Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация |
||
Автор АМО-урока |
Разживайкина Зоя Михайловна |
|
Предмет |
информатика |
|
Класс, профиль класса/группа, количество человек |
6а, 10 человек |
|
Продолжительность урока (занятия) |
45 минут |
|
Методическая информация |
||
Тема урока /занятия
|
Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели. |
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
|
|
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) |
Это вводный урок в новой теме «Информационное моделирование», состоящей из 9 уроков. Данный урок состоит из двух частей – изучение теоретического материала «Информационное моделирование как метод познания» и выполнения практического задания «Создаем графические модели». |
|
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). |
Общеобразовательная школа. Класс состоит из учащихся 2005 года рождения, среди которых 3 девочки и 7 мальчиков. Отличников в этом коллективе нет, успеваемость в классе средняя – 6 учеников учатся на «4» и «5», остальные имеют «3» в четвертях. Учащиеся находятся в хороших отношениях с учителем, изучаемый предмет им нравится, особый интерес вызывает самостоятельная работа за ПК. |
|
Предметная цель урока
|
Сформировать представление об объекте-оригинале, модели, моделировании, натурных и информационных моделях. Узнать сферы применения натурных и информационных моделей, встречающиеся в повседневной жизни и при обучении в школе. Уметь создавать графические модели в текстовом процессоре с использованием объектов рисования. |
|
Метапредметная цель урока
|
Привести примеры моделей из различных предметных областей, уметь классифицировать их. |
|
Личностная цель урока
|
Проявить инициативу и любознательность при проведении сравнений между различными моделями. Проявить самостоятельность и творческий подход при выполнении практического задания при проработке содержания темы. |
|
Задачи урока/ занятия
|
Сформировать представление о моделях, встречающихся в повседневной жизни. Изучить понятия - «информационная» и «натурная модели», узнать их особенности. Создать графическую модель с использованием ПК. Узнать целесообразность моделирования в различных науках и сферах жизни. Проявить любознательность, инициативность, творческий подход и самостоятельность в решении поставленной практической задачи. |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
|
Знания о началах моделирования, их основных принципах. Умение строить простейшие модели. |
|
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
|
Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей. Создание графических моделей. |
|
Подробный конспект урока/занятия |
||||||||||
Фаза урока (занятия) |
Этап |
Цели фазы и этапа |
Время, продолжительность этапа |
Название метода |
Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный |
Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода |
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные |
Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная
|
Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» |
1 этап Приветствие/знакомство
|
Создание благоприятной атмосферы |
3 минуты
|
Транспорт |
Адаптированный |
Цели задачи метода: Создать рабочую атмосферу, заинтересовать темой урока Необходимые материалы Раздаточный материал в виде билета на транспорт Подробная технология проведения Обучаюшимся вручается билет на какой-то вид транспорта (теплоход, автобус, поезд, самолет) и на нем можно нарисовать небольшой рисунок своего транспорта во время "путешествия". В течении урока обратить внимание, что нарисовали модель, которая отражает внешний вид объекта Варианты проведения:
|
Ребята, вы получили билеты каждый на свой транспорт, приглашаю вас отправиться в наше увлекательное путешествие в мир компьютерного моделирования. Давайте вначале урока на отведенном на билете месте вы изобразите свой поезд, кораблик, самолет, ракету, автомобиль. |
Личностные Определение мотивов обучения Знаково-символические Моделирование, создание графической модели своими руками
|
Информационная компетенция – обработать информацию и сделать рисунок транспорта |
Интерес учеников к уроку вызывается необычность проведения – они приходят не на урок, а отправляются в путешествие с соответствующей атрибутикой - билетом, где нужно написать имя, есть зона контроля и место для собственного творчества. |
2 этап Вхождение в тему урока (определение целей урока) |
Мотивация обучения, развитие коммуникативных навыков |
4 минуты |
Составь рассказ |
Заимствованный |
Цели задачи метода Обеспечить мотивацию обучения, развивать коммуникативные навыки Подробная технология проведения Обучающиеся составляют рассказ, начинающийся со слов: "На этот урок я пришел, чтобы узнать/научиться...", "Я отправляюсь в это путешествие, чтобы узнать/научиться..».
