Урок по теме: "Перенос слов"
Оценка 4.9

Урок по теме: "Перенос слов"

Оценка 4.9
Документация
pdf
25.01.2021
Урок по теме: "Перенос слов"
1 класс
Перенос слов. Урок 27.09.pdf

Конспект урока Технологическая карта

Дата: 27.09.2019

Раздел: азбука

Класс: 1 «А»

Тема урока: Перенос слов

Тип урока: открытие новых знаний Форма урока: фронтальная

Цели: Познакомить обучающихся с правилами переноса слов, развивать речь.                                                                        

Задачи:

1.      Обучающие: познакомить детей с правилами переноса слов, сформировать представление о правилах переноса слов.

2.      Развивающие: формировать умения анализировать звучащую речь, формировать опыт работы с учебником, развивать речь, мышление, воображение.

3.      Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, мотивацию к учению.

Планируемые результаты

Предметные:

      Усвоение правил переноса слов; 

      Умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

Метапредметные:

      Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения.

      Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

      Работать в паре и оценивать товарища.

Личностные:

Развивать познавательный интерес к русскому языку.

Осваивать роль         ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и             взаимодействия        с             учителем        и одноклассниками.

 

 

Проявлять заинтересованность приобретении и расширении знаний.

в

Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, доска, рабочие тетради, компьютер, презентация.

 

 

План урока

 

 

Этапы урока

Методы

 

Время

 

Организационный момент

Словесный

 

1 мин

 

Минутка чистописания

Словесный, практический, наглядный

 

5 мин

 

Актуализация знаний

Практический, словесный, наглядный

 

7 мин

 

Формирование целей и темы урока

Словесный

 

3 мин

 

Изучение нового материала

Словесный, практический

 

10 мин

 

Физкультминутка

Словесный

 

1 мин

 

Закрепление изученного материала

Словесный, практический

 

15 мин

 

Итог

Словесный

 

2 мин

 

Рефлексия

Словесный

 

1 мин

 

 

Эскиз доски

 

 

 

27 сентября.

Классная работа.

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Ребята, здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, и урок пройдёт интересно!

Слушают учителя.

 

 

Отгадайте загадку.

 

Есть у радости подруга В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится.

Улыбка.

Правильно! Посмотрите какая замечательная улыбка должна появиться на ваших лицах, подарим друг другу улыбку.

 

 

(Слайд 1)

Смотрят на доску и дарят улыбку соседу по парте.

Запишите сегодняшнюю дату, классная работа в тетрадь. Но для

Две строки.

 

начала скажите мне, сколько строчек нужно отступить от предыдущей работы?

 

Отступаем две строки вниз и записываем: «Девятое апреля. Классная работа».

Записывают число.

Минутка чистописания

На доске вы видите строчные буквы ь, ъ, ы, скажите мне, есть ли такие заглавные буквы?

Таких заглавных букв нет.

Почему?

Так как в русском языке нет слов, которые начинаются на эти буквы. 

Правильно. Почему эти буквы встретились вместе?

У них есть одинаковый элемент похожий на перевёрнутую букву р.

Какие?

Когда после неё стоит мягкий знак или гласный, который смягчает.

Сегодня мы будем работать над написанием строчной букв ь, ъ, ы. На новой строке начинаем аккуратно писать, написали одну букву ь, отступили мизинец и написали букву ь зелёной пастой, так чередуем до конца строки.

Прописывают букву ь.

Посмотрели на строку с ь и нашли у себя самую красивую букву и нарисовали ей сверху корону, красным карандашом.

Нарисовали корону самой красивой букве.

Затем, на следующей строке, прописали букву ъ.

Прописывают ъ.

Посмотрели на строку с ъ и нашли у себя самую красивую букву и нарисовали ей сверху корону, красным карандашом.

Нарисовали корону самой красивой букве.

И написали оставшеюся букву ы на следующей строке. 

Прописывают букву ы.

Посмотрели на строку с ы и нашли у себя самую красивую букву и нарисовали ей сверху корону, красным карандашом.

Нарисовали корону самой красивой букве.

Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами, например, шь. Прописали себе в тетрадь, откладывая мизинец до конца строки. Запишите буквосочетание до конца строчки.  

Прописывают буквосочетание шь.

Какое соединение в этом буквосочетании? Прочитайте слова про себя. Какую роль играют в этих словах ь и ъ?

 

Высокий мостик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 2)

Буква ь обозначает мягкость предыдущего согласного, буквы ь и ъ могут разделять гласный и согласный.

