МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20"
Россия, Московская область, город Королёв, проспект Космонавтов, дом 5а тел./ факс (495) 512-54-50
«Непроизводные
и производные предлоги»
2023 год
Технологическая карта открытого урока русского языка по теме:
«Непроизводные и производные предлоги»
7Б класс
ФИО учителя: Гасанова Тазагуль Агадыновна
Место работы: МБОУ СОШ №20
Предмет: Русский язык
Тема урока: Непроизводные и производные предлоги.
Класс: 7Б.
Цель урока: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами, с их сходствами и различиями, формировать навык правильного написания производных предлогов, научить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, находить их в тексте.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные:
- формировать основы саморазвития, навыки приобретения личного опыта;
- способствовать формированию навыков самостоятельной работы, поиск путей решения различных учебных задач;
- стимулировать учащихся к самооценке, самоанализу.
Метапредметные:
- умение ставить и формулировать новые учебные задачи, развивающие познавательную деятельность учащихся;
- развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;
Предметные:
- научить отличать производные и непроизводные предлоги;
- познакомить учащихся с происхождением производных предлогов;
- сформировать умение различать производные предлоги от омонимичных слов самостоятельных частей речи;
Регулятивные:
- целеполагание, планирование деятельности;
- включение в организацию учебной деятельности;
- контроль, оценка.
Коммуникативные:
-ориентированность на сотрудничество, взаимодействие;
- умение создавать собственное высказывание, аргументировать свой ответ.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, раздаточный материал.
Формы обучения: фронтальная, парная, групповая
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
Формы и методы, приёмы работы |
Формируемые УУД |
|||||||||
I.Организационный момент. Мотивация. |
– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему. Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема сегодня – мы узнаем позже, прежде вспомним, что изучили на прошлом уроке. Ребята, в речи каждого из нас есть маленькая, но очень нужная служебная часть речи. Я говорю о предлоге. В переводе с греческого «предлог» обозначает «перед словом». В русском языке предлог всегда стоит перед словом? Сегодня мы будем подниматься по лестнице знаний и узнаем, что мы знаем о предлогах. |
Учащиеся слушают учителя. |
Форма: индивидуальная – установление дисциплины. |
Осуществлять самоконтроль. |
|||||||||
II. Проблемная ситуация. Целеполагание. 1. Проблемная ситуация. |
− Ребята, для начала давайте проверим, насколько хорошо вы умеете находить предлоги в предложениях. Я предлагаю поработать с тремя предложениями. Вам нужно их списать, вставить орфограммы, найти предлоги и обозначить их. Даю на эту работу 3 минуты (Слайд 1). Из(под) забора выле.. сосе..ский кот (Т,т)имофей. Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку. Благодаря забот.. своей хозяйк.. (Т,т)имофей (не)остался голодным. − Кто выполнил задание? Теперь проверим, что у вас получилось. Допустили ли вы орфографические ошибки? (слайд 2 – проверка) (проверить, если есть ошибки, отработать правила). Из-под забора вылез соседский кот Тимофей. Весь день он просидел у норы, поджидая мышку. Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным. − Нам нужно было найти предлоги. 1 группа, где предлог в 1 предложении? 2 группа, назовите предлог во 2 предложении, 3 группа – в 3. Ребята из других групп? − Что вы не смогли сделать? (отвечают, что не нашли предлог в третьем предложении). Давайте поставим вопросительный знак карандашом рядом с этим предложением. А предлог здесь есть. Но где он? |
Выполняют задание, проверяют вместе с учителем. Отвечают на проблемные вопросы, находя место и причину затруднения при выполнении задания. |
Самостоятельная работа. |
Развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение. Способствовать формированию навыков самостоятельной работы, поиск путей решения различных учебных задач. Самостоятельно анализировать условия достижения цели. Находить место и причину затруднения при выполнении задания. |
|||||||||
2. «Лестница знаний». Целеполагание. |
