Урок по русскому языку в 4 классе. Тема "" Глагол как часть речи
Оценка 5

Урок по русскому языку в 4 классе. Тема "" Глагол как часть речи

Оценка 5
docx
07.11.2021
Урок по русскому языку в 4 классе. Тема "" Глагол как часть речи
Урок по русск.яз. 4 кл. (3).docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Рощинский

Муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

 

 

                                                               Конспект урока

  русского языка в 4 классе

   Тема «Глагол как часть речи»

https://cdn.pixabay.com/photo/2013/07/12/12/03/book-145170_1280.png                                     

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

                                    Учитель : Васильева Зоя Николаевна

 

                                                                      2021                                                                                                                                                        

 

 

 

  Тема: Глагол.

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.

Задачи

  1. Закрепить навыки правописания глаголов;
  2. развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас
  3. воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.

Ожидаемые результаты:

Формирование УУД.

Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;

Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.

Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.  

Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока:

- эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);

- познавательные методы – творческое задание.

- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.

 

 

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент. Мотивация к деятельности

 

 - Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости- учителя нашей школы. Давайте их  поприветствуем, улыбнемся им и начнем наш урок.

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Целеполагание

-   А  тему нашего урока  вы назовете сами, когда догадаетесь о чем  это стихотворение.

-Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.     ( слайд 1)

- О чем же пойдёт разговор на уроке? (о глаголе).( слайд 2)

-О какой части речи говорится в стихотворении?

-Определите  тему урока.

-Какую цель поставим на этом уроке?

-Что такое глагол? (Это часть речи, отвечает на вопросы что делает?, что делать? и обозначает действие предмета) (слайд 3)

- Сегодня на уроке мы закрепим  ваши знания о глаголе.

-- Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –тишина.

- Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,

носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг,

флажокдружок.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Формулируют тему урока, цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в игре

 

РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий.

ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке.

 

3. Этап решения учебной задачи.

Повторение изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола

 

- Отгадайте ещё одну загадку.

- Стоят в поле сестрички,

Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)

- Вы сейчас должны будете сделать ромашку. В глазок впишем героя нашего

урока, а в лепесточки – его грамматические признаки.

Наш девиз: «Слушай других! Не мешай, а предлагай!».

Задание по группам.

Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное  задание

1 группа: - Как определить вид глагола?

2 группа: - Как определить время глагола?

3 группа: -Какие формы лица бывают у глаголов?

4 группа:- Как определить спряжение глагола?

 

 

- Запишите глаголы в два столбика

Читать, почитать,  рисовать, подписать, нарисовать, писать, учить, выучить (слайд 4)

Проверка

 

-Отвечает 2 группа

 

 

 

А теперь определите, верно ли говорят друзья.

- А как же сказать правильно? Подумайте!

Обсуждение в группах.

(Глагол "победить" в 1 лице не употребляется).

- Некоторые глаголы  в 1 лице единственном числе не могут употребляться;

Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. (на доске)

- Как можно сказать правильно? (одержать победу).

- Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов?

– От чего зависит окончание глагола? (от спряжения)

- Послушаем 4 группу.

4 группа: - Как определить спряжение глагола? (слайд5)

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное  задание

 

 

 

 

 

- Отвечает 1 группа Глаголы бывают двух видов совершенный и несовершенный. Глаголы отвечающие на вопросы что сделал? -совершенного вида. Что делал? –несовершенного. Отвечают , записывают глаголы в 2 столбика- Сов.вид    Несов.вид

 

2 группа: - Какие формы лица бывают у глаголов? (Глаголы могут стоять в форме 1,2 или 3 лица)

 

Дети показывают сценку

- Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали.

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . - замялся Гена.

- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают правило

 

Предметные результаты.

КУУД: умение работать в паре,слушать собеседника, понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей.

РУУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль ,уметь оценивать чужую работу по заданным критериям

 

КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

ПУУД: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД:  строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

РУУД: планируют учебное сотрудничество;

 

КУУД:  формируют межличностное общение в совместной деятельности

Физкультминутка

- Если я называю глаголы I  спряже- ния  – приседают мальчики, если на зываю  глаголы II спряжения – приседают девочки:

идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, молчит.

 

 

Глаголы 1 спр-приседают мальчики; 2спр- девочки

 

 

 

4. Этап

самостоятельной работы

Цифровой диктант. (слайд)

 

Отвечает 4 группа - Как определить время глагола?

Цифровой диктант. (слайд)

- У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам.

учится           оживёт              пели сияет              высохнет          написал

летит              уточнит         отвечала         просить

 

- Какое слово лишнее? Почему?

 

 

Учащиеся рассказывают о времени глагола

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задания, Самопроверка

РУУД: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности.

5.Этап рефлексии

Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок –  , а если согласны –, значок +

  1. Глагол обозначает действие предмета.
  2. Глаголы изменяются по падежам.
  3. Не с глаголами пишется раздельно.
  4. Глаголы имеют три спряжения.
  5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
  6. Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на -ить, относятся ко ΙΙ спряжению.
  7. В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего.
  8. Неопределенная форма глагола– это начальная форма глагола.

    После самопроверки поставьте     себе оценку за это задание

 

-Ребята, к концу нашего урока составим кластер в который соберем все что мы знаем о глаголе. Что такое кластер? В виде чего его можно выполнить? Начинайте работу.

 

 

Работают с таблицей и со шкалой оценивания

 

 

 

 

 

Самостоятельно работают в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка.

Самооценка.

 

 

 

 

 

Работа в группе.

Составление кластеров.

Защита проектов.

РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.

КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении.

ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке

 

6.Домашнее задание

Подобрать и записать 10 пословиц, выделить окончание глагола, указать спряжение, время

 

 

 

 

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

 Литературное чтение

Использование пословиц и поговорок.

 

Информационный материал

Учебник авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный  материал

Карточки с учебными заданиями

Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• групповая - 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Тема: Глагол. Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи

Тема: Глагол. Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Слушают стихотворение

Слушают стихотворение

Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола -

Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола -

Глаголы 1 спр-приседают мальчики; 2спр- девочки 4

Глаголы 1 спр-приседают мальчики; 2спр- девочки 4

Этап рефлексии Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – , а если согласны…

Этап рефлексии Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – , а если согласны…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2021