Урок по теме "Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели".
Оценка 4.7

Урок по теме "Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели".

Оценка 4.7
doc
29.02.2020
Урок по теме "Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели".
открытый урок Создаем графические модели.doc

Конспект АМО-урока (занятия).

 

Организационная информация

Автор  АМО-урока

Разживайкина Зоя Михайловна

Предмет

информатика

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

6а, 10 человек

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

 

Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

 

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Это вводный урок в новой теме «Информационное моделирование», состоящей из 9 уроков.

Данный урок состоит из двух частей – изучение теоретического материала «Информационное моделирование как метод познания» и выполнения практического задания «Создаем графические модели».

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Общеобразовательная школа. Класс состоит из учащихся 2005 года рождения, среди которых 3 девочки и 7 мальчиков. Отличников в этом коллективе нет, успеваемость в классе средняя – 6 учеников учатся на «4» и «5», остальные имеют «3» в четвертях. Учащиеся находятся в хороших отношениях с учителем, изучаемый предмет им нравится, особый интерес вызывает самостоятельная работа за ПК.

Предметная цель урока

 

Сформировать представление об объекте-оригинале, модели, моделировании, натурных и информационных моделях.

Узнать сферы применения натурных и информационных моделей, встречающиеся в повседневной жизни и при обучении в школе.

Уметь создавать графические модели в текстовом процессоре с использованием объектов рисования. 

Метапредметная цель урока

 

Привести примеры моделей из различных предметных областей, уметь классифицировать их.

Личностная цель урока

 

Проявить инициативу и любознательность при проведении сравнений между различными моделями.

Проявить самостоятельность и творческий подход при выполнении практического задания при проработке содержания темы.

Задачи урока/ занятия

 

Сформировать представление о моделях, встречающихся в повседневной жизни.

Изучить понятия  - «информационная» и «натурная модели», узнать их особенности.

Создать графическую модель с использованием ПК.

Узнать целесообразность моделирования в различных науках и сферах жизни.

Проявить любознательность, инициативность, творческий подход и самостоятельность в решении поставленной практической задачи.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

 

Знания о началах моделирования, их основных принципах.

Умение строить простейшие модели.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

 

Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей. Создание графических моделей.


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

 

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

 

 

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

1 этап Приветствие/знакомство

 

Создание  благоприятной  атмосферы

3 минуты

 

 

 

 

 

Транспорт

Адаптированный

Цели  задачи метода:

Создать рабочую атмосферу, заинтересовать темой урока

Необходимые материалы

Раздаточный материал в виде билета на транспорт

Подробная технология проведения

Обучаюшимся вручается билет на какой-то вид транспорта (теплоход, автобус, поезд, самолет) и на нем можно нарисовать небольшой рисунок своего транспорта во время "путешествия". В течении урока обратить внимание, что нарисовали модель, которая отражает внешний вид объекта

Варианты проведения:

  1. Билеты можно раздать на входе в класс
  2. Билеты можно вытянуть из мешочка
  3. Билеты можно разложить в произвольном порядке возле каждого компьютера.

Ребята, вы получили билеты каждый на свой транспорт, приглашаю вас отправиться в наше увлекательное путешествие в мир компьютерного моделирования. Давайте вначале урока на отведенном на билете месте вы изобразите свой поезд, кораблик, самолет, ракету, автомобиль.

Личностные

Определение мотивов обучения

Знаково-символические

Моделирование, создание графической модели своими руками

 

Информационная компетенция – обработать информацию и сделать рисунок транспорта

Интерес учеников к уроку вызывается необычность проведения – они приходят не на урок, а отправляются в путешествие с соответствующей атрибутикой  - билетом, где нужно написать имя, есть зона контроля и место для собственного творчества.

2 этап

Вхождение в тему урока (определение целей урока)

Мотивация обучения, развитие коммуникативных навыков

4 минуты

Составь рассказ

Заимствованный

Цели  задачи метода

Обеспечить мотивацию обучения, развивать коммуникативные навыки

Подробная технология проведения

Обучающиеся составляют рассказ, начинающийся со слов: "На этот урок я пришел, чтобы узнать/научиться...", "Я отправляюсь в это путешествие, чтобы узнать/научиться..».

 

Тема нашего урока -  Информационное моделирование как метод познания. Создание графических моделей.

Ребята, подумайте о чем может быть этот урок, что нового вы бы хотели узнать и чему научиться. Предлагаю вам составить рассказ о предстоящем путешествии – уроке, начинающий со слов «На этот урок я пришел, чтобы узнать/научиться...", "Я отправляюсь в это путешествие, чтобы узнать/научиться..».

