ДЗЕРЖИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА
ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 96
Дзержинского района Волгограда»
г.Волгоград, Дзержинский район, ул.Рионская, д.14, 400107. Тел. 36-54-62
Урок Победы
"Сталинградская битва глазами юного поколения"
Автор Урока Победы:
Болдырева Валентина
Анатольевна, учитель
русского языка и литературы,
МОУ СШ № 96 Дзержинского
района г. Волгограда.
Волгоград, 2024г.
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание
подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной
школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного
чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и
неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из
важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно
вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его
великим свершениям и достойным страницам прошлого, вера в светлое будущее. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству,
неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами,
притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости,
составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую
позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до
самопожертвования, служении Родине.
Многие мыслители и педагоги прошлого,
раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека,
указывали на их многостороннее формирующее влияние. Великий педагог К.Д. Ушинский
считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и
могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к
сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,
личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотические мероприятия на краеведческом материале направлены на повышение интереса обучающихся к темам Сталинградской битвы и Победы под Сталинградом, позволяют воспитывать детей и молодежь в духе патриотизма и гражданственности, повышают интерес к истории своей Родины и позволяют сохранить историко-культурное наследие региона. Данный Урок Победы «Сталинградская битва глазами юного поколения», посвященный 80-й годовщине Великой Победы в Сталинградской битве, Дню воинской славы России (2 февраля), очень важен в патриотическом воспитании школьников.
Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о Сталинградской битве; о героизме и мужестве советских войск и юных защитниках Сталинграда; на примере их подвигов и подвигов родных, защищавших Сталинград и Родину от врага, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности; благодарное отношение к подвигу солдат и тружеников тыла, уважение к людям старшего поколения; вовлечь школьников в поисковую и исследовательскую деятельность, развивать умения и навыки по созданию мультимедийной презентации и рассказа о семье, опаленной войной.
Урок Победы ориентирован на 6-7 классы, возраст школьников 12-13 лет.
Урок Победы рассчитан на 40 минут.
Подготовительная работа:
-поиск в различных источниках (Интернет, книги по краеведению…) достоверной информации о героях –защитниках Сталинграда, об отряде «Босоногий Гарнизон» и самом юном солдате-сыне полка Сергее Алешкове;
-распределить материал информационного блока о Сталинградской битве и ее героях между учениками, задействовав большинство школьников;
-провести в семейных архивах поиск фотографий, военных документов и наград родственников, защищавших Сталинград и Родину от врага в 1941-1945 годах , составить о них рассказ, а также провести исследование в семье и среди родных по сбору информации о детях Сталинграда и тружениках тыла;
-подготовить мультимедийную презентацию, продумать оформление кабинета;
-подобрать песни и стихи о Сталинграде, подготовиться их петь и читать на Уроке Победы.
Оформление кабинета: картины о Сталинградской битве, фотографии защитников города, плакаты с фотографиями и кратким рассказом о родственниках-участниках войны и тружениках тыла.
План Урока Победы:
1.Вступительное слово. Песня «Сталинград» (фрагмент)
2. Час памяти.
* Защита Сталинграда.
* Контрнаступление советских войск.
*2 февраля-День воинской славы России
*Подвиги и имена защитников Сталинграда-это достояние мировой истории.
*Юные защитники Сталинграда.
3. Стихи о песни о Сталинграде.
4. Семьи, опаленные войной.
5. Свеча памяти. Минута молчания.
6. Заключительное слово. Не допустить осквернения памяти о великой битве на Волге. Помнить и чтить героев – защитников Сталинграда, тружеников тыла, участников Великой Отечественной войны, беречь память о родных-защитниках Родины.
7. Звучит песня «Горячий снег» в исполнении И. Кобзона.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. Битва за Сталинград: Книга для детей среднего школьного возраста.-Волгоград: ООО "Издательство "Волгоград", 2003г.Стр.46-47, 61
2.Музей-панорама "Сталинградская битва"/Ю.А.Бондарева и др.-Волгоград: Ниж.- Волж.кн. изд-во, 1984.Стр.60-70
3.Прописаны в Волгограде навечно. Сборник. Волгоград: Ниж.-Волж.кн.изд-во, 1975.Стр.62-66,99-100,114-115,118.
4. Память огненных лет: лит.- худож. сб./Авт.- сот. А.А. Невара.-Волгоград: Издатель, 2005.Стр.225-227
5.Агашина М.К. В каждой песне - береза...: Стихи. -Волгоград: Ниж.-Волж.кн.изд-во, 1984.Стр.9
6. Pedsovet.su; http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo
Урок Победы, посвященный 80 годовщине Великой Победы в Сталинградской битве.
