Урок развития речи.
Тема: «Совершенствование написания сжатого изложения»
Цель урока: совершенствование навыков написания сжатого изложения.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию;
формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной;
повторить изученные речеведческие понятия;
закрепить новые понятия: приёмы компрессии текста.
Развивающая:
способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитательная:
воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, любви к Родине и родному краю, уважение к прошлому своего народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация , раздаточный материал, аудио текст изложения.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока
1.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Откроем тетради, запишем 7 апреля, классная работа.
2. Проверка домашнего задания.(Состоит из 2 частей, 5 предложений с плеоназмами, 5 предложений с паронимами, исправление речевых ошибок).
3.Целеполагание.Обратите внимание на слайд(Пособие для подготовки к ОГЭ Цыбулько, затем слайд со структурой экзамена, после слайд с 1 заданием ОГЭ, НА МЕСТЕ ПРОПУСКА СЛОВО ИЗЛОЖЕНИЕ)
-Формулировка темы урока «Совершенствование написания сжатого изложения» Записываем в тетрадь
-Формулировка цели урока
Каждый должен научиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении, учиться выбирать существенное среди большого объёма информации.
- Формулировка задач
4.Актуализация знаний
-Что такое изложение? (Письменный пересказ прочитанного или прослушанного текста, передача его стилистически-художественных особенностей)
- Какие существуют виды изложений? (Подробное и сжатое)
-Чем сжатое изложение отличается от подробного?
Подробное. Направлено на тренировку памяти, так как нужно запомнить большой объем информации, а затем изложить его как можно более точно.
Сжатое. Тренирует умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, учит создавать конспекты.
- Что такое микротема?
(Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)
4. Прослушивание аудиозаписи текста изложения.
- Текст слушаете, воспринимаете как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, пишите на черновик, и, в конечном счёте, получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.
(по В. Быкову)
5. Беседа по тексту для выявления его особенностей.
- По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.
Лексическая работа. После ответов детей, на слайде продемонстрировать лексическое значение слов по словарю Ожегова.
- Каковы ваши
первые впечатления от текста?
- Какие ключевые слова мы можем с вами выделить?
Прошлое – отрезок времени, состоящий из событий, которые уже произошли.
Память – это способность человека хранить в своей голове какие-либо события из прошлого, это умение воспроизводить их в своём подсознании.
Подвиг - доблестное действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях
Победа - успех в сражении, соревновании, закончившийся поражением соперника.
Фашизм – это политическая диктаторская идеология, которая представляет государство, как высшую ценность, использующая насильственные методы подавления инакомыслия, отрицающая демократию и права человека
Фронт - оперативно-стратегическое объединение вооруженных сил, создаваемое обычно с началом войны
Партизанский отряд - лица, добровольно ведущие вооружённую борьбу за свободу и независимость своей страны в составе вооружённых организованных партизанских сил на территории, оккупированной противником (либо находящейся под контролем противостоящих политических сил), с использованием методов партизанской войны.
Ветераны - старый, опытный воин; участник прошедшей войны
Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, от личных жизненных целей, от собственной жизни ради защиты интересов других людей
В тылу - составная часть государства, в период войны, включающая всю его территорию с населением и экономическими ресурсами
Одни из ключевых слов, которые мы выделили –это подвиг и тыл. Какой вклад внесла наша Республика , для Победы в ВОВ?
Метапредметная связь истории и крк (Сурский оборонительный рубеж, краткая историческая справка, короткая беседа, ответы на вопросы, что дети знают об этом).
Указом Главы Чувашии Олега Николаева 2021 год в Чувашии объявлен Годом трудовой доблести строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Так республика отметит юбилейную дату — 80-летие с начала строительства всечувашского объекта обороны.
Сурский и Казанский рубежи для обороны от фашистских захватчиков строились в Чувашии с 28 октября 1941-го по 21 января 1942 года. По информации Государственного архива современной истории Чувашии, на строительстве рубежей трудились около 200 тысяч человек. Это треть трудоспособного населения республики по состоянию на 1 октября 1941 года.
ОСЕНЬЮ 1941 ГОДА, КОГДА ВРАГ УЖЕ БЫЛ ПОД МОСКВОЙ, РУКОВОДСТВО СССР ПРИНЯЛО СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ. НА СЛУЧАЙ, ЕСЛИ НЕМЦЫ ПОЙДУТ ВГЛУБЬ НАШЕЙ СТРАНЫ, ИМ ДОЛЖНЫ ПОМЕШАТЬ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ РУБЕЖИ В ГЛУБОКОМ ТЫЛУ НА БЕРЕГАХ РЕК. ТАК ПОЯВИЛИСЬ СУРСКИЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РУБЕЖ И КАЗАНСКИЙ ОБВОД. ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ЗАДЕРЖАТЬ ГИТЛЕРОВСКИЕ ВОЙСКА НА ПОДСТУПАХ К КАЗАНИ, КУЙБЫШЕВУ, УЛЬЯНОВСКУ.
