Урок по творчеству Ф.И. Тютчева. анализ стихотворения "Листья". 6 класс.
Оценка 4.8

Урок по творчеству Ф.И. Тютчева. анализ стихотворения "Листья". 6 класс.

Оценка 4.8
docx
6 кл
19.11.2024
Урок по творчеству Ф.И. Тютчева. анализ стихотворения "Листья". 6 класс.
Основное содержание урока. Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни. Стихотворение в актёрском исполнении.
Урок по творчеству Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения Листья.6 класс..docx

Урок по творчеству Ф. И. Тютчева. Анализ стихотворения «Листья».

Основное содержание урока.
Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворении. Развитие понятия о звукописи. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.

I. Выразительное чтение и обсуждение стихотворение «Листья».

1. К какому жанру можно отнести этот текст (лиро-эпическое повествование, описание, монолог и т. п.)?

2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
С какой интонацией следует читать каждую часть? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Как изменяется настроение стихотворения от части к части? Почему это важно для его понимания?

Групповая работа:

Группа 1.

Каково настроение первой части (1—8-й стихи) и как это выражается в лексике стихотворения? Что нужно подчеркнуть при чтении вслух?
(В первой части «монолога» листья противопоставляют себя вечной зелени сосен и елей, которая описана стилистически сниженно, с пренебрежением (торчат, тощая зелень, как иглы ежа, ввек не свежа).
Противопоставление усиливается частицей "пусть" в уступительном значении и уступительным союзом хотя. Зелень сосен и елей показана как что-то неизменное, статичное, тяжёлое, колючее. А листья «хотят» иного. Им ближе движение, порыв. Поэтому настроение первой части — это настроение протеста. При чтении вслух могут быть интонационно выделены слова и выражения: пусть, всю зиму, спят, тощая, иглы ежа, не желтеет, ввек.
)

Группа 2. Каково настроение второй части (9—16-й стихи)? Какие слова и выражение подтверждают ваше мнение?
(Во второй части листья «рассказывают» о себе. Им неприятна колючая зелень сосен и елей. Они — «лёгкое племя», их образ жизни — цвести и блестеть. Они лишь «гостят» на сучьях. Красное лето для них — время красы, игры с лучами, купания в росе. Поэтому настроение этой части беззаботное, лёгкое, весёлое, что нужно подчеркнуть при чтении вслух.)

Группа 3.
Как изменилось настроение в третьей части (17—24-й стихи)? Как его передать при чтении вслух?
(В 17—20-м стихах листья «повествуют» о наступлении осени. По смыслу эта строфа противопоставлена предыдущей строфе. Настроение грусти, утраты усиливается глаголами со значением отсутствия — отпели, отцвели.
Вторая половина третьей части содержит решение проблемы. Спасение для листьев — улететь с тёплыми южными зефирами, чтобы не висеть и не желтеть на «докучных ветвях». Печальное настроение создаётся интонационным выделением глагольной лексики, вопросительными и восклицательными интонациями 21—24-го стихов
.)

Группа 4.
Докажите, что заключительная часть стихотворения самая динамичная. Каково её настроение?
(В последней части — в 25—32-м стихах — выражается настроение нетерпения, стремления к переменам. Листья подхвачены буйными осенними ветрами и улетают с ними.
Стремительный порыв и динамика текста подчёркиваются обилием глаголов (их 8), многие из которых стоят в повелительном наклонении, и обилием восклицательных интонаций. Особое движение придаёт тексту повтор слов скорее и летите. Интересна последняя строка, в которой звучит победная интонация сбывшейся мечты, исполнившегося желания.
)

Группа 5.
Подумайте о скрытом смысле стихотворения. Можно ли его соотнести с человеческим существованием, с состоянием прекрасной и быстро ушедшей молодости, с вечным обновлением природы и быстротечностью человеческой жизни? Обоснуйте своё мнение.
(Картины природы у Тютчева воплощают глубокие раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке и мире. Природа внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Человек и природа не всегда образуют единство, но граница между ними подвижна, проницаема.
Человеку, чтобы понять природу, нужно увидеть в ней самого себя. Жизнь природы и жизнь души человеческой параллельны, но в любом стихотворении о природе нужно искать внутренний, «человеческий» подтекст.
)


II. Индивидуальные и групповые исследовательские задания:

1. Какие слова и выражения характерны для образа листьев? Какую роль в создании образа играет глагольная лексика?

2. Какими изображены в стихотворении сосны и ели? Как их сниженная оценка подтверждается лексическим значением ключевых слов?

3. Какое настроение и смысл придаёт тексту короткая длина стиха? Подтвердите своё мнение примерами.

4. Найдите в каждой части стихотворения аллитерации и попытайтесь объяснить их роль в тексте.

5. Проанализируйте глагольную лексику стихотворения.
Как она меняется от строфы к строфе? Какой смысл выявляется при определении времени, наклонения и лица глаголов?

III. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Изобразительно-выразительные средства языка и определение их художественной функции в стихотворении „Листья“».

Изобразительно-выразительные средства

Примеры

Художественная функция

Эпитеты

 

 

Олицетворения

 

 

Сравнения

 

 

Антитеза

 

 

Глагольная лексика

 

 

Риторические вопросы и восклицания

 

 

Обращения

 

 

Повторы

 

 

Звукопись

 

 


IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.

Итоговый вопрос: какие философские мысли о быстротечности человеческой жизни заключены в стихотворении?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Листья» наизусть.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.


Создать собственные иллюстрации к стихотворениям Тютчева и подготовиться к их презентации и защите.

Подготовить сообщения о детстве и юности А. А. Фета с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Подготовить выразительное чтение стихов Фета, изученных в начальной школе и в 5 классе.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок по творчеству Ф. И. Тютчева

Урок по творчеству Ф. И. Тютчева

Группа 2. Каково настроение второй части (9—16-й стихи)?

Группа 2. Каково настроение второй части (9—16-й стихи)?

Жизнь природы и жизнь души человеческой параллельны, но в любом стихотворении о природе нужно искать внутренний, «человеческий» подтекст

Жизнь природы и жизнь души человеческой параллельны, но в любом стихотворении о природе нужно искать внутренний, «человеческий» подтекст

Итоговый вопрос : какие философские мысли о быстротечности человеческой жизни заключены в стихотворении?

Итоговый вопрос : какие философские мысли о быстротечности человеческой жизни заключены в стихотворении?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2024