1. Во всех случаях выросшие среди животных люди не обладали речью и развитым сознанием. Интересен опыт супругов Келлог, который они провели в 1932 году, воспитывая детеныша шимпанзе со своим шестимесячным сыном. Ребенок при общении с людьми развивался нормально, а шимпанзе не приобрела человеческих качеств. Почему? |
1. Опыт показывает зависимость развития психики от природных, унаследованных организмом свойств. Организм ребенка наследственно предрасположен к развитию речи и сознания, а организм обезьяны – нет. |
2. В 1927 году в Индии в логове волка были обнаружены две девочки, двух- и семилетнего возраста. Первое время девочки ходили и бегали на четвереньках. Старшая через два года научилась стоять, а еще через шесть лет – ходить, но бегать на двух ногах так и не смогла. Речь у нее вначале полностью отсутствовала. После четырех лет обучения она знала всего 6 слов, а через семь лет – только 45 слов. Объясните эти факты. |
2. Условные рефлексы вырабатываются с 3–4-х месяцев жизни. При этом большую роль играет вторая сигнальная система – связь через слова, заменяющие предметы. На базе условных рефлексов формируется речь. Слово становится раньше условным сигналом, чем условной реакцией. Растет запас слов, развиваются мысль, сознание. Этот важный период для развития девочек был лишен человеческого общения. |
3. Человек более 20 лет из 60 проводит во сне. Без сна жизнь немыслима. В опытах собаки без пищи жили 20–25 дней н при этом теряли до 50% веса, а животные, лишенные сна, погибали через 10–12 дней, хотя теряли вес всего на 5–13%. В древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна. Объясните факты, сделайте общий вывод. |
3. Сон наступает, когда клеткам мозга надо отдохнуть. Сон – общее торможение. Оно распространяется на всю кору головного мозга. Если клетки мозга не отдыхают, нарушаются его функции, что сказывается на деятельности всего организма. |
4. Правитель Индии Джелал-уд Дин Акбар, чтобы разрешить спор со своими придворными о том, на каком языке говори ли первые люди, велел отобрать у матерей 12 только что родившихся детей и поместить их в изолированную башню. Чтобы малютки не погибли, Акбар распорядился приставить к ним немых кормилиц. В течение 12 лет дети не должны были слышать ни одного слова. В конце этого периода Акбар решил устроить публичное испытание. На каком языке заговорили дети? |
4. Дети не могли заговорить. Для развитая речи необходимо человеческое общение. |
5. Сделайте вывод на основании следующих фактов: движение в кино воспринимается нами как непрерывный процесс, а на пленке зафиксированы отдельные моменты этого движения; музыкальная мелодия воспринимается как единое целое, а состоит из отдельных звуков; мы видим равномерный свет электрической лампочки, а он слагается из частых вспышек. |
5. Зрительный и слуховой анализаторы способны некоторое время сохранять возбуждение (явление последействия). |
6. Уже три тысячи лет назад в наиболее древних городах нашей планеты (например, Вавилон, Иерусалим) имелись развитые системы водоснабжения, канализации и удаления твердых отходов; ряд производств, связанных с употреблением огня (металлообработка, изготовление керамики и др.), во многих случаях выносилось за пределы городской черты. Объясните значение данных правил. |
6. Крупный город без выполнения этих правил не мог бы существовать, так как загрязнение среды очень быстро достигло бы критического уровня для жизни и здоровья самого человека. |
7. При основании Петербурга были приняты строжайшие указы: самовольная порубка деревьев была категорически запрещена, вдоль основных магистралей производились посадки деревьев, запрещалось сбрасывать в открытые водоемы мусор, стирать и полоскать в них белье, сброс мусора с кораблей карался штрафом, а вторичный сброс – конфискацией кораблей вместе с грузом. Какое значение имели данные указы? |
7. С 30-х годов прошлого века в Петербурге наблюдался интенсивный рост промышленного производства, что вело к загрязнению воздушного и водного бассейнов, вырубке под постройки зеленых насаждений, увеличению плотности населения (за счет приезжих удовлетворялись потребности в рабочих руках). Имели значение и климатические условия: высокая влажность и пониженная инсоляция (малое число солнечных дней). |
8. Профессор А. М. Мауринь предложил несложный метод анализа изменений окружающей среды в городе. При этом используются срезы деревьев в городе и за его пределами. Попробуйте предположить суть метода.
|
8. Если принять равными погодные условия в городе, и контрольной местности, то причиной изменения прироста деревьев в различных точках города может быть главным образом влияние загрязнения окружающей среды. При исследовании должны учитываться степень вытаптывания почвы, загрязнение ее хлоридами, возможность повреждений корней подземными сооружениями.
|
9. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах-часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений? |
9. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения плохо растут. |
10. Поверхностные стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные, воды. К каким последствиям эго может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки? |
10. При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, н жизни людей. |
11. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых высадки. В чем причина данных явлений?
