Урок по теме "Прилагательные" 5 класс
Оценка 4.9

Урок по теме "Прилагательные" 5 класс

Оценка 4.9
docx
24.09.2022
Урок по теме  "Прилагательные" 5 класс
Деловая игра.docx

Дидактические игры на уроках русского языка по теме «Имя прилагательное».

Дидактические игры на уроках русского языка по теме «Имя прилагательное».

 Дидактическая игра по теме «Имя прилагательное».

 

Цель:

1.Повторение материала по теме

2. Обогащение словарного запаса учащихся.

3. Формирование интереса к изучению русского языка через активные формы работы.

4. Воспитание любви к родному языку.

 

I.            Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.

Улыбнёмся своему соседу, подарим друг другу хорошее настроение и начнём урок. 

II.      Ход урока

1.                                 Вступление 
-Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей.

Кто за приключения? 
Все без исключения! 
Делимся на две команды и отправляемся в путешествие

2.Начнем игру с несложного задания (слайд № 1)

-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь)

 

 Норка,            черная,          галка,           рыжие,    

           гладкая,         лисички,       бантик             пушистая

 

Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?

 (имена существительные) - Назовите орфограммы в словах.

-Назовите признаки имен существительных.

-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)

-Как вы это определили? Докажите.

 

3. Эвристическая беседа

-Теперь приближаемся к станции « Повторение».

Учитель читает четверостишие:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

 - О какой части речи идет речь?.

Дети отвечают:

 - Имя прилагательное обозначает признак предмета, употребляется с именами существительными, в предложении является определением. Без прилагательных мир бы стал тусклым, бледным, неинтересным.

 Учитель предлагает пофантазировать и словесно нарисовать имя прилагательное.

Дети фантазируют, придумывают.

Прилагательное:

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

4.Операционный этап. 
1)Проверка теоретических знаний.(слайд №3)

2.Аукцион.

В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее

цвет (белый, черный, синий…..),

вкус (соленый, сладкий, кислый….),
размер (большой, высокий, длинный…),

температуру (холодный, горячий, теплый…),

качества характера (добрый, злой, щедрый…)

 

3.На одну букву.

Подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву (например, на букву К)

Кислый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, коллективный, кофейный…)

 

4.Слова-путешественники.

Назовите имена существительные, образованные путем перехода в них имен прилагательных, обозначающие названия

кушаний (жаркое, заливное, мороженое, холодное…)

магазинов (булочная, кондитерская…),

поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый…),

животных ( косой, вороной, пернатые…),

профессий (рабочий, дежурный, портной, пожарный, военный…)

 

5Сколько правил? ( Слайд №6)

Попробуйте сосчитать, сколько нужно знать орфографических правил, чтобы не ошибиться в написании следующих имен прилагательных:

гигантский, веснушчатый, революционный, высококвалифицированный, дискуссионный, копировальный, народнохозяйственный, французский…

 

6.Кто быстрее?(слайд №8)

За определенное время (2-3 минуты) нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным учителем словам.

Трава: зеленая, молодая, весенняя, нежная….

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный…

Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый…

Книга: интересная, серьезная, толстая, библиотечная, новая…

Друг: верный, старый, хороший, настоящий…

 

 

7.Знаешь ли ты сказки?

Подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках

молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная), конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая), дорога (прямоезжая).

 

8.Образуй прилагательные.

В игре побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена прилагательные от числительного ДВА и существительных ЗНАК, ЛИЦО,НОГА,СЛОГ, СМЫСЛ, ВЕДРО, ГОД, ЛЕТО, МЕСЯЦ, МОТР, НЕДЕЛЯ, ЦВЕТ, ЧАС, ЭТАЖ.

(Двузначный, двуличный, двуногий, двусложный, двусмысленный, двухведёрный, двухгодичный, двухлетний, двухмесячный, двухмоторный, двухнедельный, двухцветный, двухчасовой, двухэтажный).

 

9.Замени прилагательное. (слайд №9)

Замените имена прилагательные иноязычного происхождения другими, близкими по смыслу.

Апатичный (равнодушный), бракованный (некачественный), гигантский (огромный), эквивалентный (равнозначный), коллективный (общий), компактный (небольшой), контрастный (противоположный), коммуникабельный (общительный).

 

10Игра-шутка.

