Методическая разработка
открытого урока
по УД «Информатика»
для аттестации на высшую квалификационную категорию по должности преподаватель
РАЗРАБОТАЛА
Преподаватель
_________________________
подпись разработчика
1.Общие сведения о занятии
1.1 УД «Информатика»
1.2 Преподаватель_______________________________
1.3 Специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
1.4 Группа ___________________
1.5 Тема урока: «Виды сетей. Объединение компьютеров в локальную сеть».
1.6 Формируемые компетенции: (в соответствии с ФГОС по специальности)
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 2. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 9. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
1.7 Тип урока: урок формирования новых знаний.
1.8 Вид урока: комбинированный, практическая работа, с элементами беседы.
1.9 Цели занятия:
Образовательная: формирование целостного представления о назначении компьютерных сетей, их видах, научить выделению различных типов топологий локальных сетей.
Развивающая: развитие умения объяснять, систематизировать информацию, делать выводы, анализировать информацию.
Воспитательная: воспитание внимания, интереса к предмету, формирование навыков самостоятельности и дисциплинированности, повышение квалификации в избранной профессиональной деятельности, повышение информационной культуры.
1.10 Междисциплинарные связи: УД «Математика», УД « Иностранный язык»
1.11Внутридисциплинарные связи: тема: «Архитектура персонального компьютера», «Дискретное (цифровое) представление информации», «Принципы обработки информации при помощи компьютера», «Программный принцип работы компьютера», «Подключение внешних устройств к компьютеру», «Передача информации между компьютерами»
1.12 Используемые наглядные пособия и дидактические материалы:
Литература
Презентация к уроку на тему: « Сети. Локальные компьютерные сети».
Раздаточный материал в форме бланков тестирования.
Методические указания к практическим работам по информатике для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
1.13 Используемое оборудование, ТСО, программное обеспечение: компьютер, интерактивная доска.
1.14 Планируемые результаты занятия:
По результатам занятия студент должен уметь:
Ø определять топологии подключения локальной сети;
Ø соединять устройства локальной сети;
Ø применять программное обеспечение при составлении схем подключений локальной сети.
Ø использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для организации передачи информации между компьютерами и совместного использования несколькими устройствами одного периферийного оборудования.
По результатам занятия студент должен знать:
Ø назначение локальных сетей.
Ø базовую конфигурацию локальных сетей.
Ø топологии подключения локальных сетей.
Ø основные протоколы сети.
1.15 Технологии и методы обучения:
Методы: системно-деятельностный, объяснительно-иллюстративный, метод развивающего обучения, частично-поисковый, проблемное обучение.
Технологии: информационно-коммуникационные, педагогические.
Продолжительность учебного занятия -90 минут
2.План занятия
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
|
1.Организационный этап. (планируемое время – 5 минут) |
||
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, присутствующих.. |
Слушают объяснения преподавателя |
|
Инструкция о ходе урока, о деятельности на уроке.
|
Слушают преподавателя |
|
2.Актуализация знаний (проверка базовых знаний, опрос по темам предыдущих разделов). (планируемое время – 15 минут) |
||
Уважаемые студенты, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях? |
Ответы студентов. Рассматривали состав персонального компьютера, изучали архитектуру и технические характеристики ПК. |
|
Хорошо! Назовите, что определяют основные функции компьютера? |
Отвечают: определяют его назначение: обработку и хранение информации, обмен информацией с внешними объектами. Дополнительные функции повышают эффективность выполнения основных функций: обеспечивают эффективные режимы работы. Диалог с пользователем, высокую надежность. |
|
Молодцы! Какими достоинствами обладает ПК? |
Отвечают: Относительно малая стоимость, автономность эксплуатации; гибкость архитектуры; взаимодействие ОС и ПО; высокая надежность. |
|
Хорошо! Вернемся к архитектуре ПК. По какому принципу основана данная архитектура? Назовите основные характеристики ПК. |
Отвечают: Магистрально-модульный. Одной их основных характеристик компьютера является тактовая частота. Генератор тактовых импульсов генерирует последовательность электрических импульсов; частота генерируемых импульсов определяет тактовую частоту компьютера. Тактовая частота определяет скорость работы ПК.