|
11. Отрицательное значение имеет попадание в водоемы удобрений и ядохимикатов, так как, во-первых, они являются ядами для организма человека, во-вторых, минеральные соли вызывают развитие растительности (в том числе сине-зеленых водорослей) в водоемах, дополнительно ухудшающее качество воды. Пути решения проблемы: водозабор должен быть выше по течению местоположения сельскохозяйственных культур, использование удобрений в гранулированной форме, разработка и внедрение быстроразлагающихся ядохимикатов, использование биологических методов защиты растений. |
12. В крупном городе около 70% пищевых отходов приходится на отходы овощей и фруктов. Такое значительное их количество связано с тем, что большой процент овощей и фруктов, реализуемых в торговой сети, часто бывает некондиционным. Прекращение поставок в торговую сеть некондиционных овощей и фруктов позволит одновременно решить ряд экологических и экономических проблем. Каких? |
12. Некондиционная продукция сельского хозяйства сразу идет в переработку на корм скоту, что позволяет увеличить количество кормов для скота в пригородных хозяйствах. Уменьшаются транспортные перевозки, следовательно, экономятся ресурсы и уменьшается загрязнение среды выбросами автомобильного транспорта. |
13. В 1980 году и мире производилось около 2 миллиардов тонн различных продуктов. На каждую тонну промышленной продукции приходится 20–50 тонн отходов. С 1950 по 1983 год производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах возросло в 3,8 раза, а в социалистических странах СЭВ – в 14 раз. На 1 человека в крупных городах приходится до 1 тонны пищевого и бытового мусора в год. Сделайте выводы ни основе предложенных фактов. Предложите выход из критической для биосферы ситуации. |
13. Факты свидетельствуют о нарастающем загрязнении биосферы отходами (хозяйственными и бытовыми). Отходы не только могут быть опасными для живых организмов, в том числе и человека, но они занимают пространство, уменьшая площади, занятые естественными природными системами. Реальный выход – разработка и внедрение безотходных технологий. |
14. Нарушение генетических (наследственных) систем живых организмов может происходить под действием разных факторов, в том числе антропогенных. К последним относятся: искусственная радиация, средства химизации сельского, лесного и рыбного хозяйств, промышленные и бытовые химические вещества, попадающие в среду, выбросы транспорта. Для человека к этому перечню добавляется ультрафиолетовое и УВЧ-облучение, вибрация, медицинская, бытовая и пищевая химия, курение и использование алкоголя. Всего в биосферу введено около 4 млн не свойственных ей ранее химических соединений и около 1000 новых веществ добавляется ежегодно. Какие последствия для здоровья людей несет загрязнение среды? |
14. Среди антропогенных факторов немало мутагенных, т. е. нарушающих наследственные системы организма. Возникновение мутаций (изменений наследственного аппарата) в половых клетках ведет к развитию патологических и других изменений у потомства. Примерно 2% людей являются носителями вновь возникающих врожденных заболеваний. Возникновение мутаций в соматических клетках часто ведет к раковым заболеваниям у данного поколения. |
15. Установлено, что густые, сомкнувшиеся кроны липы, вяза, боярышника, ели поглощают до 25% звуковой энергии, падающей на них, а остальные 75% отражают и рассеивают. Как показывают исследования медиков, повышение уровня шумов способствует развитию нервно-психических заболеваний и гипертонической болезни. Сопоставьте факты и подумайте, какой практический вывод можно сделать? |
15. Озеленение городов, особенно вдоль крупных транспортных магистралей, снижает уровень шума, отрицательно действующего на здоровье человека. |
16. Тайга, как тип ландшафта, существует с начала третичного периода. Многие животные и растения встречаются только в таежной зоне (явление эндемизма). И это несмотря на резкую смену сезонных условий в тайге. Чем же объяснить выживаемость животных в таких условиях, особенно зимой? |
16. Важную роль играет снежный покров. Беспозвоночные животные 6–8 месяцев в году проводят в состоянии зимнего оцепенения. В тайге живут птицы, тесно связанные с деревьями. Это семеноядные птицы (щур, клест, кедровка), тетеревиные, живущие за счет почек, семян и хвои, и даже некоторые насекомоядные птицы, отыскивающие пищу под корой деревьев или в лесной подстилке. Некоторые млекопитающие живут под снегом (лесные полевки и землеройки). Медведи и бурундуки зимой спят. Зайцеобразные, олени и лоси питаются корой и ветками деревьев. |
17. «Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодам, цветкам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, а потом кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Объясните слова М. Пришвина. |
17. В любом растении, содержащем хлорофилл, на свету идет процесс фотосинтеза – создания органических веществ из неорганических. Отмершие растения (и их части) перегнивают, органические вещества при этом расщепляются до минеральных. В болотах, под слоем мхов, вода холодная. Это задерживает разложение растительных остатков. Кроме того, растения плохо всасывают холодную воду с растворенными в ней минеральными солями. Также разложению растительных остатков препятствует повышенная кислотность болотных вод и вырабатываемое сфагновыми мхами антибактериальное вещество сфагнол. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.