Урок-проект внеклассного чтения «Сказки А.С. Пушкина»
Оценка 5

Урок-проект внеклассного чтения «Сказки А.С. Пушкина»

Оценка 5
docx
27.04.2020
Урок-проект внеклассного чтения «Сказки А.С.  Пушкина»
Урок-проект по внеклассному чтению-5кл..docx


                                                       Урок-проект внеклассного чтения

                              Тема урока «Сказки Александра Сергеевича  Пушкина»

Автор: Макарова Л.И.

Регион: Амурская область

Уровень образования: Начальные классы

Целевая аудитория: Учащиеся

                                    Учитель

Класс: 5 класс

Предмет: Литературное чтение

Цели:

Образовательные:   Познакомить с творчеством Александра Сергеевича  Пушкина-сказоч­ника,  понятием «авторская» (литературная) сказ­ка;

Развивающие: Развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чте­ния, навыки коллективной работы;                                                                                                                                       

Воспитательные: Воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина.

Задачи:

– обобщить полученные знания, применить их на практике;

– формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

– учить детей овладевать навыками ораторского искусства.

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний

 Учащихся в классе (аудитории): 9

 Методы обучения: Сравнения, сопоставления, анализа

Используемая литература:

Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс Москва «Вако» 2007

Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению 2 класс Москва «Вако» 2007

Кабинетская Т.Н. Эссе. Методическое пособие для уроков чтения в начальной школе Псков 1996

Карева К.С. По следам Пушкинских сказок, или Лукоморье – 2002» ПедСовет № 9 2002

Пашнина В.М. О сказках  в шутку и всерьёз ПедСовет № 9 2002

Ковтун Е.Г. Литературное лото «Что за прелесть эти сказки!» ПедСовет № 2 1999

Кощеева С.Н. Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина ПедСовет № 2 1999

Оборудование: Мультимедиапроектор,  выставка книг со сказками А.С. Пушкина, пор­трет поэта, карточки для литературной игры с отрывками из сказок.

Краткое описание: Урок внеклассного чтения по теме «Сказки Александра Сергеевича  Пушкина» является обобщающим, закрепляющим и систематизирующим знания учащихся  о творчестве А.С.Пушкина, как сказочника.

 Подготовка.

1. Определяются  этапы работы:

– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);

– планирующий – подготовительный (определяется тема, цели, задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);

– информационно_операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, проводит консультации);

– рефлексивно_оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

2. Распределение учащихся по проектным группам. Сбор информации по группам.

1_я группа – представление информации об А.С. Пушкине.

2_я группа – викторина о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

3_я группа – инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…».

Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.

Планируемые результаты: учащиеся обобщают и систематизируют полученные  знания о  А.С. Пушкине и его сказках. Расширяют свой кругозор после знакомства со сказками «Сказка о попе и работнике его Балде»,  «Сказка о золотом петушке», т. к. они не изучаются в начальной школе по программе

 

 

                                                               Ход урока

1.Организационный момент

2.Проблемный вопрос: Почему говорят:  сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок?                                   Актуализация знаний

- На уроках мы с вами знакомились с русскими народными сказками. Почему они называются народными? (Их автор неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каж­дый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое.)

- Прочитайте, какова тема сегодняшнего урока. (Тема указана на доске)

-Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать? (Сегод­ня мы будем читать сказки  Александра Сергеевича Пушкина.)                                                                                                                                          - Автор этих сказок известен. Такие сказки называются авторскими, или литера­турными.

III.      Постановка целей урока

 Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами об удивительном человеке, Александре Сергеевиче Пушки­не, мы подробнее  познакомимся с его сказками.­ Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый вол­шебный мир.

IV.      Изучение нового материала                                                                                                               

Мы работаем в группах. Каждая группа готовила своё задание.                                                                                              

Первая группа приготовила информацию об А.С. Пушкине.

