ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Шнайдер Юлия Сергеевна
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4 А.
Тема урока: «Карта-наш экскурсовод».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении карты, как помощника путешествия по стране.
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы организации учебной деятельности |
Дидактические средства |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные (П, Р, К) |
Личностные |
||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
Словесный (беседа)
|
Приветствует обучающихся, проверка готовности к уроку.
Организует прочтение стихотворение с дальнейшим вычленением деятельности на уроке. - Кто хочет прочитать стихотворение со слайда? Мы сегодня будем снова наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок.
- Что мы сегодня с вами будем делать на уроке?
- Что бы урок прошёл отлично, как вы должны работать?
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Читают стихотворение
|
Фронтальная. |
Презентация. |
Учителем «Наблюдение» |
|
Р.: осуществлять волевую саморегуляцию;
К.: владеть диалогической формой речи. |
Формировать интерес к новому учебному материалу. |
|||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Словесный(беседа)
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) |
Организует расшифровку шифра Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела учебника. И я вас приглашаю в путешествие, а вот куда-вы мне скажете сами, расшифровав данное послание. Вам просто требуется правильно расставить буквы.
ОП МЫНДОР МАРОТСОРП
Организует диалог о новом разделе -Совершенно верно, ребята! «По родным просторам», именно так и будет называться ваш новый раздел? -Как вы думаете, чему будет посвящен данный раздел? -Верно, мы с вами отправляемся в путешествие по родным просторам, а именно по нашей Родине-России.
Организует повторение определения «карта» -Скажите, а без чего не обойтись путешественнику? Что ему нужно обязательно взять с собой?
-А что такое карта?
Организует актуализацию знаний по теме карта в прошлых классах -С какими картами вы познакомились в 1, 2, 3 классах? -Обратите внимание на слайд, знакомы ли вы с этими картами? Как они называются? О чем они нам могут рассказать?
-Как правильно читать карту?
|
Разгадывают шифр
- По родным просторам.
Отвечают на вопросы
- Нашей Родине – России
Вспоминают определение
-Карту.
- Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков или изображение местности. Называют карты -Политическая, климатическая, природные зоны, полушарий
-Определить стороны горизонта, определить, что обозначают различные цвета на карте, ознакомиться с условными знаками. Когда показываем объекты на карте, то стоим у карты так, чтобы не закрывать собой карту; показываем объект полностью; показываем только с помощью указки. |
Фронтальная. Индивидуальная |
Презентация. Шифр |
Учителем «Наблюдение»
Учителем «Наблюдение»
|
|
К.: владеть диалогической формой речи.
П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;
П: осуществлять анализ;
К.: владеть диалогической формой речи.
|
Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране. |
|||
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный (объяснение задания)
Практический (ребус)
Словесный (постановка темы и цели урока)
|
Организует постановку темы и цели урока. -А чтобы узнать, о чем именно мы сегодня поговорим и какой будет первая тема данного раздела, предлагаю вам разгадать ребус.
-Откройте, пожалуйста, учебник на странице 52 и проверьте, правильно ли вы определили тему. -Верно! Вот и сегодня в путешествии по просторам России нашим главным помощником станет карта.
-Зная сегодняшнюю тему, нам нужно поставить цель на урок. |
Разгадывают ребус
Называют тему урока
Составляют цель урока. |
Фронтальная. Индивидуальная |
Презентация. Ребус |
Взаимоконтроль «Наблюдение» |
|
К.: владеть диалогической формой речи.
П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;
Р: определять учебную задачу. |
Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране |
|||
4. Построение проекта выхода из затруднения
|
Словесный (беседа)
|
Организует постановку плана действий -Чтобы нам достичь цели мы должны составить план действий. 1.О чем мы должны узнать?
2.Чему должны научиться?