Личностные

Самоопределение, определение целей и задач обучения

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками; умение достаточно точно выражать свои мысли; формирование терпимого отношения к ответам товарищей и умение слушать.

Учебно-познавательная компетенция - ставить цель и уметь пояснить свою цель;

Коммуникативная компетенция – публичное выступление

 

Учитель задает вопросы,  ответы на которые могут и должны дать учащиеся, независимо от их успеваемости, усвоения предыдущей темы.

 

3 этап Определение ожиданий и опасений учащихся

 

Концентрация внимание на важности новой темы

4 минуты

Билет

Заимствованный

Цели  задачи метода

Создать комфортную обстановку на уроке, сконцентрировать внимание на важности новой темы,  обеспечить ответственность за результат

Необходимые материалы

Раздаточный материал в виде входного билета на транспорт , выданный в начале урока

Подробная технология проведения

На обратной стороне билета выделено 2 области  - мои ожидания, мои опасения. Ученикам предлагается их заполнить и сдать учителю "зону контроля" - мои опасения

Варианты проведения:

Зону контроля учащиеся могут сдать учителю или отложить в сторону и в конце урока подвести итог, рефлексию

Переверните свой билет, на обратной стороне справа от пунктирной линии есть незаполненная часть билета, укажите на ней свое имя (билет ведь именной), выразите письменно свои опасения и ожидания – что вы ждете от сегодняшнего урока, чего вы боитесь, что может оказаться трудным или вообще вся тема для вас является загадкой.

Регулятивные

Планирование своей деятельности, прогнозирование результатов обучения

Коммуникативная компетенция – письменная коммуникация

Учебно-познавательная компетенция – планировать сою деятельность,  предвосхищать ее результаты; обозначать свое понимание-непонимание данной проблемы

 

 

 

Каждому обучающемуся необходимо быть активным (нужно заполнить зону контроля своего билета), независимо от его желания

Фаза 2 «Работа над темой»

5 этап Инпут (интерактивная лекция)

 

Изучение нового материала

10 минут

Чистая  доска

 

Адаптированный

Цели  задачи метода

Сообщить новый материал, получить ответы на поставленные вопросы

Предварительная подготовка

Учитель готовит презентацию и список вопросов, размещенных на доске

Подробная технология проведения

На доске прикреплены с помощью магнитов вопросы, ответы на которые нужно получить в процессе изучения новой темы. По мере продвижения по материалу  урока вопросы снимаются, и доска становится чистой.

Перечень вопросов:

Что такое модель?

Для чего нужны модели?

Что такое моделирование?

Какие бывают модели?

Приведите примеры моделей из биологии/географии/истории/математики.

Варианты проведения:

Вопросы на доске могут быть написаны мелом и после ответа на каждый они стираются

Объяснение нового материала

С понятием “модель” мы сталкиваемся с детства

Иногда возникает такая ситуация, когда необходимо  создать и исследовать «заменителей» реальных объектов. Объект – «заместитель» называют при этом моделью, а исходный объект – оригиналом или прототипом.

Итак, моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса.

Можем ли мы сейчас ответить на какой-либо вопрос с доски и каким будет этот ответ?

(Ученики отвечают на вопросы - что такое модель? Для чего нужны модели? Что такое моделирование)

К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект либо велик ,либо очень мал , когда процесс протекает очень быстро, или очень медленно ,исследования очень дороги, в реальном времени оригинал уже не существует

Некоторые модели воспроизводят свойства реальных устройств.

Модели бывают натурные и информационные. Если натурная модель объекта моделирования — это его физическое подобие, то информационная модель — это его описание.

Можем ли мы сейчас ответить на какой-либо вопрос с доски и каким будет этот ответ?

(Ученики отвечают на вопросы: Какие бывают модели?

Приведите примеры моделей из биологии/географии/истории/математики. Т.д.)

Для создания моделей используются различные инструменты. Для создания модели материального объекта используют и фотоаппарат, различные станки, кисть художника, пилу, карандаш и т.д. и т.п. и, самый совершенный в наши дни инструмент – компьютер.

Познавательные УУ Д

Общеучебные

Речевое развитие при формулировании ответов на вопросы по новому материалу;

Осмысленное восприятие информации – получение и запоминание новых знаний

Логические

Анализ новой информации, выделение значимых понятий, обобщение их, установление связей;

Подведение под понятия натурной и информационной моделей, установление аналогий при приведении примеров

 

Коммуникативная компетенция – публичное выступление

Учебно-познавательная компетенция

иметь опыт восприятия картины мира и приводить примеры

Информационная компетенция – обработать информацию  и извлечь первичную информацию из рассказа учителя

Интерактивный характер изложения материала требует от обучающихся постоянного внимания и взаимодействия с учителем.

