1. Учитель: Коротынская Светлана Анатольевна Corotinscaia Svetlana Anatoli
2. Дата: 03/10/2019
3. Учебное заведение: ПУТЛ «Олимп»
4. Класс: 3 «А»
5. Предмет: Развитие личности
6. Тема урока : Общение и конфликты.
7. Тип урока: комбинированный
8. Вид урока: урок применения и совершенствования знаний.
Субкомпетенции:
· Применять техники разрешения конфликтов путем общения и контроля над эмоциями.
Операциональные цели:
К концу урока ученик должен
знать:
О1 - познакомиться с причинами возникновения конфликта;
уметь:
О2 – анализировать конфликтные ситуации;
О3 – классифицировать различные методы решения конфликтов;
О4 – определять пути, способствующие противостоянию конфликтам;
способен:
О5 – проявлять творческий подход при выполнении индивидуальных заданий;
О6 – настраиваться на работу;
О7 – подводить итоги выполненной работы.
Дидактические стратегии:
методы и приёмы: Мини-исследование на основе примеров из повседневной жизни, беседа, демонстрация, анализ ситуации, упражнение.
формы работы: фронтальная, в паре, в группе, индивидуальная.
приёмы: игровой, хоровой, договаривания, комментирования.
Оценивание:
Оцениваемая способность |
Критерии |
Дескрипторы |
Анализировать конфликтные ситуации
|
1. Анализ конфликтной ситуации |
Правильно анализирует конфликтную ситуацию \ с незначительной помощью \ только с помощью учителя. |
2.объяснение значения понятия конфликт
|
Правильно объясняет значение понятия конфликт \ с незначительной помощью \ только с помощью учителя. |
|
3. воспроизведение ситуации, когда конфликт разрешился миром |
Правильно воспроизводит ситуацию разрешения конфликта мирным способом \ с незначительной помощью \ только с помощью учителя. |
|
Классифицировать различные методы (положительные и отрицательные способы) решения конфликтов |
1. установление критериев классификации |
Правильно классифицирует \ немного искажает \ составляет путем догадки |
2. упорядочивание предложенных признаков |
Самостоятельно и правильно упорядочивает признаки \ путем наводящих вопросов \ под руководством учителя. |
|
3. называние полученной группы |
Самостоятельно и верно называет положительные и отрицательные способы решения конфликтов \ путем наводящих вопросов \ под руководством учителя. |
Оборудование: рабочая тетрадь, карточки для работы в группе, подарки-сердечки с пожеланиями, презентация по теме, музыкальное сопровождение этюда.
Время урока: 45 минут.
Библиография: Куррикулум по предмету «Развитие личности»
Эта пы уро ка |
ОЦ |
Содержание |
Оценивание |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность
ученика |
|||||||||||||||||
В Ы З О В
О С М Ы С Л Е Н И Е
П О Н И М А Н И Е
Р Е Ф Л Е К С И Я
|
О5
О2
О6
О1
О6
О3
О4
О7 О1
О2
О4
О5
О6
О7
О3
О6
О5
О7
О6
О4
О7 |
Урок начался с пантомимы 1. Этюд ««Поссорились и помирились» Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем помирившись поворачиваются лицом к друг другу, и улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обниматься. Этюд выполняется под музыку. 2. Беседа: - Что мы с вами увидели? - Начало? В конце? - Оцените свое настроение в начале урока смайликом в уголочке ваших тетрадей! - Послушаем стихотворение. (читает подготовленный ученик) (приложение №1) 3. Определение темы урока. Постановка задачи урока. - Что произошло? - Правильно, произошел конфликт. - Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего урока? - Как вы думаете, почему мы взяли эту тему? - Чему же мы будем учиться на этом уроке?
- Что обозначает слово «конфликт»? Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».
4.Поисковая деятельность. 1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность. - Ситуация №1 Для этого вернемся к стихотворению и ответим на вопросы: 1) С чего начался конфликт? 2) Что не смогли сделать животные? 3) Какая причина конфликта? Причины конфликта 1. Неумение понять друг друга и договориться.
Ситуация №2 – Кирилл, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Ваня. - Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Ваня и убежал. А Кирилл даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу. Анализ ситуации. Коллективная деятельность. 1) Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? 2) Из-за чего в данной ситуации возник конфликт? Причины конфликта 2.Неумение слушать
Ситуация № 3 На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки. - Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина? Причины конфликта 3. Несдержанность
Вывод: Какие причины конфликтов мы узнали? ( на доске карточки с причинами)
5.Практическая деятельность. Результаты анкетирования. а) - Как вы себя чувствуете, когда кто-то говорит вам что-нибудь неприятное? - Как реагируете в таких случаях? (анкета) - В каких случаях вы сами говорите другим неприятные вещи? - Думаете ли вы в этот момент о том, что говорите? - Почему дети говорят друг другу гадости? - Как вы себя чувствуете, когда вам говорят что-то приятное? - Как вы реагируете на это? - В каких случаях вы сами говорите другим приятное? - Как вы при этом себя чувствуете? - Что легче: сказать другому гадость или приятное?
