ГОАОУ « Траектория»
Подготовила : Т. А. Минакова
Цели урока:
Познакомить учащихся с происхождением денег, их значением в жизни человека. Развивать навыки экономного распределения денежных средств. Прививать бережливость, экономию.
Научить учащихся решать задачи на нахождение стоимости по известным цене и количеству.
Оборудование:
предметные картинки, карточки – ценники, телефон, аудиозапись с текстами задач, таблица «Цена. Количество. Стоимость», карточки с текстами задачи; монеты.
Ход урока.
1.Организационный
момент.
1 - 2 Выше голова.
3 - 4 Плечи шире.
5 - 6 Тихо сесть.
7 - 8 Лень отбросим
2.Мотивационный настрой.
- Отгадайте загадку и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.
Появились на свет мы давно,
Назначенье у нас одно:
В магазине вы берите
Всё, что только захотите,
Только к кассе подойдите
И, конечно, заплатите (деньги)
- Как вы догадались, что это деньги?
3.Вводная беседа.
- Какие деньги вы знаете? Какие монеты, купюры?
- Как по-другому мы называем монеты и купюры? (меры стоимости)
- Где мы пользуемся этими мерами, кроме магазина?
(рынок, транспорт,
аптека, оплата за телефон, и др.)
4.Коррекционная игра «Что изменилось?»
- Как называются эти вещи, которые мы покупаем за деньги? (товар)
- Каждый товар имеет свою цену. Цена – это деньги, которые мы платим за один предмет.
- Вы слышали когда-нибудь слово «ценник»? На товаре всегда присутствует бирка, на которой указана его цена. Это и есть ценник.
- Я предлагаю вам 3 ценника на товары каждого отдела. Вы должны определить цену товара и указать её ценником. Другие ребята будут контролёрами, проверяющими правильность расстановки ценников.
(Три пары учащихся выходят к доске и указывают цену каждого товара своего отдела; контролёры поправляют ошибки в определении цен на товары).
Торт
|
Сок
|
Соль
|
|||
Тетрадь
|
|
Альбом
|
|||
Хлеб
|
Мука
|
Пирожок
|
- Сейчас я проверю, насколько вы внимательны в магазине. Закройте глаза. Что изменилось?
(Учитель меняет предметную картинку соли на сахарный песок; местами альбом с тетрадью; цену хлеба с 24 рублей на 2 рубля)
- Может столько стоить хлеб?
5.Устный счет
- Сколько денег вы потратите, если купите цветные карандаши и тетрадь?
(40 р. + 5 р. = 45 р.)
- Сколько денег останется, если вы купите альбом, отдав в кассу 100 рублей?
(100 р. – 25 р. = 75 р.)
- На сколько рублей сок дороже соли?
(14 р. – 8 р. = 6 р.)
- Сколько будут стоить вместе хлеб и мука?
(24 р. + 45 р. = 69 р.)
- Какие монеты возьмёте, чтобы купить сок?
(10 р., 2 р., 1 р., 1р.)
- Какие две одинаковые купюры возьмёте, чтобы купить торт? (50 р. и 50 р.)
- Хватит ли вам денег от покупки хлеба и пирожка, если у вас купюра в 50 р.?
(да, останется сдача)
6.Изучение нового материала
- Ребята, поднимите руки, кто самостоятельно покупал товары?
- Какие трудности возникали перед вами?
- В каких случаях вам приходилось самостоятельно делать покупки?
(Разыгрывается сюрпризная ситуация – телефонный звонок с текстом задачи)
Задача №1.
Мама, дедушка заболел и просил купить 4 булочки по 5 рублей. Сколько денег нужно, чтобы за них заплатить?
- Ребята, помогите решить задачу.
- Какова цена одной булочки?
- Сколько булочек нужно купить?
- Сколько денег нужно заплатить за все булочки?
(Учитель на таблице демонстрирует карточки с числами - зависимость цены, количества, стоимости, объясняя значение этих математических понятий)
ЦЕНА |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
5 р. |
4 |
20 р. |
- Каким действием узнаем стоимость всех булочек?
(5 р.х 4 = 20 р.)
(Разыгрывается сюрпризная ситуация – телефонный звонок с текстом задачи)
Задача №2
Мама, булочки в магазине закончились. Куплю дедушке пирожков. Сколько будут стоить 2 пирожка по цене 8 рублей?
- Что известно в задаче?
- Что показывает число 8? Число 2?
ЦЕНА |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
8 р. |
2 |
16 р. |
- Как узнать стоимость двух одинаковых пирожков?
(8 р. х 2 = 16 р.)
- Итак, ребята, что нужно сделать, чтобы узнать стоимость одинаковых товаров?
(Цену умножить на количество)
7.Закрепление изученного материала.
Решим задачу в учебнике с.32 з.22
Запись числа, классной работы.
Задача.
Цена 1 тетради 2 р. Купили 5 тетрадей. Определи стоимость покупки? |
- Что известно в задаче? Как узнать стоимость 5 тетрадей?
