Урок проектной деятельности ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • pptx
  • 10.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.pptx

ЦЕЛЬ проекта

Основы проектной деятельности
Учитель Е.Л.Путилова

ВЫ узнаете

О понятии цели в разных сферах деятельности
Почему важно определение цели работы

ВЫ научитесь

Ставить цель в самостоятельной проектной или исследовательской работе
Оценивать реалистичность достижения поставленной цели

Теоретический материал

1. Цель – место, в которое надо попасть при стрельбе или метании.
2. Или в переносном смысле – сказать или сделать что-нибудь точно, верно, именно так, как надо. (Энциклопедический словарь)
ЦЕЛЬ – предмет стремления, то, что надо или желательно осуществить.

Теоретический материал

Интересно, что значение, связанное со стрельбой, даётся в словаре под №1. В те времена, когда первобытному человеку нужно было добыть еду или поразить врага, чтобы остаться в живых самому, наиболее актуальным было это значение.

Теоретический материал

Затем смысл понятия был распространён на другие виды человеческой деятельности.

А ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЦЕЛИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Теоретический материал

ЦЕЛЬ В СПОРТЕ
Для этого многие спортсмены многие годы проводят ежедневные изнурительные тренировки, а некоторые даже используют нечестный приём

Заключается в том, чтобы любой ценой победить в соревнованиях.

Теоретический материал

ЦЕЛЬ ПРИ РАКЕТНЫХ СТРЕЛЬБАХ
Для этого учёные и инженеры создают сложнейшие ракетные комплексы, оснащённые автоматическими системами наведения.

Заключается в том, чтобы обеспечить максимальный процент поражения летящих целей.

Теоретический материал

ЦЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОЕКТА
Для этого конструкторы и инженеры стремятся обеспечить максимальное соответствие характеристик создаваемого объекта установленным требованиям.

Заключается в том, чтобы создать новый объект (ракету, мост, здание)

Теоретический материал

ЦЕЛЬ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
Такая кампания является социальным проектом.
Для этого применяют различные предвыборные технологии.

Заключается в том, чтобы обеспечить любыми средствами симпатии максимального количества избирателей к кандидату.

Теоретический материал

ЦЕЛЬ в научных исследованиях

Заключается в том, чтобы ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ.

Цель научного исследования

Однако, поскольку знание новое, то никто не знает в чём именно оно состоит.
Парадокс заключается в том, что приступая к работе, исследователь часто не знает, что он получит.
Американский исследователь Гомер Адкинс сказал:
«Исследования – примерно то же самое, что пускать стрелу
в воздух и там, где она упадёт, рисовать мишень».

Цель научного исследования

Кстати, если напомнить вам правила русского языка, то слово ЦЕЛЬ практически всегда является
Однако, какие сказуемые мы обычно используем, говоря о цели?

Для начала работы цель, как правило

Эти слова являются не просто разными глаголами – они выступают в качестве показателей различного происхождения цели.

Цель научного исследования

Когда же цель поставлена (намечена, определена и выбрана) её необходимо (в проекте или исследовании)

Или на языке военных

Может быть весьма показательным сравнение двух целей: нашей и той, в которую должен попасть стрелок.

ЦЕЛЬ

Для того, чтобы стрельба была успешна, необходимо выполнить следующие условия:

Цель должна быть хорошо видна, чтобы в неё хорошо прицелиться. (в тумане попасть сложно)
Цель должна быть расположена на расстоянии, соответствующим возможностям орудия для стрельбы
( бесполезно бросать дротик от дартса в мишень, установленную для расстояния стрельбы от винтовки)

ЦЕЛЬ

Для того, чтобы стрельба была успешна, необходимо выполнить следующие условия:

3. Цель должна иметь однозначные критерии попадания/ непопадания, например, должна упасть.
4. Стрелок должен уметь стрелять.

ЦЕЛЬ

Если мы перенесём эти условия на нашу проектно-исследовательскую работу, то получится:

Мы должны хорошо понимать чего мы хотим достигнуть (построить робота или получить данные о содержании загрязнений в воде).
Мы должны обладать необходимыми ресурсами (временем, материалами, литературой и т.д.)
У нас должны быть критерии оценки результата (если мы хотели построить ракету, которую можно было показать на военном параде, а она не летит, результат не достигнут.
У нас должен быть необходимый запас знаний и навыков для выполнения работы.

«Цель оправдывает средства» иезуит Антонио Эскобар-и-Мендоза

Долгое время это был девиз ордена иезуитов, он являлся основой их идеологии (прочитайте про них в интернете, будет интересно).
Однако, для учёного эта «установка» таит в себе большую опасность. При движении к цели нередко возникают препятствия, которые нужно преодолеть. И здесь всегда нужно анализировать, уместны ли те средства, которые вроде бы ведут вас к цели.

