Урок по теме "Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США".
Оценка 4.9

Урок по теме "Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США".

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
история
04.12.2023
Урок по теме "Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США".
Урок по теме "Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США".
Урок 4 (ЭТО).docx

Урок 4. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. 14 09.2023.

Цели и задачи: сформировать представление об индустриальном обществе; показать причины и последствия промышленной революции XIX в.; подвести к пониманию особенностей периода индустриализации; показать влияние промышленной революции на различные сферы жизни общества; сформировать представление о непрерывности научно-технического прогресса, развитии идей правового государства.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: индустриализация, капитал, капиталист, акционерное общество, акция, биржа, банковский кредит, стандартизация, картель, синдикат, трест, монополизация; характеризовать основные черты индустриального общества, его достижения и проблемы; объяснять изученные положения на конкретных примерах; с помощью фактов доказывать особенности периода индустриализации; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте необходимую информацию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать материал учебника; дать оценку и выразить свое отношение к открытиям и достижениям периода промышленной революции; оценить их влияние на развитие общества; формировать и развивать познавательный интерес к изучению всеобщей истории.

Оборудование: учебник; интерактивная презентация (карта «Мир в XIX в.»); схемы и таблицы к уроку.

Тип урока: урок открытия нового знания. В основе урока лежит системно-деятельностный подход.

Методы обучения: активные, интерактивные (обуч-ся взаимодействовали не только с учителем, но и друг с другом (работа в парах, группах, прием «мозговой штурм»), а также с учебным окружением (оборудование урока)).

I. Организационный момент. Здесь и далее на этом этапе урока учитель приветствует учеников и определяет их готовность к уроку (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей, выполненных домашних заданий. Этап не должен занимать более 5 мин.)

II. Актуализация знаний

1. Вспомните, что такое промышленный переворот. В какой из стран Европы он начался уже в XVIII в.? 2. Какие технические изобретения способствовали началу промышленного переворота в текстильном производстве, а затем и в металлургии? (Ответы учеников.)

III. Мотивационно-целевой этап (введение в новый материал).

Промышленная революция, или промышленный переворот, началась в Англии в конце XVIII в. В начале XIX в. она охватила страны континентальной Европы и за считаные десятилетия изменила социальную структуру общества и образ жизни всех слоев населения. Ушел в прошлое сохранявшийся в течение тысячелетий традиционный аграрный строй, когда большинство людей было земледельцами, а господствующим классом была крупная землевладельческая аристократия. В социальной структуре общества появились классы буржуазии и пролетариата (наемных рабочих).
Возникла новая индустриальная цивилизация, основанная на преобладании промышленного производства, для которой главным показателем развития государства стал рост добычи угля, выплавки чугуна и стали, протяженность железных дорог. Как происходила промышленная революция (переворот) в странах Европы и Америки? Благодаря каким техническим новшествам и изобретениям она стала возможна? Как изменилось общество в результате промышленного переворота? Об этом вы узнаете на уроке.

Сформулируйте тему урока: Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США.  

IV. Работа по теме урока.

1. Промышленная и транспортная революция в первой половине XIX в. Одним из важнейших изобретений начала промышленной революции в Великобритании стала паровая машина. Изначально такие машины устанавливались на прядильных фабриках, а затем стали использоваться и в других отраслях промышленности. В начале XIX в. начались эксперименты по использованию парового двигателя в судоходстве, потом были попытки создания «самодвижущейся повозки» с паровым двигателем. В результате появились новые транспортные средства – пароход и паровоз, что стало началом транспортной революции. Создание новых средств коммуникации привело к росту скорости, надежности и качества перевозок грузов и людей. – Работая с информацией на с. 7–9 учебника, заполните таблицу, посвященную изобретению паровоза и парохода.

Задания для класса 1. Объясните взаимосвязь между транспортной революцией, массовым железнодорожным строительством и развитием металлургии и машиностроения.

2. Работая в парах и основываясь на информации, представленной на с. 7–10 учебника, откройте пропуски в схеме, иллюстрирующей ход и последствия промышленной революции в первой половине XIX в.

2. «Вторая промышленная революция». К середине XIX в. в большинстве стран Западной Европы и США завершился первый этап промышленной революции – количество рабочих, занятых в промышленном производстве, превысило численность сельскохозяйственных работников. Быстрорастущее промышленное производство нуждалось в новых технологиях, громоздкие и сложные в эксплуатации паровые двигатели уже не могли удовлетворить хозяйственные запросы. К этому времени значительно возросла роль науки. Теперь открытие новых технологий основывалось на научных достижениях. Французский инженер Пьер-Эмиль Мартен разработал дешевый способ получения стали, используя принцип регенерации тепла продуктов горения, научно обоснованный К.В. Сименсом. Британский инженер Генри Бессемер – автор метода передела чугуна в сталь и многих других изобретений. В таких условиях происходила «вторая промышленная революция». – Работая с информацией, представленной на с. 10–11 учебника (подтема «Неравномерность экономического развития»), заполните таблицу.

