Урок по теме Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

  • doc
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 222. Урок по теме Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.doc

Урок по теме: Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах          

 

Пояснительная записка к уроку

Изучение данной темы в курсе «Информатика и ИКТ » учениками связано с тем, что Excel является наиболее распространенным табличным редактором, используемым  для создания таблиц, баз данных и расчётов, построения графиков и диаграммы по данным, что даёт возможность решать задачи по математике и профессиональной направленности.

Данный урок третий  урок в блоке «Электронные таблицы». Так как урок связан с разработкой проекта (что требует большей затраты времени), то проводится он как третий и четвертый урок, т.е. спаренный. Применение относительных и абсолютных ссылок является самым распространённым применением Excel на практике, наравне с применением автосуммы. Манипуляции с данными механизмами Excel, а также копирования перетаскиванием, дают возможность работать в Excel с большими массивами информации вычислительного характера. В качестве мотивации к уроку, как и к изучению всей темы «Электронные таблицы» является создание собственного проекта. Темой проекта, данного ученикам, является «Бизнес-план». При проведении беседы с учениками выяснилось, что большинство из них в бедующем хотят иметь собственное дело (бизнес), так как это более выгодно в финансовом плане и комфортнее в отношении того, что в собственном деле ты «сам себе хозяин».

Цели урока: знакомство с  понятиями относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронной таблице. Рассмотрение приемов организации вычислений с использованием ссылок. Закрепление навыков работы с формулами в электронных таблицах, отработать умения использования абсолютной, относительной, смешанной  адресации при решении задач практического характера

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

·     применение относительных, абсолютных и смешанных ссылок при решении задач в электронных таблицах;

·     понимать ситуации, в которых необходимо использовать абсолютную, относительную или смешанную ссылки;

·     решать несложные задачи, логически обосновывать выбранный способ и ход решения;

·     составлять формулу с определенными ссылками по условию задачи;

·     уметь осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию;

·     видеть задачу в контексте проблемной ситуации;

·     разрешать проблему, используя ранее полученный багаж знаний.

 

Метапредметные:

·       владение основными универсальными умениями информационного характера:

·       постановка и формулирование проблемы;

·       поиск и выделение необходимой информации для решения поставленной задачи;

·        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·        исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;

·        отражать в устной форме результаты своей деятельности;

·       использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;

·        владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

·        поиск и устранение причин возникших трудностей;

·        владение умениями совместной деятельности: согласование и ко­ординация деятельности с другими ее участниками;

 

 личностные:

·       способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

·       понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

 

 

 

 

Приемы мотивации к учебной деятельности:

 

Большинство старшеклассников, в общем, понимают, что такое бизнес. В качестве примера на уроках раздела учитель сам также разрабатывает собственный бизнес (магазин женской одежды). Всю необходимую информацию ученики могут получить из ресурсов интернет, а также консультируясь с родными и непосредственно у предпринимателей тех направлений, которые они выбрали или магазинах. Интернет ресурсы, которые ученики могут использовать в качестве идей или шаблонов для своего бизнеса:

·                   https://www.ideibiznesa.org/plany

·                   https://www.beboss.ru/bplans/all/4-it

·                   https://business-poisk.com/biznes-plany

·                   https://bbf.ru/magazine/4/

·                   https://www.1000ideas.ru/

Всю необходимую информацию относительно оптовых цен, возможно, найти в  интернете, розничные же цены непосредственно в магазинах или организациях. Если каких либо данных нет относительно г. Владимира, подбираются средние значения относительно данных по Владимирской области или ближайших областей, или же выдумываются приблизительно, но максимально близко к реальным данным.

