Урок по теме: «Политическая роль избирателя»
Цели урока:
познакомить учащихся со структурой политической системы Российской Федерации и ее функционированием;
содействовать формированию активной гражданской позиции;
развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи;
способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Оборудование урока: доска, лист ватмана, маркер, опорные конспекты, плакаты.
За две недели до проведения урока учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, которым предстоит провести мини-опрос на тему «Пойду ли я на выборы?» (возможность проверить в действии один из исследовательских методов социологической науки).
Анкета для проведения социологического опроса
Данные о респонденте
1.Возраст
2.Пол.
3.Образование.
Вопросы
1.Знаете ли вы что-нибудь о выборах?
2.Пойдете ли вы на выборы?
3.Если нет (да), то почему?
Опрашивались родственники, друзья, знакомые и просто прохожие на улице (необходимо строгое соблюдение квот: от18 до 25 лет, 26-35, 36-45, до 60 лет, старше 60 лет, ).
Затем данные опроса необходимо обработать, а основные выводы делаются непосредственно на уроке.
Группам получают творческое задание: подготовить политический плакат, призывающий граждан прийти на выборы. Защита плакатов проводится на уроке.
Во время урока ученики составляют опорные конспекты, в которых фиксируется тема урока, его план, основные понятия. На доске - лист ватмана, на котором школьники выстраивают логические цепочки.
План урока:
1. Вводное слово учителя. Постановка задач занятия.
2. Актуализация исторических знаний школьников. Сообщение нового материала:
1) история выборов;
2) принципы демократических выборов;
3) избирательная кампания;
4) типы избирательных систем.
3. Выводы по социологическому опросу.
4. Защита политических плакатов.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя: «В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача - выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.
Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в различных регионах России активность граждан на выборахразлична. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Попробуем разобраться».
2.1. Система выборов сформировалась давно. У древних индийцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени и его советчиком. Если он терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.
В Древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.
Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»
Основные вопросы народное собрание решало путем голосования (оно проводилось на горе Пникс). Белый камешек означал положительное решение, черный - отрицательное. Судьба чиновников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса на 5-10 лет. Это - так называемый остракизм, который ввел Клисфен.
В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ - кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жажду, но и получить хороший подарок.
В России проект создания Государственной думы был предложен Сперанским в 1808 г. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не всеобщими. I Государственная дума начала работать в апреле 1906 г.
2.2. Итак, выборы - это один из способов формирования парламента. В ходе них граждане избирают и главу государства. Во всех демократических государствах выборы проводятся по определенным правилам, или принципам, которые . нельзя менять ни при каких обстоятельствах.
Далее раскрываются основные принципы демократических выборов.
Первый из них - всеобщность выборов. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос. Как антитезу этой позиции можно привести указ о выборах в I Государственную думу 1905 г., согласно которому 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.
Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т.е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.
Демократичность выборов выражается и в том, что должностные лица избираются лишь на определенный срок. В VI в. до н.э. в Афинах гражданам, за исключением военных, запрещалось избираться дважды на одну и ту же должность. Сегодня, например в Конституции Португалии, прямо говорится, что никто не может пожизненно занимать политический пост.
Срок полномочий должностных лиц может быть разным. Так, во многих странах членов парламента избирают сроком на 4 года, а в Италии - на 7 лет. В ряде государств существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух сроков подряд. Однако на практике бывают и исключения. Например, Ф.Рузвельт избирался президентом США четыре раза.
Избиратели не случайно отдавали ему свои голоса. Биографы Рузвельта рассказывают, каких усилий стоило этому человеку скрывать свою физическую слабость.
В ходе одной из предвыборных кампаний Рузвельту предстояло выступать на массовом митинге в закрытом помещении. Его противники специально устроили так, что дорожка, по которой надо было идти к трибуне, имела очень высокий и толстый ворс. Рузвельт, во время ходьбы едва поднимавший ноги, неизбежно должен был споткнуться и упасть. Тем более что проход к трибуне был оставлен столь узкий, что сыновья, обычно поддерживавшие его, не смогли бы идти с ним рядом.
Помощники Рузвельта сумели вовремя узнать об этом замысле. Любой на месте Рузвельта предпочел бы под благовидным предлогом отказаться от выступления, но он поступил иначе.
В назначенный час Рузвельт подъехал к зданию, где его ждали. Однако машина, миновав главный вход, остановилась с противоположной стороны дома, там, где располагалась пожарная лестница. Рузвельта подвели к ней, и он, взявшись за край лестницы, мощным движением подтянулся вверх. Так, на одних руках, он поднялся на верхний этаж. Появление Рузвельта на сцене из-за кулис стало для всех полнейшей неожиданностью.
Вскоре вездесущие репортеры разузнали об этом эпизоде. Когда в печати появились сообщения, как благодаря силе своих хорошо натренированных рук Рузвельт вышел победителем в сложной ситуации, его престиж еще более вырос.
Если в каком-либо государстве практикуется перенос или отмена выборов, то это дает повод усомниться в демократичности такой политической системы.
Учащимся предлагается самим убедиться в необходимости указанных принципов. Для этого моделируются ситуации, в которых какой-либо из принципов нарушается. Ученикам предлагается построить цепочку следствий, вытекающих из такой ситуации.
Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане-мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Возможно ли это в современном обществе? Какой принцип демократических выборов нарушается?
Ситуация 2. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?
Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник - за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?
Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?
2.3. Внимание учащихся фиксируется на основных этапах избирательной кампании: назначение выборов, организация избирательных округов, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей в установленном порядке, выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования на избирательных участках, подведение итогов голосования, установление и оглашение результатов выборов. Смысл и назначение каждого этапа раскрывается с привлечением известных учащимся и новых фактов. Внимание школьников обращается на то, что существуют различные способы выдвижения кандидатов: группой избирателей, политической партией, возможно самовыдвижение. (можно разъяснить, для чего в США проводятся первичные выборы - праймериз.)
2.4. Следует рассмотреть характерные черты двух главных избирательных систем - пропорциональной и мажоритарной.
Мажоритарная система (от фр. большинство») предполагает голосование за конкретного кандидата. Победителем считается кандидат, набравший абсолютное (более 50%) или относительное (больше, чем у соперника) большинство голосов.
Пропорциональная система предполагает голосование не за конкретных кандидатов, а за списки политических партий. Места в законодательном органе распределяются пропорционально набранным партиями голосам.
В России, для того чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть 5-процентный барьер, а с 2007 г. - 7-процентный (иными словами, если партия набрала меньше 5 или 7% голосов избирателей, она лишается представительства в Думе). Для сравнения: в Египте установлен 8 -процентный барьер, в Швеции - 4-процентный, а в Аргентине - 3-процентный.
Целесообразно вновь вернуться к вопросу о значении выборов и необходимости участия в них. Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль. Не все, естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это - выборы.
Во время выборов мы играем роль избирателя. Мы, граждане России, избираем президента, депутатов Государственной Думы, наших представителей в органах местного самоуправления.
3. Вниманию класса предлагаются результаты
проведенного учениками небольшого
социологического опроса. На основе
результатов анкетирования
учащиеся должны дать прогноз относительно
явки избирателей на выборы.
4. Группы, проводившие социологический
опрос, также получившие задание
подготовить политический плакат, призывавший граждан прийти на выборы проводят
презентацию своего плаката.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.