3. Изменения в социально-экономической жизни. Разделитесь на три группы и подготовьте сообщения на следующие темы. 1-я группа – влияние «второй промышленной революции» на развитие экономики ведущих стран мира (работа с подтемами «Подъемы и кризисы» и «Монополистический капитализм» на с. 11–12 учебника). 2-я группа – развитие сельского хозяйства в эпоху промышленной революции (работа с подтемой «Сельское хозяйство» на с. 12–13 учебника). 3-я группа – развитие международной и внутренней торговли в эпоху промышленной революции (работа с подтемой «Развитие торговли» на с. 13–14 учебника). (В ходе подготовки и представления своих работ группы должны выполнить задания и ответить на вопросы.)

Раздаточный материал для групп (один лист на одну парту ряда)

Вопросы и задания для 1-й группы

1. Чем мировой экономический кризис 1873 г. отличался от предыдущих финансовых и промышленных кризисов?

2. Объясните взаимосвязь между первым мировым экономическим кризисом и монополизацией промышленных отраслей.

3. Назовите негативные последствия господства крупных корпораций в различных отраслях промышленности. Почему государство часто стремилось ограничить их монопольное положение?

Вопросы и задание для 2-й группы

1. Какие климатические изменения произошли в первой половине XIX в. и как они сказались на развитии сельского хозяйства?

2. Назовите последствия революций 1848–1849 гг. в странах Европы и Гражданской войны в США для развития сельского хозяйства в этих странах.

3. Промышленная революция вызывала отток населения из деревни в город и сокращение количества работников, занятых в сельском хозяйстве. Почему, несмотря на это обстоятельство, в результате промышленной революции произошел значительный рост сельскохозяйственного производства?

Вопросы и задание для 3-й группы

1. Каковы были последствия транспортной революции для развития внутреннего и мирового рынка?

2. В чем заключалась идея фритреда? Чем было вызвано ее господство в экономической политике стран Запада до первого мирового экономического кризиса?

3. Назовите последствия первого мирового экономического кризиса для развития международной торговли.

(Подведение итогов работы в группах.)

Работая с текстом учебника на с. 21 – 24, ответьте на вопрос: как менялись условия труда работников в ходе промышленного переворота? (Ответы учеников.)

V. Подведение итогов урока.

Прием «мозговой штурм» – сформулируйте основные выводы из материалов урока. (Ответы учеников.)

Основные выводы:

1. В начале XIX в. страны Западной Европы и США охватила промышленная революция. Главные ее достижения на первом этапе – развитие и механизация текстильной промышленности, развитие черной металлургии, возникновение машиностроения, а также транспортная революция – появление паровозов и пароходов и начало массового строительства железных дорог.

2. В середине XIX в. начался второй этап промышленной революции, ведущими отраслями промышленности стали сталелитейное производство, электрическая и химическая промышленность и возросла роль науки в развитии экономики.

3. Последствия промышленной революции – интенсивный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие мировой торговли, исчезновение феодальных пережитков и становление индустриального капиталистического общества, основанного на свободе конкуренции и стремлении к прибыли.

VI. Рефлексия.

Закончите фразы:

- Сегодня на уроке я работал (а) … (активно/пассивно).

- За свою работу на уроке я могу себе поставить…

- Сегодняшние задания были… (легкими/трудными).

- Я смог (ла)… (выполнить все задания/выполнить только часть заданий).

Д. з.: § 1, вопр., даты, личн., терм. Страницы 20 – 24, вопросы 4,5 на с. 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал для групп

 

Вопросы и задания для 1-й группы

 

1. Чем мировой экономический кризис 1873 г. отличался от предыдущих финансовых и промышленных кризисов?

 

2. Объясните взаимосвязь между первым мировым экономическим кризисом и монополизацией промышленных отраслей.

 

3. Назовите негативные последствия господства крупных корпораций в различных отраслях промышленности. Почему государство часто стремилось ограничить их монопольное положение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал для групп

 

Вопросы и задание для 2-й группы

 

1. Какие климатические изменения произошли в первой половине XIX в. и как они сказались на развитии сельского хозяйства?

 

2. Назовите последствия революций 1848–1849 гг. в странах Европы и Гражданской войны в США для развития сельского хозяйства в этих странах.

 

3. Промышленная революция вызывала отток населения из деревни в город и сокращение количества работников, занятых в сельском хозяйстве. Почему, несмотря на это обстоятельство, в результате промышленной революции произошел значительный рост сельскохозяйственного производства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал для групп

 

Вопросы и задание для 3-й группы

 

1. Каковы были последствия транспортной революции для развития внутреннего и мирового рынка?

 

2. В чем заключалась идея фритреда? Чем было вызвано ее господство в экономической политике стран Запада до первого мирового экономического кризиса?

 

3. Назовите последствия первого мирового экономического кризиса для развития международной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 4. Промышленный переворот, его особенности в странах

Урок 4. Промышленный переворот, его особенности в странах

Задания для класса 1. Объясните взаимосвязь между транспортной революцией, массовым железнодорожным строительством и развитием металлургии и машиностроения

Задания для класса 1. Объясните взаимосвязь между транспортной революцией, массовым железнодорожным строительством и развитием металлургии и машиностроения

Изменения в социально-экономической жизни

Изменения в социально-экономической жизни

Раздаточный материал для групп

Раздаточный материал для групп

Раздаточный материал для групп

Раздаточный материал для групп

Раздаточный материал для групп

Раздаточный материал для групп
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2023