Этап 6. Проработка содержания темы

 

Создание графической модели кабинета директора средствами текстового процессора

15 минут

 

работа  на ПК  - восстанови рассказ

 

адаптированный

Цели  задачи использования метода

Научиться создавать графические модели в текстовом процессоре с применением объектов рисования

Необходимые материалы      ПК

Предварительная подготовка

На доске записать путь к папке «Заготовки», в которой содержится файл для работы; путь, по которому ученики будут сохранять собственную папку и файл в ней.

Распечатать и положить в конверты фрагменты рассказа про компьютерщика Васю .

Подробная технология проведения

Самостоятельное индивидуальное выполнение на компьютере практического задания "Создаем графические модели", текст задания приведен на страницах учебника в разделе "Практикум".

По указанному учителем пути необходимо найти папку «Заготовки», выбрать заданный файл и продолжить работу в текстовом процессоре. Нужно с помощью объектов рисования изобразить план кабинета директора. Документ требуется правильно сохранить – дать точное название и указать путь к своей папке.

После выполнения задания на ПК ученикам предлагается восстановить рассказ, т.е. ту последовательность действий, которую они выполняли. Каждый ученик выкладывает листочки с полным рассказом у себя на столе, во время проверки работы на ПК учитель просматривает и рассказ.

Ребята, теперь мы приступаем к созданию графической модели с использованием ПК. Но вначале ответьте мне на вопрос – создавали ли мы уже сегодня на уроке графические модели? (Да, создавали. Это модели транспортного средства, изображенные на билетах. Они относятся в информационным и отображают только внешний вид модели. )

Теперь мы садимся за компьютеры, включаем их, не забываем про технику безопасности, будьте аккуратны и внимательны.

Обратите внимание на доску, там записан адрес папки, с которой вы будете сегодня работать. И второй адрес места на жестком диске, куда вы сохраните свою работу.

На ваших столах лежат конверты с письмом, которое было разорвано и его части перепутаны. После выполнения задания на компьютере, вам нужно будет привести в порядок это письмо.

На выполнение всего задания вам отводится 15 минут. Удачи!

 

Вот такие части рассказа им будут предложены:

  1. Жил-был компьютерщик Вася. Однажды ему нужно было построить модель кабинета директора. Он запустил текстовый редактор, создал файл и начал работать.
  2. Нашел папку Заготовки и разыскал нужный файл Мебель.doc .
  3. И вот Василий скопировал большой стол  и долго думал, где его место – в центре комнаты или в углу. Решил поместить его в середине кабинета.
  4. Переместил курсор в выбранное место и выполнил команду Вставить, и стол занял свое законное место.
  5. Подобным образом вокруг стола он разместил стулья.
  6. Также появилась и другая мебель. Если Вася ошибался, он выделял ненужный объект и выполнял команду Удалить.
  7. Программист полюбовался результатами своей работы и выполнит команду «Сохранить как».

Познавательные

Общеучебные

Поиск информации (нужной папки)с использованием ПК

Выбор способов выполнения задания – как его сделать, как оформить, в какой последовательности

Смысловой чтение при ознакомлении и выполнении практической работы

Логические

Анализ и синтез при обработке рассказа и составлении правильной последовательности

Знаково-символические

Моделирование кабинета директора, преобразование модели согласно своим предпочтениям

Регулятивные

Планирование своей деятельности, контроль времени и степени завершенности задания

Учебно-познавательная компетенция

работать с инструкциями при выполнении практического задания

Информационная компетенция – ориентируется в книге по содержанию;

- обрабатывает информацию при составлении рассказа

От учеников требуется самостоятельная творческая выработка решений, целенаправленная активация мышления при выполнении практической работы.

Работа за ПК всегда вызывает у обучающихся огромный интерес, желание получить результат самостоятельно.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

7 этап

Эмоциональная разрядка

 

Снятие напряжения,

Отдых после работы за ПК

2 минуты

 

Гол - мимо

 

заимствованный

Цели  задачи метода

Снять напряжение, расслабиться восстановить силы.

Подробная технология проведения

Группа делится на две приблизительно равных команды "болельщиков". Одна команда по знаку учителя – взмаху правой руки – хором говорит: “Гол!", другая – на взмах левой руки отвечает как можно более  ехидными голосами: "Мимо!"

Учитель "дирижирует" хором, делая движения руками то поочередно, то одновременно

Коммуникативные

Создание положительной атмосферу в классе, развитие дружеских отношений

 

После продолжительной интенсивной «сидячей» работы необходима физическая разгрузка, особенно для детей 6 класса. При проведении этой игры обучающиеся могут очень активно выражать свои эмоции, которые будут уместны.