«Сталинградская битва глазами юного поколения»
Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о Сталинградской битве; о героизме и мужестве советских войск и юных защитниках Сталинграда; на примере их подвигов и подвигов родных, защищавших Сталинград и Родину от врага, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности; благодарное отношение к подвигу солдат и тружеников тыла, уважение к людям старшего поколения; вовлечь школьников в поисковую и исследовательскую деятельность, развивать умения и навыки по созданию мультимедийной презентации и рассказа о семье, опаленной войной.
Оформление кабинета: картины о Сталинградской битве, фотографии защитников города, плакаты с фотографиями и кратким рассказом о родственниках-участниках войны и тружениках тыла.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, записи военных песен, фотографии, картины, плакаты.
План Урока Победы:
1.Вступительное слово. Песня «Сталинград» (фрагмент)
2. Час памяти.
* Защита Сталинграда.
* Контрнаступление советских войск.
*2 февраля - День воинской славы России
*Подвиги и имена защитников Сталинграда - это достояние мировой истории.
*Юные защитники Сталинграда.
3. Стихи и песни о Сталинграде.
4. Семьи, опаленные войной.
5. Свеча памяти. Минута молчания.
6. Заключительное слово. Не допустить осквернения памяти о великой битве на Волге. Помнить и чтить героев – защитников Сталинграда, тружеников тыла, участников Великой Отечественной войны, беречь память о родных-защитниках Родины.
7. Звучит песня «Горячий снег» в исполнении И. Кобзона.
Ход Урока Победы:
1.Вступительное слово учителя:
-У времени есть своя память – история. Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем право забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. 2 февраля исполнилось 73 года Великой Победы в Сталинградской битве. Наш Урок Победы посвящен Сталинградской битве, ее героям и их подвигам, защитникам Родины.
(Слайд 1)
(Звучит фрагмент песни «Сталинград» в исполнении Анны Вилены)
Чтец 1 Сталинград! Наша гордая слава,
Величава она, велика.
Этой битвой по долгу и праву,
Не года открывать, а века. (Слайд 2)
Ведущий 1: Сталинградская битва! Эти слова осенью 1942 года не сходили с уст народов всей планеты. Сумеет ли Красная армия сломать хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие – вот вопрос, на который должны ответить сражения, развернувшиеся у Волги и Дона.
Ведущий 2: По продолжительности и ожесточённости боёв, по количеству участвовавших людей и боевой техники, Сталинградская битва превзошла ВСЕ предшествовавшие ей сражения мировой истории. (Слайд 3)
Чтец 2. Здесь на мир все смотрели сквозь огненный град,
Здесь геройство и преданность слиты-
Это город-герой, это мой Сталинград,
Это знамя известной всем битвы.
Ведущий 1: Сталинград. Здесь каждый дом, каждый квартал, каждая улица превратились в неприступные крепости. Легендарный Дом Павлова, Мамаев курган, Тракторный завод, Лысая гора – здесь каждый клочок земли сражался с врагом. (Слайд 4)
Ведущий 2: Здесь снайперы Василий Зайцев, Петр Гончаров, Анатолий Чехов, Максим Пассар, летчики Петр Панин, Иван Мещеряков. (Слайд 5)
Ведущий 1: Здесь медсестры, радистки, разведчицы Зина Маресева, Гуля Королева, Лена Стемпковская, матрос Михаил Паникаха. (Слайд 6)
Чтец 1. Каждый день нарастал сокрушительный вал,
Но герой Сталинград не сдавался:
Каждый дом бастионом для немцев стоял,
Каждый камень стрелял и взрывался.
Чтец 2. Люди дрались с врагами за каждый клочок,
Истекая последнюю кровью,
Но не падали духом. Друг другу плечо
Подставляли по братскому зову.
Ведущий 2: Сталинград выстоял. 19 ноября 1942 года, перейдя в контрнаступление, войска Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов ударили с флангов и окружили 22 дивизии и 160 отдельных частей вермахта. (Слайд 7)
Ведущий 1: 2 февраля 1943 года Сталинградская битва закончилась полной победой советских войск. (Слайд 8)
Ведущий 2: Под Сталинградом не только были разгромлены отборные немецкие армии, но и сломлен моральный дух фашизма.