|
|
Для проверки домашнего задания и закрепления материала по теме «Архитектура ПК» я приготовила вам карточки с тестовыми заданиями. Тест состоит из 10 вопросов. Ваша задача: в течение 10 минут ответить на вопросы, выбрав правильный ответ. Теперь обменяйтесь карточками, и мы проверим правильность (эталон ответов отображается на слайде). По критериям определите оценку и передайте мне бланки. Критерии оценки теста: 10 правильных ответов – вы усвоили материал; 8 – материал темы вам надо повторить; Менее 5 ответов - материал темы требуется изучить снова. После выполнения теста вы его проверяете с помощью эталона. Принципы самопроверки: активность студентов, честность и доверие с учетом индивидуальных способностей каждого. Работаете на бланках. На выполнение теста – 10 минут.
|
Работа с карточками.
Оценивают друг у друга выполненый тест. |
|
Преподаватель демонстрирует вопросы с ответами теста по 1 минуте на вопрос. |
Студенты выполняют тест |
|
Преподаватель демонстрирует эталон ответов в презентации. |
Студенты проверяют тест в соответствии с критериями |
|
Кому из студентов надо повторить материал? |
Отвечают: |
|
Оценка опорных знаний и домашнего задания. |
|
|
4. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. |
||
А сейчас, чтобы определить тему нашего занятия, я предлагаю вам представить производственную ситуацию. Представьте себя новым сотрудником по своей специальности на предприятии общественного питания, который пришел работать в недавно созданную небольшую организацию. У каждого сотрудника есть только компьютер. •Как бы вы организовали обмен информацией между сотрудниками? • Какое периферийное оборудование вы бы предложили купить и в каком количестве? • Каждый ли компьютер, на ваш взгляд, должен быть подключен к Интернету? Необходимо подвести обучающихся к выводу о необходимости соединить компьютеры в сеть. Как называется сеть в одном здании, аудитории, помещении? |
Отвечают: Локальная компьютерная сеть.
|
|
Хорошо! Мы подошли к теме нашего занятия. Назовите виды компьютерных сетей из курса школьной программы и исходя из этого, определим тему. Объявление темы: «Виды сетей. Объединение компьютеров в локальную сеть». Запишем в тетрадь тему занятия. Сегодня мы с вами познакомимся с определением локальной компьютерной сети, рассмотрим ее конфигурацию, топологии подключения, рассмотрим главный протокол передачи локальной сети. Научимся определять и строить топологии сети. Полученные знания вам будут необходимы для продолжения формирования профессиональных компетенций по избранной профессиональной деятельности. |
Предполагаемые ответы студентов. |
|
5.Объяснение материала (планируемое время – ??? мин.) |
||
Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью быстрого доступа к информационным ресурсам других компьютеров, а также принтерам и другим периферийным устройствам. Может быть, кому-нибудь уже знакомо такое понятие как компьютерные сети? Если да, то как вы его можете объяснить. |
Студенты отвечают: компьютерная сеть – это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации. |
|
Посмотрим на экран и запишем себе в тетрадь это определение.
|
Студенты записывают определение в тетрадь. |
|
Компьютерные сети делятся на три основных типа: -глобальная вычислительная сеть (Internet) -региональная вычислительная сеть (РВС) -локальная вычислительная сеть (ЛВС) В международной классификации сетей существует два основных официальных термина: LAN и WAN |
Студенты слушают. Просмотр презентации. |
|
Итак, запишем определение локальной компьютерной сети.