Родился Александр Сергеевич  давно, более 200 лет назад. Однако Пушкина любят и читают до сих пор. В детстве Саша рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском.  Поэт много времени проводил в библиотеке отца. Он очень пристрастился к чтению. Пушкин в 8 лет уже сочинял стихи. Совсем маленькие дети, не умея читать, уже запоминают от старших отдельные строчки из стихотворений этого поэта. И вы уже, наверняка, знакомы с некоторыми из них, а быть может, слышали его чудесные сказ­ки. Помните:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

       У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, са­мым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна.  «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки. Арина Родионовна, при­вила ему любовь к русской речи, русской народной поэзии. Песни и сказ­ки, которые рассказывала ему няня, запомнились на всю жизнь.  Любовь к русской народной сказке приходит к Пушкину и от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, и от дяди Никиты Козлова.

     В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов - старинные и грозные песни о горькой народной доле.

      В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено - и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт  гусиным пером  торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! - говорил он. - Каждая есть поэма». Так родилось пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран, которые вдохновляют режиссеров на создание спек­таклей, кинофильмов, мультфильмов, композиторов — на создание музы­кальных произведений.

      Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народ­ной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, Золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

2. Рассматривание выставки книг. (Работа с учителем)

—        Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты ска­зок Пушкина. Какие сказки вы узнали? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мер­твой царевне...», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о золо­том петушке».)

Молодцы! Некоторые люди считают сказкой и поэму «Руслан и Людмила. Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолю­бие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом. Послушайте начало «Песни первой» поэмы «Руслан и Людмила». (Учитель читает  «У лукоморья дуб зеленый»…)                                                                                                                

- Сегодня вы приготовили выразительное чтение и чтение по ролям отрывков из сказок  Пушкина.

Давайте послушаем сказки, поразмышляем над ними.

 

Вторая группа

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

(Дети читают подготовленные отрывки выразительно и по ролям. Рассматривание иллюстраций)

      (Учитель задаёт вопросы):                                                                  

 -Какие волшебные чудеса происходят в сказке? (Лебедь пре­вращается в царевну, князь Гвидон — в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.)

-Назовите отрицательных персонажей сказки. (Ткачиха, пова­риха, баба Бабариха, коршун.)

-Как наказано зло в сказках? (Злой коршун погиб.)

-Как вы считаете, избежали ли наказания ткачиха с повари­хой, сватьей бабой Бабарихой? (Да, потому  что правда от­крыта.)

-А теперь послушаем «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».                                                     

 Её подготовила третья группа

(Дети читают подготовленные отрывки выразительно и по ролям. Рассматривание иллюстраций)

      (Учитель задаёт вопросы):                                                                  

-Назовите положительных героев сказки. (Царевна, королевич Елисей, богатыри.)

- Чьи поступки осуждает автор? (Царицы, чернавки.)

- Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из сказки.
(Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, меся­цем, ветром.)

Опишите внешний вид царевны и царицы.
(Читаются отрывки.)

Всегда ли внутренняя красота сопутствует внешней?

Зачитайте отрывки о характере героинь.

Как зло было наказано в сказке? (Собственная злоба, ненависть погубила царицу.)                          

А теперь послушаем следующую сказку «Сказка о рыбаке  и рыбке» Её подготовила четвёртая группа

(Дети читают подготовленные отрывки выразительно и по ролям. Рассматривание иллюстраций)

      (Учитель задаёт вопросы):                                                                   

-Назовите отрицательных героев сказки. (Старуха)

- Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненависти, жадности старухи? Прочитайте слова об этом. («Старик не осмелился перечить», «Не дерзнул поперек слова молвить»)

- Можно ли старика назвать положительным героем? (Да, он отпустил золотую рыбку, ничего с неё не взял. Нет, он труслив. Он боится старухи, не смеет ей сказать слова «поперек»)

- Прочитайте, как природа в образе моря осуждает желания старухи и бездействие старика? («Море слегка разыгралось», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море», «Видит, на море чёрная буря»)

- Как вы понимаете выражение «Остаться у разбитого корыта»? (Потерять всё, что было. Остаться ни с чем)

- У Александра Сергеевича есть ещё 2 сказки.  Мы с ними сегодня немного познакомимся -

  «Сказка о попе и о работнике его Балде»   (Дети смотрят мульфильм, поставленный по данной сказке)

(Учитель задаёт вопросы):                                                                  

Назовите положительного героя сказки. На какого героя рус­ских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

Почему? (Непрактичный, наивный, но добросовестный, тру­долюбивый.)

