Методическая разработка урока по теме:
«Работа и мощность электрического тока»
Класс: 8
Цель урока: создание условий для формирования естественнонаучной грамотности через освоение понятий: электроэнергия, работа электрического тока, энергоэффективность и осознания практической значимости изучаемой темы.
Задачи:
1. Сформировать научное мировоззрение.
2. Обеспечить выяснение связи между такими понятиями как электроэнергия и работа электрического тока.
3. Научить рассчитывать затраты на оплату электроэнергии.
4. Сформировать умение работать в парах и группах.
5. Способствовать экологическому, экономическому и политехническому воспитанию учащихся.
Оборудование: проектор, компьютер, фен, блендер, машинка для стрижки, чайник, паспорта приборов, квитанции для 3 групп, фото счетчиков электроэнергии, фрагменты карт города, калькулятор 3 шт., текстовыделители для каждого учащегося, пазлы экосоветов, заготовки букв на магнитах для написания формул на доске.
Данный урок можно адаптировать под свой город, изменив названия улиц.
Ход урока
При входе каждый учащийся получает квитанцию
Учитель: Здравствуйте ребята. Предлагаю начать урок с просмотра видеоролика. Ролик будет коротким, смотрите его внимательно, обращайте внимание на детали.
Смотрят видеоролик https://disk.yandex.ru/i/chi_Qxdtwn0VGA
Учитель: Ребята, о чем данный видеоролик, какая проблема в нем поднимается?
Учащиеся: Как сократить счёт на оплату услуг ЖКХ, т.е. сэкономить.
Учитель: Как Вы думаете, о чем мы с Вами будем говорить сегодня на уроке?
Учащиеся: Электроэнергия.
Учитель: Каковы задачи урока?
Учащиеся: Формулируют задачи урока.
Учитель: Ребята, при входе в кабинет каждый из Вас получил свою квитанцию на оплату услуг ЖКХ, давайте к ним обратимся. Прошу вас выделить маркером ВСЕ СЛОВА Электроэнергия, которые встретятся в вашей квитанции. Сколько слов вам удалось найти и выделить? У кого еще получилось такое число?
Учащиеся: 1, 2 или 4 (в зависимости от квитанции)
Учитель: Верно и других значений быть не должно!
Учитель: Подскажите, какую сумму, необходимо заплатить за электроэнергию в феврале?
Учащиеся: Сообщают, что не знают.
Учитель: Почему вы сейчас не можете сказать мне точную сумму, которую необходимо будет заплатить за электроэнергию в феврале?
Учащиеся: Не указан объем потребления, т.к. нет текущих показаний счетчика.
Учитель: А как их узнать?
Учащиеся: Снять показания счетчика.
Учитель: Где они расположены?
Учащиеся: В квартире или на лестничной клетке.
Учитель: Значит нам нужно отправиться по адресам, которые указаны в квитанции.
Учитель уточняет адреса проживания учащихся по квитанции и организует переход учащихся, проживающих по одному адресу за один стол, вспоминая при этом, кем были люди, которым посвятили улицы в нашем городе:
Неймышев Виктор Павлович – почетный гражданин г. Тобольска, председатель тобольской городской думы, энергетик, долгое время руководивший тобольской ТЭЦ и принимавший активное участие в жизни 16 школы.
Дмитрий Иванович Менделеев – почетный гражданин Тобольска, ученый, педагог, общественный деятель, создатель периодической таблицы химических элементов и одного из газовых физических законов.
Чулков Данила Георгиевич –воевод, основавший город Тобольск, и 2022 году в Тобольске присвоено именно его имя.
Учитель: Давайте же определим показания ваших счетчиков, для этого прошу теперь выполнить задание 1 в ваших квитанциях. На работу у Вас будет 2 мин
Учащиеся снимают показания, записывают в квитанцию, рассчитывают объем потребления, записывают в квитанцию.
Учитель: Сейчас вы показания счетчика просто записали на бумагу, но в реальной жизни, если вы так сделаете, то о них никто не узнает. Поэтому необходимо показания всех приборов учета ежемесячно подавать в расчетную компанию. Знаете ли Вы, как можно передать показания счетчиков?
Учащиеся: Сайт ТРИЦ, мобильное приложение (слайд), показания счетчика электроэнергии можно передать по бесплатному телефону энергосбытовой компании «Восток».
Учитель: Обратите внимание, что показания принимаются с 20 по 25 число каждого месяца.
Учитель: Теперь нам известен объем потребленной электроэнергии, и мы можем определить сумму оплаты за нее.
Учитель: Предлагаю, используя инструкцию выполнить Задание 2 (калькуляторы). На выполнение задания 2 минуты. Время пошло.
После выполнения ведется опрос начиная с ул. Неймышева. Уточняется объем потребленной электроэнергии, сумма, которую необходимо заплатить в феврале. После представления всех групп формулируется вывод: необходимо использовать двухтарифные счетчики и передавать показания приборов учета, а если вышел из строя заменить.
