Урок по технологии формирующего оценивания. Окружающий мир " Карта- наш экскурсовод"
Оценка 5

Урок по технологии формирующего оценивания. Окружающий мир " Карта- наш экскурсовод"

Оценка 5
docx
13.03.2024
Урок по технологии формирующего оценивания. Окружающий мир " Карта- наш экскурсовод"
Карта - наш экскурсовод..docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Шнайдер Юлия Сергеевна

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 А.

Тема урока: «Карта-наш экскурсовод».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении карты, как помощника путешествия по стране.

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

1.      Формировать представление о физической карте России;
об отличительных чертах физической карты от других карт.

 

2.      Формировать умение читать легенду карты; использовать легенду карты для определения природных богатств России.

Предметные:

1.    Учащиеся научатся читать физическую карту России.

Учащиеся получат возможность научиться объяснять различия физической карты от других карт.

2.    Учащиеся научатся читать легенду карты.

Учащиеся получат возможность научиться использовать легенду карты для определения природных богатств России.

Развивающие:

1.        Формировать умение определять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять самооценку деятельности, планировать свои действия.

 

2.        Формировать умения: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выполнять действия по алгоритму.

 

3.        Формировать умения: владеть диалогической формой речи; работать в парах и группах.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- определять учебную задачу,

- осуществлять волевую саморегуляцию,

- осуществлять самооценку деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять план своих действий;

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять анализ;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять обобщение;

Учащиеся получат возможность научиться:

- строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-слушать и понимать речь других;

Учащиеся получат возможность научиться:

- владеть диалогической формой речи.

Воспитательные:

-Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране.
-Формировать интерес к определению природных богатства нашей страны.

Личностные:

-У учащихся будет сформирован интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране.

-У учащихся может быть сформирован интерес к определению природных богатств нашей страны.

 

 


 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1.    Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствует обучающихся, проверка готовности к уроку.

 

Организует прочтение стихотворение с дальнейшим вычленением деятельности на уроке.

-  Кто хочет прочитать стихотворение со слайда?

Мы сегодня будем снова наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

 

- Что мы сегодня с вами будем делать на уроке?

 

- Что бы урок прошёл отлично, как вы должны работать?

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 

 

 

Читают стихотворение

 

 

 

 

Фронтальная.

Презентация.

Учителем «Наблюдение»

 

Р.: осуществлять волевую саморегуляцию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.: владеть диалогической формой речи.

Формировать интерес к новому учебному материалу.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Словесный(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

Организует расшифровку шифра

Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела учебника. И я вас приглашаю в путешествие, а вот куда-вы мне скажете сами, расшифровав данное послание. Вам просто требуется правильно расставить буквы.

 


ОП   МЫНДОР    МАРОТСОРП   

 

Организует диалог о новом разделе

-Совершенно верно, ребята! «По родным просторам», именно так и будет называться ваш новый раздел?

-Как вы думаете, чему будет посвящен данный раздел?

-Верно, мы с вами отправляемся в путешествие по родным просторам, а именно по нашей Родине-России.

 

Организует повторение определения «карта»

 -Скажите, а без чего не обойтись путешественнику? Что ему нужно обязательно взять с собой?

 

-А что такое карта?

 

 

 

 

 

 

Организует актуализацию знаний по теме карта в прошлых классах

-С какими картами вы познакомились в 1, 2, 3 классах?

-Обратите внимание на слайд, знакомы ли вы с этими картами? Как они называются? О чем они нам могут рассказать?

 

-Как правильно читать карту?

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают шифр

 

- По родным просторам.

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

- Нашей Родине – России

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают определение

 

-Карту.

 

 

 

- Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков или изображение местности.

Называют карты

-Политическая, климатическая, природные зоны, полушарий

 

 

-Определить стороны горизонта, определить, что обозначают различные цвета на карте, ознакомиться с условными знаками. Когда показываем объекты на карте, то стоим у карты так, чтобы не закрывать собой карту; показываем объект полностью; показываем только с помощью указки.

Фронтальная. Индивидуальная

Презентация. Шифр

Учителем «Наблюдение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителем «Наблюдение»

 

 

 

К.: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять анализ;

 

 

 

 

 

 

К.: владеть диалогической формой речи.

 

Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране.

3.

Выявление места и причины затруднения

Словесный (объяснение задания)

 

 

 

 

 

 

Практический (ребус)

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (постановка темы и цели урока)

 

 

 

Организует постановку темы и цели урока.

-А чтобы узнать, о чем именно мы сегодня поговорим и какой будет первая тема данного раздела, предлагаю вам разгадать ребус.

 

    

 

-Откройте, пожалуйста, учебник на странице 52 и проверьте, правильно ли вы определили тему.

-Верно! Вот и сегодня в путешествии по просторам России нашим главным помощником станет карта.

