Выделение корня в однокоренных словах
Тема |
Выделение корня в однокоренных словах |
Педагогические цели |
Способствовать формированию умения объяснять лексическое значение слов, находить синонимы, антонимы, однокоренные слова; создать условия для отработки умений выделять корень в однокоренных словах, пользоваться справочной информацией; ознакомить со словарными словами: сахар, сахарный |
Тип урока |
Решение частной задачи |
Планируемые |
Овладевают первоначальными
представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, |
Личностные |
Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка |
Универсальные |
Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из справочной литературы; логические – осуществляют анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня, классификацию слов. Коммуникативные: оформляют
диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого |
Основное содержание |
Выделение корня в однокоренных словах. Синонимы, антонимы, однокоренные слова. Слова с непроверяемым написанием: сахар, сахарный |
Образовательные |
Таблицы «Лексика», «Синонимы», «Антонимы» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Мотивирование к учебной |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да). – Прикоснитесь ладошками друг
к другу и передайте его. Пусть – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
II. Чистописание |
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо |
у ц щ Ц Щ |
Выполняют письмо по образцу |
Вырабатывают калли-графический почерк |
Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Какую тему изучаем на протяжении нескольких уроков? – Сегодня продолжим учиться
находить однокоренные слова |
– Однокоренные слова.
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
Беседа по вопросам |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Значение слов. Однокоренные слова (упр. 91) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо |
– Прочитайте слова, что они означают? – Подберите к каждому слову однокоренное. – Запишите слова по образцу. Обозначьте в них корень |
Читают слова, объясняют лексическое значение, подбирают однокоренные слова по образцу, обозначают корень |
Устанавливают
причинно-следственные связи. Определяют |
Упражнение |
2. Словарно-орфографическая
работа. Сахар, |
Фронтальная. Словесный. Письмо |
Знакомит с написанием слов |
Запоминают написание словарного слова |
Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо |
Письмо |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический.
Пальчиковая |
Мышка Как у нашей мышки Ножки-коротышки. Ножки мышкины спешат К сырной корке – и назад. – Изображаем
пальчиками |
Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Правильное выполнение дви- |
3. Памятка «Как найти корень Словарь однокоренных слов |
Фронтальная. Словесный, |
– Прочитайте. Запишите слова. – Как найти корень в слове?
При затруднении обратитесь – Найдите любое из этих слов
|
Читают, записывают слова: «звездочка», «тигрята», «звонок», «светить». Отвечают на вопросы, работают с Памяткой и словарем однокоренных слов. |
Грамотно списывают слова.
Работают |
Беседа по вопросам, письмо, и словарем |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
– Запишите всю группу
однокоренных слов. Выделите в них |
Выделяют корень |
димую группу слов |
|
4. Распознание однокоренных слов (упр. 93) |
Фронтальная. Словесный, |
– Прочитайте. Являются ли – Выпишите пары однокоренных
слов. Выделите в них |
– Однокоренные слова: гора – горный, осина – осиновый, лень – ленивый, корм – кормить, рис – рисовый. Выделяют корень |
Различают родственные (однокоренные) слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Выделяют корень в однокоренных словах |
Беседа по вопросам, упражнение |
5. Синонимы, антонимы, однокоренные слова (упр. с. 94) |
Фронтальная. Словесный, |
Комментирует задание, |
Читают слова, |
Осуществляют клас- |
Упражнение |
6. Фразеологизм держать в ежовых руковицах. Работа в рабочей тетради (№ 52) |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, |
– Прочитайте выразительно – Объясните, как вы
понимаете значение выделенных выра- – Выделите корень в одно- |
– Держать в ежовых руковицах – относиться к кому-либо строго, сурово |
Думают, размышляют, высказывают
свое В коммуникации строят понятные для окружающих высказывания. Выделяют корень в словах |
Беседа по вопросам, выделение корня |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7. Самостоятельная работа в
рабочей тетради |
Индивидуальная. Практический. Упражнения |
Объясняет задания и контролирует их выполнение |
Выполняют задания |
Самостоятельно |
Упражнения |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какой вид работы понравился больше? – Оцените свою работу на
уроке |
Отвечают на вопросы |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа по вопросам. Саморе- |
VI. Домашнее Работа в рабочей тетради (№ 54) |
Фронтальная. Практический. Упражнение |
Объясняет домашнее задание,
проверяет соответствующие |
Слушают учителя, |
Принимают цель, содержание и способы выполнения задания |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.