Урок развития речи с элементами интеграции в 7 классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект).
Оценка 4.7

Урок развития речи с элементами интеграции в 7 классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект).

Оценка 4.7
docx
11.11.2020
Урок развития речи с элементами интеграции в 7  классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект).
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4.docx

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 Габуния С.А..

 

Урок развития речи с элементами интеграции в 7  классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект).

 

Цели урока: научить детей видеть, чувствовать, понимать и любить природу и выражать словами своё отношение к ней; учить работать со словом; отрабатывать элементы комплексного анализа текста.

Оборудование: фотоиллюстрации; рисунки учащихся; электронная презентация; магнитофон.

Ход урока.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

1. Организационный моментПриветствие учащихся.

2.Вступительное слово учителя о красоте природы.

Земля… Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Уникальна и неповторима в своём роде, другой такой нет. Когда Ю.Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая », а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков».

Ребята, это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.

Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

Тема нашего урока сегодня «С русским языком можно творить чудеса…». Откройте тетради, запишите тему урока (запись темы в тетрадях).

У Николая Ивановича Рыленкова есть замечательные строки, которые будут служить эпиграфом к нашему уроку:

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце (запись в тетрадях).

Вы видите рисунки, которые выполнены вами. Они наивны, но искренни, на них природа такая, какой вы увидели её когда-то.

А это картины известных художников: И. Репина, И.Шишкина, И.Левитана (на одном слайде). На них также изображена природа.

ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ

А сейчас закройте глаза и попробуйте услышать весну под музыку известно П.И.Чайковского. (Звучит музыка П.И.Чайковского).

-Что вы услышали?

ПРОЕКТ УЧАЩЕГОСЯ

 

Я предлагаю сегодня вам ещё раз всмотреться в природу, в строчки о природе, вдуматься в слова.

К.Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе…есть великое множество слов».

 

-Как вы понимаете эти строки?

 

3.Работа с текстом.

Все мы бывали когда-нибудь в лесу.

Дома вы писали сочинения-миниатюры с опорными словами на тему: «Вообще всё в лесу может обернуться сказкой».

Давайте послушаем ваши работы, в которых вы попытались изобразить словами то, что вы когда-то увидели в лесу.

-Интересная ли работа получилась у ….? Что вам понравилось в данной работе?

-В каком стиле вы писали о лесе? (Художественном)

-Какие стили ещё вам знакомы?

-А какой тип речи уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание, возможно с элементами повествования)

-Какой тип речи вы не использовали? (Рассуждение)

-Объясните правописание опорных слов с орфограммами на тему леса. (Слова заранее написаны на доске): заросли, растения, леса, тропинка, стелиться, березняк, тишина, разгорается, родные.

-Какие слова вызвали трудности при написании работы? (Объяснение правописания данных слов).

 

Слушая ваши работы, я вспомнила слова великого русского писателя Н.В.Гоголя: «Перед вами громада – русский язык Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Да, с русским языком можно творить чудеса.

Такое чудо сотворил Ф.И.Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной» .

 

4. ПРОЕКТ УЧЕНИКА.

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

-Какие чувства вы испытали при прослушивании?

-Какая часть речи помогает нам увидеть картину «первоначальной осени», почувствовать настроение светлой и лёгкой грусти? (Прилагательные). Какое средство выразительности использует поэт? (Эпитеты)

-Почему именно эпитеты создают образность? (Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, озаряющее слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный предмет).

-Какие образы вас покорили?

-Почему пора «короткая, но дивная»? «Вечера лучезарны»?

-Как вы понимаете «день хрустальный»?

Обратите внимание на глаголы.

-Что интересного заметили? (В этом стихотворении они необычные, непривычные для данных предметов действия описывают они: серп гулял, тонкий волос паутины блестит, воздух пустеет, лазурь льётся).

-Как называется средство выразительности, используемое в данных словосочетаниях? (Метафора и разновидность метафоры олицетворение).

-Может быть, кто-то заметил ещё что-нибудь необычное, замечательное? (Звукопись, ассонанс).

 

Да, надо быть большим мастером, чтобы такую картину нарисовать словами.

Это большой труд – найти нужные, точные слова.

Давайте посмотрим, как это делал великий поэт и писатель А.С.Пушкин.

 

5. Работа над произведениями А.С.Пушкина.

Н.Г.Чернышевский сказал когда-то: «До Пушкина…ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».

Проект: «Контраст настроений в стихотворениях А.С.Пушкина о зиме. Удивительный снег в произведениях поэта»

(По ходу прослушивания делать запись ключевых мыслей)

 

-Что вы можете сказать о проекте Насти, о Настиных находках и открытиях?

 

6. Вывод.

Очень это непросто – писать просто. Это могут великие мастера слова, произведения которых являются для нас образцами. Давайте учиться у них.

 

7.Домашнее задание.

А свои старания в этом направлении вы и покажете дома, где вам предстоит написать этюд «Весна пришла…».

Хочу закончить урок словами А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен…».

 

Я желаю вам творческих побед!

 

 

8.Рефлексия.

-Закончите фразу «Сегодня на уроке я…»

 

3


 

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Работа с текстом. Все мы бывали когда-нибудь в лесу

Работа с текстом. Все мы бывали когда-нибудь в лесу

Проект: «Контраст настроений в стихотворениях

Проект: «Контраст настроений в стихотворениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2020