 

-Зная сегодняшнюю тему, нам нужно поставить цель на урок.

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают ребус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему урока

 

 

 

 

 

 

Составляют цель урока.

Фронтальная. Индивидуальная

Презентация.

Ребус

Взаимоконтроль «Наблюдение»

 

 

К.: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;

 

 

 

 

Р: определять учебную задачу.

Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует постановку плана действий

-Чтобы нам достичь цели мы должны составить план действий.

1.О чем мы должны узнать?

 

 

2.Чему должны научиться?

 

 

 

3.Что мы должны определить?

Составляют план действий

 

Узнать условные обозначения физической карты.

- Научится читать карту, используя условные знаки.

- Определить, какие великие богатства существуют в нашей стране.

Фронтальная

Презентация

Учителем «Наблюдение»

 

 

Научиться объяснять различия физической карты от других карт.

 

 

 

К.: владеть диалогической формой речи;

 

 

 

 

 

Р.: составлять план своих действий.

.

Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране

5. Реализация построенного проекта.

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный(демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

Организует знакомство с физической картой

-Как вы думаете, какая карта перед нашими глазами учебнике?

-По каким признакам вы это определили?

 

-Обратите внимание на страницу 53. Кто хочет прочитать нам первый абзац?

 

Организует сравнение физической карты с другими картами, повторение понятия масштаб, сравнение масштабов карт.

-Обратите внимание на слайд, а изображена здесь?

-Чем отличается карта мира от карты России, изображённой в учебнике?

 

-Знаете ли вы, что такое масштаб?

 

-Сравните масштаб карты России и карты мира. Какая из этих карт имеет более крупный масштаб?

 

-Действительно, масштаб крупнее у карты мира. Назовите мне, пожалуйста, масштаб карты в учебнике.

-То есть в 1 сантиметре на этой карте 300 километров. Обратите внимание на то, какая огромная у нас страна!

 

Организует рассказ про территорию России, крайние точки
Протяженность её территории с севера на юг свыше 4 тысяч километров, а с запада на восток 9 тысяч километров.

-Знаете ли вы, как называется материк, на котором расположилась наша страна?

 

-Верно! Самая северная точка на материке: мыс Челюскин. Расположен на территории Таймырского автономного округа. Самой восточной точкой России можно считать мыс Дежнёва Чукотского автономного округа. Самая южная точка России - район горы Базардюзю в Дагестане. Самая западная точка России: Балтийская коса района Калининградской области



Организует изучение условных знаков, легенды карты

-Что показывает нам физическая карта в учебнике?  

 

-Поднимите руку те, кто знает, что показывает вам физическая карта?

 

-Как это можно назвать по-другому?

-А какие у вас есть предположения, с помощью чего карта показывает и рассказывает о природных объектах?

 

-Ребята, вы назвали мне верный ответ. Скажите, а как ещё можно назвать условные знаки? Как по-другому они называются?  Что такое легенда карты?

 

-Где обычно размещается легенда карты?

 

Организует работу с легендой карты

-А в нашем учебнике, где расположилась легенда?

 

-Обратите внимание на левый нижний угол нашей карты. Что изображено там?

 

-Каким цветом обозначают равнины?

 

-Каким цветом обозначают горы?

 - Да, ребята, горы обозначают коричневым цветом, но оттенок его может меняться от светлого к тёмному в зависимости от высоты гор над уровнем моря.

 

-Посмотрите, что еще обозначают на карте с помощью цвета?

 

-Давайте рассмотрим условные обозначения справа от карты. Что они нам показывают?

 

Организует работу с интерактивной доской

-Кто может выйти к доске и показать нам столицу России?

 

-А кто может показать на карте город, в котором мы с вами живем?

 

Организует работу с физической картой, с выходом к доски и показом всему классу

-Знаете ли вы, как располагаются на карте стороны света? 

 

-Ребята, назовите мне моря, омывающие нашу страну с севера.  Кто может показать их на карте? Эти моря являются водами какого океана?

 

-Теперь назовите мне моря, омывающие Россию с востока. Эти моря являются водами какого океана?

 

-А какие моря находятся на юге нашей страны?

-А на западе?

- Водами какого океана являются Черное и Балтийское море?

 

-А теперь найдите на карте в учебнике реки: Волгу, Лену, Обь. Вы помните, как правильно показывать реки на карте?

 

-Найдите на карте самое глубокое озеро. Как оно называется?

-Байкал является всемирным наследием.

-А теперь давайте найдем самое большое море-озеро. Какое оно носит название?

-Знаете почему это озеро, но называется Каспийским морем?

 

-Давайте найдём на карте горы: Алтайские, Уральские.

 

-А теперь найдите острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.

-Ребята, наша страна действительно очень большая. Посмотрите сколько мы свами объектов назвали, но это даже не их половина.