б) Интонация - это тон разговора, сила и выразительность голоса. Она является важным фактором при общении. Подсознательно мы реагируем не столько на слова, сколько на их интонацию. И невольно настраиваемся на тот тон, который задает собеседник. *** Вот сейчас я скажу вам одну и ту же фразу, но с разной интонацией, послушайте и определите ее: «Я живу вот так!» ( дети отвечают – с какой интонацией была сказана фраза в первый, во второй и в третий раз). Казалось бы - одна и та же фраза, но произнесенная с различной интонацией, имеет совершенно разный смысл. А сейчас потренируйтесь в произношении фраз с разной интонацией – произнесите их с восхищением, с гневом, с издевкой: - «Ты молодец!»; - «Спасибо тебе!»; - «Ну, извини!»; - «Я очень рад за тебя!»;
- Ребята, скажите, пожалуйста, каким тоном вы предпочитаете, чтоб с вами общались? - Вывод: Тогда каждый из вас должен следить не только за своими словами, но и за их интонацией. Тон разговора должен быть спокойным и доброжелательным.
б)Работа в группах. ( выдать карточки с тучей и солнцем) -Как вы думаете, что может предвещать эта туча? Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. - Что символизируют данные рисунки? - Как могут разрешаться конфликты? Положительно и отрицательно. Для того, чтобы хорошо поработать в группе, вы должны помнить о критериях успеха:
в) У вас на столах лежат слова – подсказки. Выберите из них слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и прикрепите их к лучикам солнышка, а на тучку - отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор. (даются подсказки со словами Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять). Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.
г) Игра «Взаимоотношения» Игра построена на обсуждении стихотворения Льва Кузмина «Дом с колокольчиком» (рассказывает подготовленный ученик) (приложение №2) - От чего же зависит отношение собеседника к другому?
Вывод, что результат общения зависит от характера поведения, намерений. Одного и того же можно добиваться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. - Почему во втором случае к ребенку вышла вместо доброй старушки «Баба Яга».
6. Упражнения а) Упражнение «От сердца к сердцу». А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга — внутренний и внешний — так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний — у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.
б) Упражнение «Подарок». Здесь, в кабинете, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
Наклейте подарок в тетрадь. Кто хочет прокомментировать?
7. Итог урока: - Какие правила надо соблюдать, чтоб избежать конфликта? - Как вы себя чувствуете в конце урока? Изменилось?
В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости; Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженной солнце достать И подарить его людям. Рефлексия. На тучу и солнышко прикрепляем цветочки зелёные, жёлтые или красные. - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Спасибо!
|
Двое уч-ся изображают поссорившихся, затем мирятся.
Спор, ссора, драка, конфликт. Ответы детей На экране выставляется тема « Общение и конфликты». Уч-ся определяют цели урока.
На доске – таблица «Причины конфликта» Уч-ся обсуждают и устанавливают причину.
Уч-ся повторяют выявленные причины конфликта.
У доски активные уч-ся (2-3) оценивают свою работу цветными магнитами
Узнают результаты анкетирования Беседа
Ответы детей
Ответы детей
У каждого уч-ся есть таблица с критерием успеха работы в группе.
Выбирают и комментируют свой выбор
Уч-ся выполняют задание учителя.
Каждый находит в кабинете листок (в виде сердца) со своим номером, на оборотной стороне которого, написано пожелание.
|
Настрой на урок
Устный опрос Оценка настроения
Отвечают на вопросы ИФО
Устный опрос
ИФО
ИФО
«Цветными магнитами»
Сбор и регистрация результатов формативного оценивания
ИФО
Самооценка и взаимооценка
Слушают, оценивают приемом «Светофор»
ИФО
Оценка настроения
|
Приложение №1 Стихотворение «Два козла» Однажды на лужайке подрались два козла, Подрались для забавы, не то чтобы со зла. Один из них тихонько приятеля лягнул, Другой из них тихонько приятеля боднул, Один боднул приятеля немножко посильней, Другой боднул приятеля немножко побольней. Один разгорячился, лягнул что было сил, Другой его рогами под брюхо подцепил. Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз. Я вспомнил эту драку, когда передо мной На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
|
Приложение №2 Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром. У входа висит колокольчик, Украшенный серебром. И если ты ласково, тихо В него позвонишь, то поверь, Что в доме проснется старушка, Седая-седая старушка, И разу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: - Входи, не стесняйся, дружок. – На стол самовар поставит. В печи испечет пирожок. И будет с тобою вместе Чаек распивать до темна. И старую добрую сказку Расскажет тебе она. Но если, но если, но если Ты в этот уютный дом Начнешь кулаком стучаться, Поднимая трезвон и гром, То выйдет Баба Яга,
|
Приложение №3 1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным. 2. В споре умей выслушивать собеседника до конца. 3. Уважай чувства других людей. 4. Любую проблему можно решить. 5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься. 6. Не сердись, улыбнись. 7. Начни свой день с улыбки. 8. Будь уверен в себе. 9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия. 10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
|
11. Будь обаятелен и добр. 12. Извинись, если ты не прав. 13. Не забывай выражать свою благодарность. 14. Выполняй свои обещания. 15. Не критикуй постоянно других. 16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна. 17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других». 18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. 19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.