Чтец 3. Славный город на Волге остался стоять,
Невзирая на раны и беды,
На кургане Мамаевом Родина-мать
Призывает к дальнейшим победам.
Чтец 1. Снова солнце сияет над Волгой-рекой,
Не гремела гроза здесь как будто,
И над городом вновь тишина и покой,
Кроме праздничных залпов салюта.
Ведущий 1: В ознаменование разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом городу было присвоено почётное звание «Город-герой». 2-ое февраля – день разгрома фашистских войск в Сталинградской битве – является Днём воинской славы России. (Слайд 9)
Ведущий 2: Многие стали героями при жизни, многие награждены этим званием посмертно. Но все защищали родную землю, выполняя свой долг.
Учитель: Сегодня на уроке Победы мы вспомним тех, кто подарил нам чистое небо над головой, кто не щадя себя отстоял каждую пядь Сталинградской земли. Подвиги и имена защитников Сталинграда- это достояние мировой истории. Память о них хранится в бронзе и граните, песнях, стихах, рассказах, кинофильмах. (Слайд 10)
Чтец 4. Стихотворение «Защитник Сталинграда»
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
«Город не сдай врагу!»
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапер-
Он не сошел с ума.
Пулю- за пулю. Снаряд- за снаряд.
Он защищал Сталинград.
Время придет- рассеется дым.
Смокнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
-это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград. (Слайд 11)
Учитель: Вспомним героев-защитников Сталинграда, их подвиги- пример мужества и героизма, отваги и смелости, яркий пример для подражания.
Ученик: Василий Зайцев— легендарный снайпер 62-й армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза. Во время Сталинградской битвы уничтожил 225 солдат и офицеров германской армии. В Зайцеве сочетались все качества, присущие снайперу, — острота зрения, чуткий слух, выдержка, хладнокровие, выносливость, военная хитрость. Я тоже хотел бы воспитать в себе эти качества характера. (Слайд 12)
Ученик: Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Петру Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) (Слайд 13)
Ученица: Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии он подготовил 20 снайперов. В 1943 году был тяжело ранен. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. (Слайд 14)
Ученица: Радистка Елена Стемпковская находилась на командном пункте и передавала в штаб информацию о численности и расположении вражеских войск. Елена оказалась в окружении, долго отстреливалась, была захвачена в плен. Я удивлена, как молоденькая девушка выдержала такое испытание. Я восхищаюсь ее смелостью и силой духа. Посмертно она награждена орденом Красного Знамени. (Слайд 15)
Ученик: Василий Андреевич Глазков - командир 35-й стрелковой дивизии, руководил очень сложным боем, который длился 5 суток. Гитлеровцы бросили в атаку 100 танков, 40 самолетов и мотопехоту. Раненый он не покинул боевого поста, продолжал управлять боем. Глазков получил несколько ранений и погиб. Я думаю, что командир должен быть именно таким. С этого героя я буду брать пример, мечтаю стать военным. (Слайд 16)
Ученик: Рядовой Михаил Паникаха пошел на
головной танк с гранатой и бутылками с зажигательной смесью. Когда одна из
бутылок была разбита осколком вражеского снаряда и одежда загорелась, Михаил
бросился на танк противника и, разбив о его броню другую бутылку, поджег его, а
сам погиб.
Звание Героя Советского Союза
было присвоено ему посмертно. На месте гибели Михаила Паникахи установлен
памятник. Одна из улиц Волгограда носит имя героя. Его имя начертано на
мемориальной плите на братской могиле Мамаева кургана. (Слайд
17)
Ученица: Саша Филиппов - 16-ти летний разведчик. Двенадцать раз ходил он в разведку в тыл врага, каждый раз добывая для наших бойцов ценные сведения. Сашу выследил и сдал фашистам местный полицай. Посмертно Саша Филиппов награжден орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда». Его тело похоронили в сквере Ворошиловского района, который 12 февраля 1943 года назван его именем. Когда я с родителями бываю в Ворошиловском районе, всегда гуляю в сквере, подхожу к скульптуре Ангела и прошу для всех счастья и мира. (Слайд 18)
Ученица: Гуля Королева во время боя в селе Паньшино вынесла 100 раненых воинов с поля битвы, девушка подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой бойцов. Дважды раненая, она не оставила поля боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя. Я преклоняюсь перед ее подвигом. (Слайд 18)
Ведущий 1: Всех героев не назвать, но мы их помним. В их честь названы дома, улицы, площади, в их честь зажгли Вечный огонь.