3.Что мы должны определить? |
Составляют план действий
Узнать условные обозначения физической карты. - Научится читать карту, используя условные знаки. - Определить, какие великие богатства существуют в нашей стране. |
Фронтальная |
Презентация |
Учителем «Наблюдение» |
Научиться объяснять различия физической карты от других карт.
|
К.: владеть диалогической формой речи;
Р.: составлять план своих действий. . |
Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране |
|||
5. Реализация построенного проекта. |
Словесный (беседа)
Наглядный(демонстрация)
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа)
Словесный (беседа) |
Организует знакомство с физической картой -Как вы думаете, какая карта перед нашими глазами учебнике? -По каким признакам вы это определили?
-Обратите внимание на страницу 53. Кто хочет прочитать нам первый абзац?
Организует сравнение физической карты с другими картами, повторение понятия масштаб, сравнение масштабов карт. -Обратите внимание на слайд, а изображена здесь? -Чем отличается карта мира от карты России, изображённой в учебнике?
-Знаете ли вы, что такое масштаб?
-Сравните масштаб карты России и карты мира. Какая из этих карт имеет более крупный масштаб?
-Действительно, масштаб крупнее у карты мира. Назовите мне, пожалуйста, масштаб карты в учебнике. -То есть в 1 сантиметре на этой карте 300 километров. Обратите внимание на то, какая огромная у нас страна!
Организует
рассказ про территорию России, крайние точки -Знаете ли вы, как называется материк, на котором расположилась наша страна?
-Верно! Самая северная точка на материке: мыс Челюскин. Расположен на территории Таймырского автономного округа. Самой восточной точкой России можно считать мыс Дежнёва Чукотского автономного округа. Самая южная точка России - район горы Базардюзю в Дагестане. Самая западная точка России: Балтийская коса района Калининградской области
Организует изучение условных знаков, легенды карты -Что показывает нам физическая карта в учебнике?
-Поднимите руку те, кто знает, что показывает вам физическая карта?
-Как это можно назвать по-другому? -А какие у вас есть предположения, с помощью чего карта показывает и рассказывает о природных объектах?
-Ребята, вы назвали мне верный ответ. Скажите, а как ещё можно назвать условные знаки? Как по-другому они называются? Что такое легенда карты?
-Где обычно размещается легенда карты?
Организует работу с легендой карты -А в нашем учебнике, где расположилась легенда?
-Обратите внимание на левый нижний угол нашей карты. Что изображено там?
-Каким цветом обозначают равнины?
-Каким цветом обозначают горы? - Да, ребята, горы обозначают коричневым цветом, но оттенок его может меняться от светлого к тёмному в зависимости от высоты гор над уровнем моря.
-Посмотрите, что еще обозначают на карте с помощью цвета?
-Давайте рассмотрим условные обозначения справа от карты. Что они нам показывают?
Организует работу с интерактивной доской -Кто может выйти к доске и показать нам столицу России?
-А кто может показать на карте город, в котором мы с вами живем?
Организует работу с физической картой, с выходом к доски и показом всему классу -Знаете ли вы, как располагаются на карте стороны света?
-Ребята, назовите мне моря, омывающие нашу страну с севера. Кто может показать их на карте? Эти моря являются водами какого океана?
-Теперь назовите мне моря, омывающие Россию с востока. Эти моря являются водами какого океана?
-А какие моря находятся на юге нашей страны? -А на западе? - Водами какого океана являются Черное и Балтийское море?
-А теперь найдите на карте в учебнике реки: Волгу, Лену, Обь. Вы помните, как правильно показывать реки на карте?
-Найдите на карте самое глубокое озеро. Как оно называется? -Байкал является всемирным наследием. -А теперь давайте найдем самое большое море-озеро. Какое оно носит название? -Знаете почему это озеро, но называется Каспийским морем?
-Давайте найдём на карте горы: Алтайские, Уральские.
-А теперь найдите острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин. -Ребята, наша страна действительно очень большая. Посмотрите сколько мы свами объектов назвали, но это даже не их половина.
|
Отвечают на вопросы
Читают определение в учебнике
Сравнивают карты
Называют определение
Сравнивают масштабы
Слушают
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопросы
Работают с картой в учебнике
Выходят к доске
Отвечают на вопросы по карте
Выходят к доске |
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная |
Презентация. Карта |
Учителем «Наблюдение»
Учителем «Сигналы рукой»
Учителем «Наблюдение»
Взаимоконтроль «Анализ»
|
Научатся читать физическую карту нашей страны.