Запишите слова, диктуя себе по слогам с помощью подсчёта гласных в слове, подчеркните буквы мягкий и твердый знак.

 

1. Конь.

1 слог.

2. Мышь.

1 слог.

3. Обезьяна – О – БЕЗЬ – Я – НА.

4 слога.

4. Объезд – ОБЪ – ЕЗД.

2 слога.

                                                                                                                                                 Актуализация знаний

Итак, ребята на доске вы видите слова, с помощью веера покажите мне, какая буква пропущена в слове?

 

В…РОНА, ЗА…Ц, В…Р…БЕЙ, П…ТУХ.

Показывают буквы.

 

 

ВОРОНА, ЗАЯЦ, ВОРОБЕЙ, ПЕТУХ.

Какие эти слова?

Все эти слова словарные.

Что объединяет эти слова?

Слова-предметы, отвечают на вопрос кто? Одушевленные, животные.

Найдите лишнее слово?

Петух и заяц лишние слова.

Почему?

Петух – домашнее животное, заяц – зверь.

Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые?

Ворона.

Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв?

 

В слове «за́яц» [зай'иц]: слогов—2 (за-яц), букв—4, звуков—5:

з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый. а — [а] — гласный, ударный.

Слово заяц, в нём 4 буквы и 5 звуков.

 

я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий.

[и] — гласный, безударный. ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый.

 

Ребята, как мы определяем в словах количество слогов?

Сколько в слове гласных, столько и слогов, с помощью хлопков, с помощью выдоха и ладони, с помощью подбородка и ладони.

Правильно. Давайте разделим слова на слоги. 

Первое слово – Воробей – ВО – РО – БЕЙ. (С помощью хлопков)

3 слога.

Второе слово – Заяц – ЗА – ЯЦ. (С помощью ладони и выдохов)

2 слога.

Третье слово – Ворона – ВО – РО – НА. (С помощью подбородка и ладони)

3 слога.

Четвёртое слово – Петух – ПЕ – ТУХ. (С помощью подсчёта

гласных в слове)

2 слога.

А теперь, самостоятельно у себя в тетради, каждый записал слова в порядке увеличения в них слогов. Я пройду, проверю, как вы выполнили задание.

Записывают. 

Что получилось?

Воробей, ворона, заяц, петух.

Формулировка темы и целей урока

Ребята скажите, пожалуйста, как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

Если слово не помещается на строку, его надо как-то перенести на следующую строку.

Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

Предполагаем, что слово переносить нужно по правилам.

 

Совершенно верно! Что же сегодня вам предстоит выяснить?

По какому правилу нужно переносить слова.

А для чего это нужно?

Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу.

Чему вы можете научиться сегодня?

Мы научимся переносить слова.

Давайте с вами разгадаем ключ и назовём сегодняшнюю тему урока.

Разгадывают ключ и называют тему урока.

 

 

 

 

 

 

(Слайд 3)

 

Так как будет звучать тема сегодняшнего нашего с вами урока?

Перенос слов.

Изучение новой темы

Какие у вас есть предположения о том, как правильно нужно переносить слова?

При переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что слово надо переносить по слогам.

Согласно        этим    предположениям      как      можно             перенести слово красиво?

По слогам. Кра-сиво, краси-во.

Проверим ваше предположение. Запишите предложение:

Бродит стадо по лугам.

Учащиеся записывают предложение.

Разделите, каждое слово на слоги. Отделяя карандашом каждый слог вертикальной линией. 

Делят слова на слоги.

Давайте проверим. Вот так можно перенести слова с одной строки на другую. (Учитель показывает запись, выполненную заранее: Бродит ста-до по лу-гам.)

Проверяют как поделили слова на слоги вместе с учителем.

Формулирование правила. Итак, первое правило переноса слов!

 

Карточка – правило:

 

Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам,

Слово переносится по слогам.

Учащиеся повторяют правило.

 

Открыли учебники на странице 37. Красным шрифтом: Обрати внимание! Прочитаю правило, звучит так:

 

Правила переноса слов имеют свои секреты. Вот один из них. В слове этаж – Э – ТАЖ два слога, значит, для переноса мы должны его разделить по слогам. Но перенести это слово нельзя: одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку. (Учитель показывает пример на доске, как нельзя осуществлять перенос)

Слушают объяснения учителя.

Закрепление нового материала

Учебник, страница 36. Упражнение 1. Прочитай. Озаглавь текст. По небу плывёт пушистое облако. А вот ещё такое же белое и пушистое… Они медленно плывут по весеннему небу, как стая огромных белоснежных птиц. Зимой таких облаков не бывает. Это весенние кучевые облака.