Учитель: Юные защитники Сталинград, проявляя мужество и героизм, тоже сражались с врагом. Это ребята из отряда «Босоногий гарнизон» (идет рассказ о нем), это и Сергей Алешков-сын полка (рассказ о мальчике 6 лет, сыне полка) (Слайд 19-20-21)Ребята, в нашей области есть военно-патриотический лагерь «Босоногий гарнизон», а вы отдыхали в нем? А что интересного помните?
Ученик: В лагере есть музей юных героев. Многие из нас прочитали книгу писателя Виктора Дроботова «Босоногий гарнизон».
Ученик: Мы ходили в поход, нас учили находчивости, смелости, умению выживать в лесу, такими качествами, я думаю, обладали и ребята из отряда «Босоногий гарнизон».
Ученица: Проводилось много мероприятий: «Зарница», конкурс военной песни.
Учитель: А какие песни вы пели? «Землянка» (поют) (Слайд 22)
- А как вы думаете, в Сталинградской битве были партизаны?
-Да, в тылу врага.
-А какие фильмы вы смотрели про великую битву на Волге?
-«Сталинград»
-«Горячий снег»
-А что читали о Сталинградской битве?
-Рассказ Галины Николаевой «Командарм» о санитарном пароходе.
-Ребята, вы немного подрастете и прочитаете книгу Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и Юрия Бондарева «Горячий снег», так же названы и фильмы, которые многие из вас уже посмотрели вместе с родителями и родными, а кто-то посмотрит немного позже. (Слайд 23)
Ведущий 2: Во время Великой Отечественной войны, конечно же, на свете не было ни нас, ни наших родителей. Но война коснулась многих семьей. И в наших семьях есть, а может быть для кого-то уже были…бабушки и дедушки, защитники Сталинграда и Родины. Ребята, поднимите руки те, чью семью коснулась своим черным крылом война. А что вы знаете о своих родных?
(ребята рассказывают о родственниках, побывавших на фронте, о тружениках тыла, о семейных реликвиях и наградах: Данила, Даша, Таня, Вероника, Лиза) (Слайд 24-25)
Сценка по стихотворению «Разговор с дедушкой»:
-Расскажи мне, дедушка,
Что это война?
-Это горе сильное, милая моя.
-Вот скажи мне, дедушка,
Кто это, герой?
-Это воин смелый, кто прошел весь бой.
-Расскажи мне дедушка
Ты же мой герой?
-Да, моя голубушка, я пришел живой.
-А какой он был 41-й год?
-Это страх людской и кровавый бой.
-Ну и чем закончился этот жуткий ад?
-Полною победою советских солдат!(Слайд 26)
Ведущий 2: Всех героев невозможно назвать, но их помнят, в их честь зажигают вечный огонь. Есть вечный огонь и в Волгограде в Пантеоне славы на Мамаевом кургане. (Слайд 27)
Чтец 1. Поминай постоянно, Россия,
Всех погибших в проклятой войне,
Кого смерть молодыми скосила
На родной и чужой стороне.
Чтец 2. В мемуарах, архивах и книгах
Имена навсегда сохрани.
Неизвестных в забытых могилах
Хоть без имени, но помяни. (Слайд 28)
Чтец 3. Пусть же в песнях, в церковных молитвах
Безумолчные гимны звучат
О победах в невиданных битвах
И живых и погибших солдат.(Слайд 29)
Чтец 4. Их снаряды и бомбы косили,
Не давая уснуть по ночам...
Поминай их с любовью, Россия,
И не только по праздничным дням. (Слайд 30)
Заключительное слово.
Учитель: Ребята, необходимо помнить и чтить героев – защитников Сталинграда, тружеников тыла, участников Великой Отечественной войны, а что надо для этого делать?
- беречь память о родных-защитниках Родины;
-бережно хранить семейные реликвии;
-заботиться о еще живущих родных и близких;
-помогать пожилым.
Учитель: Мои дорогие ребята, я верю в вас, спасибо вам за доброту, отзывчивость, недетскую мудрость, будьте смелыми, ответственными, будьте достойны памяти героев Сталинграда и нашей великой Родины.
(Звучит песня «Горячий снег» в исполнении И.Кобзона).
Презентация к Уроку Победы.
Слайд 1.2
Слайд 3.4
Слайд 5,6
Слайд 7,8
Слайд 9,10
Слайд 11.12
Слайд 13.14
Слайд 15,16
Слайд 17,18
Слайд 19,20
Слайд 21,22
Слайд 23,24
Слайд 25,26
Слайд 27,28
Слайд 29,30
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.