8 этап

Рефлексия

 

Подведение итогов занятия

2 минуты

Четыре Я!

 

Заимствованный

Цели  задачи метода

Получить эмоциональную и содержательную оценку процесса и результата обучения, подвести общий итог

Необходимые материалы

Стикеры, большой общий круг, нарисованный на ватмане

Подробная технология проведения

Разместить на одном большом общем круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

1. Я узнал…

2. Я научился…

3. Я проявил себя …

4. Я смогу применить …

Варианты проведения:

Каждого участнику раздать такие небольшие круги, распечатанные на А4, и ученики напишут прямо в них соответствующие фразы.

Наш урок подходит к своему завершению, но давайте вернемся в начало нашего путешествия в мир компьютерного моделирования и вспомним наши билеты, на которых вы писали свои опасения и ожидания. Подумайте, пожалуйста, подтвердились ли они, исполнились ли.  А теперь обратите внимание на нащ круг  и разместите на нем стикеры с соответствующими фразами.

1. Я узнал…

2. Я научился…

3. Я проявил себя …

4. Я смогу применить …

Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект.

Регулятивные

Оценка собственной деятельности

Познавательные

Общеучебные

Речевое развитие при формулировании своих мыслей

Социальная компетенция -

Оценивает результат своей деятельности и оценивает собственное продвижение в рамках новой темы

Подведение, оценка и обозначение результатов своей деятельности требуется от каждого обучающегося, чтобы сформировать полную картину – итог урока на одном большом круге.


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

а. выполнения целей и задач урока /занятия

Применение АМО на данном уроке целесообразно, поскольку изучаемая тема является межпредметной – понятие модель используется и изучается во всех школьных науках. На этом уроке происходит полное усвоение учебного материала за счет целенаправленной активизации мышления обучающихся, достаточно длительного времени вовлечения учеников в учебный процесс, самостоятельной творческой выработки решений, повышенной степени мотивации и интерактивного характера обучения, когда происходит постоянное взаимодействие учитель-ученик.

Весь урок построен на основании общей структуры технологии АМО.

1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему.

2 фаза – работа над темой, обеспечивает усвоение и закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения.

3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока.

Такая организация учебного процесса позволяет достичь высоких результатов обучения, решить все поставленные задачи и выполнить цель урока.

b. выполнения ФГОС

Каждая фаза АМО состоит из нескольких этапов, подчиненных единой цели занятия и позволяющих решать определенные задачи.

 Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, вносит вклад в достижение общих целей урока.

На протяжении всего урока происходит формирование универсальных учебных действий (

личностных , регулятивных, познавательных, знаково-символических , коммуникативных) и ключевых компетенций( информационной,  учебно-познавательной, коммуникативной, социальной ).

Учебное занятие построено таким образом, что единовременно происходит развитие почти всех УУД и ключевых компетенций, что в рамках традиционного урока практически невыполнимо.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества 

актуализированы/приобретены/закреплены).

Метапредметные образовательные результаты:

Учащийся научится

- ориентироваться в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как  «модель»

- овладеть основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; 

- обобщать и сравнивать данные;

Учащийся получит возможность

- осуществлять организацию собственной учебной деятельности, включающую: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование  – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

Предметные образовательные результаты

- понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

- различать натурные и информационные модели, встречающиеся в повседневной жизни;

Учащийся получит возможность:

- сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей;о моделировании как методе научного познания;

 

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

 

 

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

 

 

Методическая ценность  урока/занятия

 

 

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

 

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2012 - 215с. М.
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов.
  3. Сайт "Методическая служба", http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  4. Материалы сайта http://moi-uni.ru
  5. Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению

Примечания автора/ов

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект АМО-урока (занятия).

Конспект АМО-урока (занятия).

Предметная цель урока Сформировать представление об объекте-оригинале, модели, моделировании, натурных и информационных моделях

Предметная цель урока Сформировать представление об объекте-оригинале, модели, моделировании, натурных и информационных моделях

Подробный конспект урока/занятия

Подробный конспект урока/занятия

Подробный конспект урока/занятия

Подробный конспект урока/занятия

Фаза 2 «Работа над темой» 5 этап

Фаза 2 «Работа над темой» 5 этап

Фаза 2 «Работа над темой» 5 этап

Фаза 2 «Работа над темой» 5 этап

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» 7 этап

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» 7 этап

Аналитическая информация

Аналитическая информация

ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены,

ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены,

Методическая ценность урока/занятия

Методическая ценность урока/занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020