Урок по русскому языку. Способы передачи чужой речи, 11 класс

  • doc
  • 09.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ур-синтаксис.doc

 

Урок по русскому языку.

Способы передачи чужой речи, 11 класс

Урок-повторение, раздел «Синтаксис. Пунктуация», материал –

М. Шолохов «Тихий Дон»

Тема:     Способы передачи чужой  речи

Цель: Систематизировать знания учащихся относительно расстановки знаков препинания при прямой речи, диалоге, косвенной речи, цитатах

Ход урока:

Учитель: Приветствие. Запись числа, «Классная работа» и темы урока на доске.

Ученики записывают в тетрадь.

Учитель спрашивает у дежурного отсутствующих на уроке. Дежурный по домашней работе (упр. ==, тире в бессоюзных сложных предложениях) делает отчет (кто из одноклассников сделал задание, а кто нет). После этого учитель спрашивает одного из учеников домашнюю работу с устными комментариями.

Учитель: «Сегодня мы будем говорить о формах прямой речи и пунктуации при ней. Примерами к теоретической части будут реплики из романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Для начала вспомним, что  называют прямой речью?»

Аудитория: «Прямая речь – воспроизводимая дословно чужая речь, вводимая в текст словами автора».

Учитель просит начертить одного из учеников графические схемы при прямой речи.

На доске:

·        А: «П».

·        А: «П!»

·        А: «П?»

·        «П», - а.

·        А: «П», - а.

·        «П!, - а. – П».

Учитель: «Конструкция с прямой речью состоит из двух компонентов: прямая речь и слова автора. Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками. Прямая речь может занимать любое место по отношению к словам автора»:

1.     «Ты откуда, молодец?» - обратился пан.

2.     Поворачиваясь к остальным, Астахов крикнул: «На первый пост погоним!»

3.     Астахов остановил коня, сдвинул фуражку, оглядел остальных и сказал: «Иванов, езжай к котловине, глянь, где они».

4.      «Нет! – упрямился Крючков. – Налево!»

5.     «Его, брат, - сказал он, - надысь под Райбродами убили».

Ученики по очереди записывают на доске предложения, объясняют (какая схема и почему). Остальные пишут в тетрадях.

 Учитель: «Теперь поговорим о диалоге как форме прямой речи. Дайте определение понятию «диалог»?»

Аудитория: «Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами или группами лиц; речь каждого из участников диалога называют репликой». Правила диалога записываются под диктовку:

1.     Если реплики диалога  пишутся каждая с новой строки без слов автора, то перед репликами ставится тире:

- Ваша сотня – маршевая?

- Зачем?  Нет, мы в Двадцать седьмом полку.

- А я дума – нам подмога.

2.     Если реплики при этом содержат слова автора, то знаки препинания пишутся, как при прямой речи:

- Здорово, приятель!

- Здравствуй. – Григорий приотстал, встречая его чуть смущенным, с виноватцей взглядом.

3.     Если реплики диалога пишутся подряд, то каждая из реплик заключается и отделяется от соседней тире:

«Что это?» - «Молитву тебе списал. Ты возьми…»

4.     Если реплики диалога пишутся подряд, но есть слова автора, то тире между репликами не ставиться:

«Горячих смерть метит! Берегись там!» - крикнул Петро. «А молитва?» - спросил Григорий.

Учитель просит одного ученика начертить схемы на данный материал:

·        - П.Р. ! ?

·        - П.Р. – а.

·        «П.Р.?» - «П.Р.»

·        «П.Р.!» - а. «П.Р.» - а.

Учитель: «Прямая речь может передаваться косвенно. Вспомним, что называют косвенной речью?»

 Аудитория: «Косвенная речь – чужая речь, переданная в форме придаточного предложения; как правило, всегда стоит после слов автора». Например:

Ср.: «Горячих смерть метит!» - крикнул Петро.

Петро крикнул, что горячих смерть метит.

Аудитория делает вывод относительно  косвенной речи: «Косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным с соответствующей пунктуацией».

Учитель: «Перейдем к следующей форме прямой речи – цитате.  Дайте определение понятию  «цитата»?»

 Аудитория: «Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или чьи-либо дословно приводимые слова».

Учитель: «Цитаты оформляются следующим образом»:

·        Если цитата образует придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы, а вся цитата ставиться в кавычки:

В  первой части «Тихого Дона» говорится, что «младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра».

·        Если цитата образует прямую речь, то знаки препинания расставляются так же, как и прямой речи.

·        Если цитата приводиться не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия.

·        Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки (М.Шолохов, Тихий Дон)

Ученики записывают примеры.

Учитель: «Сегодня на уроке мы структурировали знания по теме «Чужая речь», выделили основные формы чужой речи: прямая речь, диалог, косвенная речь, цитата. Обозначили основные моменты и графические виды этих форм».

Домашняя работа: Найти описание внешности героев в произведении ============.

Оценки. Пожелания.