(Учащиеся записывают вопрос, решение и ответ задачи)
Сколько стоят 5 тетрадей?
2 р. * 5 = 10 р.
Ответ: 10 р. стоят 5 тетрадей.
8.Физминутка
Слушайте внимательно. Если услышите меру стоимости больше 2 р.- хлопайте в ладошки. Меньше 2 р. - топайте.
5 р., 1 р., 5 к., 10 р., 100 р., 100 к., 2 р., 50 р., 1 к.
9.Самостоятельная работа
Учащимся раздаются монеты и задания с ними
Задание №1
Учащимся раздаются различные монеты: 10р., 10р., 5р., 2р., 2р., 1р., 1р., 1р., 50к., 10к., 5к., 1к., 1к.
Необходимо разложить в разные коробочки копейки и рубли, сосчитать их сумму, записать на отдельном листке.
Задание №2
Выложить монеты, чтобы получилась сумма денег 17р.12к.
(Учитель собирает карточки для проверки)
10. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, вы все активно работали на уроке. Но особенно хочется отметить за работу Арнаутова Степана в устном счёте,
в записи вопроса и решения задачи Алёшу, определении цен товаров Олесю…
(Учитель ставит оценки)
- А сейчас я хочу узнать ваше мнение об уроке.
(Учитель предлагает фразы рефлексивного экрана)
Я узнал…Мне пригодится… На уроке было…
На уроке я работал… Мне
понравилось, как…
— Что особенно интересным показалось вам сегодня на уроке?
— Что удивило?
— Где могут вам пригодиться в жизни знания, приобретённые на уроке?
Вы сегодня хорошо работали. Если у вас всё получилось, то вы улыбнитесь. Если
не всё у вас получилось, то подмигните.
Оценки за урок с комментированием.
11.Домашнее задание.
Учитель раздаёт индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями по объёму и уровню сложности.
Приложение 1
1 станция «Это интересно»
Интересные факты о российских деньгах
1.Название «копейка»
пришло к нам со времен правления Ивана Грозного, когда были отпечатаны монеты с
его портретом и копьем, которые он повелел называть «копейными деньгами».
2. Раньше не было бумажных купюр, были только металлические деньги. Во времена
Ломоносова произошел интересный факт: когда ему дали премию в 2000 рублей, то
общий вес этой премии составил почти тонну, поэтому ему пришлось нанять телегу
с рабочими, чтобы увезти свои деньги домой.
3. Русская монета – полу-деньга (полушка) признана самой маленькой по весу и
номиналу в мире. Она приравнивалась к копейке, и весила 0,17 г.
4. Самая большая по размеру серебренная монета была отчеканена во времена
правления Екатерины I в 1725 году. Ее размер составлял 18 на 18 сантиметров,
толщина 5 миллиметров. Масса у нее была нешуточная: 1 килограмм 636 граммов.
5. В истории современной России самая крупная серебряная монета весом в 3 килограмма
была выпущена в 1999 году.
6. В России в начале 18 века был выпущен квадратный медный рубль со сторонами
по 20 см и весом в 1,4 кг
7. Самые ненужные деньги были выпущены в России после смерти царя Александра I.
Еще до коронации была отчеканена пария монет с портретом старшего наследника
Константина, который отказался от престола в пользу Николая и тираж отправили
на переплавку.
8. В 1897 г. Россия по инициативе министра финансов С.Ю. Витте чуть было не
лишилась рубля в качестве денежной единицы. Он предлагал ввести в обращение
новую валюту с названием «Русь» или «Рус».
9. В 1704 г. Россия первая в мире приравняла одну монету к 100 другим, путем
оценки рубля в 100 копеек. Мы были в этом первыми и это факт.
Приложение 2
1 станция «Это интересно»
Прочитать в учебнике стр.21-25
Прочитать дополнительную информацию.
Ответить на вопросы.
1)Откуда произошли названия «рубль» и «копейка»?
2)Почему М.В. Ломоносову пришлось заказывать телегу после получения премии?
Приложение 3
2 станция «Пазлы»
![]() |
Приложение 4
3 станция «Ребус»
,, ные
ные
Ш=В
![]() |
_____________________________________
______________________________________
Приложение 5
4 станция «Продавайка»
Приложение 6
Станция «Памятка»
1.Старайтесь тратить деньги с умом!
2. Заведите себе
3. Играйте в игру «Монополия».
4. Если идёте за покупками,
Приложение 6
Закладка
![]() |
![]() |
Береженая копейка рубль бережет.
![]() |
Ответы («Пазлы»):
Доллары - США
Юань - Китай
Рубль - Беларуссия
Ответы («Ребус»)
Товарные деньги – самые первые деньги. Например, в древности – скот, зерно, а в России это –звериные шкурки.
Ответы («Памятка»)
1.Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают их своим трудом.
2. Заведите себе копилку!
3. Играйте в игру «Монополия».
4. Если идёте за покупками, то покупайте только нужные товары.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.