Этап урока |
Содержание учебного материала |
Форма организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
|
Организует работу с таблицей. Ребята, перед вами названия тем и проблем. При помощи стрелок вы должны показать, какая тема соответствует данным проблем
|
Фронтальная. Парная. |
Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает всем хорошего настроения. Обсуждение плана работы
|
Готовятся к работе.
Выполняют задание.
|
Уважение к учителю и сверстникам. Самооценка готовности к уроку Самоопределение .
Планирование учебного сотрудничества . Анализ объектов с целью выделения признаков .
|
||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Актуализация знаний учащихся об известных способах формулировки проблемы, о конструкциях, помогающих сформулировать проблему. Отличие темы от проблемы. С последующим выходом на проблемную ситуацию урока |
Подводящий диалог: Ребята, совсем недавно мы с вами изучали рассказы « Гранатовый браслет» А. И. Куприна, « Чистый понедельник» И. А. Бунина. _ Какова их основная тема? - Как вы думаете, почему мы опять возвращаемся к этой теме сегодня на уроке ? -Как может быть сформулирована тема урока? -Итак,ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения – рассуждения на основе исходного текста. Именно так формулируется задание 25 на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ.Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, анализ текста, практическую часть . Повторим некоторые теоретические понятия, которые вам необходимы в процессе работы. Знакомство с исходным текстом. - Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст? - Назовите героев рассказа. Опишите их, используя лексические средства из рассказа. |
Фронтальная, парная, индивидуальная |
Знакомит с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст.
|
Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.
Вспоминают, по какому плану должно строиться сочинение. Из каких частей оно должно состоять Знакомятся с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”
|
Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия . Находить и исправлять ошибки, оценивать , осуществлять самопроверку и взаимопроверку |
||||
3. Выявление места и причины затруднения. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.
|
-Что волнует автора? Какова основная проблема текста? - Какая любовь показана автором в этом произведении? |
Групповая работа. |
Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока |
Читают текст. Во время чтения записывают свои первоначальные наблюдения, первое впечатление.
|
Высказывать предположения на основе наблюдений, уметь полно и ясно выражать свои мысли. Формулировать тему и проблему урока |
||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания. Фиксация нового знания в речи
|
Работа с практическим материалом: Прочитайте строки из стихотворений разных поэтов:
- Какая мысль объединяет эти строки разных поэтов? Любовь бывает разная. Какая бы она ни была, её нельзя называть «несчастливой», «несчастной». - - Нужна ли человеку такая любовь? - Какие высказывания, на ваш взгляд, наиболее точно отражают концепцию любви?
|
Групповая работа |
I. Предлагает ученикам поработать с исходным текстом. II.В технологии проблемного диалога организует наблюдение. 1. III. Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения). |
Начинают работу над текстом. Заполняют таблицу- Определяют тему
|
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Работать в группе, участвовать в выработке решения |
||||
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Применение полученных знаний на практике. |
|
Групповая работа. |
Уточняет понимание задания. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль |
Определяют идею Определяют стиль - Каков следующий шаг в нашей работе? Определяют тип речи .Вспоминают типы речи, их отличия друг от друга. Решают, в какой форме может быть написано вступление. Рассматривают композицию, вспоминая её построение. Находят композиционные части в исходном тексте
|
Строить логически обоснованные рассуждения. Работать в группе, участвовать в выработке решения . |
||||
6. Самостоятельная работа с возможным использованием клише.
|
|
Индивидуальная работа. |
Уточняет понимание задания, осуществляет контроль. Оказывает помощь учащимся при написании работ. |
Оформляют вступление к сочинению. Пользуются при необходимости клише.
|
Строить логически обоснованные рассуждения, на практике применять полученные знания. |
||||
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
|
Групповая работа. |
Уточняет понимание задания, осуществляет контроль. Организует работу по нахождению аргументов. Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации их читательского опыта.
|
Читают, что у них получилось. Формулируют позицию автора. Пользуются при необходимости клише.
Отражают собственную позицию. Подбирают 2-3 аргумента. Высказывают свое отношение к позиции автора. Пишут заключение.
|
Строить логически обоснованные рассуждения , на практике применять полученные знания.
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
8.Рефлексия учебной деятельности.
|
Из каких частей должно состоять рассуждение по исходному тексту? Какие ошибки других учеников вы взяли для себя на вооружение? Как оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Над чем предстоит поработать? |
|
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. |
Осущесвляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. Отвечают на вопросы. Ставят оценки. |
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы . Самооценка Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) . |
||||
9.Домашнее задание. |
Написать свой вариант сочинения по теме « Любовь в произведениях русских писателей».
|
|
Даёт задание.
|
Записывают задание |
|
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 11
Автор УМК: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений : М.: Просвещение, 2019.
Тема урока : « Подготовка к написанию сочинения – рассуждения».
Тип урока Урок развития речи.
Цели урока подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;
совершенствовать навыки анализа текста;
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Задачи урока:
- обратить внимание на речевое оформление сочинения.
-отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинении- рассуждения
Планируемые результаты учащиеся научатся писать сочинение – рассуждение , применять знания на экзамене
,предупреждать речевые ошибки.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
-высказывать предположения на основе наблюдений;
-формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;
-соотносить цели и результаты своей деятельности;
-определять степень успешности работы.
Познавательные:
-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
-уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока:
мультимедийная презентация, компьютер, раздаточный материал для групповой работы.
исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.