Учитель обращает внимание на отсутствие единиц измерения электроэнергии.
Учитель: В чем она измеряется? Выделите единицы измерения в квитанциях.
Организуется деятельность по выполнению задания 3. Планируемый продукт: формула для расчета работы. Определяются единицы СИ входящих величин.
Физминутка: Рисуем единицу измерения величин правой рукой, рисуем левой рукой, рисуем левой и правой одновременно.
Учащиеся приходят к выводу, что электроэнергия – это работа электрического тока.
Учитель: Благодаря этой работе мы пользуемся электрическими приборами. Ребята, а вы можете представить свою жизни без них?
Учащиеся: Конечно, нет.
Учитель: Современная техника целиком основана на электричестве. И потребление её постоянно возрастает.
Учитель: Каждый прибор потребляет разное количество электроэнергии, т. е. совершает разную работу. А вы можете сказать какой из представленных приборов (фен, блендер, машинка для стрижки, чайник) совершит большую работу за одинаковое время?
Учитель предлагает учащимся расставить приборы по местам, где на 1 будет прибор потребляющий наибольшее количество электроэнергии, а на последнем наименьшее.
Учитель: Думаю, что не все будут согласны, поэтому предлагаю заполнить колонку До в задании 4, поставив каждый прибор на соответствующее его потреблению место.
Учитель: Но на физике недостаточно просто предполагать, необходимо проверять. Предлагаю продолжить выполнение задания 4. Мощность каждого из приборов Вы можете найти в его инструкции по эксплуатации. Обращаю внимание, что приборов 4 и вас в каждой группе тоже четверо, поэтому рационально распределите обязанности. У вас 3 мин.
Учитель: Итак, давайте вернемся к таблице где вы расставляли приборы по местам и заполним колонку После, исходя из полученных результатов.
Учитель предлагает одному из учащихся внести коррективы в первоначальную расстановку. На слайде демонстрирует правильные расчетные данные и сверяет их с ответами учащихся.
Учитель: Какой вывод можно сделать по результатам ваших расчетов?
Примерный вывод: Среди предложенных приборов … совершает наибольшую работу за один час, так как его мощность …
Учитель из-под стола достает еще один чайник.
Учитель: Для чего я достала еще один чайник, как вы думаете?
Учащиеся высказывают предположение.
Учитель: Какой из чайников совершит большую работу? Если мощность первого 1500 Вт, а второго 2200 Вт. Время закипания воды в чайниках 5 минут и 2 минуты соответственно. Для определения того, какой же чайник при закипании совершит меньшую работу, а тем самым его использование будет экономить бюджет, выполнить задание 5. Вторые парты рассчитываю работу электрочайника мощностью 2200 Вт, а первые –нового чайника.
Учащиеся делают вывод, что работа прибора зависит не только от мощности, но и от времени.
Учитель: Поэтому существует такой термин, как энергоэффективность - он показывает на сколько рационально расходуется электричество, когда бытовая техника выполняет свои функции. Поэтому кому небезразлично с какой скоростью крутится счётчик, когда работает стиральная машина, холодильник, электрическая плита, обыкновенный электрочайник и другие домашние устройства, при выборе бытовой техники, в первую очередь смотрят на показатель её энергоэффективности.
Учитель знакомит учащихся с классами энергоэффективности.
Учитель: Значение энергоэффективности важно не только для конкретного семейного бюджета. Пользуясь экономной бытовой техникой, вы также вносите значительный вклад в сохранение экологии нашей планеты.
Учитель: Электрическая энергия не дается даром. Для ее производства работают многочисленные электростанции. В их топках сгорает ценное топливо, запасы которого очень медленно возобновляются или не возобновляются вообще. Вот почему так важно беречь электроэнергию и не тратить ее впустую. И вы можете внести свою лепту в это важное дело.
Учитель: Прошу вас подойти к первой парте. Каждый должен взять одну картинку и образовать пару. Используя полученное изображение сформулируйте простой и эффективный экосовет по энергосбережению. Обменяйтесь советами.
Учащиеся сообщают всем, какие советы у них получились.
Учитель: Наш урок подходит к завершению и мне бы хотелось задать вам несколько вопросов.
Рефлексия:
1. …, какой вопрос ты бы задал (-а) своим родителям?
2. После урока я буду обращать внимание на …
3. Сегодня я приду домой и расскажу…
Домашнее задание
Учитель: На память об уроке я хочу подарить каждому из Вас по календарику. Если внимательно посмотреть на него, то вы заметите, что некоторые из дат выделены и вашим домашним заданием будет найти информацию о них и о том, как эти даты связаны с темой нашего урока.
Ребятам раздаются календари, на которых кружком выделены:
· 11 ноября
· 5 июня
· 22 апреля
· 22 декабря
Так же на календаре выделен период подачи показаний счетчика электроэнергии.
Рис. Заготовка календаря
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.