Подготовила: Руденко Ирина Леонидовна,
учитель начальных классов
г. Десногорск
2019-2020 уч. год
(Урок Победы в День знаний 2019/2020уч.г. разработан в соответствии с методическими рекомендациями ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий». Урок Победы посвящен году Памяти и славы, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов).
УРОК ПОБЕДЫ "Дети в годы ВОВ"
Цель Урока Победы: формирование у обучающихся патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину, за наш народ, за героические страницы истории России, в том числе на примерах героического прошлого детей-героев Великой Отечественной войны; воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной.
Задачи Урока Победы:
ü способствовать пониманию обучающимися роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества;
ü способствовать осмыслению обучающимися духовно-нравственных понятий: героизм, самопожертвование, подвиг, уважение к памяти павших за Родину;
ü воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, гордости за Родину и народ, уважения и благодарности к людям старшего поколения;
ü способствовать желанию узнать больше о жизни детей во время Великой отечественной войны, о детях-героях войны и их подвигах.
Ожидаемые результаты: проведение Урока Победы ориентировано на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Личностные результаты: воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к людям старшего поколения, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты: формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно и письменно); умение находить информацию из разных источников (в том числе Интернет, СМИ и другие); умение вступать в коммуникацию со взрослым, в целях получения информации.
Предметные результаты: знание имён детей-героев Великой Отечественной войны; умение приводить конкретные примеры героических подвигов детей-героев на пути к Великой Победе; проявление творческих способностей при работе с материалами по истории Великой Отечественной войны.
Материалы, оборудование: компьютер, проектор, экран; фотографии детей-героев ВОВ с краткой информацией о них, шаблоны голубей для каждого обучающегося, хештег "Я помню, я горжусь!"; фонограмма песни "С чего начинается Родина?", в исполнении Марка Бернеса; видеофильмы:
Видео файл 1. Сообщение Левитана о начале ВОВ. 22 июня 1941г.
Видео файл 2. Фильм "Дети-герои ВОВ".
Видео клип 3. Песня "О той весне".
Видео файл 4. Метроном. "Минута молчания".
Ход Урока Победы:
Звучит песня "С чего начинается Родина", в класс входят обучающиеся, родители.
I. Вступительное слово учителя:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и сорок лет
Живым не верится, что живы.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? (Ответы обучающихся)
II. Раскрытие темы Урока Победы.
Учитель:
В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 327 от 8 июля 2019 года 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы. 9 мая 2020 года весь народ России будет праздновать великую дату - 75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Этому знаменательному событию и будет посвящен наш урок.
Сегодня вам 10 лет, кому-то немного больше или меньше. Вы родились и растёте на мирной земле. Вы слышите как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите как строят новые дома в городе, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, что иногда обрываются сны, когда вы просыпаетесь, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.
Обучающийся:
Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.
Учитель:
Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа утра …
Видео файл 1. Сообщение Левитана о начале ВОВ. 22 июня 1941г.
Учитель:
Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Почти четыре года бушевало пламя этой войны. Труден и долог был путь к победе. В борьбе с фашизмом принимал участие весь советский народ от мала до велика. Дети, ваши ровестники и немного старше внесли огромный вклад своими действиями в Победу над фашизмом.
Обучающийся:
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?
Учитель:
Ребята, определите тему урока, объясните почему вы так считаете? (ответы обучающихся)
Учитель:
Вы правы, сегодня мы поговорим о детях Великой Отечественной войны. Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Те, кто выжил и продолжает жить рядом с нами, сегодня они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.
Учитель:
Как жилось им в годы войны? Ребята, как вы думаете? (ответы обучающихся)
Обучающийся:
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех детей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Обучающийся:
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город,
где дома без стен.
Обучающийся:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Учитель:
В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детский дом, в худшем – фашистские лагеря.
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
Обучающийся:
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые:
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Учитель:
Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои…
Видео файл 2. Фильм "Дети-герои ВОВ".
