Конспект урока Технологическая карта
Дата: 27.09.2019 Раздел: азбука Класс: 1 «А» |
Тема урока: Перенос слов Тип урока: открытие новых знаний Форма урока: фронтальная |
|||||
Цели: Познакомить обучающихся с правилами переноса слов, развивать речь. |
Задачи: 1. Обучающие: познакомить детей с правилами переноса слов, сформировать представление о правилах переноса слов. 2. Развивающие: формировать умения анализировать звучащую речь, формировать опыт работы с учебником, развивать речь, мышление, воображение. 3. Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, мотивацию к учению. |
|||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: • Усвоение правил переноса слов; • Умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил. |
Метапредметные: • Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения. • Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. • Работать в паре и оценивать товарища. |
|
Личностные: Развивать познавательный интерес к русскому языку. Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
|||
|
|
|
Проявлять заинтересованность приобретении и расширении знаний. |
в |
||
Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, доска, рабочие тетради, компьютер, презентация. |
|
|
||||
План урока |
|
|
||||
Этапы урока |
Методы |
|
Время |
|
||
Организационный момент |
Словесный |
|
1 мин |
|
||
Минутка чистописания |
Словесный, практический, наглядный |
|
5 мин |
|
||
Актуализация знаний |
Практический, словесный, наглядный |
|
7 мин |
|
||
Формирование целей и темы урока |
Словесный |
|
3 мин |
|
||
Изучение нового материала |
Словесный, практический |
|
10 мин |
|
||
Физкультминутка |
Словесный |
|
1 мин |
|
||
Закрепление изученного материала |
Словесный, практический |
|
15 мин |
|
||
Итог |
Словесный |
|
2 мин |
|
||
Рефлексия |
Словесный |
|
1 мин |
|||
|
|
Эскиз доски |
|
|||
|
|
27 сентября. Классная работа. |
|
|||
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Ребята, здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, и урок пройдёт интересно! |
Слушают учителя.
|
Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть тоска ее боится. |
Улыбка. |
Правильно! Посмотрите какая замечательная улыбка должна появиться на ваших лицах, подарим друг другу улыбку.
(Слайд 1) |
Смотрят на доску и дарят улыбку соседу по парте. |
Запишите сегодняшнюю дату, классная работа в тетрадь. Но для |
Две строки. |
начала скажите мне, сколько строчек нужно отступить от предыдущей работы? |
|
Отступаем две строки вниз и записываем: «Девятое апреля. Классная работа». |
Записывают число. |
Минутка чистописания |
|
На доске вы видите строчные буквы ь, ъ, ы, скажите мне, есть ли такие заглавные буквы? |
Таких заглавных букв нет. |
Почему? |
Так как в русском языке нет слов, которые начинаются на эти буквы. |
Правильно. Почему эти буквы встретились вместе? |
У них есть одинаковый элемент похожий на перевёрнутую букву р. |
Какие? |
Когда после неё стоит мягкий знак или гласный, который смягчает. |
Сегодня мы будем работать над написанием строчной букв ь, ъ, ы. На новой строке начинаем аккуратно писать, написали одну букву ь, отступили мизинец и написали букву ь зелёной пастой, так чередуем до конца строки. |
Прописывают букву ь. |
Посмотрели на строку с ь и нашли у себя самую красивую букву и нарисовали ей сверху корону, красным карандашом. |
Нарисовали корону самой красивой букве. |
Затем, на следующей строке, прописали букву ъ. |
Прописывают ъ. |
Посмотрели на строку с ъ и нашли у себя самую красивую букву и нарисовали ей сверху корону, красным карандашом. |
Нарисовали корону самой красивой букве. |
И написали оставшеюся букву ы на следующей строке. |
Прописывают букву ы. |
Посмотрели на строку с ы и нашли у себя самую красивую букву и нарисовали ей сверху корону, красным карандашом. |
Нарисовали корону самой красивой букве. |
Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами, например, шь. Прописали себе в тетрадь, откладывая мизинец до конца строки. Запишите буквосочетание до конца строчки. |
Прописывают буквосочетание шь. |
Какое соединение в этом буквосочетании? Прочитайте слова про себя. Какую роль играют в этих словах ь и ъ?
