Урок по теме Политическая роль избирателя 9 класс
Оценка 5

Урок по теме Политическая роль избирателя 9 класс

Оценка 5
doc
02.11.2022
Урок по теме Политическая роль избирателя 9 класс
урок Политическая роль избирателя.doc

Урок по теме: «Политическая роль избирателя»

 

Цели урока:

познакомить учащихся со структу­рой политической системы Российской Федерации и ее функционированием;

содействовать формированию актив­ной гражданской позиции;

развивать умение логически мыс­лить, анализировать, моделировать, ре­шать проблемные задачи;

способствовать выработке навыков исследовательской работы.

 

Оборудование урока: доска, лист ватмана, маркер, опорные кон­спекты, плакаты.

 

За две недели до проведения урока учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, которым предстоит про­вести мини-опрос на тему «Пойду ли я на выборы?» (воз­можность проверить в действии один из исследовательских методов социологи­ческой науки).

Анкета для проведения социологического опроса

Данные о респонденте

1.Возраст

2.Пол.

3.Образование.

Вопросы

1.Знаете ли вы что-нибудь о выборах?

2.Пойдете ли вы на выборы?

3.Если нет (да), то почему?

 

Опрашивались родственники, дру­зья, знакомые и просто прохожие на улице (необходимо строгое соблюдение квот: от18 до 25 лет, 26-35, 36-45, до 60 лет, старше 60 лет, ).

Затем данные опроса необходимо обработать,  а ос­новные выводы  делаются непосредственно  на уроке.

Группам получают творческое задание: подготовить политический плакат, призывающий граждан прийти на выборы. Защита плакатов проводи­тся на уроке.

Во время урока ученики составляют опорные конспекты, в которых фиксируется тема уро­ка, его план, основные понятия. На доске - лист ватмана, на кото­ром школьники выстраивают логические цепочки.

 

План урока:

1. Вводное слово учителя. Постанов­ка задач занятия.

2.  Актуализация исторических зна­ний школьников. Сообщение нового ма­териала:

 

1) история выборов;

2) принципы демократических выбо­ров;

3) избирательная кампания;

4) типы избирательных систем.

 

3. Выводы по социологическому оп­росу.

4.  Защита политических плакатов.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя: «В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, осо­бенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать вы­бор, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об изби­рательном праве и избирательной сис­теме, о демократических выборах. Наша задача - выяснить, как должны проходить выборы в демократическом госу­дарстве, по каким принципам, какие су­ществуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказы­вает сама жизнь: в различных регионах России активность граждан на выборахразлична. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? По­пробуем разобраться».

2.1. Система выборов сформирова­лась давно. У древних индийцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был вы­разителем воли племени и его советчи­ком. Если он терял уважение соплемен­ников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.

В Древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий вы­падал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.

Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, если вы выбирае­те дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»

Основные вопросы народное собра­ние решало путем голосования (оно про­водилось на горе Пникс). Белый каме­шек означал положительное решение, черный - отрицательное. Судьба чиновников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиня­ных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков наби­ралось много, то он изгонялся из полиса на 5-10 лет. Это - так называемый ост­ракизм, который ввел Клисфен.

В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Це­лую неделю до голосования кандидат носил белый плащ - кандиду. Хотя бе­лый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандида­тов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жаж­ду, но и получить хороший подарок.

В России проект создания Государ­ственной думы был предложен Сперан­ским в 1808 г. 17 октября 1905 г. Нико­лай II подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не все­общими. I Государственная дума начала работать в апреле 1906 г.

2.2. Итак, выборы - это один из спо­собов формирования парламента. В ходе них граждане избирают и главу государ­ства. Во всех демократических государ­ствах выборы проводятся по определен­ным правилам, или принципам, которые . нельзя менять ни при каких обстоятель­ствах.

Далее раскрываются основные прин­ципы демократических выборов.

Первый из них - всеобщность выбо­ров. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содер­жащиеся в местах лишения свободы.

Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос. Как антитезу этой позиции можно при­вести указ о выборах в I Государствен­ную думу 1905 г., согласно которому 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих.

Прямое избирательное право озна­чает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого канди­дата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.

Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т.е. воз­можность сделать выбор из нескольких кандидатов.

Демократичность выборов выража­ется и в том, что должностные лица из­бираются лишь на определенный срок. В VI в. до н.э. в Афинах гражданам, за исключением военных, запрещалось из­бираться дважды на одну и ту же долж­ность. Сегодня, например в Конститу­ции Португалии, прямо говорится, что никто не может пожизненно занимать политический пост.

Срок полномочий должностных лиц может быть разным. Так, во многих странах членов парламента избирают сроком на 4 года, а в Италии - на 7 лет. В ряде государств существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух сроков подряд. Однако на практике бывают и исключения. На­пример, Ф.Рузвельт избирался прези­дентом США четыре раза.

Избиратели не случайно отдавали ему свои голоса. Биографы Рузвельта рассказы­вают, каких усилий стоило этому человеку скрывать свою физическую слабость.

В ходе одной из предвыборных кампаний Рузвельту предстояло выступать на массо­вом митинге в закрытом помещении. Его противники специально устроили так, что дорожка, по которой надо было идти к три­буне, имела очень высокий и толстый ворс. Рузвельт, во время ходьбы едва поднимав­ший ноги, неизбежно должен был спот­кнуться и упасть. Тем более что проход к трибуне был оставлен столь узкий, что сы­новья, обычно поддерживавшие его, не смог­ли бы идти с ним рядом.