|
Тема нашего урока - Информационное моделирование как метод познания. Создание графических моделей. Ребята, подумайте о чем может быть этот урок, что нового вы бы хотели узнать и чему научиться. Предлагаю вам составить рассказ о предстоящем путешествии – уроке, начинающий со слов «На этот урок я пришел, чтобы узнать/научиться...", "Я отправляюсь в это путешествие, чтобы узнать/научиться..». |
Личностные Самоопределение, определение целей и задач обучения Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками; умение достаточно точно выражать свои мысли; формирование терпимого отношения к ответам товарищей и умение слушать. |
Учебно-познавательная компетенция - ставить цель и уметь пояснить свою цель; Коммуникативная компетенция – публичное выступление
|
Учитель задает вопросы, ответы на которые могут и должны дать учащиеся, независимо от их успеваемости, усвоения предыдущей темы.
|
|
3 этап Определение ожиданий и опасений учащихся
|
Концентрация внимание на важности новой темы |
4 минуты |
Билет |
Заимствованный |
Цели задачи метода Создать комфортную обстановку на уроке, сконцентрировать внимание на важности новой темы, обеспечить ответственность за результат Необходимые материалы Раздаточный материал в виде входного билета на транспорт , выданный в начале урока Подробная технология проведения На обратной стороне билета выделено 2 области - мои ожидания, мои опасения. Ученикам предлагается их заполнить и сдать учителю "зону контроля" - мои опасения Варианты проведения: Зону контроля учащиеся могут сдать учителю или отложить в сторону и в конце урока подвести итог, рефлексию |
Переверните свой билет, на обратной стороне справа от пунктирной линии есть незаполненная часть билета, укажите на ней свое имя (билет ведь именной), выразите письменно свои опасения и ожидания – что вы ждете от сегодняшнего урока, чего вы боитесь, что может оказаться трудным или вообще вся тема для вас является загадкой. |
Регулятивные Планирование своей деятельности, прогнозирование результатов обучения |
Коммуникативная компетенция – письменная коммуникация Учебно-познавательная компетенция – планировать сою деятельность, предвосхищать ее результаты; обозначать свое понимание-непонимание данной проблемы
|
Каждому обучающемуся необходимо быть активным (нужно заполнить зону контроля своего билета), независимо от его желания |
|
Фаза 2 «Работа над темой» |
5 этап Инпут (интерактивная лекция)
|
Изучение нового материала |
10 минут |
Чистая доска
|
Адаптированный |
Цели задачи метода Сообщить новый материал, получить ответы на поставленные вопросы Предварительная подготовка Учитель готовит презентацию и список вопросов, размещенных на доске Подробная технология проведения На доске прикреплены с помощью магнитов вопросы, ответы на которые нужно получить в процессе изучения новой темы. По мере продвижения по материалу урока вопросы снимаются, и доска становится чистой. Перечень вопросов: Что такое модель? Для чего нужны модели? Что такое моделирование? Какие бывают модели? Приведите примеры моделей из биологии/географии/истории/математики. Варианты проведения: Вопросы на доске могут быть написаны мелом и после ответа на каждый они стираются |
Объяснение нового материала С понятием “модель” мы сталкиваемся с детства Иногда возникает такая ситуация, когда необходимо создать и исследовать «заменителей» реальных объектов. Объект – «заместитель» называют при этом моделью, а исходный объект – оригиналом или прототипом. Итак, моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса. Можем ли мы сейчас ответить на какой-либо вопрос с доски и каким будет этот ответ? (Ученики отвечают на вопросы - что такое модель? Для чего нужны модели? Что такое моделирование) К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект либо велик ,либо очень мал , когда процесс протекает очень быстро, или очень медленно ,исследования очень дороги, в реальном времени оригинал уже не существует Некоторые модели воспроизводят свойства реальных устройств. Модели бывают натурные и информационные. Если натурная модель объекта моделирования — это его физическое подобие, то информационная модель — это его описание. Можем ли мы сейчас ответить на какой-либо вопрос с доски и каким будет этот ответ? (Ученики отвечают на вопросы: Какие бывают модели? Приведите примеры моделей из биологии/географии/истории/математики. Т.д.) Для создания моделей используются различные инструменты. Для создания модели материального объекта используют и фотоаппарат, различные станки, кисть художника, пилу, карандаш и т.д. и т.п. и, самый совершенный в наши дни инструмент – компьютер. |
