Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие?» ( в 9 классе)
Оценка 4.9

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие?» ( в 9 классе)

Оценка 4.9
docx
03.11.2020
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие?» ( в 9 классе)
Урок по милосердию.docx

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие?» ( в 9 классе)

Цель: 
создать условия для подготовки к сочинению – рассуждению на морально-нравственную  тему на основе анализа текста, учиться анализировать текст и  отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:
Личностные УУД:

развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему   миру,

воспитывать внимательное отношение, сострадание к окружающим,создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД: 
способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей, формировать  умение строить речевое высказывание,

Метапредметные УУД:
выделять информацию в соответствии с поставленной целью, формирование информационной компетенции при работе с текстом.

Коммуникативные УУД:
формировать навыки работы в коллективе, умение слушать  товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
учить ставить цели работы,  самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать её и оценивать.

 

Ход урока

1.      Организационный момент ( приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку)

2.      Постановка цели.

-Хочу начать наш урок с притчи

Притча о доброте и милосердии

Жадный и алчный богач никогда не помогал другим людям. Вместе со своими друзьями он только потешался над ними, выставляя их круглыми дураками. Он считал себя гораздо выше и важнее остальных. А также ему казалось, что все его богатство останется с ним до конца жизни.

Однажды к нему подошел один бедняк и попросил работы, но тот сильно осмеял его. Богач радовался, когда ему удавалось над кем-нибудь злобно подшутить. Но в один день кара настигла его: все хозяйство таинственным образом сгорело. Теперь он сам стал абсолютно нищим. Он сразу же побежал к своим друзьям богачам, чтобы попросить у них помощи. Однако никто ему не помог: одни даже не открыли дверь, потому что знали — он будет просить денег. Другие только посмеялись над ним и сказали, что он никогда не был их другом.

Бывший богач был в растерянности: он не знал, что ему делать и как дальше жить. Кроме того, ему сильно хотелось есть, но все в городе слишком сильно помнили свои обиды, чтобы помогать обидчику. Тогда он пошел на самый край города к последним домам и сел возле одного из них. Он уже ничего не ждал и сильно раскаялся во всех своих прежних злодеяниях.

И вдруг из дома напротив вышел тот самый бедняк, которого он сильно высмеял еще будучи богачом. Бедняк протянул ему тарелку супа с большим куском хлеба и сказал:

— Вот видишь, а ты думал, что с тобой никогда не случиться какой-нибудь беды. В жизни нужно помогать другим хотя бы потому, что окружающие могут сами выручить тебя во время неприятностей.

После этих слов бывший богач извинился перед бедняком и больше не отказывал в помощи окружающим людям.

 

- О чём эта притча? Какую актуальную тему она поднимает? ( Тема добра и милосердия)

- Именно рассуждение над этими понятиями  и станет целью нашей работы. А точнее подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие?»

 

3.      Словарная работа

- Вспомните особенности композиции сочинения –рассуждения. ( тезис –аргумент –вывод).

(Учащиеся записывают определение)

- Что значит аргументировать? ( привести факты, доказательства)

- Откуда их можно взять? ( из жизненного опыта, произведений литературы, информационных источников)
- Как вы понимаете значение слова «милосердие»? ( учащиеся высказывают свои определения)

- Толковый словарь Ожегова даёт следующее определение:

МИЛОСЕРДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. изсострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чъему-н. милосердию.Общество "М.". Действовать без милосердия (жестоко). * Сестра милосердия -женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

(Учащиеся записывают определение)

- Выделите корни в этом слове. Какой способ образования этого слова? ( сложение основ).

- Основы каких слов вошли в состав слова «милосердие»? ( милость сердца)

- Подберите синонимы к слову ( доброта, сострадание, сочувствие, отзывчивость, человеколюбие)

- Можно ли прожить без милосердия? Почему? ( учащиеся высказывают свои мнения)

 

4.      Подбор материала по теме урока

- Приведите примеры милосердия в нашей жизни ( создание благотворительных фондов, волонтёрских движений, помощь простых людей нуждающимся и т.д.)

- Назовите известные личности, которые служат примером милосердных людей.

(Мать Тереза, Доктор Л. Рошаль, доктор Лиза, Чулпан Хаматова и др.)

 

 ( Учитель показывает на слайдах фото этих людей и краткую справку о них)

 

- Действительно, к счастью, вокруг много добрых и милосердных людей, готовых оказать помощь тому, к то в ней нуждается. Это и врачи, и спасатели, и представители других профессий. Своим примером они показывают, как мы должны поступать.

- В каких произведениях литературы раскрывается тема милосердия? ( Платонов «Юшка», Распутин «Уроки французского», Пушкин «Капитанская дочка» и другие)

- Предлагаю ознакомиться с текстом Анатолия Приставкина и найти в нём пример проявления милосердия.

 

 

 

Текст для работы

 (1)Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2)Рыбок было десять. (З)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (б)Девочек тоже было десять. (б)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает, когда ложится спать. (12)Для этого были воспитатели. (13)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить; они только подплывали к стеклу, шевелили задумчиво радужными плавниками. (17)И девочки решили поймать вора. (18)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (19)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (20)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (21)Она прижимала к животу мокрую рыбку.

(22)— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек. 111 (23)И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (24)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (25)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (26)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (27)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. (28)Смотреть на неё было страшно. (29)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(30)— Полуночники! (31)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(32)И Инна ответила:

(33)— Нет, нянечка, не пропала. (34)Теперь не пропадёт… (35)Теперь мы уследим. (По А. Приставкину)

 

- Какой пример милосердия приведён в тексте? ( Инна и другие девочки, увидевшие исхудавшую и голодную Люсю, захотели накормить её).

- На основе этого текста создадим сочинение –рассуждение на тему «Зачем человеку нужно милосердие?»

- Составим план сочинения

1. Вступление (тезис),

2.Аргумент 1 (из текста)

3. Аргумент 2 (из жизненного опыта)

4. Заключение

(Учащиеся записывают план сочинения)

- Зачем же человеку необходимо милосердие? ( учащиеся высказывают мнения)

- Сформулируйте и запишите своё мнение, которое и будет тезисом сочинения.

-Подумайте, какой пример из жизненного опыта вы возьмёте .

 

(Некоторые учащиеся называют свои примеры)

 

5.      Итог урока ( рефлексия)

- К какому выводу мы пришли на уроке? ( Без милосердия жить нельзя. Эта нравственная черта  делает человека лучше, а мир -добрее)

- Как часто вы становились свидетелями добрых дел? Что чувствовали при этом?

-Хочу закончить урок фразой и стихотворения Александра Яшина: «Спешите делать добрые дела!»

 


6. Домашнее задание. Написать  сочинение -рассуждение «Зачем человеку нужно милосердие? ( по составленному плану)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие?» ( в 9 классе)

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем человеку нужно милосердие?» ( в 9 классе)

Вот видишь, а ты думал, что с тобой никогда не случиться какой-нибудь беды

Вот видишь, а ты думал, что с тобой никогда не случиться какой-нибудь беды

Текст для работы (1)Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками

Текст для работы (1)Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками

Итог урока ( рефлексия) - К какому выводу мы пришли на уроке? (

Итог урока ( рефлексия) - К какому выводу мы пришли на уроке? (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2020