Урок по словообразованию

  • Работа в классе
  • doc
  • 17.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выявить связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова, обобщить сведения о морфемах; повторить способы образования слова, повторить морфемный разбор слова, дать понятие о международных словообразовательных элементах, как об одном из главных средств пополнения лексики современного русского языка, учить разграничивать латинские, греческие и другие иноязычные заимствования; развивать словарный запас и лингвистический кругозор студентов, воспитывать глубокое уважение к иностранным языкам , любовь к родному языку и гордость за его богатые языковые возможности, развивать речь.
Иконка файла материала Тема урока.doc

Тема урока: «Международные словообразовательные элементы»

Цели: вспомнить со студентами основные понятия раздела "Словообразование", выявить связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова, обобщить сведения о морфемах; повторить способы образования слова, повторить морфемный разбор слова, дать понятие о международных словообразовательных элементах, как об одном из главных средств пополнения лексики современного русского языка, учить разграничивать латинские, греческие и другие иноязычные заимствования; развивать словарный запас и лингвистический кругозор студентов, воспитывать глубокое уважение к иностранным языкам , любовь к родному языку и гордость за его богатые языковые возможности, развивать речь. Логическое мышление

Оборудование: записи на доске, кроссворд, учебники Грекова, карточки-информаторы, словари иностранных слов

Ход урока:

Ӏ. Синтаксический разбор предложения: Астронавты исследуют акваторию порта,  где расположены публичные  аэроклуб и ипподром.

Дать полную характеристику этого предложения, указать части речи. Вы полностью согласны с содержанием этого предложения?

Что , на ваш взгляд, здесь напутано с точки зрения лексики?

Верно, здесь неправильны употреблены ( для данного контекста) слова АСТРОНАВТЫ, АЭРОКЛУБ, ИППОДРОМ.

Итак, мы сегодня будем говорить об иноязычной лексике, а точнее о международных словообразовательных элементах. Записали тему урока.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ӀӀ. Как вы понимаете тему нашего урока?

ӀӀӀ. Работа с учебником

Открыли учебник Грекова на странице 115 , самостоятельно читаем и, пользуясь карточкой-информатором №1 ,записываем только те словообразовательные элементы, которых нет в учебнике.

Карточка-информатор №1

А (греч.: отрицание) – аморальный, ...

АВАН (фр.: впереди) – авансцена, ...

АВИА (лат.: птица) – авиация, ...

АВТО (греч.: сам) – автограф, ...

АГРО (греч.: поле, деревня) – агроном, ...

АКВА (лат.: вода) – акваланг, ...

АКРО (греч.: конечность) – акростих, ...

АКТИВ (лат.: деятельный) – активировать, ...

АНТИ (греч.: против) – антипатия, ...

АНТР (фр.: между) – антресоль, ...

АНТРОПО (греч.: человек) – антропология, ...

АРХЕО (греч.: древний) – археология, ...

АРХИ (греч.: начальный, старший, сверх) – архипелаг, ...

АСТРО (греч.: звезда) – астронавт, ...

АУДИ (лат.: слышу) – аудиенция, ...

АЭРО (греч.: воздух) – аэробус, ...

БАРО (греч.: тяжесть) – барокамера, ...

БИ (лат.: два) – бинокль, ...

БИБЛИО (греч.: книга) – библиограф, ...

БИО (греч.: жизнь) – биолог, ...

ВИДЕО (лат.: рассматриваю) – видеоплеер, ...

ГЕО (греч.: земля) – геология, ...

ГЕНОЗ, ГЕН (греч.: род, происхождение) – генезис, ...

ГИДРО (греч.: вода) – гидроавиация, ...

ГИПЕР (греч.: сверх, над) – гипербола, ...

ГИПО (греч.: под, внизу) – гипотония, ...

ГРАФО (греч.: пишу) – биограф, ...

ГУМАН (лат.: человек) – гуманоид, ...

ДЕ, ДЕЗ (лат.: не, без, вниз) – депрессия, ...