В качестве примера можно привести поставленную в Советском Союзе цель построения коммунистического общества – общества свободы, равенства, братства, для достижения которой руководством страны допускался массовый террор.
ИТАК, ЦЕЛЬ КОНКРЕТИЗИРУЕТ ТЕМУ РАБОТЫ И УКАЗЫВАЕТ ЧТО ИМЕННО ВАМ НУЖНО СДЕЛАТЬ С ВЫБРАННЫМ ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Поскольку цель в работе должна быть одна, остальные важные направления наших действий должны быть «понижены в звании», то есть переведены в ранг ЗАДАЧ.
Хрестоматийным примером того, как цели разных участников проекта пришли в противоречие друг с другом, является известная басня Ивана Андреевича Крылова «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА».
«…Поклажа бы для них казалось и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду…»

На этом примере каждый имел свою цель, которая состояла в том, чтобы двигаться обычным для себя способом. Неудивительно, что эти цели пришли в противоречие друг с другом.
Но если бы все три персонажа имели одну цель, но разные, свойственные им задачи, направленные на её достижение, то и результат был бы другой.
Щука мыла бы воз,
Лебедь слетал бы за трактором,
Рак клешнями обрывал бы, мешающие движению ветки кустов.
Воз бы доставили по назначению.

Цели в проектных и исследовательских работах различны

ЦЕЛЬ В ПРОЕКТИРОВАНИИ
Включает в себя достижение заранее сформулированного результата.
В правильно организованном проекте критерии успешности достижения цели определены ещё до того, как он начал выполняться.
Это ещё один аргумент в пользу того, что при проектировании цель должна быть сформулирована максимально конкретно.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Заключается в познании чего-то нового, ранее неизвестного.

ПРИМЕРЫ

Тема: «Зоопланктон пруда парка»
Цель: наблюдение за развитием зоопланктона пруда в 2016-2017 годах, сравнение его с таковым за 2012-2013 годы.
Тема: «Незваный гость из Америки».
ПОНЯТНО ЛИ что скрывается за этой темой?
МОЖЕТ БЫТЬ это кровожадный индеец или атомная бомба?
Цель: изучить биологию и экологию клопа Кружевницы дубовой на основании научной литературы; выяснить, будет ли данный клоп поражать другие виды (кроме дуба) древесных пород и возможны ли биологические методы борьбы с данным вредителем.

ПРИМЕРЫ

Цель: изучить биологию и экологию клопа Кружевницы дубовой на основании научной литературы; выяснить будет ли данный клоп поражать другие виды (кроме дуба) древесных пород и возможны ли биологические методы борьбы с данным вредителем.
Мы видим, что здесь содержатся три разных цели.
Первая предполагает наличие литературного обзора, который необходим в любой работе (поэтому упоминать необязательно).
Вторая цель действительно связана с наблюдениями за поражёнными растениями.
Третья подразумевает проведение эксперимента. Такие исследования очень сложные и проводятся в научно-исследовательских институтах. Поэтому, третья цель предполагает только работу с литературой и может быть объединена с первой.

Схема формулирования цели исследовательской работы (проекта):

Изучить
Исследовать
Выяснить
Выявить
Определить
Проанализировать
Уяснить
Показать
Проверить
Обосновать
Привлечь к проблеме
Обобщить
Описать
Узнать



Выбираете одно из слов типа:

Примеры формулировок цели исследовательской работы

Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать уличные достопримечательности.
Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.
Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющихся местом поклонения местного народа.
Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

Примеры формулировок цели исследовательской работы

Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
Изучить поведение детёнышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.
Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.

Примеры формулировок цели исследовательской работы

Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.
Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
Изучить силу трения и её влияние на жизнь человека.
Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

Примеры формулировок цели исследовательской работы

Выявить влияние гаджетов на психику человека.
Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.
Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба.
Выявить закономерности явления ...

Примеры формулировок цели исследовательской работы

Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.
Определить фирму - производитель, выпускающую яблочные соки, соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.
Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.
Определение качества продуктов быстрого приготовления.

Примеры формулировок цели исследовательской работы

Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
Узнать, что за птица напала на воробья, выявить особенности этой птицы.
Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.
Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

Примеры формулировок цели исследовательской работы


Показать содержание нитратов в продуктах питания.
Показать отражение исторических событий страны в жизни моего прадедушки.
Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.
Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.
Доказать, что среди растений встречаются хищники.

ТЕМА: «Безопасность детей на дорогах в микрорайоне Старатель».

Объект: пешеходные переходы в районе школы
Предмет: усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице

ЦЕЛЬ: узнать, действительно ли безопасны дороги возле школы, где мы учимся

ТЕМА: «Лисья гора – символ Нижнего Тагила».

Объект: Лисья гора
Предмет: значение Лисьей горы для Нижнего Тагила

ЦЕЛЬ: познакомиться с историей Лисьей горы и доказать, что она является символом Нижнего Тагила

Проектная деятельность — эффективнейший инструмент изучения нового.
Проект может помочь выявить скрытые таланты.
Кто-то научится публично выступать и защищаться, кто-то программировать, кто-то создавать графику, а кто-то станет в дальнейшем менеджером проектов.
Побольше вам удачных и интересных проектов!