Большую часть работы ученики делают дома. Проект выполняется одним учеником или в паре. Учитель на уроке показывает работу на своем примере, в практической части помогает оформлять их собственные проекты.  В ходе урока ученики максимально внимательны к преподаваемому материалу, так как в практической части урока новые знания будет необходимо применить их в собственных проектах, которые могут сильно отличаться от проекта учителя. В связи с этим в ходе урока, ученики задают вопросы относительно применения нового материала в их собственных проектах, что помогает им углубиться в основании материалы. Соответственно учитель должен быть знаком с каждым из проектов учащихся, чтоб давать соответствующую консультацию. Основным мотивационным моментом является то, что они создают проект собственного бизнеса, т.е. дела, которым они хотели бы заняться в будущем или которое им интересно. В данных обстоятельствах ученики стараются максимально реалистично подбирать данные, вносят свои идеи в организации бизнеса, при окончательных вычислениях и построении графиков делают свои выводы, делают изменения в своих предположениях для более выгодного ведения бизнеса. В ходе выполнения проекта учащиеся консультируются с преподавателями математики, экономики и других дисциплин в зависимости от выбранного направления, чем повышается их компетентность в различных сферах деятельности. Задача учителя направлять деятельность учеников, выявлять и исправлять ошибки. По возможности необходимо расширить свои знания в сферах бизнесов разрабатываемых учениками.

Помимо этого на уроке применяется технология интегрированного обучения, что способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира. При решении предложенных задач в проекте учащиеся отталкиваются от знаний, полученных на уроках математики, экономики и др. дисциплинах.

Обучение в сотрудничестве. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.

Дифференцированный подход к обучению. Дополнительное практическое задание для учащихся, успешно справившихся с основным заданием, является примером дифференцируемого задания

Дистанционное обучение. Пример: отправка проектов, выполненных в MS Office Excel, на электронную почту учителю.

 

Условные обозначения УУД:

Л. – личностные;

П. – познавательные;

К. – коммуникативные;

Р. – регулятивные;

М. – мотивация.

 

 

 

 

 


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения и приемы мотивации

1

Организационный момент

 I - урок

(2 мин.)

Здравствуйте дети. Рада вас видеть. Присаживайтесь на свои места.

 

Л. - умение настраиваться на урок. М. - создание доброжелательной атмосферы.

2

Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

(5 мин.)

На прошлых уроках мы свами согласились в том, что иметь собственное дело (т.е. бизнес) намного на много выгоднее и приятнее для человека. В связи с этим, мы с вами,  начали разрабатывать собственные проекты бизнеса, которым вы бы хотели заниматься в будущем, или тот который для вас более привлекателен. И не зря я предложила данные проекты в рамках изучения темы ЭТ. Ведь на самом деле таблицы, которые вы разработали на прошлых уроках можно сделать и в редакторе WORD.

 - Как вы думаете в чем преимущества Exсel по сравнению с Word?

 - Почему для нашего проекта он больше всего подходит?

- Но как же это осуществлять?

Отвечают на вопросы. Excel позволяет автоматизировать вычисления. В бизнес - проектах большое количество числовой информации и различных вычислений их связывающих.

Л. - самоопроеделение к деятельности,  П. –целеполагание. М. - апелляция к жизненному опыту, взаимный опрос-диалог.

 

3

Актуализация знаний

( 7 мин)

Для начала вспомним то, что нам уже известно:

Для этого выполните задание из файла «таблица».

Выполнение задания до данного уровня соответствует 1 баллу. (слайд 1)

Те, кто догадались, что формат не соответствует требуемому значению, и изменили его, заработали 2 балла (слайд 2)

Те, кто исправили формат текста задания для более читабельного вида, получают 3 балла (слайд 3)

 Если же ваши результаты другие, соответственно 0 баллов.

Отметьте соответствующие баллы в листах самооценки

Выполняют задание из файла «Таблица»

Осуществляют самопроверку.

 

 

 

 

 

Записывают полученные баллы в листы самооценки.

Л. - активизация мыслительной деятельности.

П. - структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задачи; анализ объектов, синтез. Р. - умение контролировать результаты  учебной деятельности, умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

М - самостоятельная работа, самооценка деятельности и коррекция, исправление ошибок.

4

Постановка учебной задачи

( 3 мин.)

Итак, мы вспомнили, как работать с формулами в Excel.

Но для осуществления различных расчетов помимо формул нам понадобятся еще ряд механизмов, с которыми мы познакомимся на наших уроках. И первыми из этих механизмов являются относительные и абсолютные ссылки

Тема сегодняшнего урока: Относительные и абсолютные ссылки в Excel. (слайд 4)

Как вы думаете, какие цели мы можем себе поставить?

(слайд 5)

 

 

 

 

 

 

Формулируют цели урока. Познакомиться с терминами «относительная и абсолютная ссылки». Научиться их применять для расчетов в Excel. Использовать их в разработке своего проекта.

