Урок-проект внеклассного чтения
Тема урока «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»
Автор: Макарова Л.И.
Регион: Амурская область
Уровень образования: Начальные классы
Целевая аудитория: Учащиеся
Учитель
Класс: 5 класс
Предмет: Литературное чтение
Цели:
Образовательные: Познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина-сказочника, понятием «авторская» (литературная) сказка;
Развивающие: Развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы;
Воспитательные: Воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина.
Задачи:
– обобщить полученные знания, применить их на практике;
– формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
– учить детей овладевать навыками ораторского искусства.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 9
Методы обучения: Сравнения, сопоставления, анализа
Используемая литература:
Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс Москва «Вако» 2007
Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению 2 класс Москва «Вако» 2007
Кабинетская Т.Н. Эссе. Методическое пособие для уроков чтения в начальной школе Псков 1996
Карева К.С. По следам Пушкинских сказок, или Лукоморье – 2002» ПедСовет № 9 2002
Пашнина В.М. О сказках в шутку и всерьёз ПедСовет № 9 2002
Ковтун Е.Г. Литературное лото «Что за прелесть эти сказки!» ПедСовет № 2 1999
Кощеева С.Н. Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина ПедСовет № 2 1999
Оборудование: Мультимедиапроектор, выставка книг со сказками А.С. Пушкина, портрет поэта, карточки для литературной игры с отрывками из сказок.
Краткое описание: Урок внеклассного чтения по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина» является обобщающим, закрепляющим и систематизирующим знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, как сказочника.
Подготовка.
1. Определяются этапы работы:
– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяется тема, цели, задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);
– информационно_операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, проводит консультации);
– рефлексивно_оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
2. Распределение учащихся по проектным группам. Сбор информации по группам.
1_я группа – представление информации об А.С. Пушкине.
2_я группа – викторина о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
3_я группа – инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…».
Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.
Планируемые результаты: учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания о А.С. Пушкине и его сказках. Расширяют свой кругозор после знакомства со сказками «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», т. к. они не изучаются в начальной школе по программе
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проблемный вопрос: Почему говорят: сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок? Актуализация знаний
- На уроках мы с вами знакомились с русскими народными сказками. Почему они называются народными? (Их автор неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое.)
- Прочитайте, какова тема сегодняшнего урока. (Тема указана на доске)
-Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать? (Сегодня мы будем читать сказки Александра Сергеевича Пушкина.) - Автор этих сказок известен. Такие сказки называются авторскими, или литературными.
III. Постановка целей урока
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами об удивительном человеке, Александре Сергеевиче Пушкине, мы подробнее познакомимся с его сказками. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир.
IV. Изучение нового материала
Мы работаем в группах. Каждая группа готовила своё задание.
Первая группа приготовила информацию об А.С. Пушкине.
Родился Александр Сергеевич давно, более 200 лет назад. Однако Пушкина любят и читают до сих пор. В детстве Саша рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. Поэт много времени проводил в библиотеке отца. Он очень пристрастился к чтению. Пушкин в 8 лет уже сочинял стихи. Совсем маленькие дети, не умея читать, уже запоминают от старших отдельные строчки из стихотворений этого поэта. И вы уже, наверняка, знакомы с некоторыми из них, а быть может, слышали его чудесные сказки. Помните:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки. Арина Родионовна, привила ему любовь к русской речи, русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились на всю жизнь. Любовь к русской народной сказке приходит к Пушкину и от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, и от дяди Никиты Козлова.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов - старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено - и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт гусиным пером торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! - говорил он. - Каждая есть поэма». Так родилось пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран, которые вдохновляют режиссеров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов, композиторов — на создание музыкальных произведений.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
2. Рассматривание выставки книг. (Работа с учителем)
— Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина. Какие сказки вы узнали? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне...», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о золотом петушке».)
Молодцы! Некоторые люди считают сказкой и поэму «Руслан и Людмила. Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом. Послушайте начало «Песни первой» поэмы «Руслан и Людмила». (Учитель читает «У лукоморья дуб зеленый»…)
- Сегодня вы приготовили выразительное чтение и чтение по ролям отрывков из сказок Пушкина.
Давайте послушаем сказки, поразмышляем над ними.
Вторая группа
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
(Дети читают подготовленные отрывки выразительно и по ролям. Рассматривание иллюстраций)
(Учитель задаёт вопросы):
-Какие волшебные чудеса происходят в сказке? (Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон — в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.)