ДИ (греч.: два, двойной) – дифтонг, ...

ДИА (греч.: через) – диафильм, ...

ДИЗ, ДИС (лат.: отрицание, не, без) – дисгармония, ...

ИНТЕР (лат.: между, посреди) – Интернет, ...

ИППО и ГИППО (греч.: лошадь) – ипподром, ...

КАРДИО (греч.: сердце) – кардиолог, ...

КОЛОР (лат.: цвет) – колорист, ...

КОН (лат.: со, вместе) – консенсус, ...

КОНТР (лат.: против) – контратака, ...

...КРАТИЯ (лат.: сила, власть) – демократия, ...

КРОСС (англ.: пересекать) – кроссворд, ...

КОСМ (греч.: Вселенная, космос) – космонавт, ...

ЛАБОР (лат.: труд) – лаборант, ...

ЛИНГВА (лат.: язык) – лингвист, ...

ЛОГ (греч.: слово, учение, наука) – геология, ...

МЕГА (греч.: большой) – мегафон, ...

МЕТР (греч.: мера) – гекзаметр, ...

МИКРО (греч.: малый) – микроскоп, ...

МИЛЛИ (лат.: тысяча) – миллиметр, ...

МОНО (греч.: один) – монолог, ...

МОРФ (греч.: форма) – морфема, ...

МУЛЬТИ (лат.: много) – мультимиллионер, ...

НЕО (греч.: новый) – неологизм, ...

НОРД (нем.: север) – норд-вест, ...

ОНИМ (греч.: имя) – синоним, ...

ОРФО (греч.: прямой, правильный) – орфография, ...

ПАН (греч.: все, общий) – панамериканский, ...

ПЕРИ (греч.: около) – периферия, ...

ПОЛИ (греч.: много) – полиглот, полигамия, ...

ПОСТ (лат.: после) – постпозиция, ...

ПРЕ (лат.: перед) – препозиция, ...

ПСЕВДО (греч.: ложь) – псевдонаучный, ...

РАДИО (лат.: излучаю) – радиация, ...

РЕ (лат.) – приставка, обозначающая: 1) возобновление или повторность действия – реанимация, ...; 2) противоположное действие или противодействие – реэвакуация…

САН (лат.: лечить) – санаторий, санация, ...

СЕНС (лат.: чувство) – сенсорный, ...

СКОП (греч.: смотрю) – микроскоп, ...

СУПЕР (лат.: главный, над) – суперобложка, ...

ТЕКА (греч.: хранилище) – библиотека, ...

ТЕЛЕ (греч.: далеко) – телевидение, ...

ТЕРМО (греч.: горячий) – термос, ...

ТРАНС (лат.: через, сквозь) – трансляция, ...

УЛЬТРА (лат.: более) – ультразвук, ...

ФИЛ (греч.: люблю) – филантроп, ...

ФИТО (греч.: растение) – фитофтора, ...

ФОН (греч.: звук) – фонетика, ...

ХРОН (греч.: время) – хронометр, ...

ЦИКЛО (греч.: колесо, круг) – циклон, ...

ЦИРК (лат.: круг) – циркуль, ...

ЭКС (лат.: из) – экспорт, ...

ЭКСТРА (лат.: сверх, вне) – экстренный, ...

ЭПО (греч.: слово, рассказ) – эпопея, ...

ЭТНО (греч.: племя, народ) – этнография, ...

V. Закрепление изученного.

1.Пользуясь знанием международных словообразовательных элементов, ответьте на вопрос: что обозначает каждое из слов и что общего в следующих словах в каждом ряду? Можете пользоваться «Словарем иностранных слов».

 1 ряд - а) видеотека, фонотека, библиотека, пинакотека, фильмотека.

 2 ряд - б) аэронавт, космонавт, аргонавт, акванавт, астронавт.

 3 ряд - в) монарх, монография, монолит, монолог, монополия, монотонный.

2.Индивидуальная работа у доски, 3 человека

А). Корень -фил- входит в состав сложных слов со значением «любящий что-то, расположенный к чему-то, друг чего-либо». Что обозначают следующие слова?