Л. - самоопределение, смыслообразование, П. - самостоятельное выделение и формирование цели, умение строить речевое высказывание. Р. - умение контролировать процесс и результаты  учебной деятельности. М. - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, взаимный опрос-диалог.

5

Освоение нового материала с  фиксированием

затруднений в деятельности

(10 мин.)

Как вы знаете параллельно с вами, и я делаю свой проект. Итак, я в своем проекте, и вы в своих, соответственно, остановились на данном этапе. Мы разработали с вами несколько таблиц: первоначальные расходы, расходы на товар или сырье за месяц, ежемесячные расходы. Оформлено все замечательно, осталось, только чтобы Excel помог нам осуществить рутинный подсчет доходов и расходов.

 

П. - умение структурировать знание, умение осознано строить речевое высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи,  установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательство выдвижение гипотез и их обоснование.

К. - выражение своих мыслей.

Р. - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. М. - апелляция к жизненному опыту, создание проблемной ситуации, наглядность, взаимный опрос-диалог, создание ситуации дефицита знаний, сотрудничество на уроке.

 

Рассмотрим таблицу первоначальных расходов. Как мы определили на прошлом уроке  в ячейку В6 необходимо вести формулу =В6 *С6, что даст нам возможность определить арендную плату за первый месяц работы магазина (слайд 6).

Как вы думаете, что необходимо сделать дальше, для осуществления расчетов первоначальных расходов? (каждый правильный ответ- 1 балл в лист самооценки)

Да вы правы, но основная задача Excel избавить человека от рутинной работы с подсчетами, а  то, что вы сейчас озвучили достаточно рутинно, не так ли?

И действительно у Excel есть механизм, избавляющий человека от ввода однотипных формул в каждую строку. (Работа с файлом: проект магазин женской одежды (учительский) вариант 1.Показывает копирование формул перетаскиванием). При данной операции, которая называется копированием с помощью перетаскивания, происходит копирование формул  (показывает формулы, содержащиеся в столбце D в режиме отображения формул).

Как вы видите в ячейке D7 содержится формула =В7*С7, что и требовалось, в ячейке D8 содержится формула =В8*С8 и т.д.

Название ячейки записанной в таком виде в формуле называется относительной ссылкой на ячейку.

Как вы думаете почему?

Вы правы «Относительными» эти ссылки называются из- за того что при изменении позиции ячейки содержащей формулу, ссылки изменяют свое значение относительно новой позиции (слайд 7).

Соответственно копировать формулы можно и привычным способом: через главное или контекстное меню. Также копирование перетаскивание можно осуществлять как вертикально, так и горизонтально.

Итак мы получили затраты на каждый из объектов.

Как же нам подсчитать, сколько всего будет первоначально затрачено на обустройство магазина?

Вы правы.

Какую формулу необходимо внести  в ячейку D6?

Формула абсолютно правильная, но уж очень длинная. Я думаю, вы догадывайтесь, что Excel способен сократить эту формулу.

( Показывает внесения автосуммы в ячейку  D16). Данная операция называется автосуммой.  Более подробно вы с ней познакомитесь на следующем уроке. Она осуществляет суммирование содержимого ячеек диапазона, который вы укажите. Как вы видите, используя относительные ссылки, копирование и автосумму мы заполнили первую таблицу и определили первоначальные расходы.

 

 

 

 

Высказывают предположение о том, что необходимо ввести соответствующие формулы для каждой строки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

Записывают в тетрадь формат записи относительной ссылки

 

 

 

 

Высказывают предположения. Приходят к выводу, что необходимо суммировать ячейки диапазона D6:D15.

=D6+D7+D8+D9+D10+D11+D12+D13+D14+D15

6

Первоначальное закрепление.

Работа в группах.

( 13 мин.)

Я думаю, не составит труда заполнить и остальные таблицы. Данную работу вы выполните в группах. Ваша задача разработать формулы  и операции согласно заданию (слайд 8).

Учитель проверяет правильность рассуждений, исправляет ошибки, если таковые имеются.

( работа оценивается в 3 балла, по баллу за каждое задание)

Выполняют работы в группах.

Представитель каждой группы отвечает на поставленные вопросы, осуществляет соответствующие операции на учительском компьютере.

П. - умение структурировать свои знания, выбор эффективного способа решения, построение логической цепи рассуждения. К. - согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

умение договариваться, находить общее решение.