Познавательные УУ Д Общеучебные Речевое развитие при формулировании ответов на вопросы по новому материалу; Осмысленное восприятие информации – получение и запоминание новых знаний Логические Анализ новой информации, выделение значимых понятий, обобщение их, установление связей; Подведение под понятия натурной и информационной моделей, установление аналогий при приведении примеров
|
Коммуникативная компетенция – публичное выступление Учебно-познавательная компетенция – иметь опыт восприятия картины мира и приводить примеры Информационная компетенция – обработать информацию и извлечь первичную информацию из рассказа учителя |
Интерактивный характер изложения материала требует от обучающихся постоянного внимания и взаимодействия с учителем. |
Этап 6. Проработка содержания темы
|
Создание графической модели кабинета директора средствами текстового процессора |
15 минут
|
работа на ПК - восстанови рассказ
|
адаптированный |
Цели задачи использования метода Научиться создавать графические модели в текстовом процессоре с применением объектов рисования Необходимые материалы ПК Предварительная подготовка На доске записать путь к папке «Заготовки», в которой содержится файл для работы; путь, по которому ученики будут сохранять собственную папку и файл в ней. Распечатать и положить в конверты фрагменты рассказа про компьютерщика Васю . Подробная технология проведения Самостоятельное индивидуальное выполнение на компьютере практического задания "Создаем графические модели", текст задания приведен на страницах учебника в разделе "Практикум". По указанному учителем пути необходимо найти папку «Заготовки», выбрать заданный файл и продолжить работу в текстовом процессоре. Нужно с помощью объектов рисования изобразить план кабинета директора. Документ требуется правильно сохранить – дать точное название и указать путь к своей папке. После выполнения задания на ПК ученикам предлагается восстановить рассказ, т.е. ту последовательность действий, которую они выполняли. Каждый ученик выкладывает листочки с полным рассказом у себя на столе, во время проверки работы на ПК учитель просматривает и рассказ. |
Ребята, теперь мы приступаем к созданию графической модели с использованием ПК. Но вначале ответьте мне на вопрос – создавали ли мы уже сегодня на уроке графические модели? (Да, создавали. Это модели транспортного средства, изображенные на билетах. Они относятся в информационным и отображают только внешний вид модели. ) Теперь мы садимся за компьютеры, включаем их, не забываем про технику безопасности, будьте аккуратны и внимательны. Обратите внимание на доску, там записан адрес папки, с которой вы будете сегодня работать. И второй адрес места на жестком диске, куда вы сохраните свою работу. На ваших столах лежат конверты с письмом, которое было разорвано и его части перепутаны. После выполнения задания на компьютере, вам нужно будет привести в порядок это письмо. На выполнение всего задания вам отводится 15 минут. Удачи!
Вот такие части рассказа им будут предложены:
|
Познавательные Общеучебные Поиск информации (нужной папки)с использованием ПК Выбор способов выполнения задания – как его сделать, как оформить, в какой последовательности Смысловой чтение при ознакомлении и выполнении практической работы Логические Анализ и синтез при обработке рассказа и составлении правильной последовательности Знаково-символические Моделирование кабинета директора, преобразование модели согласно своим предпочтениям Регулятивные Планирование своей деятельности, контроль времени и степени завершенности задания |
Учебно-познавательная компетенция – работать с инструкциями при выполнении практического задания Информационная компетенция – ориентируется в книге по содержанию; - обрабатывает информацию при составлении рассказа |
От учеников требуется самостоятельная творческая выработка решений, целенаправленная активация мышления при выполнении практической работы. Работа за ПК всегда вызывает у обучающихся огромный интерес, желание получить результат самостоятельно. |
|
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» |
7 этап Эмоциональная разрядка
|
Снятие напряжения, Отдых после работы за ПК |
2 минуты
|
Гол - мимо
|
заимствованный |
Цели задачи метода Снять напряжение, расслабиться восстановить силы. Подробная технология проведения Группа делится на две приблизительно равных команды "болельщиков". Одна команда по знаку учителя – взмаху правой руки – хором говорит: “Гол!", другая – на взмах левой руки отвечает как можно более ехидными голосами: "Мимо!" |
Учитель "дирижирует" хором, делая движения руками то поочередно, то одновременно |
Коммуникативные Создание положительной атмосферу в классе, развитие дружеских отношений |
|
После продолжительной интенсивной «сидячей» работы необходима физическая разгрузка, особенно для детей 6 класса. При проведении этой игры обучающиеся могут очень активно выражать свои эмоции, которые будут уместны. |
8 этап Рефлексия
|
Подведение итогов занятия |
2 минуты |
Четыре Я!