Помощники Рузвельта сумели вовремя узнать об этом замысле. Любой на месте Рузвельта предпочел бы под благовидным предлогом отказаться от выступления, но он поступил иначе.

В назначенный час Рузвельт подъехал к зданию, где его ждали. Однако машина, миновав главный вход, остановилась с про­тивоположной стороны дома, там, где распо­лагалась пожарная лестница. Рузвельта подвели к ней, и он, взявшись за край лест­ницы, мощным движением подтянулся вверх. Так, на одних руках, он поднялся на верхний этаж. Появление Рузвельта на сце­не из-за кулис стало для всех полнейшей не­ожиданностью.

Вскоре вездесущие репортеры разузна­ли об этом эпизоде. Когда в печати появи­лись сообщения, как благодаря силе своих хорошо натренированных рук Рузвельт вы­шел победителем в сложной ситуации, его престиж еще более вырос.

Если в каком-либо государстве практикуется перенос или отмена вы­боров, то это дает повод усомниться в демократичности такой политической системы.

Учащимся предлагается самим убедиться в необходимости ука­занных принципов. Для этого модели­руются ситуации, в которых какой-ли­бо из принципов нарушается. Учени­кам предлагается построить цепочку следствий, вытекающих из такой си­туации.

Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане-мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Воз­можно ли это в современном обществе? Какой принцип демократических выборов на­рушается?

Ситуация 2. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий чело­век в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюл­летене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов на­рушается? К чему это может привести?

Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосо­вать за соседа, родственник - за род­ственника. Как такая ситуация отразит­ся на результатах выборов?

Ситуация 4. В бюллетене для голо­сования проставлена только одна фами­лия. Какой избирательный принцип на­рушен? К каким последствиям может при­вести такой порядок выборов?

2.3. Внимание учащихся фиксирует­ся на основных этапах избирательной кампании: назначение выборов, органи­зация избирательных округов, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей в установленном порядке, выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования на избирательных участках, подведение итогов голосова­ния, установление и оглашение резуль­татов выборов. Смысл и назначение каждого этапа раскрывается с привле­чением известных учащимся и новых фактов. Внимание школьников обращается на то, что существуют различные способы выдвижения кандидатов: группой избирателей, политической партией, возможно самовыдвижение. (можно разъяснить, для чего в США проводятся первичные выборы - праймериз.)

2.4. Следует рассмотреть характерные черты двух главных избирательных систем - пропорциональной и мажоритарной.

Мажоритарная система (от фр. большинство») предполагает голосование за конкретного кандидата. Победителем считается кандидат, набравший абсолютное (более 50%) или относительное (больше, чем у соперника) большинство голосов.

Пропорциональная система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за списки политических партий. Места в законодательном органе распределяются пропорционально набранным партиями голосам.

В России, для того чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть 5-процентный барьер, а с 2007 г. - 7-процентный (иными словами, если партия набрала меньше 5 или 7% голосов избирателей, она лишается представи­тельства в Думе). Для сравнения: в Египте установлен 8 -процентный барь­ер, в Швеции - 4-процентный, а в Аргентине - 3-процентный.

Целесообразно вновь вернуться к во­просу о значении выборов и необходи­мости участия в них. Каждый гражда­нин в зависимости от жизненных обсто­ятельств, личных потребностей и воз­можностей выбирает для себя конкрет­ную политическую роль. Не все, естест­венно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это - выборы.

Во время выборов мы играем роль избирателя. Мы, граждане России, из­бираем президента, депутатов Государ­ственной Думы, наших представителей в органах мест­ного самоуправления.

3. Вниманию класса предлагаются результаты проведенного учениками небольшого социологического опроса. На основе результатов анкетирования
учащиеся должны дать прогноз относи­тельно явки избирателей на выборы.

4. Группы, проводившие социологи­ческий опрос, также получившие задание
подготовить политический плакат, при­зывавший граждан прийти на выборы проводят
презентацию своего плаката.

 


Урок по теме: «Политическая роль избирателя»

Урок по теме: «Политическая роль избирателя»

Опрашивались родственники, дру­ зья, знакомые и просто прохожие на улице (необходимо строгое соблюдение квот: от18 до 25 лет, 26-35, 36-45, до 60 лет, старше 60…

Опрашивались родственники, дру­ зья, знакомые и просто прохожие на улице (необходимо строгое соблюдение квот: от18 до 25 лет, 26-35, 36-45, до 60 лет, старше 60…

Наша задача - выяснить, как должны прохо дить выборы в демократическом госу­дарстве, по каким принципам, какие су­ ществуют этапы выборов

Наша задача - выяснить, как должны прохо дить выборы в демократическом госу­дарстве, по каким принципам, какие су­ ществуют этапы выборов

Хотя бе­ лый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандида­ тов были откровенно корыстны

Хотя бе­ лый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандида­ тов были откровенно корыстны

Сегодня, например в Конститу­ции

Сегодня, например в Конститу­ции

Рузвельт вы­шел победителем в сложной ситуации, его престиж еще более вырос

Рузвельт вы­шел победителем в сложной ситуации, его престиж еще более вырос

Внимание школьников обращается на то, что существуют различные способы выдвижения кандидатов: группой избирателей, политической партией, во зможно самовыдвижение

Внимание школьников обращается на то, что существуют различные способы выдвижения кандидатов: группой избирателей, политической партией, во зможно самовыдвижение

Вниманию класса предлагаются результаты проведенного учениками небольшого социологического опроса

Вниманию класса предлагаются результаты проведенного учениками небольшого социологического опроса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022