М. - самостоятельная работа, включение в коллективную деятельность, заинтересованность в результатах, создание ситуации успеха, коллективной работы, взаимопроверка, сотрудничество на уроке

7

Освоение нового материала, созданием проблемной ситуации

( 15 мин.)

Работа с файлом: проект магазин одежды (учительский) вариант 2

Как мы видим, согласно нашим расчетам, мой магазин окупится через 2,5  месяца. Это неплохо, не так ли?

Можно ли сократить этот срок? Какие величины можно изменить для сокращения срока окупаемости?

Можно изменить объёмы закупок, снять более дешёвое или меньшее помещение, сократить количество работников?

Я сокращу количество работников, так как обязанности бухгалтера и администратора вполне могу взять на себя. Таким образом, я изменю, количество работников с 6 на 4 (изменяет значение в ячейке С36)

Но если быть реалистичными, то есть еще ряд аспектов, которые необходимо было бы учесть. Посмотрите на таблицу, которую я дополнительно сделала  (слайд 9).

Данная таблица в бизнесе называется: «Поток денег» и является основной

при построении бизнес-плана. Как вы видите это планирование бизнеса на пол года с учетом увеличения или понижения дохода, погашением первоначальных затрат, вычетом налога и получения чистой прибыли.

Предположим, что каждый месяц доход начинает расти, так как появляются свои клиенты, которые закупаются только у тебя, и происходит рост количества покупателей за счет рекламы и «сарафанного радио». Пусть доход моего магазина будет расти в размере 2 процентам в месяц.

В ячейку В45 внесем ссылку на ячейку G30, то есть доход в первый месяц. (учитель осуществляет внесение формулы)

Какую формулу необходимо внести в ячейку С45 для подсчета дохода при таких условиях?

Вы абсолютно правы. (учитель  вносит формулу в соответствующую ячейку).

 

Какую операцию необходимо сделать для того чтоб данный подсчет осуществлялся для остальных месяцев?

( учитель осуществляет копирование)

 

 

 

Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=B45+B45*2/100

 

 

 

 

Скопировать формулу из ячейки С45 путем перетаскиванием до ячейки G45

П. - умение структурировать знание, умение осознано строить речевое высказывание, выбор наиболее эффективных способов решения задачи,  установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

К. - выражение своих мыслей.

Р. - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. М. - апелляция к жизненному опыту, создание проблемной ситуации, наглядность, взаимный опрос-диалог, создание ситуации дефицита знаний, сотрудничество.

 

 

Как поступим с расходами?

(учитель осуществляет данную операцию).

 

 

 

 

Как вы видите, мы получили не тот результат, который требовался.

В чем проблема?

Посмотрим, какие формулы у нас в скопированных ячейках

(учитель показывает содержимое ячеек диапазона С46:G46 в режиме отображения формул ).

Как вы видите, формулы в советующих ячейках не указывают на нужную нам ячейку. Как вы думаете почему?

 

 

 

Нам же необходимо чтоб ссылка не меняла своей позиции. Как вы думаете, как она называется?

Абсолютная ссылка - это ссылка, которая при изменении позиции ячейки, не изменят формулу, в ней содержащуюся (другими словами – замораживает формулу).

$A$1- абсолютная ссылка (замороженная)

Если ссылка имеет вид $А1, то заморожен только столбец A, значение же строки измениться при копировании.

Если ссылка имеет вид A$1, то заморожена строка 1, значение же столбца изменится при копировании.

Последние два вида ссылок называются смешенными (слайд 10).

Определите, какую формулу необходимо ввести в ячейку В46?

Для быстрого получения абсолютной ссылки достаточно выделить ссылку, нажать клавишу F4 и выбрать нужный формат (учитель показывает получение абсолютной ссылки в ячейке В46).

Как мы видим, мы получили требуемый результат.

Как вы думаете, что необходимо сделать для получения требуемого результата в строке «первоначальные затраты»?

( учитель вносит формулу и копирует)

 

 

 

 

Как мы подсчитаем прибыль за первый месяц?

( учитель осуществляет данную операцию и копирование)

 

 

Налог на доход я взяла минимальный для индивидуального предпринимателя 6 %. Какую формулу необходимо внести в ячейку В49?