Учитель:
Ребята, вы посмотрели небольшой фильм о детях-героях, но их было намного больше. Сегодня у вас на партах портреты детей и подростков, тех, кто проявил героизм, подвиг и самопожертвование ради своей Родины. Как вы понимаете эти слова? (ответы обучающихся)
Учитель:
На обратной стороне фотографии - несколько строк об этих ребятах, прочитайте их.
Можно ли назвать ребят, чьи лица смотрят сегодня на вас патриотами Родины? (ответы обучающихся)
Учитель:
Кто желает рассказать о герое, о подвиге, который он совершил? (несколько обучающихся рассказывают о том, что нового они узнали из представленной информации о детях-героях ВОВ).
Учитель:
Ребята, хотели бы вы еще больше узнать информации о детях-героях? (ответы обучающихся). Предлагаю вам поработать над данной темой, собрать как можно больше информации о детях-героях и создать КНИГУ ПАМЯТИ о ДЕТЯХ-ГЕРОЯХ ВОВ.
III. Закрепление темы Урока Памяти.
Учитель:
Дети-герои, дети-патриоты вместе со взрослыми долгих 4 года шли к Победе. Главным итогом Великой Отечественной войны стала Победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. СССР вышел победителем из смертельного поединка.
Праздника Победы люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Советские воины прошагали тысячи километров, освободив нашу страну и страны Европы от фашистов.
Сегодня Великая Победа вселяет уверенность в том, что в единстве наша сила, что наш народ невозможно победить. Победа в ВОВ и сегодня сплачиивает разные поколения россиян, что наглядно проявляется в патриотической акции-шествии «Бессмертный полк».
Учитель:
Ребята, что вы можете сделать сегодня, в каких мероприятиях, акциях вы хотели бы принять участие ? Каким, на ваш взгляд, должен быть гражданин своей страны, чтобы не было войны? Подумайте и напишите на голубях, которые являются символом мира, ответы на эти вопросы. (Обучающиея отвечают на поставленные вопросы. Голуби с ответами обучающихся крепятся на классную доску).
Видео клип 3. Песня "О той весне". (обучающиеся поют песню под фонограмму)
Учитель:
Мы с вами живем в прекрасной стране, в прекрасное время. Небо над нашей страной мирное. И это – счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой.
Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили!
Обучающийся:
Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
Учитель:
Прошу всех почтить память героев ВОВ минутой молчания.
Видео файл 4. Метроном. "Минута молчания".
IV. Подведение итогов Урока Памяти. Рефлексия.
Учитель:
Прошла война! Прошла страда. Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память вечную о ней Хранят об этой муке И дети нынешних детей, И наших внуков внуки!Учитель:
Подводя итог Урока Памяти, прошу вас устно продолжить следующие фразы:
1) Сегодня на Уроке Памяти я узнал.......
2) На Уроке Памяти мной овладевали чувства .......
3) Я хочу..............
(Обучающиеся отвечают)
Учитель:
Спасибо всем ученикам класса за активное участие в работе на первом уроке нового учебного года. Вы отлично работали с новой информацией, показали свои знания о ВОВ, приводили примеры о своих родственниках погибших в ВОВ, приводили примеры историй из литературы и фильмов.
Я уверена, что вы будете настоящими наследниками Великой Победы! Ребята, помните всегда, что именно наш народ внес огромный вклад в Победу над фашизмом.
Спасибо Вам, уважаемые родители, за неравнодушное отношение к своим детям, за то, что Вы интересуетесь школьными делами своих повзрослевших детей - четвероклассников.
Дорогие ребята, поздравляю вас с Днем Знаний. Этот год для вас будет ответственным и сложным. Желаю каждому из вас закончить его успешно и с хорошими отметками. Проявите все свои таланты и знания, будьте ответственными и любознательными.
Удачи вам и доброго пути в новый
учебный год, за новыми знаниями!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.