11 класс
Оценка 4.7

Урок по русскому языку. Способы передачи чужой речи, 11 класс

Оценка 4.7
doc
09.11.2021
Урок по русскому языку. Способы передачи чужой речи, 11 класс
ур-синтаксис.doc

 

Урок по русскому языку.

Способы передачи чужой речи, 11 класс

Урок-повторение, раздел «Синтаксис. Пунктуация», материал –

М. Шолохов «Тихий Дон»

Тема:     Способы передачи чужой  речи

Цель: Систематизировать знания учащихся относительно расстановки знаков препинания при прямой речи, диалоге, косвенной речи, цитатах

Ход урока:

Учитель: Приветствие. Запись числа, «Классная работа» и темы урока на доске.

Ученики записывают в тетрадь.

Учитель спрашивает у дежурного отсутствующих на уроке. Дежурный по домашней работе (упр. ==, тире в бессоюзных сложных предложениях) делает отчет (кто из одноклассников сделал задание, а кто нет). После этого учитель спрашивает одного из учеников домашнюю работу с устными комментариями.

Учитель: «Сегодня мы будем говорить о формах прямой речи и пунктуации при ней. Примерами к теоретической части будут реплики из романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Для начала вспомним, что  называют прямой речью?»

Аудитория: «Прямая речь – воспроизводимая дословно чужая речь, вводимая в текст словами автора».

Учитель просит начертить одного из учеников графические схемы при прямой речи.

На доске:

·        А: «П».

·        А: «П!»

·        А: «П?»

·        «П», - а.

·        А: «П», - а.

·        «П!, - а. – П».

Учитель: «Конструкция с прямой речью состоит из двух компонентов: прямая речь и слова автора. Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками. Прямая речь может занимать любое место по отношению к словам автора»:

1.     «Ты откуда, молодец?» - обратился пан.

2.     Поворачиваясь к остальным, Астахов крикнул: «На первый пост погоним!»

3.     Астахов остановил коня, сдвинул фуражку, оглядел остальных и сказал: «Иванов, езжай к котловине, глянь, где они».

4.      «Нет! – упрямился Крючков. – Налево!»

5.     «Его, брат, - сказал он, - надысь под Райбродами убили».

Ученики по очереди записывают на доске предложения, объясняют (какая схема и почему). Остальные пишут в тетрадях.

 Учитель: «Теперь поговорим о диалоге как форме прямой речи. Дайте определение понятию «диалог»?»

Аудитория: «Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами или группами лиц; речь каждого из участников диалога называют репликой». Правила диалога записываются под диктовку:

1.     Если реплики диалога  пишутся каждая с новой строки без слов автора, то перед репликами ставится тире:

- Ваша сотня – маршевая?

- Зачем?  Нет, мы в Двадцать седьмом полку.

- А я дума – нам подмога.

2.     Если реплики при этом содержат слова автора, то знаки препинания пишутся, как при прямой речи:

- Здорово, приятель!

- Здравствуй. – Григорий приотстал, встречая его чуть смущенным, с виноватцей взглядом.

3.     Если реплики диалога пишутся подряд, то каждая из реплик заключается и отделяется от соседней тире:

«Что это?» - «Молитву тебе списал. Ты возьми…»

4.     Если реплики диалога пишутся подряд, но есть слова автора, то тире между репликами не ставиться:

«Горячих смерть метит! Берегись там!» - крикнул Петро. «А молитва?» - спросил Григорий.

Учитель просит одного ученика начертить схемы на данный материал:

·        - П.Р. ! ?

·        - П.Р. – а.

·        «П.Р.?» - «П.Р.»

·        «П.Р.!» - а. «П.Р.» - а.

Учитель: «Прямая речь может передаваться косвенно. Вспомним, что называют косвенной речью?»

 Аудитория: «Косвенная речь – чужая речь, переданная в форме придаточного предложения; как правило, всегда стоит после слов автора». Например:

Ср.: «Горячих смерть метит!» - крикнул Петро.

Петро крикнул, что горячих смерть метит.

Аудитория делает вывод относительно  косвенной речи: «Косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным с соответствующей пунктуацией».

Учитель: «Перейдем к следующей форме прямой речи – цитате.  Дайте определение понятию  «цитата»?»

 Аудитория: «Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или чьи-либо дословно приводимые слова».

Учитель: «Цитаты оформляются следующим образом»:

·        Если цитата образует придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы, а вся цитата ставиться в кавычки:

В  первой части «Тихого Дона» говорится, что «младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра».

·        Если цитата образует прямую речь, то знаки препинания расставляются так же, как и прямой речи.

·        Если цитата приводиться не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия.

·        Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки (М.Шолохов, Тихий Дон)

Ученики записывают примеры.

Учитель: «Сегодня на уроке мы структурировали знания по теме «Чужая речь», выделили основные формы чужой речи: прямая речь, диалог, косвенная речь, цитата. Обозначили основные моменты и графические виды этих форм».

Домашняя работа: Найти описание внешности героев в произведении ============.

Оценки. Пожелания.

 

 

 

 

  


Урок по русскому языку. Способы передачи чужой речи, 11 класс

Урок по русскому языку. Способы передачи чужой речи, 11 класс

П», - а. · А: «П», - а

П», - а. · А: «П», - а

Здравствуй. – Григорий приотстал, встречая его чуть смущенным, с виноватцей взглядом

Здравствуй. – Григорий приотстал, встречая его чуть смущенным, с виноватцей взглядом

Если цитата образует придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы, а вся цитата ставиться в кавычки:

Если цитата образует придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы, а вся цитата ставиться в кавычки:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021