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Читают определение в учебнике

 

 

 

Сравнивают карты

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют определение

 

 

Сравнивают масштабы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с картой в учебнике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят к доске

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по карте

 

 

 

 

Выходят к доске

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Презентация. Карта

Учителем «Наблюдение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителем «Сигналы рукой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителем «Наблюдение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль «Анализ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научатся читать физическую карту нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научиться использовать легенду карты для определения природных богатств России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.: владеть диалогической формой речи;

 

П: устанавливать причинно-следственные связи;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

 

 

 

Практический (поиск ошибки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

Организует групповую работу с помощью приёма «Поиск ошибки»

- Разделитесь на группы по 4 человека.

-У вас на парте лежит текст, но он составлен неправильно. Найдите в нём ошибки и исправьте их на правильные слова

 

Проверяет все ли выполнили задания.

- Поднимите руку та группа, которая уже закончила кто уже закончил.

 

Организует проверку работы

- Каждая группа читает 1 предложение и говорит ошибки, все остальные проверяют верно или нет.

 

Организует работу с учебником и картой

- Ознакомитесь с текстом на страницах 54-55.


-Итак, скажите мне, пожалуйста, на каком материке находится Россия?
-Где проходит граница между Европой и Азией?

-Сколько океанов омывает территорию России?
-Назовите самое глубокое озеро мира, расположенное в России.
-Какие полезные ископаемые скрыты в недрах нашей страны?

 

-Рассмотрите изображения, которые находятся на странице 54. Кто хочет выйти и показать нам их на карте?

 

 

Делятся на группы

 

Находят ошибки

 

Исправляют ошибки

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют работы

 

 

 

 

 

Читают

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят и показывают у доски

Групповая

Презентация.

Листы с заданием

Учителем «Наблюдение»

 

 

 

 

 

 

Учителем «Сигналы руки»

 

 

 

Взаимоконтроль «Анализ»

 

 

 

 

К: работать в группах

 

 

 

Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;

 

 

 

К.: владеть диалогической формой речи.

Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Практический

(тест)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (обмен тетрадями, проверка)

Организует самостоятельную работу с помощью теста

-Выполните самостоятельную работа по тому материалу, который мы с вами сегодня изучили. Тест лежит у вас на парте.

- Подпишите его.

-Выполните работу в течение 5 минут.

Проверяет все ли выполнили задания.

- Поднимите руку те, кто уже закончил.

 

Организует взаимопроверку теста между учащимися с помощью обмена тетрадями.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и проверьте правильность выполнения теста. Поставьте оценку, если все задания верны – отлично, 2 задания неверны- хорошо, больше 2 заданий неверны- удовлетворительно.

Выполняют тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информируют выполнение задания с помощью руки

 

Обмениваются тетрадями

Выполняют взаимопроверку

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная

Тест

Учителем «Наблюдение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль «Наблюдение с обменов тетрадями»

 

Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

Организует минутный обзор по изученной теме

 

- Что такое физическая карта?

- Что такое легенда карты?

 

- Сколько океанов омывает Россию?

- На каких материках находится Россия?

 

- Вспомните, пожалуйста, каким был план на наш урока?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

 

-Кто может сказать, чем богата наша великая страна?

-Достигли ли мы цель, которую ставили на урок?

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Обобщают знания по изученной теме.

Фронтальная

Презентация

Учителем «Наблюдение»

 

 

К: слушать и понимать речь других;

 

 

 

К.: владеть диалогической формой речи;

 

 

 

П: осуществлять обобщение

Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (объяснение задание учителем)

 

 

Практический (дерево успеха)

Организует рефлексию учебной деятельности с помощью дерева успеха

 

На доске нарисована яблоня. У вас на парте лежат яблоки двух цветов – красные и зеленые.

Приклейте яблоко на яблоню: зеленые -– я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение; красное – было много затруднений, у меня грустное настроение.

Оценивают свою деятельность

 

 

Приклеивают яблоки на яблоню

Индивидуальная

Дерево успеха

Самоконтроль «Дерево успеха»

 

К.: владеть диалогической формой речи;

Р.: осуществлять самооценку деятельности: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Задачи урока: Планируемые результаты

Задачи урока: Планируемые результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Словесный(беседа)

Словесный(беседа)

Наглядный (демонстрация) Организует расшифровку шифра

Наглядный (демонстрация) Организует расшифровку шифра

Практический (ребус)

Практический (ребус)

Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Наглядный (демонстрация)

Словесный (беседа) Организует знакомство с физической картой -Как вы думаете, какая карта перед нашими глазами учебнике? -По каким признакам вы это определили? -Обратите внимание на…

Словесный (беседа) Организует знакомство с физической картой -Как вы думаете, какая карта перед нашими глазами учебнике? -По каким признакам вы это определили? -Обратите внимание на…

Практический (поиск ошибки)

Практический (поиск ошибки)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Выполняют тест

Выполняют тест
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024