Тема: «Обобщение знаний о народных и авторских сказках».
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.
Цели: - образовательные: обобщить понятия об авторской и народной сказках, формировать навык сравнительного анализа литературных произведений;
- развивающие: развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание) и навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность);
- воспитательные: воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества; чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
Оборудование: блокнот для моделирования, цветные карандаши, портреты В.И. Даля и Л.Н. Толстого, книги со сказкой «Снегурочка» (различные варианты), рисунок Снегурочки, таблица «Приметы сказки», ребус для разгадывания слова «Снегурочка», таблица для сравнения сказок (общая и индивидуальные), таблица «Алгоритм для определения жанра произведения», снежинки для целеполагания и планирования учебной деятельности, снежинки для словарной работы (определения из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой), индивидуальные карточки для восстановления плана сказки.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Эмоциональный настрой:
Порядок
на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.
2. Целеполагание.
-
Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,
А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?
(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)
- Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему урока).
3. Определение темы урока.
- Тема урока запрятана в ребусе:
(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. От слова Снеговик берём Снег, от слова куры – ур, от слова бочка – очка, получаем слово СНЕГУРОЧКА).
- В каких изученных произведениях встречается это слово? («Девочка Снегурочка», «Снегурочка»).
- Это и есть тема нашего урока.
- Заменим на доске снежинку со словом ХОЧУ на снежинку со словом МОГУ. Вот теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.
4. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
- Снежинки упали и к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к Снегурочке из наших произведений.
(У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)
Снегурочка:
1) СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2) СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
- Почему второе определение нам сегодня не подходит?
- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца.
(Вывешиваю рисунок Снегурочки на доску)
- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).
- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).
5. Работа по сравнению произведений.
- Заменим на доске снежинку со словом МОГУ на снежинку со словом ДЕЛАЮ.
- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку. Для этого работаем по вариантам в парах. Выберите задание для своего варианта.
(Два ребёнка с разных вариантов выбирают карточки, на обороте которых написаны названия произведений. Одному варианту достаётся произведение «Девочка Снегурочка», другому – «Снегурочка»)
- Предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики». На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные.
(на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)
Вариант |
Название |
Автор |
Герои |
Жанр |
Модель |
Начало (зачин) |
Осн. часть |
Окончание |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
1) Название произведения (устные ответы)
1 вариант – «Девочка Снегурочка»
2 вариант – «Снегурочка»
(по мере ответов заполняем таблицу)
2) Автор (устные ответы)
1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)
2 вариант – сказка народная
Проблемная ситуация: Снеговик спорит с вами и говорит, что сказку «Снегурочка» написал Л.Н. Толстой. Что вы ему ответите? (Толстой не написал сказку, а только обработал её и записал).
3) Герои (выбор правильного варианта ответа)
Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, на какой табличке, герои из какого произведения.
Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк Лиса |
Дед Баба Снегурочка Подружки Коровушка
|
(Дети замечают, что первая табличка к произведению «Девочка Снегурочка», а вторая – «Снегурочка», но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)
4) Жанр произведения
- Определить жанр произведений нам помогут две таблицы. Первая – «Приметы сказки», вторая – «Алгоритм для определения жанра произведения».
СКАЗКА Приметы сказки: Зачин Присказка Сказочные явления Сказочные предметы Сказочные герои Концовка Троекратный повтор Добро побеждает зло Устаревшие слова
|
По таблице дети находят сказочные приметы и доказывают, что изученные произведения – сказки. По алгоритму дети уточняют, какие это сказки.
1 вариант – сказка авторская (В.И.Даль)
2 вариант – сказка народная (в обработке Л.Н.Толстого)
5) Моделирование обложки для сказки.
- Теперь у нас достаточно данных для того, чтобы составить модель обложки для сказки.
(В специальных блокнотах для моделирования дети составляют модель обложки для своей сказки. У доски работают по одному ученику и из предложенных моделей выбирают подходящие, обосновывают свой выбор. Остальные проверяют и доказывают правильность своих составленных моделей)
1 вариант 2 вариант
(Значком круг обозначается жанр – сказка, синим цветом – произведения о людях (бытовые сказки).
6) - Сравнить зачин сказки.
(Выборочное чтение)
- Сделать вывод. (Начало сказок одинаковое)
Физкультминутка:
- «Выйдем» и мы на улицу, в снежки поиграть.
Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.
7) Сравнение основной части сказки.
- Расскажите, как появилась Снегурочка в вашей сказке.
(Каждый вариант рассказывает, как появилась Снегурочка)
- За что старики любили Снегурочку?
- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Об этом написано на карточках. Но порядок событий перепутан. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку.
Карточка 1 варианта:
«Девочка Снегурочка» Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур. |
Карточка 2 варианта:
«Снегурочка» Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снегурочка с подружками пошла в лес. |
(Дети восстанавливают содержание сказки)
8) - Сравнить, как закончилась каждая из сказок.
(Выборочное чтение)
- Почему народная сказка «Снегурочка» закончилась печально?
- Придумайте своё окончание сказки.
6. Обобщение.
(На доске заполненная таблица:
Вариант |
Название |
Автор |
Герои |
Жанр |
Модель |
Начало (зачин) |
Осн. часть |
Окончание |
I |
Девочка Снегурочка Х
|
В.И.Даль Х
|
Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк, Лиса Жучка Х
|
Сказка Авторская Х
|
В.И.Даль
Девочка Снегурочка Х
|
Жили-были … Х
|
Разные события Х
|
Снегурочка вернулась домой Х
|
II |
Снегурочка О
|
Народ О
|
Дед Баба Снегурочка Подружки
|
Сказка Народная О
|
О народная
Снегурочка
|
Жили-были … Х
|
Разные события О
|
Снегурочка растаяла и превратилась в облако О
|
(Х и О обозначают различия в сказках)
- Вот мы и сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?
Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.
В сказках добро побеждает зло.
Обе сказки по-своему хороши.
Обе Снегурочки понравились и т.д.
7.Дополнительное задание.
- Снегурочка – одна из любимых героинь русских сказок. На основе народных сказок В.И. Даль создал литературную сказку «Девочка Снегурочка». Русский писатель А.Н. Островский написал поэтическую сказку для взрослых «Снегурочка», а композитор Н.А. Римский-Корсаков – музыку к этой сказке. Так появилась опера «Снегурочка». У русской народной сказки «Снегурочка» очень много вариантов. Как вы считаете, почему это происходит?
(Народная сказка передавалась устно от человека к человеку, изменялась, поэтому, в итоге, получались различные варианты.)
- Прослушайте пересказ народной сказки в обработке Л.Н. Елисеевой.
- Ещё один вариант сказки в обработке М.Х.Свентицкой пересказывает другой ученик.
(Подготовленные ученики рассказывают сказку, остальные находят различия)
8. Итог урока.
1) - В чём различия сказок авторских и народных?
- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)
(Снежинку «делаю» меняю на снежинку «получаю»)
2) – Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?
(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания по снежинке для целеполагания и планирования учебной деятельности).
3) Оценки за урок.
4) Домашнее задание (творческое): нарисовать иллюстрацию к любому из вариантов сказки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.