Урок по русскому языку "Способы передачи чужой речи"
Оценка 4.8

Урок по русскому языку "Способы передачи чужой речи"

Оценка 4.8
doc
русский язык
11 кл
06.04.2020
Урок по русскому языку "Способы передачи чужой речи"
Способы передачи чужой речи.doc

Способы передачи чужой речи

Цель урока:

Знать: способы передачи чужой речи.

Уметь: различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находить способы передачи чужой речи.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

3. Изучение нового материала.

а) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

- Давайте мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу.

- Перед вами предложение:

Мы разговорились, и когда у нас зашла речь о физическом труде, то я выразил такую мысль: нужно, чтобы сильные не порабощали слабых, чтобы меньшинства не было для большинства паразитом или насосом, высасывающим из него хронически лучшие соки, то есть нужно, чтобы все без исключения – и сильные и слабые, богатые и бедные – равноценно участвовали в борьбе за существование, каждый сам за себя, а в этом отношении нет лучшего нивелирующего средства, как физический труд в качестве общей, для всех обязательной повинности.

(А.П. Чехов, “Моя жизнь”, глава 6).

- Прежде чем выяснить, есть ли в данном предложении чужая речь, нам необходимо вспомнить, что в синтаксисе русского языка есть предложения, в которых, кроме своей собственной речи, передаётся речь другого лица (чужая речь).

- Итак, ребята, этот материал для вас не нов, давайте вспомнить:

- Что такое прямая речь? (Высказывание другому лицу, переданное в авторском повествовании, или самого автора. Если это высказывание воспроизводиться как факт, ставший посторонним для момента речи).

 - А как называется лицо, передающее чужую речь? (Автором, а его слова – авторские).

 - А иначе сказать? (Авторское повествование или авторская речь).

 - Какими же способами передаётся авторская речь? (Предложениями с прямой речью, предложениями с косвенной речью).

 

Конструкция с несобственно-прямой речью – предложениями с вводными словами, указывающими на факт чужой речи, и при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о(об), относящихся к глаголу – сказуемому со значением времени, например:

Погода, по словам стариков, стала совсем не такой, как прежде (временная конструкция).

Он заговорил об анархии производства при капиталистическом строе, которое расходуется бесплодно. (М. Горький)

Давайте повторим –

- Итак, прямая речь – это... (чужая речь, переданная от лица говорящего)

- Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Из авторской речи и прямой)

 - Какими частями речи обычно выражается авторская речь? (Глаголами, иногда существительными со значением речи, мысли, например: сказал, слушал, проговорил, подумал и т. д. Или существительными, указывающими на лицо: сама сказала).

 - Как может располагаться авторская речь по отношению к прямой? (Авторская речь может стоять в препозиции — подлежащее предшествует сказуемому или в постпозиции или интерпозиции – сказуемое предшествует подлежащему).

 - Каким ещё способом передаётся чужая речь? (Предложениями с косвенной речью).

 - Что такое косвенная речь? (Чужая речь, переданная от лица автора в виде придаточной части сложного предложения).

 - Предложения с прямой речью представляют собой какие сложные предложения? (Сложноподчиненные предложения с придаточной частью изъяснительной).

 - А какую функцию выполняет главная часть таких предложений? (Она выполняет ту же функцию, что и авторские слова в предложениях с прямой речью: в главной части говорится о факте чужой речи и её источнике).

 - Какова же функция придаточной части? (Она передаёт содержание чужой речи, например: Вот мама мне говорила, что глаза человека – это его душа).

 - Есть ещё способы передачи чужой речи? (Есть, это конструкция с несобственно – прямой речью).

Дайте характеристику таким конструкциям.

(Несобственно – прямая речь характеризуется совмещением в себе особенностей и прямой, и косвенной речи, например: Кто она такая? Она ученица нашего класса? Нет, она не отличница, просто хороший человек, который поможет в трудной ситуации. К сожалению, не все это понимают. Здесь присутствуют и авторские высказывания и косвенная речь, которая сливается с авторской).

Все способы передачи чужой речи мы вспомнили?

Конечно же, остался ещё один способ.

Нередко содержание чужой речи передается предложениями с вводными словами. Которые указывают на сам факт чужой речи, например: "По словам родителей, наша школа даёт детям хорошие знания".

А так же при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о (об), например:

"Директор заговорил об аттестации учащихся, которая проводится в форме ЕГЭ".

- Итак, давайте вернемся к нашему предложению и выясним, есть ли в данном предложении чужая речь? (Конечно же, есть).

 - Каким способом она передана? (Несобственно – прямой речью).

Совершенно верно.

4. Закрепление материала.

Итак, ребята, мы повторили все способы передачи чужой речи. А теперь мы постараемся в тексте находить чужую речь и определять способ ее передачи, объяснят знаки препинания.

Если это необходимо.

Для этого предоставлен теоретический материал. С помощью, которого вам легче будет выполнить задание.

5. Работа с текстом с взаимопроверкой (работа в ПСС)

6. Итоги урока.

- Сегодня мы с вами, работая с текстами, учились находить чужую речь, переданную различными способами.

Оценки за урок.


Способы передачи чужой речи

Способы передачи чужой речи

Погода, по словам стариков, стала совсем не такой, как прежде (временная конструкция)

Погода, по словам стариков, стала совсем не такой, как прежде (временная конструкция)

Здесь присутствуют и авторские высказывания и косвенная речь, которая сливается с авторской)

Здесь присутствуют и авторские высказывания и косвенная речь, которая сливается с авторской)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020