Урок по теме «Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа».
Оценка 4.6

Урок по теме «Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа».

Оценка 4.6
docx
20.10.2021
Урок по теме «Две жизненные позиции в рассказе  «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа».
кавказский пленник.docx

Урок по теме «Две жизненные позиции в рассказе

«Кавказский пленник». Художественная идея рассказа».

Цели

Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи рассказа. Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстраци­ями и учебником.

Воспитание гуманистического мировоззрения в ходе выявления худо­жественной идеи рассказа.

 

ХОД УРОКА

1.   Анализ 4—6 глав рассказа.

Проверка домашнего задания. Цитатный план 4 главы рассказа. Беседа

• Как Жилин готовится к побегу? Принимает ли Костылин участие в подкопе?

Жилин, не жалея сил, готовится к побегу. Костылин не мог не заметить, что его товарищу трудно прокапывать под стеной дыру, однако он даже не попытался чем-либо помочь.

    Как описание природы, данное в восприятии Жилина, помогает чита­телям понять состояние души героя, ощутить его стремление к воле?

    Обращение к иллюстрации М.С. Родионова «Жилин смотрит в рус­скую сторону».

Прекрасная картина, открывшаяся взору Жилина, пробудила воспо­минание о жизни в крепости. Герой замечает детали, которые помогут вы­брать правильное направление.

• Какое событие укрепило Жилина в решимости немедленно бежать из аула?

Жилин наблюдает похороны брата рыжего и понимает, что татары захо­тят отомстить за убитого.

• Как реагирует Костылин на предложение Жилина немедленно бежать? Костылина охватывает страх: «Мы и дороги не знаем... Да и не дойдем

в ночь».

2.   Проверка домашнего задания. Цитатный план 5 главы рассказа.

• Как ведут себя Жилин и Костылин, выбираясь из сарая?

Жилин все делает для того, чтобы побег был удачным, все трудности бе­рет на себя (дыру раскопал пошире, чтобы толстый Костылин сумел про­лезть, собаку прикормил на случай, если она услышит шум и поднимет лай), а Костылин не верит в возможность освобождения собственными си­лами и уходит из аула лишь под нажимом чужой воли; он небрежен, нео­сторожен (зацепил ногой камень, загремел).

    Как Жилин и Костылин ведут себя во время побега?

    Прослушивание фрагмента в электронном приложении.

                    Обращение к иллюстрации Ю.Н. Петрова «Жилин и Костылин во вре­мя побега».

Жилин терпеливо выносит все тяготы пути, заботится о товарище, уте­шает его, подбадривает. Костылин постоянно жалуется, ноет, пугается все­го окружающего. В горах Костылин оказался совершенно беспомощным, покряхтывает, отстает и охает, постоянно стонет: «...не дойду, не могу», «...сил моих нет», «Ой, больно!».

• Почему Жилин не бросает товарища даже тогда, когда тот выдал обоих своим криком?

Жилин не бросает Костылина, твердо следуя одному из своих жизнен­ны принципов: «бросить товарища не годится». Он несет Костылина на себе, стремится уйти от погони, хотя ясно, что с такой ношей ему далеко не убежать: «Тяжело Жилину, ноги тоже в крови, и уморился». Всем своим поведением Жилин показывает, что во имя большой цели нужно терпели­во переносить трудности.

• Почему Костылин так ведет себя?

Костылин не привык к трудностям, не рассчитывает на собственные силы, надеется на то, что, заплатив выкуп, освободится из плена.

•  Какие качества характера проявляют герои в данных эпизодах? Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, Косты­лин — нерешительность, трусость, эгоизм.

3. Проверка домашнего задания. Цитатный план 6 главы рассказа.

• Жилин не смирился с неудачей. Он полон решимости начать подготов­ку к новому побегу. Смог бы он осуществить свой замысел, если бы на помощь не пришла Дина?

Можно предположить, что упорство Жилина увенчалось бы успехом, однако намерения Абдула расправиться с пленными через две недели, если не придет выкуп, оставляют мало надежды. Кроме того, хозяину пленни­ков трудно противостоять требованиям враждебно настроенных татар.

• Почему Дина решилась помочь Жилину?

Дина — ребенок. Детская душа наиболее восприимчива к доброте и люб­ви. Девочка почувствовала, что Жилин чуток и добр. Именно этими каче­ствами он отличается от окружающих ее людей, исполненных злобы и не­нависти к ни в чем не повинному человеку. Она чувствует, что законы че­ловечности сильнее, чем законы ненависти и вражды.