|
Локальная сеть (ЛВС, локальная сеть; англ. Local Area Network, LAN) представляет собой среду взаимодействия нескольких компьютеров (рабочих станций, серверов) между собой для передачи данных, находящихся на небольшой территории, например, в одном учреждении. |
|
Локальная сеть представляет собой коммуникационную систему, состоящую, как минимум из рабочих станций (компьютеров), в отдельных случаях - сервера и специальных устройств, поддерживающих функционирование сети (маршрутизаторы, концентраторы, коммутаторы), а также периферийных устройств (например, принтер, сканер). Каждый компьютер, подключаемый к сети должен иметь специальную плату, без которой передача данных не возможна. Скажите, о каком устройстве идет речь? Какое устройство системного блока позволяет подключиться к сети? Правильно. Давайте вспомним определение сетевого адаптера.
|
Отвечают: Сетевой адаптер.
Отвечают: Сетевой адаптер (сетевая карта) — техническое устройство персонального компьютера, выполняющее функции сопряжения компьютеров с каналами связи и другими участниками локальной сети.
|
|
Откройте учебник параграф 22, стр. 124-125. В тексте найдите определения: рабочая станция, сервер, концентратор, коммутатор, маршрутизатор. Запишите их в тетрадь.
|
Работают с учебником. Записывают в тетрадь определения.
|
|
Мы рассмотрели основные устройства, которые используются в локальной сети. Соединение между ними осуществляется посредством кабеля через сетевой порт. Рассмотрим несколько характеристик разновидностей кабелей.
|
Студенты слушают. Просмотр презентации.
|
|
Итак, мы уже знаем, что в конфигурацию локальной сети входят: рабочие станции, сервера, сетевые платы, каналы связи, маршрутизаторы (коммутаторы, концентраторы). Возникает вопрос, каким способом устройства сети соединяются между собой? Все схемы подключения в сети называются топологиями. Запишем определение.
|
Записывают в тетрадь определения.
|
|
Рассмотрим виды топологий в ЛВС. |
Студенты слушают. Просмотр презентации. Зарисовывают схемы и записывают название схемы.
|
|
Физминутка
|
|
|
Давайте обсудим, какие достоинства и недостатки имеет каждая топология. |
Выслушиваются мнения студентов.
|
|
Рассмотрим аппаратные средства сети. Запишем относительные характеристики линий связи.
|
Студенты слушают. Просмотр презентации. Записывают в таблицу относительные характеристики линий связи. |
|
6. Закрепление нового материала ??? мин. |
||
Для закрепления темы преподаватель вместе с обучающимися определяет организацию и топологию локальной сети в учебной аудитории.
|
Студенты отвечают. |
|
7. Практическая работа. Самостоятельное творческое использование сформированных знаний, умений и компетенций (15 минут) |
||
Предлагается студентам организовать 3 группы для выполнения практического задания. Каждая группа опишет свой вариант построения сети, обоснует преимущества и недостатки предложенного варианта. |
Студенты смотрят видео-вопросы, заполняют таблицу, каждая из групп представляет результаты проделанной ими работы, делают выводы. |
|
Преподаватель слушает студентов, которые выполнили задание. |
Студенты отвечают |
|
Выставление оценок за работу на уроке. |
|
|
7. Домашнее задание. (5 минут) |
||
Проработать конспект урока и ответить на вопросы: 1. Назовите средства передачи информации. Какие основные характеристики вы запомнили? 2. В чем разница между сервером и рабочей станцией? 3. Какое оборудование необходимо, чтобы организовать локальную сеть в учебной аудитории? 4. Назовите с какими видами топологий вы познакомились на уроке?
|
|
|
8.Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 минут) |
||
Давайте вернемся к ситуации, в которой вы помогали сформулировать тему урока по вопросам6 - Как бы вы организовали обмен информацией между сотрудниками? - Какое периферийное оборудование вы бы предложили купить и в каком количестве? - Каждый ли компьютер, на ваш взгляд, должен быть подключен к Интернету? Скажите, как уже компетентные специалисты, какое оборудование необходимо иметь для организации ЛВС в помещении одного предприятия? А как называется профессия, связанная с работой с сетями? Какими навыками должен обладать такой специалист?
