Урок развития речи. Качества хорошей речи. Речевой этикет. Основные правила общения.
Оценка 5

Урок развития речи. Качества хорошей речи. Речевой этикет. Основные правила общения.

Оценка 5
docx
08.06.2020
Урок развития речи. Качества хорошей речи. Речевой этикет. Основные правила общения.
Урок развития речи.docx

Урок развития речи

Качества хорошей речи. Речевой этикет. Основные правила общения.

Цели:

-образовательная: дать учащимся общее представление о речевом этикете, о качествах хорошей речи; обучать грамотному общению в зависимости от ситуации; формировать культуру речи, учитывая место и цели общения;

-развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

-воспитательная: воспитывать личность, способную убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют общее представление о речевом этикете, о качествах хорошей речи; знают основные составляющие ситуации общения, виды речевой деятельности, формы речи, качества хорошей речи, речевой этикет; знают и понимают основные правила общения.                                                            

                                                 Наша речь -важнейшая часть не только

                                                нашего поведения, но и нашей души, ума.

                                                                      Д.С.Лихачёв

Ход урок

I.Организационный этап 

II.Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания (выборочно)

2.Выполнение интерактивного упражнения «Закончи предложение»

-Из всех способов общения между людьми самый главный-…(словесный)

-Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся…(устной формой речи)

-Когда мы пишем и читаем, пользуемся…(письменной формой речи)

III.Мотивация учебной деятельности. Ознакомления с темой и целью урока.

Обращение учителя к детям.

-Мы с вами живём в противоречивом мире. С одной стороны –это мир новейших достижений техники, мир  новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, можно свободно путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны- это мир, в котором происходит снижение уровня речевой культуры. Так, мы часто слышим неправильные ударения  в речи дикторов ,грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем  некорректное речевое  поведение  в самых различных сферах общения.

Речевые нормы общения требуют от нас бережного и внимательного отношения к слову. Не секрет, что иногда нарушение этих норм может иметь самые негативные последствия.(Обращение  к эпиграфу урока ). Вся наша жизнь проходит в общении, и цель нашего урока- приобретение таких знаний и умений , которые помогут нам в любой ситуации речевого общения чувствовать себя комфортно. Мы общаемся, воздействуя речью на мысли и чувства окружающих, отстаивая свою точку зрения, считаясь с мнением других ,соблюдая этические нормы, используя законы общения.

IV.Работа над культурой и развитием речи учащихся.

1.Объяснение учителя

-Помните строки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина:

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали?

А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке можно судить по его речи. Очень важным является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.

2.Словарная работа: запись на доске и в тетрадях (с пояснением учителя)

ü Этикет (от фр. etiguette - этикетка, надпись) -нормы и правила поведения людей в обществе. Традиционно принято считать ,что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция.

ü Речевой этикет-система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

ü Тактичность - этическая норма, требующая от говорящего понимать  собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться для того неприятными. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.

ü Доброжелательность-свойство характера и поведения, состоящее в добром отношении к людям.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

3.Коллективное ознакомление со схемой «Качества хорошей речи»

(размещена на доске или в виде раздаточного материала)

http://900igr.net/up/datas/182079/024.jpg

4.Практическая работа с языковым материалом с выполнением дополнительного задания.

Задание №1

Прочитайте фрагмент предисловия к книге  А.Г. Балакая «Доброе слово. Словарь-справочник русского речевого этикета».Какова основная мысль этого отрывка? Какая информация, по-вашему ,содержится в словаре А.Г.Балакая?

Речевой этикет понимается как система языковых знаков и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками в соответствии с речевой ситуацией: здравствуйте, здорово живёте, моё почтение, позвольте; имею честь заявить; добро пожаловать, милости просим, приятного аппетита, хлеб да соль, Бог помочь; спасибо, благодарю вас, будьте здоровы, до новых встреч, пока и т.п.

Речевой этикет - универсальное языковое явление, присущее всем народам мира.

Задание №2

Назовите как можно больше этикетных слов русского языка. Как часто вы их используете и в каких речевых ситуациях?

5.Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в парах)

Задание

 Прочитайте отрывок из книги «Домострой».Она была написана в 16 веке и представляла собой свод правил и наставлений, по которым жила средневековая Русь. Расскажите, как вы поняли содержание этого отрывка.

Докажите, что этот отрывок имеет прямое отношение к вопросу о правилах речевого поведения ,принятого на Руси.

Утешающий добрыми словесами мать свою творит волю Божью и угождающий отцу в благости проживёт. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят. Отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас.

6.Практическая работа «Учимся понимать и строить текст» (раздаточный материал)

Задание

Внимательно прочитайте текст. Объясните его название.

Речевые правила доброжелательности

Обращаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или смысл ,что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чём-то спрашивают, совершают определённые речевые действия. Однако, прежде чем перейти к обмену информацией , необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определённым правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны.

Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на ты, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок…Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой , конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта- ведь без этого деловые отношения невозможны.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом- сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений ,применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения , приветствия ,сочувствия, одобрения и комплимента, просьбы, совета и многое другое. Речевой этикет охватывает собой всё ,что может создать благоприятный климат общения.

(Н. И. Формановская)

-Выпишите из текста незнакомые слова и словосочетания. Пользуясь толковым словарём, объясните их значение.

-Объясните, что называют речевым этикетом.

7.Письмо по памяти.

Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу. Какие из этих советов кажутся вам важными? Перечитайте их несколько раз, а затем запишите по памяти.

-Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует собеседника.

-Меньше говорите о себе, больше слушайте.

-Не торопитесь навязывать своё мнение.

-Сразу не говорите человеку, что он не прав.

-Разговаривая, старайтесь не размахивать руками и не говорить громче своего собеседника.

-Во время разговора следите за выражением своего лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчёркивает уважение к человеку.

-Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор.

8. «Играя -обучаемся !»

Прочитайте стихотворение и объясните его название. Согласны ли вы с этим советом?

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/24/s_59c7d78320ca2/img7.jpg

Попробуйте придумать подобный «совет наоборот», связанный с употреблением в речи известных вам этикетных слов.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

-Речевая культура- один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры ,она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.

VI. Домашнее задание.

Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.


 

Урок развития речи Качества хорошей речи

Урок развития речи Качества хорошей речи

III. Мотивация учебной деятельности

III. Мотивация учебной деятельности

Этикет (от фр. etiguette - этикетка, надпись) -нормы и правила поведения людей в обществе

Этикет (от фр. etiguette - этикетка, надпись) -нормы и правила поведения людей в обществе

Практическая работа с языковым материалом с выполнением дополнительного задания

Практическая работа с языковым материалом с выполнением дополнительного задания

Не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о…

Не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о…

Письмо по памяти. Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу

Письмо по памяти. Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу

Попробуйте придумать подобный «совет наоборот», связанный с употреблением в речи известных вам этикетных слов

Попробуйте придумать подобный «совет наоборот», связанный с употреблением в речи известных вам этикетных слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020