Какие отрицательные черты характера высмеиваются в обра­зе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.)

Прочитайте, как был наказан поп?

Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)

А теперь поговорим о другой сказке — «Сказка о золотом петушке». Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной.

  (Дети смотрят мульфильм, поставленный по данной сказке)

      (Учитель задаёт вопросы):                                                                                                                                                            - Какие страшные чудеса там про­исходили? (Непонятно, откуда возникла и куда пропала Ша­маханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.)

— За что был наказан Дадон? (Он был неверен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)

 Закрепление изученного. Литературная игра «Там чудеса...» 

      (Класс делится на 3 команды)

Конкурс «Волшебное средство»

-           Кому принадлежит это волшебное средство?
1 ряд                                 2 ряд                           З ряд
Зеркальце                 Золотая рыбка            Золотой петушок

 

Конкурс «Волшебные превращения»

—        В кого превратились?

1ряд                          2 ряд                  З ряд

Князь Гвидон            Лебедь            Чародей

 

Конкурс «Кто это?»

-           Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?


   1 ряд                              2 ряд                              З ряд

Дадон,                        Елисей,                     Бабариха,                                                                                                                  

 Балда,                        Гвидон                      Соколко (пес),

Буян (остров)            Черномор                Чернавка(прислуга царицы),                                                                                                                                                                                                                                   

 Конкурс «Сказочный зачин»

-Из какой сказки слова? 

          1ряд                                     2 ряд                                        З ряд

    «Жил-был            «Они жили в ветхой                      «Негде в тридевятом

       поп...»                землянке ровно                                царстве, тридесятом

                                     тридцать лет                                             государстве жил-был

                                     и три года».                                 славный царь...»

Итог урока.

 

Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.

Почему говорят: сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок?  (Ответы детей)

                              

- Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы знаете?

- Какая  из них вам понравилась больше всего?

- Почему?

- Чем сказки  Пушкина похожи на русские народные? (Александр Сергеевич использовал сказочные зачины, как в русских народных сказках. В сказках Пушкина есть троекратные повторы, сказочные персонажи и сюжеты из народных сказок. Поэт использует старинные слова и устойчивые словосочетания.  Например: «вороты» вместо ворота, «белены объелась», «не садися не в свои сани», «аль товар не по купцам», «вот осъмой уж день проходит».)

- Прошло более 200  лет со дня рождения поэта. Но время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа.
(Учитель показывает фоторепродукцию.) Вы еще не раз вернетесь к  творчеству поэта на уроках литературы и в этом году, и в течение всех школьных лет, и, я надеюсь, всей жизни.

Самооценка: Если вам  урок понравился, похлопайте в ладоши.                                      

    Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть из понравившейся сказки, нарисовать иллюстрацию.

 

 

 

 

 


 

Урок-проект внеклассного чтения

Урок-проект внеклассного чтения

Карева К.С. По следам Пушкинских сказок, или

Карева К.С. По следам Пушкинских сказок, или

Ход урока 1.Организационный момент 2

Ход урока 1.Организационный момент 2

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, са­мым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, са­мым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня

Вторая группа «Сказка о царе

Вторая группа «Сказка о царе

Дети читают подготовленные отрывки выразительно и по ролям

Дети читают подготовленные отрывки выразительно и по ролям

За что был наказан Дадон? (Он был неверен своему слову

За что был наказан Дадон? (Он был неверен своему слову

Итог урока . Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить

Итог урока . Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020