-Назовите отрицательных персонажей сказки. (Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.)
-Как наказано зло в сказках? (Злой коршун погиб.)
-Как вы считаете, избежали ли наказания ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой? (Да, потому что правда открыта.)
-А теперь послушаем «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Её подготовила третья группа
(Дети читают подготовленные отрывки выразительно и по ролям. Рассматривание иллюстраций)
(Учитель задаёт вопросы):
-Назовите положительных героев сказки. (Царевна, королевич Елисей, богатыри.)
- Чьи поступки осуждает автор? (Царицы, чернавки.)
- Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из
сказки.
(Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, месяцем, ветром.)
Опишите внешний вид царевны и царицы.
(Читаются отрывки.)
Всегда ли внутренняя красота сопутствует внешней?
Зачитайте отрывки о характере героинь.
Как зло было наказано в сказке? (Собственная злоба, ненависть погубила царицу.)
А теперь послушаем следующую сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» Её подготовила четвёртая группа
(Дети читают подготовленные отрывки выразительно и по ролям. Рассматривание иллюстраций)
(Учитель задаёт вопросы):
-Назовите отрицательных героев сказки. (Старуха)
- Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненависти, жадности старухи? Прочитайте слова об этом. («Старик не осмелился перечить», «Не дерзнул поперек слова молвить»)
- Можно ли старика назвать положительным героем? (Да, он отпустил золотую рыбку, ничего с неё не взял. Нет, он труслив. Он боится старухи, не смеет ей сказать слова «поперек»)
- Прочитайте, как природа в образе моря осуждает желания старухи и бездействие старика? («Море слегка разыгралось», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море», «Видит, на море чёрная буря»)
- Как вы понимаете выражение «Остаться у разбитого корыта»? (Потерять всё, что было. Остаться ни с чем)
- У Александра Сергеевича есть ещё 2 сказки. Мы с ними сегодня немного познакомимся -
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (Дети смотрят мульфильм, поставленный по данной сказке)
(Учитель задаёт вопросы):
- Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)
Почему? (Непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый.)
Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.)
Прочитайте, как был наказан поп?
Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)
А теперь поговорим о другой сказке — «Сказка о золотом петушке». Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной.
(Дети смотрят мульфильм, поставленный по данной сказке)
(Учитель задаёт вопросы): - Какие страшные чудеса там происходили? (Непонятно, откуда возникла и куда пропала Шамаханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.)
— За что был наказан Дадон? (Он был неверен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)
Закрепление изученного. Литературная игра «Там чудеса...»
(Класс делится на 3 команды)
Конкурс «Волшебное средство»
-
Кому принадлежит это волшебное средство?
1 ряд
2
ряд
З ряд
Зеркальце
Золотая
рыбка Золотой
петушок
Конкурс «Волшебные превращения»
— В кого превратились?
1ряд 2 ряд З ряд
Князь Гвидон Лебедь Чародей
Конкурс «Кто это?»
- Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?
1
ряд
2 ряд
З ряд
Дадон, Елисей, Бабариха,
Балда, Гвидон Соколко (пес),
Буян (остров) Черномор Чернавка(прислуга царицы),
Конкурс «Сказочный зачин»
-Из какой сказки слова?
1ряд 2 ряд З ряд
«Жил-был «Они жили в ветхой «Негде в тридевятом
поп...» землянке ровно царстве, тридесятом
тридцать лет государстве жил-был
и три года». славный царь...»
Итог урока.
Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.
Почему говорят: сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок? (Ответы детей)
- Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы знаете?
- Какая из них вам понравилась больше всего?
- Почему?
- Чем сказки Пушкина похожи на русские народные? (Александр Сергеевич использовал сказочные зачины, как в русских народных сказках. В сказках Пушкина есть троекратные повторы, сказочные персонажи и сюжеты из народных сказок. Поэт использует старинные слова и устойчивые словосочетания. Например: «вороты» вместо ворота, «белены объелась», «не садися не в свои сани», «аль товар не по купцам», «вот осъмой уж день проходит».)
- Прошло более 200 лет со дня рождения поэта. Но
время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит
памятник поэту, созданный на средства простого народа.
(Учитель показывает фоторепродукцию.) Вы еще не раз вернетесь к
творчеству поэта на уроках литературы и в этом году, и в течение всех школьных
лет, и, я надеюсь, всей жизни.
Самооценка: Если вам урок понравился, похлопайте в ладоши.
Домашнее задание
Выучить отрывок наизусть из понравившейся сказки, нарисовать иллюстрацию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.