Слушают учителя.

Кто автор данного текста?

Г. Скребицкий.

С чем автор сравнивает плывущие по небу облака? А тебе приходилось наблюдать такую картину? Чем (или кем) тебе представлялись облака.

Со стаей огромных белоснежных птиц. Приходилось (не приходилось). Варианты ответов детей кем им представлялись облака.

Спиши первое предложение. Раздели слова вертикальной чертой на слоги. (списывают вместе с учителем)

Списывают первое предложение. По не – бу плы – вёт пу – ши – сто – е об – ла – ко. 

Задание 2. Прочитай ещё раз текст упр. 1. Посмотри: слова медленно, кучевые не уместились на строке и части этих слов были перенесены на другую строку. На месте переноса поставлена небольшая горизонтальная чёрточка (-).

Слушают учителя.

Докажи, что выделенные слова были перенесены с одной строки на другую по слогам. Давайте поделим слова на слоги. 1. Ме – дле – нно, мед – ле – нно;

2. Ку – че – вы – е.

Делят слова на слоги.

А как ещё можно было перенести эти слова с одной строки на другую? Объясни свой ответ.

Ме – дленно, медлен – нно, ку – чевые.

Запишем слово зимой и разделим его горизонтальной чёрточкой для переноса (на доске вместе с учителем)

Зимой.

Прочитаем правило под галочкой. 

Запомни! Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.

Слушают учителя.

Упражнение 3. Прочитай. Посмотри, как разделены слова для

Смотрят в учебник.

 

переноса. 

Колоколь – чик, ро – машка, васи – лёк.

 

А как ещё можно перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова. Внизу дан образец.

По слогам. Перенос: 

1.  Ро – машка, рома – шки, ромаш – ки. 

2.  Ва – силёк, васи – лёк.

3.  Собака – со – бака, соба – ка.

Упражнение 4. Прочитай.

Юла, ива, лягушка, ученик, щавель, змея, гвоздика, пою, облако, язык, карандаш, эхо.

 

Найди слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Спиши их.

Юла, ива, змея, пою, язык, эхо.

Объясни как разделить для переноса другие слова.

Ля – гушка, лягу – шка, уче – ник, ща – вель, щаве – ль, гво – здика, гвозди – ка, об – лако, обла – ко, ка – рандаш, каран – даш.

Итог

Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

Переносом слов.

Когда мы не можем переносить слова?

Когда одна буква остаётся на строке.

По какому правилу мы переносим слова?

Слова переносятся с одной стороны на другую по слогам.

Рефлексия

Ребята, у вас на парте лежат по три кружочка у каждого. Жёлтый, зелёный и красный.

Зелёный кружок, поднимают те, кому сегодня было всё понятно на уроке, и он достиг всех целей.

Жёлтый кружок, понятно частично.

Красный кружок, те, кто ничего не понял сегодня на уроке.

Хорошо, я увидела, кому было что-то не понятно, а кому понятно.

Поднимают кружочки.

Вы сегодня молодцы. Спасибо, за урок! До свидания!

 

Список используемой литературы: Учебник для общеобразовательных организаций. 4-е издание. Москва «Просвещение» 2013 г.,

Канакина, В. П. Горецкий, В. Г. «Русский язык», 1класс

 

Конспект урока Технологическая карта

Конспект урока Технологическая карта

Формирование целей и темы урока

Формирование целей и темы урока

Правильно! Посмотрите какая замечательная улыбка должна появиться на ваших лицах, подарим друг другу улыбку

Правильно! Посмотрите какая замечательная улыбка должна появиться на ваших лицах, подарим друг другу улыбку

Посмотрели на строку с ь и нашли у себя самую красивую букву и нарисовали ей сверху корону, красным карандашом

Посмотрели на строку с ь и нашли у себя самую красивую букву и нарисовали ей сверху корону, красным карандашом

Запишите слова, диктуя себе по слогам с помощью подсчёта гласных в слове, подчеркните буквы мягкий и твердый знак

Запишите слова, диктуя себе по слогам с помощью подсчёта гласных в слове, подчеркните буквы мягкий и твердый знак

Правильно. Давайте разделим слова на слоги

Правильно. Давайте разделим слова на слоги

Слайд 3)

Слайд 3)

Формулирование правила. Итак, первое правило переноса слов!

Формулирование правила. Итак, первое правило переноса слов!

Задание 2. Прочитай ещё раз текст упр

Задание 2. Прочитай ещё раз текст упр

Когда мы не можем переносить слова?

Когда мы не можем переносить слова?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021