Тема: Жить по совести.
Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи: раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честь»;
развивать, творческие способности, стремление жить в ладу с совестью;
воспитывать такие качества, как честность, правдивость.
Оборудование: Телевизор, задания для групп, конверты с пословицами,
«веер» из вопросов, бумажный мост.
Ход занятия:
1. Круг радости.
-Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
2. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья. Совесть».
3. Беседа.
Вы уже догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Как зовут героев нашего мультфильма? Что вы можете сказать о Лунтике?
Как ведут себя Вупсень и Пупсень? Почему?
- Тема нашего урока называется «Жить по совести».
- Что такое совесть?
- Что значит жить по совести? (быть честным и по отношению к себе, и по отношению к другим)
- Трудно ли жить по совести? Почему?
Даются определения:
Совесть – чувство
нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми,
обществом. (С. Ожегов.)
Совесть – нравственное сознание, нравственное
чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в
котором открывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство,
побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру
и истине, прирожденная правда. (В.И.Даль.)
Итак, ребята, вспомните,
пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вам вашему, близкому другу (подруге)
или родственнику сказали неправду, обманули? (Дети рассказывают).
Скажите, а какие чувства вас охватили в этот
момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами
поступили? (Ответы детей).
- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в
вашей жизни такие случаи, когда вы сами обманули кого-либо? (Ответы детей).
- А сейчас поставьте себя мысленно на место
обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
(Дети могут не отвечать, а промолчать).
- Есть одно очень важное правило: “Поступай
всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”.
- Ребята, пусть эти золотые слова определяют все
ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие
люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.
4. Чтение рассказа «Испытание учителя» А. Кунанбаев
(Чтение рассказа с 83). Прием «рассказ с остановкой».
Вопросы:
- Объясните, как вы понимаете слова: «Моё Я
всегда наблюдает за мной.
- Можно ли назвать поступок мальчика
благородным?
- Что такое благородство?
Благородство – проявление высокой
нравственности, соединенной самоотверженностью и честностью.
Честный человек верен себе, своим обязательствам и своим ценностям.
Честность – обязательное условие благородства. Благородный человек честен с другими и самим собой.
Честность и благородство – спутники совестливого человека.
5. Творческая деятельность по группам.
Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. По очереди каждая группа берет задание. Время работы 5-7 минут.
1 группа. «Честные герои сказок». Вы выбираете героев из сказок из представленных картинок. Нужно придумать сказку наоборот, как эти сказочные персонажи живут по совести, проявляют честность и доброту.
Итог- в любых ситуациях можно поступать честно, не прибегая к обману. Человек, поступающий честно, достоин уважения.
2 группа. « Два полюса». Составьте перечень качеств, характерных для человека, живущего по совести, и для человека, у которого совесть «молчит». Подумайте, какие поступки совершает человек, обладающий этими качествами, какова его манера поведения. Впишите это в таблицу.
Итог- важно развивать хорошие качества,и тогда поведение и поступки тоже будут хорошими.
3группа. «Строитель дома Совести». Я предлагаю вам вместе построить дом Совести, где все будут жить счастливо,в любви и согласии. «Строительный материал»- это кирпичики, которые вы будете вырезать из цветной бумаги. Каждый кирпичик должен быть наделен свойством.
Выступления детей.
6. Игра «Мост». Ребята, а вы честно играть умеете? Сейчас мы это проверим.
На полу из листов картона построен мост. Вы знакомы с такой историей о том,как на мосту встретились две упрямые козы и не могли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой. Ваша задача- одновременно перейти через мостик так, что никто из вас не упал «в реку». Переходят сразу две группы.
Чтобы не упасть, ребята, заботливо и по дружески помогайте друг другу. Меняйтесь местами, пропускайте друг друга.
7. Размышление над ситуацией. Игра «Веер».
На доске в виде веера расположены цветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Группа выбирает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другое решение озвучивает его.
Ситуации:
1. Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась......
2. Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы навести порядок в комнате.
3. Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека.
4. В магазине кассир по ошибке дал лишние деньги
8. Упражнение. Сложить пословицы из слов и объяснить их смысл.
· Совесть без зубов, а загрызет.
· Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
· Про его совесть можно сказать повесть.
· За совесть да за честь — хоть голову снесть.
С его совестью жить хорошо, да умирать плохо
Круг «От сердца к сердцу».
Прошу вас продолжить предложение «Жить по совести —
это......»
Учащиеся исполняют песню «Дорога добра» под
фонограмму.
Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова
Дорога добра
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом, 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо… 2 раза
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою Добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что это жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный: 2 раза
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.