Урок по русскому языку.
Способы передачи чужой речи, 11 класс
Урок-повторение, раздел «Синтаксис. Пунктуация», материал –
М. Шолохов «Тихий Дон»
Тема: Способы передачи чужой речи
Цель: Систематизировать знания учащихся относительно расстановки знаков препинания при прямой речи, диалоге, косвенной речи, цитатах
Ход урока:
Учитель: Приветствие. Запись числа, «Классная работа» и темы урока на доске.
Ученики записывают в тетрадь.
Учитель спрашивает у дежурного отсутствующих на уроке. Дежурный по домашней работе (упр. ==, тире в бессоюзных сложных предложениях) делает отчет (кто из одноклассников сделал задание, а кто нет). После этого учитель спрашивает одного из учеников домашнюю работу с устными комментариями.
Учитель: «Сегодня мы будем говорить о формах прямой речи и пунктуации при ней. Примерами к теоретической части будут реплики из романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Для начала вспомним, что называют прямой речью?»
Аудитория: «Прямая речь – воспроизводимая дословно чужая речь, вводимая в текст словами автора».
Учитель просит начертить одного из учеников графические схемы при прямой речи.
На доске:
· А: «П».
· А: «П!»
· А: «П?»
· «П», - а.
· А: «П», - а.
· «П!, - а. – П».
Учитель: «Конструкция с прямой речью состоит из двух компонентов: прямая речь и слова автора. Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками. Прямая речь может занимать любое место по отношению к словам автора»:
1. «Ты откуда, молодец?» - обратился пан.
2. Поворачиваясь к остальным, Астахов крикнул: «На первый пост погоним!»
3. Астахов остановил коня, сдвинул фуражку, оглядел остальных и сказал: «Иванов, езжай к котловине, глянь, где они».
4. «Нет! – упрямился Крючков. – Налево!»
5. «Его, брат, - сказал он, - надысь под Райбродами убили».
Ученики по очереди записывают на доске предложения, объясняют (какая схема и почему). Остальные пишут в тетрадях.
Учитель: «Теперь поговорим о диалоге как форме прямой речи. Дайте определение понятию «диалог»?»
Аудитория: «Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами или группами лиц; речь каждого из участников диалога называют репликой». Правила диалога записываются под диктовку:
1. Если реплики диалога пишутся каждая с новой строки без слов автора, то перед репликами ставится тире:
- Ваша сотня – маршевая?
- Зачем? Нет, мы в Двадцать седьмом полку.
- А я дума – нам подмога.
2. Если реплики при этом содержат слова автора, то знаки препинания пишутся, как при прямой речи:
- Здорово, приятель!
- Здравствуй. – Григорий приотстал, встречая его чуть смущенным, с виноватцей взглядом.
3. Если реплики диалога пишутся подряд, то каждая из реплик заключается и отделяется от соседней тире:
«Что это?» - «Молитву тебе списал. Ты возьми…»
4. Если реплики диалога пишутся подряд, но есть слова автора, то тире между репликами не ставиться:
«Горячих смерть метит! Берегись там!» - крикнул Петро. «А молитва?» - спросил Григорий.
Учитель просит одного ученика начертить схемы на данный материал:
· - П.Р. ! ?
· - П.Р. – а.
· «П.Р.?» - «П.Р.»
· «П.Р.!» - а. «П.Р.» - а.
Учитель: «Прямая речь может передаваться косвенно. Вспомним, что называют косвенной речью?»
Аудитория: «Косвенная речь – чужая речь, переданная в форме придаточного предложения; как правило, всегда стоит после слов автора». Например:
Ср.: «Горячих смерть метит!» - крикнул Петро.
Петро крикнул, что горячих смерть метит.
Аудитория делает вывод относительно косвенной речи: «Косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным с соответствующей пунктуацией».
Учитель: «Перейдем к следующей форме прямой речи – цитате. Дайте определение понятию «цитата»?»
Аудитория: «Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или чьи-либо дословно приводимые слова».
Учитель: «Цитаты оформляются следующим образом»:
· Если цитата образует придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы, а вся цитата ставиться в кавычки:
В первой части «Тихого Дона» говорится, что «младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра».
· Если цитата образует прямую речь, то знаки препинания расставляются так же, как и прямой речи.
· Если цитата приводиться не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия.
· Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки (М.Шолохов, Тихий Дон)
Ученики записывают примеры.
Учитель: «Сегодня на уроке мы структурировали знания по теме «Чужая речь», выделили основные формы чужой речи: прямая речь, диалог, косвенная речь, цитата. Обозначили основные моменты и графические виды этих форм».
Домашняя работа: Найти описание внешности героев в произведении ============.
Оценки. Пожелания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.