Научиться использовать легенду карты для определения природных богатств России
|
К: слушать и понимать речь других.
К.: владеть диалогической формой речи;
П: устанавливать причинно-следственные связи;
К: слушать и понимать речь других.
П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;
К: владеть диалогической формой речи.
Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
К: владеть диалогической формой речи.
|
Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране |
|||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Практический (поиск ошибки)
Словесный (беседа) |
Организует групповую работу с помощью приёма «Поиск ошибки» - Разделитесь на группы по 4 человека. -У вас на парте лежит текст, но он составлен неправильно. Найдите в нём ошибки и исправьте их на правильные слова
Проверяет все ли выполнили задания. - Поднимите руку та группа, которая уже закончила кто уже закончил.
Организует проверку работы - Каждая группа читает 1 предложение и говорит ошибки, все остальные проверяют верно или нет.
Организует работу с учебником и картой - Ознакомитесь с текстом на страницах 54-55.
-Сколько океанов омывает территорию
России?
-Рассмотрите изображения, которые находятся на странице 54. Кто хочет выйти и показать нам их на карте? |
Делятся на группы
Находят ошибки
Исправляют ошибки
Проверяют работы
Читают
Отвечают на вопросы
Выходят и показывают у доски |
Групповая |
Презентация. Листы с заданием |
Учителем «Наблюдение»
Учителем «Сигналы руки»
Взаимоконтроль «Анализ» |
|
К: работать в группах
Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
П: строить рассуждение в форме простых суждений об объекте;
К.: владеть диалогической формой речи. |
Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране |
|||
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
Практический (тест)
Практический (обмен тетрадями, проверка) |
Организует самостоятельную работу с помощью теста -Выполните самостоятельную работа по тому материалу, который мы с вами сегодня изучили. Тест лежит у вас на парте. - Подпишите его. -Выполните работу в течение 5 минут.
Проверяет все ли выполнили задания. - Поднимите руку те, кто уже закончил.
Организует взаимопроверку теста между учащимися с помощью обмена тетрадями. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и проверьте правильность выполнения теста. Поставьте оценку, если все задания верны – отлично, 2 задания неверны- хорошо, больше 2 заданий неверны- удовлетворительно. |
Выполняют тест
Информируют выполнение задания с помощью руки
Обмениваются тетрадями Выполняют взаимопроверку |
Индивидуальная
Парная |
Тест |
Учителем «Наблюдение»
Взаимоконтроль «Наблюдение с обменов тетрадями» |
|
Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Р: осуществлять волевую саморегуляцию. |
Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране |
|||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
Словесный (беседа) |
Организует минутный обзор по изученной теме
- Что такое физическая карта? - Что такое легенда карты?
- Сколько океанов омывает Россию? - На каких материках находится Россия?
- Вспомните, пожалуйста, каким был план на наш урока? -Все ли пункты плана мы выполнили?
-Кто может сказать, чем богата наша великая страна? -Достигли ли мы цель, которую ставили на урок? |
Отвечают на вопросы
Обобщают знания по изученной теме. |
Фронтальная |
Презентация |
Учителем «Наблюдение» |
|
К: слушать и понимать речь других;
К.: владеть диалогической формой речи;
П: осуществлять обобщение |
Формировать интерес к изучению карты, как помощника путешествия по стране |
|||
9. Рефлексия учебной деятельности. |
Словесный (объяснение задание учителем)
Практический (дерево успеха) |
Организует рефлексию учебной деятельности с помощью дерева успеха
На доске нарисована яблоня. У вас на парте лежат яблоки двух цветов – красные и зеленые. Приклейте яблоко на яблоню: зеленые -– я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение; красное – было много затруднений, у меня грустное настроение. |
Оценивают свою деятельность
Приклеивают яблоки на яблоню |
Индивидуальная |
Дерево успеха |
Самоконтроль «Дерево успеха» |
|
К.: владеть диалогической формой речи; Р.: осуществлять самооценку деятельности: осуществлять волевую саморегуляцию. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.