Урок
по творчеству Ф. И. Тютчева. Анализ стихотворения «Листья».
Основное содержание урока.
Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы.
Листья как символ краткой, но яркой жизни. Стихотворение в актёрском
исполнении.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные
ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном
диалоге. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения
актёров (см. задания фонохрестоматии). Выявление художественно значимых
изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы,
поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в
стихотворении. Развитие понятия о звукописи. Чтение и обсуждение данной в
учебнике интерпретации стихотворения.
I. Выразительное чтение и обсуждение стихотворение «Листья».
1. К какому жанру можно отнести этот текст (лиро-эпическое повествование,
описание, монолог и т. п.)?
2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
С какой интонацией следует читать каждую часть? Аргументируйте свою точку
зрения.
3. Как изменяется настроение стихотворения от части к части? Почему это важно
для его понимания?
Групповая работа:
Группа 1.
Каково настроение первой части (1—8-й стихи) и как это выражается в лексике
стихотворения? Что нужно подчеркнуть при чтении вслух?
(В первой части «монолога» листья противопоставляют себя вечной зелени сосен
и елей, которая описана стилистически сниженно, с пренебрежением (торчат, тощая
зелень, как иглы ежа, ввек не свежа).
Противопоставление усиливается частицей "пусть" в уступительном
значении и уступительным союзом хотя. Зелень сосен и елей показана как что-то
неизменное, статичное, тяжёлое, колючее. А листья «хотят» иного. Им ближе
движение, порыв. Поэтому настроение первой части — это настроение протеста. При
чтении вслух могут быть интонационно выделены слова и выражения: пусть, всю
зиму, спят, тощая, иглы ежа, не желтеет, ввек.)
Группа 2. Каково настроение второй части (9—16-й стихи)? Какие
слова и выражение подтверждают ваше мнение?
(Во второй части листья «рассказывают» о себе. Им неприятна колючая зелень
сосен и елей. Они — «лёгкое племя», их образ жизни — цвести и блестеть. Они лишь
«гостят» на сучьях. Красное лето для них — время красы, игры с лучами, купания
в росе. Поэтому настроение этой части беззаботное, лёгкое, весёлое, что нужно
подчеркнуть при чтении вслух.)
Группа 3.
Как изменилось настроение в третьей части (17—24-й стихи)? Как его передать при
чтении вслух?
(В 17—20-м стихах листья «повествуют» о наступлении осени. По смыслу эта
строфа противопоставлена предыдущей строфе. Настроение грусти, утраты
усиливается глаголами со значением отсутствия — отпели, отцвели.
Вторая половина третьей части содержит решение проблемы. Спасение для листьев —
улететь с тёплыми южными зефирами, чтобы не висеть и не желтеть на «докучных
ветвях». Печальное настроение создаётся интонационным выделением глагольной
лексики, вопросительными и восклицательными интонациями 21—24-го стихов.)
Группа 4.
Докажите, что заключительная часть стихотворения самая динамичная. Каково её
настроение?
(В последней части — в 25—32-м стихах — выражается настроение нетерпения,
стремления к переменам. Листья подхвачены буйными осенними ветрами и улетают с
ними.
Стремительный порыв и динамика текста подчёркиваются обилием глаголов (их 8),
многие из которых стоят в повелительном наклонении, и обилием восклицательных
интонаций. Особое движение придаёт тексту повтор слов скорее и летите.
Интересна последняя строка, в которой звучит победная интонация сбывшейся
мечты, исполнившегося желания.)
Группа 5.
Подумайте о скрытом смысле стихотворения. Можно ли его соотнести с человеческим
существованием, с состоянием прекрасной и быстро ушедшей молодости, с вечным
обновлением природы и быстротечностью человеческой жизни? Обоснуйте своё
мнение.
(Картины природы у Тютчева воплощают глубокие раздумья поэта о жизни и
смерти, о человеке и мире. Природа внутренне близка и понятна человеку,
родственна ему. Человек и природа не всегда образуют единство, но граница между
ними подвижна, проницаема.
Человеку, чтобы понять природу, нужно увидеть в ней самого себя. Жизнь природы
и жизнь души человеческой параллельны, но в любом стихотворении о природе нужно
искать внутренний, «человеческий» подтекст.)
II. Индивидуальные и групповые исследовательские задания:
1. Какие слова и выражения характерны для образа листьев? Какую роль в создании
образа играет глагольная лексика?
2. Какими изображены в стихотворении сосны и ели? Как их сниженная оценка
подтверждается лексическим значением ключевых слов?
3. Какое настроение и смысл придаёт тексту короткая длина стиха? Подтвердите
своё мнение примерами.
4. Найдите в каждой части стихотворения аллитерации и попытайтесь объяснить их
роль в тексте.
5. Проанализируйте глагольную лексику стихотворения.
Как она меняется от строфы к строфе? Какой смысл выявляется при определении
времени, наклонения и лица глаголов?
III. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Изобразительно-выразительные средства языка и
определение их художественной функции в стихотворении „Листья“».
Изобразительно-выразительные средства |
Примеры |
Художественная функция |
Эпитеты |
|
|
Олицетворения |
|
|
Сравнения |
|
|
Антитеза |
|
|
Глагольная лексика |
|
|
Риторические вопросы и восклицания |
|
|
Обращения |
|
|
Повторы |
|
|
Звукопись |
|
|
IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское
чтение».
Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.
Итоговый вопрос: какие философские мысли о быстротечности человеческой
жизни заключены в стихотворении?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Листья» наизусть.
Письменно ответить на итоговый вопрос урока.
Индивидуальные задания.
Создать собственные иллюстрации к стихотворениям Тютчева и
подготовиться к их презентации и защите.
Подготовить сообщения о детстве и юности А. А. Фета с использованием справочной
литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Подготовить выразительное чтение стихов Фета, изученных в начальной школе и в 5
классе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.