Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Рощинский
Муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Конспект урока
русского языка в 4 классе
Тема «Глагол как часть речи»
                                     
Учитель : Васильева Зоя Николаевна
2021
Тема: Глагол.
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.
Задачи
Ожидаемые результаты:
Формирование УУД.
Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;
Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.
Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний.
Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Мотивация учения на разных этапах урока:
- эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);
- познавательные методы – творческое задание.
- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.
| 
 Этапы урока 
  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
 Планируемые результаты  | 
| 
 1.Организационный момент. Мотивация к деятельности 
  | 
 - Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости- учителя нашей школы. Давайте их поприветствуем, улыбнемся им и начнем наш урок. 
 
 
  | 
 Слушают учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу. ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой  | 
| 
 2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Целеполагание  | 
 - А тему нашего урока вы назовете сами, когда догадаетесь о чем это стихотворение. -Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады, и хлеб в полях растёт. ( слайд 1) - О чем же пойдёт разговор на уроке? (о глаголе).( слайд 2) -О какой части речи говорится в стихотворении? -Определите тему урока. -Какую цель поставим на этом уроке? -Что такое глагол? (Это часть речи, отвечает на вопросы что делает?, что делать? и обозначает действие предмета) (слайд 3) - Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о глаголе. -- Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –тишина. - Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок. 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Слушают стихотворение 
 
 
 
 Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы 
 
 
 
 Формулируют тему урока, цель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Принимают участие в игре 
  | 
 РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий. ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке. 
  | 
| 
 3. Этап решения учебной задачи. Повторение изученного материала 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Групповая работа 
 
 
 
 Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола 
  | 
 - Отгадайте ещё одну загадку. - Стоят в поле сестрички, Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка) - Вы сейчас должны будете сделать ромашку. В глазок впишем героя нашего урока, а в лепесточки – его грамматические признаки. - Наш девиз: «Слушай других! Не мешай, а предлагай!». Задание по группам. Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание 1 группа: - Как определить вид глагола? 2 группа: - Как определить время глагола? 3 группа: -Какие формы лица бывают у глаголов? 4 группа:- Как определить спряжение глагола? 
 
 - Запишите глаголы в два столбика Читать, почитать, рисовать, подписать, нарисовать, писать, учить, выучить (слайд 4) Проверка 
 -Отвечает 2 группа 
 
 
 А теперь определите, верно ли говорят друзья. - А как же сказать правильно? Подумайте! Обсуждение в группах. (Глагол "победить" в 1 лице не употребляется). - Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться; Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. (на доске) - Как можно сказать правильно? (одержать победу). - Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов? – От чего зависит окончание глагола? (от спряжения) - Послушаем 4 группу. 4 группа: - Как определить спряжение глагола? (слайд5) 
  | 
 Работа в группах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание 
 
 
 
 
 - Отвечает 1 группа Глаголы бывают двух видов совершенный и несовершенный. Глаголы отвечающие на вопросы что сделал? -совершенного вида. Что делал? –несовершенного. Отвечают , записывают глаголы в 2 столбика- Сов.вид Несов.вид 
 2 группа: - Какие формы лица бывают у глаголов? (Глаголы могут стоять в форме 1,2 или 3 лица) 
 Дети показывают сценку - Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали. - В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . - замялся Гена. - Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь. 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети рассказывают правило 
  | 
 Предметные результаты. КУУД: умение работать в паре,слушать собеседника, понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей. РУУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль ,уметь оценивать чужую работу по заданным критериям 
 КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ПУУД: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПУУД: строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. РУУД: планируют учебное сотрудничество; 
 КУУД: формируют межличностное общение в совместной деятельности  | 
| 
 Физкультминутка  | 
 - Если я называю глаголы I спряже- ния – приседают мальчики, если на зываю глаголы II спряжения – приседают девочки: идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, молчит. 
  | 
 
 Глаголы 1 спр-приседают мальчики; 2спр- девочки  | 
 
  | 
| 
 
 
 4. Этап самостоятельной работы Цифровой диктант. (слайд) 
  | 
 Отвечает 4 группа - Как определить время глагола? Цифровой диктант. (слайд) - У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам. учится оживёт пели сияет высохнет написал летит уточнит отвечала просить 
 - Какое слово лишнее? Почему? 
  | 
 
 Учащиеся рассказывают о времени глагола 
 
 
 
 
 Самостоятельно выполняют задания, Самопроверка  | 
 РУУД: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности.  | 
| 
 5.Этап рефлексии  | 
 Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – , а если согласны –, значок + 
 После самопроверки поставьте себе оценку за это задание 
 -Ребята, к концу нашего урока составим кластер в который соберем все что мы знаем о глаголе. Что такое кластер? В виде чего его можно выполнить? Начинайте работу. 
 
  | 
 Работают с таблицей и со шкалой оценивания 
 
 
 
 
 Самостоятельно работают в тетрадях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самопроверка. Самооценка. 
 
 
 
 
 Работа в группе. Составление кластеров. Защита проектов.  | 
 РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке 
  | 
| 
 6.Домашнее задание  | 
 Подобрать и записать 10 пословиц, выделить окончание глагола, указать спряжение, время  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Межпредметные связи  | 
 Ресурсы  | 
 Формы работы  | 
| 
 Литературное чтение Использование пословиц и поговорок. 
  | 
 Информационный материал Учебник авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко. Демонстрационный материал Электронная презентация Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания.  | 
 Фронтальная. 
 
  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.