− Чтобы найти предлог, давайте вспомним, что вы уже знаете о предлогах. Для этого пройдем по «Лестнице знаний» (Слайд 3). Наша цель узнать, на какой ступеньке мы сейчас находимся. Выходите к доске, берете вопрос, отвечаете на него и прикрепляете той стороной, где написан вопрос. Если затрудняетесь ответить на вопрос, адресуйте его кому-нибудь из класса (учащимся по цепочке предлагается ответить на вопросы, переходя от простых вопросов к более сложным). Кто желает? Вопросы: 1) На какой вопрос отвечает предлог? 2) Каким членом предложения является предлог? 3) Что обозначает предлог? 4) Какова синтаксическая роль предлогов? 5) К какой группе частей речи относится предлог? 6) Назовите виды предлогов по составу. 7) Какие предлоги относятся к производным, а какие – к непроизводным? Ребята, мы поднялись на ту ступеньку, где наших знаний недостаточно для ответа. Закроем на время этот вопрос. Давайте определим, что мы должны узнать, чтобы ответить на него. Значит, какова тема урока? Что вы будете изучать? − Молодцы! Тема урока: «Непроизводные и производные предлоги» (Слайд 4). − Давайте поставим цели нашего урока. Помогут нам в этом три волшебных глагола. Цели урока (Слайд 5) (спросить по группам): − узнать, что такое производные и непроизводные предлоги; − понять, чем производные предлоги отличаются от непроизводных; − научиться находить предлоги в тексте и отличать их от других частей речи. |
Подходят по очереди к доске, открывают вопросы на «Лестнице знаний» и отвечают на эти вопросы. Постепенно подходят к теме урока путём умозаключений. Определяют тему и цель урока. |
Работа у доски, ответы на вопросы. |
Умение ставить и формулировать новые учебные задачи, развивающие познавательную деятельность учащихся. Умение создавать собственное высказывание, аргументировать свой ответ. Целеполагание, умение взаимодействовать в УД. |
|||||||||
III. Проектирование и открытие новых знаний. 3. Лексическая работа. |
− Я предлагаю вам толкования слова производный из разных словарей (слайд 6). Сформулируйте сами, что обозначает слово производный (опрос по группам). Ребята, как вы думаете, те предлоги, которые вы легко определили в предложениях, - производные или нет? Назовите еще непроизводные предлоги. Молодцы! Вы их хорошо знаете и быстро находите в предложениях. Теперь поработаем с производными предлогами. |
Лексическая работа. Называют непроизводные предлоги. |
Лексическая работа |
Развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение. |
|||||||||
4. Работа с таблицей. Работа в парах. |
- Мы с вами определили, что производные – это образованные от чего-либо. Поскольку речь идет о части речи – предлог, он образуется от других частей речи. Давайте посмотрим, от каких? Для этого поработаем с примерам из карточки 2. Читаем примеры из левой колонки, задаем вопрос к выделенному слову, определяем часть речи.
- Итак, поработав с таблицей, какие выводы Вы можете сделать? (производные предлоги похожи на самостоятельные части речи, они образованы, произведены от существительных, наречий, деепричастий). Давайте проверим, верны ли наши выводы (слайд 7) Теперь мы можем подняться на еще одну ступеньку и ответить на вопрос № 7: Какие предлоги относятся к производным, а какие – к непроизводным? Открыли новую ступеньку (слайд 9). |
Работают в парах с таблицами. Делают выводы, что производные предлоги могут образовываться от существительных, наречий и деепричастий. Отвечают на вопросы, делают умозаключения. Обобщают сведения. |
Работа в парах. Работа с теоретическим материалом. |
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности. Ориентированность на сотрудничество, взаимодействие. Формировать основы саморазвития, навыки приобретения личного опыта. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. |
|||||||||
IV. Реализация поставленной цели. 5. Первичное закрепление. |
- Закрепим полученные знания. Прошу выйти по одному представителю от группы и выбрать для своей группы солнышко. Что обозначают написанные на солнышках слова? (перед нами части речи, от которых могут быть образованы производные предлоги). Хорошо! Ваша задача: выбрать из предложенных на партах лучиков те предлоги, которые могут быть образованы от вашей части речи, и прикрепить лучики к солнцу. Для более удобной работы в группе вы можете встать с мест. На выполнение задания отведем 2 минуты (учащиеся работают в группах). Предлоги для задания: в течение, в заключение, с целью, возле, напротив, позади, начиная с, включая, не считая, для, по, от. Давайте проверим. Каждая группа по очереди показывает свое солнышко и объясняет свой выбор. Ребята из других групп, проверяйте товарищей (проверка). От существительного: в течение, в заключение, с целью; От наречия: возле, напротив, позади; От деепричастия: начиная с, включая, не считая. Оцените устно работу ваших групп. Ребята, вы обратили внимание, что у нас остались предлоги, которые мы не можем отнести к той или иной группе? Что это за предлоги? (для, по, от - непроизводные). Молодцы! |
Работают в группах. Оценивают работу других групп. |
Составление мини-проекта |
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности. Применять полученные знания в зависимости от конкретных условий. Контроль, оценка. |
