Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Рощинский
Муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Конспект урока
русского языка в 4 классе
Тема «Глагол как часть речи»
Учитель : Васильева Зоя Николаевна
2021
Тема: Глагол.
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.
Задачи
Ожидаемые результаты:
Формирование УУД.
Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;
Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.
Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний.
Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Мотивация учения на разных этапах урока:
- эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);
- познавательные методы – творческое задание.
- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
1.Организационный момент. Мотивация к деятельности
|
- Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости- учителя нашей школы. Давайте их поприветствуем, улыбнемся им и начнем наш урок.
|
Слушают учителя.
|
РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу. ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой |
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Целеполагание |
- А тему нашего урока вы назовете сами, когда догадаетесь о чем это стихотворение. -Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады, и хлеб в полях растёт. ( слайд 1) - О чем же пойдёт разговор на уроке? (о глаголе).( слайд 2) -О какой части речи говорится в стихотворении? -Определите тему урока. -Какую цель поставим на этом уроке? -Что такое глагол? (Это часть речи, отвечает на вопросы что делает?, что делать? и обозначает действие предмета) (слайд 3) - Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о глаголе. -- Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –тишина. - Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.
|
Слушают стихотворение
Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы
Формулируют тему урока, цель.
Принимают участие в игре
|
РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий. ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке.
|
3. Этап решения учебной задачи. Повторение изученного материала
Групповая работа
Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола
|
- Отгадайте ещё одну загадку. - Стоят в поле сестрички, Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка) - Вы сейчас должны будете сделать ромашку. В глазок впишем героя нашего урока, а в лепесточки – его грамматические признаки. - Наш девиз: «Слушай других! Не мешай, а предлагай!». Задание по группам. Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание 1 группа: - Как определить вид глагола? 2 группа: - Как определить время глагола? 3 группа: -Какие формы лица бывают у глаголов? 4 группа:- Как определить спряжение глагола?
- Запишите глаголы в два столбика Читать, почитать, рисовать, подписать, нарисовать, писать, учить, выучить (слайд 4) Проверка
-Отвечает 2 группа
А теперь определите, верно ли говорят друзья. - А как же сказать правильно? Подумайте! Обсуждение в группах. (Глагол "победить" в 1 лице не употребляется). - Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться; Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. (на доске) - Как можно сказать правильно? (одержать победу). - Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов? – От чего зависит окончание глагола? (от спряжения) - Послушаем 4 группу. 4 группа: - Как определить спряжение глагола? (слайд5)
|
Работа в группах
Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание
- Отвечает 1 группа Глаголы бывают двух видов совершенный и несовершенный. Глаголы отвечающие на вопросы что сделал? -совершенного вида. Что делал? –несовершенного. Отвечают , записывают глаголы в 2 столбика- Сов.вид Несов.вид
2 группа: - Какие формы лица бывают у глаголов? (Глаголы могут стоять в форме 1,2 или 3 лица)
Дети показывают сценку - Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали. - В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . - замялся Гена. - Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.
Дети рассказывают правило
|
Предметные результаты. КУУД: умение работать в паре,слушать собеседника, понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей. РУУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль ,уметь оценивать чужую работу по заданным критериям
КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ПУУД: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов.
ПУУД: строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. РУУД: планируют учебное сотрудничество;
КУУД: формируют межличностное общение в совместной деятельности |
Физкультминутка |
- Если я называю глаголы I спряже- ния – приседают мальчики, если на зываю глаголы II спряжения – приседают девочки: идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, молчит.
|
Глаголы 1 спр-приседают мальчики; 2спр- девочки |
|
4. Этап самостоятельной работы Цифровой диктант. (слайд)
|
Отвечает 4 группа - Как определить время глагола? Цифровой диктант. (слайд) - У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам. учится оживёт пели сияет высохнет написал летит уточнит отвечала просить
- Какое слово лишнее? Почему?
|
Учащиеся рассказывают о времени глагола
Самостоятельно выполняют задания, Самопроверка |
РУУД: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности. |
5.Этап рефлексии |
Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – , а если согласны –, значок +
После самопроверки поставьте себе оценку за это задание
-Ребята, к концу нашего урока составим кластер в который соберем все что мы знаем о глаголе. Что такое кластер? В виде чего его можно выполнить? Начинайте работу.
|
Работают с таблицей и со шкалой оценивания
Самостоятельно работают в тетрадях.
Самопроверка. Самооценка.
Работа в группе. Составление кластеров. Защита проектов. |
РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке
|
6.Домашнее задание |
Подобрать и записать 10 пословиц, выделить окончание глагола, указать спряжение, время |
|
|
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
Литературное чтение Использование пословиц и поговорок.
|
Информационный материал Учебник авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко. Демонстрационный материал Электронная презентация Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания. |
Фронтальная. • индивидуальная – • групповая - |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.