|
Заимствованный |
Цели задачи метода Получить эмоциональную и содержательную оценку процесса и результата обучения, подвести общий итог Необходимые материалы Стикеры, большой общий круг, нарисованный на ватмане Подробная технология проведения Разместить на одном большом общем круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно: 1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить … Варианты проведения: Каждого участнику раздать такие небольшие круги, распечатанные на А4, и ученики напишут прямо в них соответствующие фразы. |
Наш урок подходит к своему завершению, но давайте вернемся в начало нашего путешествия в мир компьютерного моделирования и вспомним наши билеты, на которых вы писали свои опасения и ожидания. Подумайте, пожалуйста, подтвердились ли они, исполнились ли. А теперь обратите внимание на нащ круг и разместите на нем стикеры с соответствующими фразами. 1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить … Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект. |
Регулятивные Оценка собственной деятельности Познавательные Общеучебные Речевое развитие при формулировании своих мыслей |
Социальная компетенция - Оценивает результат своей деятельности и оценивает собственное продвижение в рамках новой темы |
Подведение, оценка и обозначение результатов своей деятельности требуется от каждого обучающегося, чтобы сформировать полную картину – итог урока на одном большом круге. |
Аналитическая информация |
|
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
|
а. выполнения целей и задач урока /занятия Применение АМО на данном уроке целесообразно, поскольку изучаемая тема является межпредметной – понятие модель используется и изучается во всех школьных науках. На этом уроке происходит полное усвоение учебного материала за счет целенаправленной активизации мышления обучающихся, достаточно длительного времени вовлечения учеников в учебный процесс, самостоятельной творческой выработки решений, повышенной степени мотивации и интерактивного характера обучения, когда происходит постоянное взаимодействие учитель-ученик. Весь урок построен на основании общей структуры технологии АМО. 1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему. 2 фаза – работа над темой, обеспечивает усвоение и закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения. 3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока. Такая организация учебного процесса позволяет достичь высоких результатов обучения, решить все поставленные задачи и выполнить цель урока. b. выполнения ФГОС Каждая фаза АМО состоит из нескольких этапов, подчиненных единой цели занятия и позволяющих решать определенные задачи. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, вносит вклад в достижение общих целей урока. На протяжении всего урока происходит формирование универсальных учебных действий ( личностных , регулятивных, познавательных, знаково-символических , коммуникативных) и ключевых компетенций( информационной, учебно-познавательной, коммуникативной, социальной ). Учебное занятие построено таким образом, что единовременно происходит развитие почти всех УУД и ключевых компетенций, что в рамках традиционного урока практически невыполнимо. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося
анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). |
Метапредметные образовательные результаты: Учащийся научится - ориентироваться в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «модель» - овладеть основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; - обобщать и сравнивать данные; Учащийся получит возможность - осуществлять организацию собственной учебной деятельности, включающую: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; Предметные образовательные результаты - понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»; - различать натурные и информационные модели, встречающиеся в повседневной жизни; Учащийся получит возможность: - сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей;о моделировании как методе научного познания;
|
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).
|
|
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО
|
|
Методическая ценность урока/занятия
|
|
Дополнительная информация |
|
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
|
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). |
|
Примечания автора/ов
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.