Напишите в чате свои ответы по рефлексии. |
Студенты отвечают.
Студенты отвечают: Работа с сетью входит в обязанности системного администратора.
Студенты отвечают: Системный администратор должен уметь устанавливать, настраивать, диагностировать и устранять различные ошибки в сетевой операционной системе. Понимать принципы работы сетевого оборудования и сетевых протоколов. |
|
Самоанализ работы. |
||
Студентам предлагается с использованием личных телефонов отразить свое отношение к пройденному занятию. Необходимо зайти в общую группу мессенджера и при помощи смайлов выразить свое отношение к пройденному занятию. Если вы думаете, что урок полезен и все понятно, то можете, например, поставить смайл «Палец вверх», «Огонек», если же было неинтересно, то грустный смайлик и тп.
|
|
|
Преподаватель благодарит за работу на уроке и прощается. |
Прощаются |
|
3.Выводы и результаты
Цели урока достигнуты. Содержание урока соответствует структуре и целям. На уроке используется системно-деятельностный метод обучения. Во время закрепления материала формируются навыки самооценки, используются межпредметные связи. Во время практической работы студенты выполняют поисковую деятельность: определяют тип топологии сети с помощью наглядного материала в виде видео-вопросов. В процессе актуализации знаний и объяснения материала урока используется диалоговая форма общения. На уроке чередуются виды учебной деятельности, что дает возможность студентам переключаться и не уставать от монотонности урока.
4.Рекомендуемая литература
Малясова С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.. Информатика : Учебник. – М.: 2017
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2017
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс .– М., 2017
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2017
5. Приложения
Тестовые задания
по учебному предмету «Информатика»
Тема: «Архитектура ПК».
1) Что относится к внешним устройством ПК:
а) Сканер;
б) Процессор;
в) Чипсет;
г) Видеокарта.
2) Программное обеспечение BIOS относится к:
а) Прикладному ПО;
б) Служебному ПО;
в) Системному ПО;
г) Базовому ПО.
3) Пакет Microsoft Office относится к:
а) Системному ПО;
б) Прикладному ПО;
в) Служебному ПО;
г) Базовому ПО.
4) Что относится к устройству ввода/вывода:
а) Монитор;
б) Клавиатура;
в) Принтер;
г) Блок питания;
5) Что относится к внутренним устройствам:
а) Монитор;
б) Мышь;
в) Чипсет;
г) Плоттер;
6) Оперативная память ПК нужна для:
а) Временного хранения данных;
б) Постоянного хранения данных;
в) Обработки видео- и аудио- файлов;
г) Произведения вычислений;
7) Адресная шина служит для соединения:
а) Процессора и оперативной памяти;
б) Видеоакселератора и модема;
в) Принтера и сканера;
г) Процессора и жесткого диска.
8) «Северный» и «южный» мост образуют:
а) Системный блок;
б) BIOS;
в) Чипсет;
г) Системную шину.
9) Какие из принтеров не существуют:
а) Матричные;
б) Светодиодные;
в) Графические;
г) Лазерные;
10) Что относится к периферийным устройствам:
а) Флоппи-дисковод;
б) Жесткий диск;
в) Монитор;
г) Звуковая карта.
Тестовые задания по информатике
Тема: «Архитектура ПК»
ФИО ____________________________________________________________
Группа:_______________Дата_______________
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа
Задание каждой группе.
1 группа. Описать одноранговую локальную сеть с топологией линейная шина.
2 группа. Описать одноранговую локальную сеть с топологией звезда.
3 группа. Описать локальную сеть на основе сервера.
Задание оформляется в таблице. Затем каждая из групп представляет результаты проделанной ими работы. Делают выводы.
Таблица 1
Схема сети |
Недостатки |
Преимущества |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
Выводы: |
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.