|||||||||
6. «Лестница знаний». Снятие затруднения. |
Откроем следующую ступень: 8) Как отличить производный предлог от самостоятельной части речи? Можем мы ответить на этот вопрос? - Вернемся к лестнице, к тем знаниям, которые мы уже открыли для себя. Предлог не является членом предложения, к нему нельзя задать вопрос, он сам участвует в вопросе. А теперь давайте вернемся к тому предложению, в котором мы не нашли предлог. Сможете ли вы это сделать сейчас? (если появилось затруднение, разобрать предложение, составить цепочку вопросов, обратить внимание на то, что к слову благодаря нельзя задать вопрос, оно само участвует в вопросе). Молодцы! Уберем знак вопроса. |
Отвечают на вопросы, делают выводы. |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. |
||||||||||
7. Закрепление имеющихся знаний. |
1) Работа с предложениями. Чтобы ответить на поставленный вопрос и научиться отличать производные предлоги и самостоятельные части речи, давайте поработаем с предложениями все вместе, определим, какая перед нами часть речи. Поставьте вопросы к выделенным словам (слайды 9-14): 1 группа: Футболист промчался мимо. (НАРЕЧИЕ) – Мы проплывали мимо домика. (ПРЕДЛОГ) 2 группа: Саша и Таня радовались, благодаря родителей за прекрасные подарки. (ДЕЕПРИЧАСТИЕ) – Андрей понял правило благодаря учителю. (ПРЕДЛОГ) 3 группа: Ему долго пришлось идти довольно трудным путём. (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) – Нас убедили путём веских доказательств. (ПРЕДЛОГ) Теперь мы можем ответить на 8 вопрос? Как отличить слово самостоятельной части речи и производный предлог? 2) Работа с текстом. Следующее задание вам нужно выполнить на скорость. Посмотрим, какая группа справится с ним быстрее. На карточке 3 вам дан текст, в котором вам нужно найти производные и непроизводные предлоги. Из-за обстоятельств я был вынужден покинуть свой уютный дом и выдвинуться в путь. Снег шёл в течение всего пути. За окном кареты всё казалось белоснежным и пустым. Проверим, все ли верно? (слайд 16). Из-за обстоятельств я был вынужден покинуть свой уютный дом и выдвинуться в путь. Снег шёл в течение всего пути. За окном кареты всё казалось белоснежным и пустым. |
Работают по цепочке устно. Работают в группе. |
Работа с иллюстрациями. Групповая работа. |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание. Контроль, оценка. |
|||||||||
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
- В группах вы поработали хорошо, молодцы! А теперь давайте проверим, насколько хорошо каждый из вас усвоил тему урока. Перед Вами карточки 4 с 5 предложениями. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. На карточках напротив каждого предложения графически обозначьте, какой частью речи является выделенное слово: НП – непроизводный предлог, ПП – производный предлог, С – существительное, Н – наречие, Д – деепричастие (слайд 17). 1 вариант 1. В течении наших сибирских рек часто встречаются пороги. 2. Дети гуляли в продолжение часа. 3.Сторожевые собаки смирно сидели около. 4. Замок находится на высокой горе. 5. Мальчик шёл, не смотря по сторонам. 2 вариант 1. Он уходил, благодаря за оказанную помощь. 2. Мы встретимся по окончанию фильма. 3. Сторож всю ночь ходил вокруг сада. 4. Ни одной живой души не было видно вблизи. 5. В продолжении повести появятся новые герои. - Давайте узнаем, поднялись ли вы сегодня на ступень выше по лестнице знаний. Чтобы это сделать, обратимся к коду, который должен был у вас получиться. Проверьте себя, проставьте + (если ответ верен) и – (если ответ не верен) напротив каждого ответа. Самопроверка (Слайд 18):
Если у вас все правильно, поставьте себе 5, если один ответ неправильный – 4, если было допущено две ошибки – 3, больше – 2. Поднимите руку, кто выполнил все верно. У кого одна ошибка? Две ошибки? Если вы выполнили все верно – молодцы! Если у вас что-то не получилось, не расстраивайтесь! У вас еще все впереди, надо лишь немного постараться. |
Выполняют самостоятельно. Проверяют по эталону (осуществляют самооценку). |
Самостоятельная работа. Самопроверка. |
Применять полученные знания в зависимости от конкретных условий. Контроль, оценка. |
|||||||||
V. Рефлексия (слайд 18) |
|
Подводят итоги урока, делают выводы, оценивают свою работу на уроке, аргументируя ответ. |
Способность строить учебно-познавательную деятельность. |
||||||||||
Домашнее задание (слайд 19) |
А на дом я вам задам следующее задание: найти в произведении, которое вы сейчас проходите по литературе, 5 предложений с производными и непроизводными предлогами и выписать их.
Задание творческого характера на дополнительную оценку: сочинить сказку или стихотворение по теме «Предлог».
|
Слушают учителя, записывают задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.