Учитель называет прилагательное. Ребята образовывают от него имя существительное и хором называют. Игра проводится в быстром темпе, поэтому нужно быть внимательными, чтобы не попасть впросак.

Новый (новость), суровый (суровость), сосновый (сосна), полный (полнота), черный (чернота), красный (краснота), ясный (ясность).

 

 

11.Отгадай загадку.

Шли двое. Остановились. Один другого спрашивает:

- Это черная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

- Потому что зеленая.

(смородина)

 

Игра-физкультминутка.

     Отгадайте кто это?

     Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

     Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

     Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

     Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

     Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

     Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

     Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)

-Попробуйте придумать подобные загадки и адресовать их мне или своим одноклассникам.

 

3. Рефлексия

Что вам понравилось на уроке?

Что вы узнали о прилагательном?

Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши.

4. Выбор домашнего задания. 
- Выберите себе домашнее задание. 
- Спасибо за урок. 

 

Дидактические игры по теме «Имя прилагательное» используются на уроках русского

языка  и внеклассных занятиях в 5-7 классах по усмотрению учителя.  

 

Цель:

1. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

2. Формирование интереса к изучению русского языка через активные формы работы.

3. Воспитание любви к родному языку.

 

Материал подготовила Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка и

литературы 1 категории МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы

языка  и внеклассных занятиях в 5-7 классах по усмотрению учителя.  

 

Цель:

1. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

2. Формирование интереса к изучению русского языка через активные формы работы.

3. Воспитание любви к родному языку.

 

Материал подготовила Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка и

литературы 1 категории МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.

 

 

Аукцион.

В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее

цвет  (белый, черный, синий…..),

вкус  (соленый, сладкий, кислый….),

размер  (большой, высокий, длинный…),

температуру  (холодный, горячий, теплый…),

качества характера  (добрый, злой, щедрый…)

 

На одну букву.

Подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву

(например, на букву К)

Кислый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий,

качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, коллективный,

кофейный…)

 

Слова-путешественники.

Назовите имена существительные, образованные путем перехода в них имен

прилагательных, обозначающие названия

кушаний  (жаркое, заливное, мороженое, холодное…)

магазинов  (булочная, кондитерская…),

поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый…),

животных ( косой, вороной, пернатые…),

профессий (рабочий, дежурный, портной, пожарный, военный…)

 

Сколько правил?

Попробуйте сосчитать, сколько нужно знать орфографических правил, чтобы не

ошибиться в написании следующих имен прилагательных:

гигантский, веснушчатый, революционный, высококвалифицированный, дискуссионный,

копировальный, народнохозяйственный, французский…

 

Кто быстрее?

За определенное время (2-3 минуты) нужно подобрать как можно больше прилагательных

к данным учителем словам.

Трава: зеленая, молодая, весенняя, нежная….

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный…

Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый…

Книга: интересная, серьезная, толстая, библиотечная, новая…

Друг: верный, старый, хороший, настоя

Знаешь ли ты сказки?

Подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто

встречаются в сказках

молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная), конь (вороной), лес

(дремучий), вода (живая), дорога (прямоезжая).

 

Образуй прилагательные.

В игре побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена прилагательные от

числительного ДВА и существительных ЗНАК, ЛИЦО,НОГА,СЛОГ, СМЫСЛ, ВЕДРО,

ГОД, ЛЕТО, МЕСЯЦ, МОТР, НЕДЕЛЯ, ЦВЕТ, ЧАС, ЭТАЖ.

(Двузначный, двуличный, двуногий, двусложный, двусмысленный, двухведёрный,

двухгодичный, двухлетний, двухмесячный, двухмоторный, двухнедельный, двухцветный,

двухчасовой, двухэтажный)

Отгадай загадку.

Шли двое. Остановились. Один другого спрашив


 

Дидактические игры на уроках русского языка по теме «Имя прилагательное»

Дидактические игры на уроках русского языка по теме «Имя прилагательное»

На одну букву. Подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву (например, на букву

На одну букву. Подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву (например, на букву

Новый (новость), суровый (суровость), сосновый (сосна), полный (полнота), черный (чернота), красный (краснота), ясный (ясность)

Новый (новость), суровый (суровость), сосновый (сосна), полный (полнота), черный (чернота), красный (краснота), ясный (ясность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2022