Тема: «Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов и действий предметов».
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.
Цели: - образовательные: обобщить знания об именах существительных, именах прилагательных и глаголах и их особенностях;
- развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), совершенствовать грамматический строй речи;
- воспитательные: воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Оборудование: карточки со словами «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»; таблицы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»; наборное полотно, карточки с заданиями для работы на уроке и дома.
Ход урока.
1.Огр. момент.
- Прозвенел звонок, начинается урок!
2. Минутка чистописания.
- Спишите с доски следующие буквосочетания:
Д :
а ая ет ит
я ый ю
о е ое ее ет ит
и ы ые ют
- Цель работы: добиться понимания взаимосвязи окончаний сущ., прил. и гл.
Д : Под сосной в хвоинках рыжих
Осенью увидишь рыжик.
Рыжий рыжик рыжеет не зря:
Рыжик – вестник сентября.
- Спишите предложение. Найдите в нем однокоренные слова. Выделите у них корень
- Какие слова вы нашли? (Рыжих, рыжик, рыжий, рыжик, рыжеет, рыжик).
- Какой у них корень? (Рыж).
3. Сообщение темы и целей урока.
- Что обозначает каждое из однокоренных слов? (рыжий – признак, рыжик – предмет, рыжеет – действие).
- Сегодня мы снова отправимся в Страну слов, где проверим, все ли мы знаем об изученных частях речи.
4. Актуализация опорных знаний.
Словарно-логическая работа
Игра «Жители» (наборное полотно и карточки со словами)
1. - «Расселите» слова по домам.
Сущ. |
Прил. |
Гл. |
- Цветник, цветет, цветной, ласкает, ласка, ласковый, больной, болит, боль.
- Что можно сказать об этих словах? (они однокоренные «по этажам»)
- Назовите их корни. (цвет, ласк, боль)
2. «Заселите» сами пустые квартиры.
Д:
дружба |
|
|
|
веселый |
|
|
|
играет |
|
садовый |
|
|
|
мирит |
варенье |
|
|
- Что обозначают слова 1 столбика? (предметы)
- Какой частью речи они являются? (сущ.)
- На какой вопрос они отвечают? (Что?)
- Что обозначают слова 2 столбика? (признаки предмета)
- Какой частью речи они являются? (прил.)
- На какой вопрос они отвечают? (Какой?)
- Что обозначают слова 3 столбика? (действия предмета)
- Какой частью речи они являются? (гл.)
- На какой вопрос они отвечают? (Что делает?)
5. Обобщение материала в форме обобщенного правила, алгоритма, таблицы.
- Ответьте, используя таблицу, что мы знаем о словах первого столбика?
имя существительное |
предмет |
кто? что? |
- Что мы знаем о словах второго столбика?
имя прилагательное |
признак предмета |
какой? какая? какое? какие? |
- Что мы знаем о словах третьего столбика?
глагол |
действие предмета |
что делать? что сделать? |
- Как определить часть речи? (поставить к слову вопрос)
6. Проверка усвоения обобщенного правила.
- Кто может рассказать по схеме об имени существительном/имени прилагательном/глаголе?
7. Показ способов применения обобщенного правила или алгоритма.
Д: Душистая, цветет, черемуха.
- Составим из слов предложение. (Цветет душистая черемуха.)
- Запишем его.
- «Цветет». Что делает? Это глагол, обозначает действие предмета.
- Кто продолжит работу с другими словами?...
8. Упражнения в применении обобщенного правила или алгоритма.
Работа в парах по карточкам.
Задание:
1. Составьте 5 предложений, взяв по одному слову из каждого столбика.
настали |
грибные |
каникулы |
начались |
теплый |
деньки |
дует |
длинные |
дожди |
идут |
певчие |
птицы |
поют |
веселые |
ветерок |
- Проверяем. Обменяйтесь карточками между парами. Оцените выполнение работы по «нашим» критериям.
Фронтальная работа.
1. Игра «Живое – неживое».
- Какой части речи все слова в таблице? (сущ.)
Д:
Что? |
Кто? |
касса |
|
пианино |
|
двор |
|
школа |
|
море |
|
- К каким предметам можно поставить вопрос ЧТО?(к неживым)
- Вопрос КТО? (к живым)
- Образуйте от слов первого столбика, обозначающих «неживое», слова, обозначающие «живое». (Кассир, пианист, дворник, школьник, моряк)
2. «Чудесные превращения»
- Замените несколько слов одним словом – прилагательным.
хищник без жалости |
|
листья капусты |
|
ночь со звездами |
|
день радости |
|
ответ из уст |
|
Индивидуальная работа по карточкам. Проверка выполнения - в парах.
- Работаем самостоятельно индивидуально.
1. Соотнести устойчивые сочетания и слова – глаголы.
погладит по головке |
мешает |
сложит голову |
похвалит |
сдержит слово |
погибнет |
наберет в рот воды |
выполнит |
путается под ногами |
замолчит |
|
|
2. Составь слово, выделив заданные части слов.
- Например, приставка слова «залез» - за + корень слова «приготовить» - готов + суффикс слова «ночка» - ч + окончание слова «коса» - а = заготовка.
|
|
|
|
залез |
приготовить |
ночка |
коса |
занос |
морозец |
горка |
листочки |
жара |
дворик |
садовый |
дежурная |
донес |
пришкольный |
водный |
черный |
пришел |
дума |
читаем |
бегать |
завел |
почерк |
нырнуть |
гулять |
- Оцените работу «соседа» по парте.
9. Подведение итогов урока.
- Что мы знаем об имени существительном/имени прилагательном/глаголе? [Расскажите с опорой на схему.]
10. Домашнее задание.
1. Повторить схемы.
2. Распределить слова на 3 группы. Напишите вопрос над каждым словом.
Живет, дорожка, радуга, радужный, домашний, отдыхает, мечта, пушистый, радуется.
3.Составить из слов текст. Записать его.
Слон.
животное, сильное, слон, умное, и
слон, домашний, носит, в Индии, грузы, тяжелые
он, маленьких, нянчит, детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.