Библиофил, англофил, филармония, филателия,  филология, славянофил, филантропия, философия.

Б). Пользуясь знанием словообразовательных элементов, ответьте на вопрос: что изучают эти науки?

Биология, археология,  психология, филология, футурология, этимология, политология, кардиология.

В). Слово демократия обозначает «власть народа». О чьей власти говорят следующие слова?

Технократия, охлократия, теократия, бюрократия, плутократия, автократия, геронтократия, аристократия.

Вся  внимательно проверяют ответы студентов и переписывают те слова, значение которых они не знают.

3.Выпишите из «Словаря иностранных слов» по три-четыре термина с международными словообразовательными элементами:

1 ряд - авиа, аква, анти, аэро, баро, био

2 ряд - гео, гипер, дром, интер, кардио, макро

3 ряд - поли, сейсмо, скоп( ия ), супер, ультра,  экстра.

Придумайте по 1  сложносочиненному предложению с двумя любыми из выписанных слов.

4.Тестирование

Выберите правильный вариант.

1.АНТАГОНИЗМ:

а)репутация б)противоречие в)равнодушие

2.АНТОЛОГИЯ:

а)музыкальное произведение

б)биография

в)сборник избранных произведений

3.АПАТИЯ:

а)направление в медицине

б)равнодушие

в)болезнь

4.АПЕЛЛЯЦИЯ:

а)просьба о пересмотре чего-либо

б)музыкальное произведение

в)косметическая операция

5.БАЛЛАСТ:

а)груз б)болезнь в)механизм

6.ДИФИРАМБ:

а)косметический дефект

б)неумеренная похвала, песня в чью-либо честь

в)механизм

7.КВОРУМ:

а)установленное уставом или законом количество присутствующих

б)официальное собрание

в)должностное лицо в ряде стран

8.ПАНЕГИРИК:

а)тип темперамента

б)болезнь

в)хвалебная речь

9.ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА:

а)система исправительных учреждений

б)система охлаждения

в)система выборов в государственные органы

10.РАРИТЕТ:

а)равенство б)старинная ценная вещь в)предмет интерьера

11.СТАТУС:

а)закон

б)социальное положение

в)монумент

12.ТРАПЕЗА:

а)посуда б)природное явление в)прием пищи

13.ФЕНОМЕН:

а)необычное явление

б)страстный болельщик, поклонник

в)профессия

14.ФИАСКО: а)предмет дамского туалета б)поражение в)вид спорта

15.ЭЛЕКТОРАТ:

а)механизм

б)избиратели

в)инструменты

5. Итак, что нового мы узнали с вами на уроке. О чем свидетельствует наличие международных словообразовательных элементов в языке?

6. А чтобы убедиться в том, что материал усвоен, я пока тесты ваши не проверил, давайте совместим приятное с полезным. Решим группой кроссворд

 

Впишите в столбики кроссворда международные словообразовательные элементы, которые имеют следующие значения (или восходят к словам с такими значениями):

1)ложь; 2) много; 3) звук; 4) птица; 5) один; 6) против; 7) книга; 8) тепло; 9) через; 10) как будто, мнимый; 11) слово; 12) сам; 13) писать; 14) против; 15) любовь; 16) сверх.

 

Задание на дом:§ 26 для всех

на оценку «5»

Напишите небольшие сочинения на данные темы. Приведите примеры из жизни или художественных произведений.

1. Пессимисты и оптимисты. 2. Альтруисты и эгоисты. 3. Революция или эволюция?

На «4» -  выписать из словаря толкование данных ниже слов:

Байкер, хит, бейджик, блокбастер, папарацци, памперс, офшорный, оригами, ноу-хау, кастинг, ноутбук, номинант, нон-стоп, ноосфера, мюсли, мониторинг, монетаризм, минимизация, миллениум, пиар, маргинал, рокер, спичрайтер, прайм-тайм.

На оценку»3» Греков упражнение № 162

  Использован материал сайта http://slovarozhegova.ru/