|
Высокий мостик.
|
(Слайд 2) |
Буква ь обозначает мягкость предыдущего согласного, буквы ь и ъ могут разделять гласный и согласный. |
Запишите слова, диктуя себе по слогам с помощью подсчёта гласных в слове, подчеркните буквы мягкий и твердый знак. |
|
1. Конь. |
1 слог. |
2. Мышь. |
1 слог. |
3. Обезьяна – О – БЕЗЬ – Я – НА. |
4 слога. |
4. Объезд – ОБЪ – ЕЗД. |
2 слога. |
Актуализация знаний |
|
Итак, ребята на доске вы видите слова, с помощью веера покажите мне, какая буква пропущена в слове?
В…РОНА, ЗА…Ц, В…Р…БЕЙ, П…ТУХ. |
Показывают буквы.
ВОРОНА, ЗАЯЦ, ВОРОБЕЙ, ПЕТУХ. |
Какие эти слова? |
Все эти слова словарные. |
Что объединяет эти слова? |
Слова-предметы, отвечают на вопрос кто? Одушевленные, животные. |
Найдите лишнее слово? |
Петух и заяц лишние слова. |
Почему? |
Петух – домашнее животное, заяц – зверь. |
Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые? |
Ворона. |
Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв?
В слове «за́яц» [зай'иц]: слогов—2 (за-яц), букв—4, звуков—5: з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый. а — [а] — гласный, ударный. |
Слово заяц, в нём 4 буквы и 5 звуков. |
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий. [и] — гласный, безударный. ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый. |
|
Ребята, как мы определяем в словах количество слогов? |
Сколько в слове гласных, столько и слогов, с помощью хлопков, с помощью выдоха и ладони, с помощью подбородка и ладони. |
Правильно. Давайте разделим слова на слоги. Первое слово – Воробей – ВО – РО – БЕЙ. (С помощью хлопков) |
3 слога. |
Второе слово – Заяц – ЗА – ЯЦ. (С помощью ладони и выдохов) |
2 слога. |
Третье слово – Ворона – ВО – РО – НА. (С помощью подбородка и ладони) |
3 слога. |
Четвёртое слово – Петух – ПЕ – ТУХ. (С помощью подсчёта гласных в слове) |
2 слога. |
А теперь, самостоятельно у себя в тетради, каждый записал слова в порядке увеличения в них слогов. Я пройду, проверю, как вы выполнили задание. |
Записывают. |
Что получилось? |
Воробей, ворона, заяц, петух. |
Формулировка темы и целей урока |
|
Ребята скажите, пожалуйста, как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? |
Если слово не помещается на строку, его надо как-то перенести на следующую строку. |
Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? |
Предполагаем, что слово переносить нужно по правилам.
|
Совершенно верно! Что же сегодня вам предстоит выяснить? |
По какому правилу нужно переносить слова. |
А для чего это нужно? |
Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу. |
Чему вы можете научиться сегодня? |
Мы научимся переносить слова. |
Давайте с вами разгадаем ключ и назовём сегодняшнюю тему урока. |
Разгадывают ключ и называют тему урока.
|
(Слайд 3) |
|
Так как будет звучать тема сегодняшнего нашего с вами урока? |
Перенос слов. |
Изучение новой темы |
|
Какие у вас есть предположения о том, как правильно нужно переносить слова? |
При переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что слово надо переносить по слогам. |
Согласно этим предположениям как можно перенести слово красиво? |
По слогам. Кра-сиво, краси-во. |
Проверим ваше предположение. Запишите предложение: Бродит стадо по лугам. |
Учащиеся записывают предложение. |
Разделите, каждое слово на слоги. Отделяя карандашом каждый слог вертикальной линией. |
Делят слова на слоги. |
Давайте проверим. Вот так можно перенести слова с одной строки на другую. (Учитель показывает запись, выполненную заранее: Бродит ста-до по лу-гам.) |
Проверяют как поделили слова на слоги вместе с учителем. |
Формулирование правила. Итак, первое правило переноса слов!