( учитель осуществляет данную операцию и копирование)

 

 

 

 

Какую формулу необходимо внести в ячейку В50?

( учитель осуществляет данную операцию и копирование)

Как мы видим, мы получили отрицательную прибыль. Почему?

Но согласно нашим расчетам на второй месяц все затраты должны быть погашены.

Какую формулу необходимо внести в ячейку С50?

Итак для того чтоб осуществить подсчет чистой прибыли необходимо от прибыли отнять налог и прибавить прибыль за прошлый месяц. Т.е. в ячейку С50 нужно внести формулу =C48-C49+B50 и скопировать по диапазону. ( Учитель осуществляет внесение формулы и копирование)

 

 

 

 

Внести в ячейку В46 формулу =D39 и скопировать ее путем перетаскивания до ячейки  G46. Так как ежемесячные расходы предположительно со временем не изменятся

 

 

Вносят свои предположения

 

 

 

 

 

 

Так как ссылка относительна, то при копировании она смещает формулу относительно нового места.

 

Абсолютная ссылка

 

Записывают форматы абсолютно и смешанных ссылок

 

 

 

 

 

 

$D$39

 

 

 

 

 

 

 

В ячейку В47 внести Абсолютную ссылку на ячейку В16, т.е.  $B$16 и скопировать ее по диапазону В47:G47

 

 

 

Внести в ячейку В48 формулу =B45-B46 и скопировать по диапазону В48:G48

 

 

 

 

=B48*6/100

 

 

 

 

 

=B48-B49-B47

 

 

 

 

Так как в первый месяц еще не окуплены первоначальные затраты

 

Вносят свои предположения

 

 

 

 

 

Как мы видим, что действительно магазин окупится через 2 месяца, а через 6 месяцев будет давать уже внушительный доход.

Конечно это всего лишь бизнес-план, в котором не учтены еще много аспектов реального бизнес - планирования, но если познакомитесь с настоящими бизнес-планами,  то удивитесь, насколько данный проект близок к реальности. 

 

 

 

 

 

 

 

8

Практическая работа

(20 мин.)

В практической части урока вы должны осуществить внесение основных формул и осуществить необходимые операции для подсчета первоначальных расходов, затрат на товар или сырье, ежемесячных затрат, подсчитать чистую прибыль и срок окупаемости для вашего бизнес-проекта.  Возможно, внести необходимые коррективы для более выгодного ведения бизнеса. За каждую часть заполнения таблицы 1 балл.

После выполнения можно выполнить дополнительные задания (слайд 11)

Учитель помогает ученикам, проверяет правильность выполнения, корректирует.

Работают со своими бизнес-проектами. Консультируются с учителем, проверяю правильность своих рассуждений.  После подтверждения учителя вносят соответствующие баллы в лист самооценки.

Л. - оценивание усваиваемого содержания, понимает свои сильные и слабые стороны. П. - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение структурировать знания, выбор эффективного способа решения, анализ, синтез, построение логической цепи рассуждения.

Р. - умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты  учебной деятельности. М. - апелляция к жизненному опыту, создание проблемной ситуации, проектная деятельность, самостоятельная работа, создание ситуации успеха, заинтересованность в результатах коллективной работы, разноуровневые задания, включение в коллективную деятельность.

 

 

9

Рефлексия деятельности

(5 мин.)

Ответьте на вопросы: (слайд 12)

¢  Сегодня я узнал (а)…

¢  Было интересно…

¢  Было трудно…

¢  Я понял (а), что…

¢  Теперь я могу…

¢  Я научился (лась)…

¢  Какие выводы относительно проекта вы сделали?

¢  Будите ли вы делать изменения в проекте, после получения результатов практических работ?

¢  Какие еще вычисления вы придумали?

¢  Какими таблицами, параметрами или вычислениями вы бы дополнили ваши проекты в связи с тем, что вы узнали о новых возможностях Excel?

 

ВЫБЕРИТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ УРОКА

(слайд 13)

Оцените свою работу на уроке (слайд 14)

Отвечают на вопросы. Выбирают эмоциональную составляющую урока. Выставляют оценки.

Л. - самоопредление, смыслообразование, К. - высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать. Р. - умение адекватно воспринимать оценки и отметки. М. - самооценка деятельности.

 


Скачано с www.znanio.ru