• В каких эпизодах наиболее полно проявляются чистосердечие Жили­на, его чувство товарищеского долга, понимание своей ответственности за более слабого?

При первой же возможности бежать Жилин снова предлагает Косты-лину свою помощь: «Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу». Герой знает, что Костылин его может выдать, но чувство ответственности за судьбу товарища не позволяет оставить его в беде. В решительный момент, когда дорога каждая минута, Жилин не забывает о безопасности Дины. Протягивая ей шест, Жилин говорит: «Снеси на ме­сто, Дина, а то хватятся — прибьют тебя».

•  Найдите сочетания слов, передающие отношение Жилина к Дине. Ка­кие чувства испытывает герой?

«Глазенки блестят, как звездочки», «Села на коленочки», «Прощай, Ди-нушка...», «Век тебя помнить буду...», «Спасибо... умница».

Жилин с отцовской любовью относится к Дине. Так можно обращаться только к родному человеку. Он благодарен ей за доброту и участие.

•  Обращение к иллюстрациям. Выбор названия для иллюстраций. (Ю.Н. Петров «Жилин и Дина. Перед побегом». М.С. Родионов «Жилин

и Дина пытаются снять колодку».)

    Выразительное чтение описания ночи, когда Жилин вторично бежит из плена, от слов «...перекрестился Жилин...» до слов «Выбрал Жилин ме­стечко в лесу потемнее, сел отдыхать».

    Как передана стремительность движений героя?

Вместе с героем все движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой. Природа откликается на чувства героя.

Исследовательская работа с текстом.

     Прочитайте фрагмент «Освобождение» от слов «Вгляделся — видит: ружья блестят...» до конца рассказа. С помощью какой части речи пере­даны состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? Глаголы передают динамику развития событий и чувств героя: вглядел­ся, видит, обрадовался, собрался, пошел, думает, замахал, закричал, услы­хали, выскочили, пустились, подхватил, бежит, крестится, кричит, испу­гались, стали останавливаться, подбежал, окружили, спрашивают, сам себя не помнит, плачет и приговаривает, выбежали, обступили, прикрыва­ет, разбивает, узнали, повезли, обрадовались, собрались, рассказал, остал­ся служить.

     Обращение к учебнику. Чтение статьи «Сюжет и фабула».

•  Определите завязку, кульминацию, развязку в рассказе «Кавказский пленник».

Жилин получает письмо из дома (завязка).

Жилин попадает в плен (кульминация).

Второй побег из плена и встреча с казаками (развязка).

4. Итоги урока.

•  Почему рассказ Л.Н. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

Назвав рассказ «Кавказский пленник», Толстой тем самым подчеркнул значимость образа Жилина для понимания художественной идеи расска­за, состоящей в утверждении активной жизненной позиции, любви к лю­дям как высшей нравственной основы в человеке.

•  Обращение к учебнику. Чтение статьи «Поразмышляем о прочитанном».

•  Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой поместил свой рассказ в «Чет­вертую книгу для чтения», то есть в учебную книгу для детей? Что, по мнению Л.Н. Толстого, должны осознать юные читатели? Необходимо понять, что нельзя враждовать, разделяя людей по наци­ональному признаку и вероисповеданию. Татарка Дина спасла русского Жилина, а русский Костылин не раз его предал. Нужно ценить в людях умение трудиться, быть верным в дружбе, мужественным, искренним, до­брым, любящим и быть непримиримым к пассивности, ведущей к преда­тельству, злобе, вражде, стремлению утвердиться за счет других, диктовать свою волю.

5. Домашнее задание.

Подготовить пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула».

1    вариант

Записать 5—6 пословиц о любви к людям.

2    вариант

Записать 5—6 высказываний о доброте.

3    вариант

Записать 5—6 пословиц о войне и мире.

Индивидуальное задание Лексическая работа Объясните значение слов: сила воли, чуткость, эгоизм и др.


 

Урок по теме «Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник»

Урок по теме «Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник»

Ой, больно!». • Почему Жилин не бросает товарища даже тогда, когда тот выдал обоих своим криком?

Ой, больно!». • Почему Жилин не бросает товарища даже тогда, когда тот выдал обоих своим криком?

Жилин с отцовской любовью относится к

Жилин с отцовской любовью относится к

Домашнее задание. Подготовить пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула»

Домашнее задание. Подготовить пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021