Урок по теме «Звук [ы], буква ы». Повторение.

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по теме.docx Звук и буква Ы.docx

Урок по теме «Звук [ы], буква ы».

      Повторение.

      На доске учитель чертит две схемы слов:

http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/goreckii_gramota_i_pismo/images/32.jpg

      Учащиеся отгадывают загадку «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит», объясняют, о каких иголках идет речь. Дети отчетливо произносят слово иголки и отвечают на вопрос, какая из начерченных на доске схем подходит к слову иголки. В заключение под схемой слова иголки помещаются две буквы и — в начале и в конце. Вторая схема стирается.

      Проводится игра «Полубуковка»: на наборном полотне размещены буквы а, о, и, нижняя часть которых прикрыта полосками бумаги. Дети должны узнать всю букву по верхней части. Учитель проходит по классу и, наклоняясь к детям, выслушивает ответ каждого ученика, сообщаемый шепотом.

      В заключение буквы открываются целиком и прочитываются вновь.

      Выделение гласного звука [ы].

      Назвав изображенные на с. 36—37 вверху предметы, учащиеся устанавливают сходство и различие слов: колбаса, колбасы, сыр, сыры, краны, часы. Затем учитель на доске рисует мелом один шар, а рядом 2—3 шара и просит назвать эти предметы и найти сходство и различие в словах шар и шары.

      В этом им помогают две схемы

http://www.school-russia.prosv.ru/ebooks/goreckii_gramota_i_pismo/images/33.jpg,

начерченные учителем на доске. Чтобы выделить звук [ы] протяжно, произносится слияние ры. После анализа его произнесения делается вывод, что это гласный звук.

      Распознавание на слух звука [ы].

      Учитель называет слова рыбка, прыгалка, кубик, буквы, а ученики, услышав звук [ы], хлопают в ладоши.

      Знакомство с буквой ы.

      Дети знакомятся с буквой ы, при этом обращается внимание на то, что заглавная буква ы в русских словах не употребляется. Рассматривается старинное отображение буквы ы (с. 37). Букву ы располагают на наборном полотне. Ученикам предлагается найти и подчеркнуть буквы ы в тексте на с. 36—37.

      Составление предложений, объединенных одной темой.

      По сюжетному рисунку (с. 36—37) учащиеся составляют предложения так, чтобы они соответствовали схемам под рисунком, например: Мыши ели сыр. Это предложение можно попытаться распространить: Много мышей ели сыр. Предлагается назвать слова, в которых слышится звук [ы]: мыши, сыр. Делается вывод, что гласный звук [ы] без согласного не употребляется, он встречается только в слиянии.

      Соотнесение буквы ы со звуком [ы].

      Учащиеся помещают букву ы под рисунок «куклы», поскольку в конце этого слова слышится звук [ы] (с. 38).

      Разграничение звуков (и букв) [ы], [и], ы, и.

      Дети размещают буквы ы и и под рисунками: мишка, мышка, сыр (с. 38).