Организовали 6 Военно-полевых сооружений: четыре по Сурскому строительному рубежу – с центрами в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре и два на Казанском направлении – в селах Октябрьское и Янтиково. Процессом руководили в Чебоксарах.
Работали по 10 часов в день без выходных, было очень тяжело. А еще голод и холод – пришли 40-градусные морозы.
Всего было мобилизовано 171 450 рабочих, 13 660 человек конных. Ежедневно на строительстве трудились в среднем 85 тысяч человек, а в отдельные периоды эта цифра доходила до 110 тысяч человек.
И за 45 дней сделали практически невозможное – построили 380 километров оборонительных конструкций.
7.Прослушивание текста изложения второй раз.
8. Работа с содержанием текста.
- Какова тема текста? (Память о Великой
Отечественной Войне)
- Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Память о войне)
- В каких строчках заключена проблема текста? (Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить…)
- Какова идея данного текста? (Важно помнить о прошлом, мы должны
сохранить чувство меры и такта в отношении к правде войны и к ее участникам.)
- Определите тип данного текста.
(Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает … Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.)
В данном тексте мы видим:
Тезис: Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей.
Далее по тексту идут доказательства:
1. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
2. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Вывод: Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.
- В каком стиле написан данный отрывок?
(Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией, затрагивает актуальный вопрос современности, который представляет интерес для общества.)
- На сколько частей можно разделить текст?
На три части
- С какой целью это сделано?
Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.
- Определим микротему каждого абзаца. Красная строка важно!
Микротемы:
9. Работа над сжатием текста.
- По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.
Составление таблицы, но прежде нужно вспомнить приёмы компрессии текста.
Какие языковые приёмы компрессии вам известны? (Повторение изученного)Вывожу на слайд после ответов детей по очереди.
1. Исключение:
• Исключение повторов;
• Исключение одного или нескольких синонимов;
• Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;
• Исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение;
• Исключение однородных членов предложения при обобщающем слове;
• Исключение одного или нескольких предложений
2. Обобщение:
• Замена однородных членов обобщающим наименованием;
• Замена прямой речи косвенной;
• Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением
3.Упрощение:
• Слияние нескольких предложений в одно;
• Замена предложения или его части указательным местоимением;
• Замена сложноподчинённого предложения простым;
• Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
На столах у вас лежит таблица, которую нам небходимо заполнить, а затем вложить в тетрадь. Она состоит из 5 столбцов, наша задача на конкретных предложениях применить приёмы сжатия.
3 группы работают с таблицей , по абзацам, выбирают лидера , который впоследствии представляет другим ученикам работу их группы. Оставшиеся предложения проработать устно.
Текст изложения |
Микротема |
Предложение из теста |
Сжатое предложение |
Приёмы сжатия |
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. |
Как бы далеко ни уходила война, память о ней жива, ибо забыть о беспримерном подвиге народа нельзя.
|
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей.
|
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива.
|
Исключение однородных членов
|
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. |
Память о четырёх тяжелейших годах в нашей истории не должна стереться. |
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. |
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, боролись все. |
Исключение однородных членов предложения при обобщающем слове;
|
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. |
Для произведений искусства тема войны традиционна: тактичность и правдивость в изображении событий и героев военных лет являются их главными чертами. |
О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. |
О жизни человека на войне создано немало произведений. |
1.Замена однородных членов обобщающим наименованием;
|
СЖАТИЕ ТЕКСТА
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах людей. Нельзя забыть беспримерный подвиг, невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над немецким фашизмом.
Но память человека со временем ослабевает. Да и всё меньше становится ветеранов, тех, кто мог бы рассказать о войне. Если в документах и в произведениях искусства не будет отражена стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О человеке на войне снято немало фильмов, созданы произведения литературы. В них боль, не покидающая душу народа. Но самым главным является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. (114 слов)
10. Здоровье сберегающие технологии.
Суджок. (Отдых от письменной работы)
11.Рефлексия. Приём «фишбоун» (развитие критического мышления)(голова-написание сжатого изложение, правые рёбра-микротемы, нижние ребра-приёмы сжатия, хвост – успешная сдача экзамена)
11. Выставление оценок.
Д/з.
Работа с карточками. Отредактируйте предложения, используя приёмы сжатия текста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.