Карточка – правило:
Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам, Слово переносится по слогам. |
Учащиеся повторяют правило. |
Открыли учебники на странице 37. Красным шрифтом: Обрати внимание! Прочитаю правило, звучит так:
Правила переноса слов имеют свои секреты. Вот один из них. В слове этаж – Э – ТАЖ два слога, значит, для переноса мы должны его разделить по слогам. Но перенести это слово нельзя: одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку. (Учитель показывает пример на доске, как нельзя осуществлять перенос) |
Слушают объяснения учителя. |
Закрепление нового материала |
|
Учебник, страница 36. Упражнение 1. Прочитай. Озаглавь текст. По небу плывёт пушистое облако. А вот ещё такое же белое и пушистое… Они медленно плывут по весеннему небу, как стая огромных белоснежных птиц. Зимой таких облаков не бывает. Это весенние кучевые облака. |
Слушают учителя. |
Кто автор данного текста? |
Г. Скребицкий. |
С чем автор сравнивает плывущие по небу облака? А тебе приходилось наблюдать такую картину? Чем (или кем) тебе представлялись облака. |
Со стаей огромных белоснежных птиц. Приходилось (не приходилось). Варианты ответов детей кем им представлялись облака. |
Спиши первое предложение. Раздели слова вертикальной чертой на слоги. (списывают вместе с учителем) |
Списывают первое предложение. По не – бу плы – вёт пу – ши – сто – е об – ла – ко. |
Задание 2. Прочитай ещё раз текст упр. 1. Посмотри: слова медленно, кучевые не уместились на строке и части этих слов были перенесены на другую строку. На месте переноса поставлена небольшая горизонтальная чёрточка (-). |
Слушают учителя. |
Докажи, что выделенные слова были перенесены с одной строки на другую по слогам. Давайте поделим слова на слоги. 1. Ме – дле – нно, мед – ле – нно; 2. Ку – че – вы – е. |
Делят слова на слоги. |
А как ещё можно было перенести эти слова с одной строки на другую? Объясни свой ответ. |
Ме – дленно, медлен – нно, ку – чевые. |
Запишем слово зимой и разделим его горизонтальной чёрточкой для переноса (на доске вместе с учителем) |
Зи – мой. |
Прочитаем правило под галочкой. Запомни! Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. |
Слушают учителя. |
Упражнение 3. Прочитай. Посмотри, как разделены слова для |
Смотрят в учебник. |
переноса. Колоколь – чик, ро – машка, васи – лёк. |
|
А как ещё можно перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова. Внизу дан образец. |
По слогам. Перенос: 1. Ро – машка, рома – шки, ромаш – ки. 2. Ва – силёк, васи – лёк. 3. Собака – со – бака, соба – ка. |
Упражнение 4. Прочитай. Юла, ива, лягушка, ученик, щавель, змея, гвоздика, пою, облако, язык, карандаш, эхо. |
|
Найди слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Спиши их. |
Юла, ива, змея, пою, язык, эхо. |
Объясни как разделить для переноса другие слова. |
Ля – гушка, лягу – шка, уче – ник, ща – вель, щаве – ль, гво – здика, гвозди – ка, об – лако, обла – ко, ка – рандаш, каран – даш. |
Итог |
|
Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? |
Переносом слов. |
Когда мы не можем переносить слова? |
Когда одна буква остаётся на строке. |
По какому правилу мы переносим слова? |
Слова переносятся с одной стороны на другую по слогам. |
Рефлексия |
|
Ребята, у вас на парте лежат по три кружочка у каждого. Жёлтый, зелёный и красный. Зелёный кружок, поднимают те, кому сегодня было всё понятно на уроке, и он достиг всех целей. Жёлтый кружок, понятно частично. Красный кружок, те, кто ничего не понял сегодня на уроке. Хорошо, я увидела, кому было что-то не понятно, а кому понятно. |
Поднимают кружочки. |
Вы сегодня молодцы. Спасибо, за урок! До свидания! |
|
Список используемой литературы: Учебник для общеобразовательных организаций. 4-е издание. Москва «Просвещение» 2013 г., Канакина, В. П. Горецкий, В. Г. «Русский язык», 1класс |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.